Дельного ничего не скажу. Когда я заканчивала школу (начало 70-х), то ввели кабинеты профориентации в школах, но это была простая формальность, абсолютно никакого толку от них не было.
Дома этот вопрос решали так:
- мама, врач: "В медицину тебе идти нельзя, ты же будешь умирать с каждым больным!" (т.е. буду очень переживать);
- папа, начальник конструкторского бюро: "Ты же не выдержишь работать каждый день с 8-ми до 17-ти в проектном отделе, а тем более технологом в цехе!".
Я вообще мало о каких специальностях знала, любила, например, биологию (на тогдашнем уровне), но какая перспектива? Учителем в школе? Ни за что!
Выбрала быть инженером, точно зная, что буду инженером-клерком (но на это был большой спрос) - ради надёжного куска хлеба.
Каким он оказался надёжным, показало начало 90-х.
Несмотря на наличие профориентации, она была на совершенно нулевом уровне.
Предполагалось, что мы будем посещать разные предприятия, чтобы иметь о них представление. Да, несколько экскурсий было, но этого было мало.
Я думаю, что сейчас, выбирая специальность, надо учитывать и какой график работы будет в дальнейшем: я уже в институте с удивлением узнала, что продавец с продовольственном магазине неделю работает до упаду, потом сдаёт смену - и неделю он свободен! И отложенные дом.дела сделаешь, и отдохнёшь, и погуляешь.
Сейчас графики другие, но где-то надо "от сих до сих", а где-то больше свободы. Надо, чтобы и молодой человек, выбирающий специальность, знал о таких нюансах.
Хорошо. чтобы профориентолог умел определить: нацелен человек на карьеру или его устраивает тихая жизнь без волнений?
Врачу тоже может работаться спокойно, если он работает в санатории, например (другое дело, что остались ли ещё санатории и не пошлют ли всех на борьбу с какой-нибудь чумой, если надо будет?).