О состоянии дел в выездке. Здравствуйте! Я - Макаров Растислав Павлович - Заслуженный тренер России, судья Всесоюзной категории, мастер спорта СССР, победитель Большого Пардубицкого стипль-чеза, многократный победитель и призер Чемпионатов СССР по троеборью и конкуру. Мне повезло - всю свою жизнь я отдал любимому делу – конному спорту и передал свою любовь и дело своей дочери Слепцовой (Макаровой) Татьяне. И поэтому я не могу молчать, не имею права, когда вижу, что происходит с некогда нашим сильнейшим видом конного спорта - выездкой.
За последнее время у меня сложилось стойкое убеждение в том, что основная сборная России целенаправленно уничтожается вместе с понятием "Большой Приз". Хотелось бы напомнить руководству конного спорта России, в том числе и гос. Тренеру России по конному спорту, о том, что на Олимпийских играх, на Чемпионатах Мира всадники соревнуются по программе Большого Приза, а не в любительских, юношеских или юниорских ездах.
Начиная с 2000 года после прихода к руководству ФКСР Батуриной Е.Н. конный спорт в нашей стране стал медленно, но верно возвращать утраченные позиции на мировой арене. Конечно, основные усилия, как уже давно сложилось, предпринимали энтузиасты (владельцы лошадей, спонсоры, спортсмены и тренеры), но без спокойного и умного руководства ФКСР и ее президента двигаться вперед было бы сложнее. Каждый постепенно стал заниматься своим делом: спортивные специалисты - спортом, работники Федерации - работой по популяризации конного спорта, продвижению его на рынок (он стал появляться на телевидении, начали проводиться представительные международные турниры на хороших площадках, с большим призовым фондом, с приглашением известнейших всадников со всего мира - Кубок Мэра, Кубок Президента, этапы Кубков мира, начал выстраиваться внятный календарь). Наши спортсмены стали гораздо чаще выезжать за границу для выступления в престижных международных турнирах и со временем особенно представители выездки стали удачно выступать на многих из них. Квинтэссенцией всех этих усилий должен был стать Чемпионат Европы по выездке 2005 года в Москве, на котором, а для этого были все предпосылки, наша команда могла бы занять призовое место. Хотелось бы еще раз отметить, что все эти успехи были связаны с тем, что ФКСР не создавала никаких искусственных барьеров для владельцев лошадей, спонсоров спортсменов и тренеров, и с тем, что спортом занимались и руководили им профессионалы, а именно гос. тренер, старшие тренера по видам и тренерские советы, в которые входили тренеры членов сборной, владельцы лошадей, спонсоры и отдельные спортсмены. Можно возразить: какие же специалисты из владельцев и спонсоров? А все очень просто - когда человек вкладывает СВОИ (!) деньги, он вольно или невольно начинает думать: а куда, а зачем он вкладывает, добросовестно ли работают тренер и спортсмен, и таким образом он стимулирует их работу. Да, тренерские советы проходили порой бурно, но именно это и хорошо. Хорошо, когда каждый заинтересованный специалист высказывает свою точку зрения по той или иной проблеме и отстаивает ее, берет на себя обязательства прилюдно, доказывает, что именно его спортсмен достоин быть в команде или что по какому-либо вопросу нужно принять именно такое, а не другое, решение. Главное, что спорили профессионалы, заинтересованные лица и каждый понимал, что несет ответственность за свои слова и что если он окажется неправ, то в следующий раз ему будет сложнее доказывать свою правоту, и что он несет ответственность хотя бы перед спонсором или владельцем лошади. Это был нормальный рабочий, в чем-то даже творческий процесс.
Система допуска до международных турниров была очень проста. Рейтинг спортсмена - международный и российский, его место в сборной команде. ВСЕ! Если тренер и спортсмен считали, что они готовы выступать на турнире, они должны были убедить спонсора выделить средства, а ФКСР по месту спортсмена в сборной подавала заявки на тот или иной турнир. Прислали приглашение на 3 спортсменов - едут три первых номера, остальные могут поехать на другой турнир, проходящий в те же сроки и т.д. И каждый, кто стремился выступать в международных турнирах, понимал: его выезды зависят от его места в сборной и в рейтинге, то есть от его результатов и от веры в него его спонсора - без денег никуда не поедешь, а не будет результата - пропадет желание у спонсора вкладывать в тебя деньги. Поэтому наши спортсмены и выступали гораздо больше и результаты росли, а с результатами росло и место спортсмена в международном рейтинге, а чем выше место в международном рейтинге, тем в более сильную группу при жеребьевке ты попадешь, а чем более сильная группа, тем более лояльны к тебе судьи (только не наши, наши это отдельная тема).
Простые наглядные примеры. С 2002 по 2006 год (5 лет) в первой сотне мирового рейтинга всегда находились от 5 до 7 представителей России. Рейтинг от 09.11.2006:
22. Калинина - Роял
60. Карелова - Балагур
69. Милосердова - Уот Э Филинг
76. Минаева - Гепард
88. Потураева - Зорро
103. Янсон - Форд
В международных турнирах в Западной и Восточной Европе выступали: Корелова, Калинина, Сиднева, Милосердова, Минаева, Потураева, Янсон, Слепцова, Морозкина, Иванова, Волков, Васильев, Куприянова, Князева. Это только те всадники, которые выступали по программе Большого Приза, а они же и другие выступали и в Малых и Средних Призах и выступали успешно.
К чему мы пришли.
Рейтинг FEI на 10.11.2009:
19. Корелова
141. Королева
158. Пыркина
186. Бушина
221. Минаева
Дальше продолжать не хочется - стыдно.
И эта яма не только из-за падения мастерства наших всадников (мастерство осталось) и не только из-за смены конного состава у основных членов сборной, но в первую очередь из-за того, что наши всадники перестали выступать в международных турнирах. В год минимум нужно проехать 8 езд в международных турнирах, лучше больше, тогда для подсчета рейтинга отберут 8 лучших результатов, ссумируют, получат твой рейтинг, но если ты выступал 6 раз, то сумма заведомо будет меньше. Вывод простой: чтобы подниматься в международном рейтинге, нужно выступать в международных турнирах.
Один человек в первой сотне и все, кто разбирается в вопросе, понимают, что Балагуру 20 и, скорее всего, он уже пенсионер. Если бы не эта пара Корелова - Балагур, то картина была бы вообще ужасной. Все наши успехи в Олимпийских видах программы на международной арене связаны только с ними. Пример Кореловой очень яркий. 10 лет жизни, посвященной одной цели, работа под руководством сильного специалиста, возможности и желание владельца лошади, никаких безграмотных регламентов со стороны ФКСР типа "мы вам не разрешим выступать в международных турнирах, пока вы не квалифицируетесь в России", все это, помноженное на трудолюбие и талант всадника, принесло соответствующий результат. Таким же путем с разными вариациями и результатами шли и идут Сиднева, Милосердова, Калинина, Потураева, Князева, Слепцова, Минаева.
Благодаря Кореловой с 2007 года у нас в выездке были результаты для отчета, чем не применули воспользоваться руководители нашей выездки и приписать заслуги за эти результаты своему мудрому руководству. 7 место лично и команде на Чемпионате Европы 2007 года, 5 и 6 место на Олимпиаде 2008 года, 3 место в Аахене 2009 году - это все результаты одного всадника и к ним не имеет отношение никто, кроме тренера, владельца и спортсмена. Кто бы ни руководил выездкой в этот период, результат был бы таким же.
Лицензии на Чемпионат Европы 2007 года имели Корелова, Минаева (на тот момент тренировалась в Прадаре), Янсон, Милосердова, Потураева, Морозкина, Калинина, Иванова, Сиднева, Слепцова (последние две по поллицензии). Была реальная конкуренция за место в команде. В 2009 году мы впервые в современной российской истории не выступали в Европе командой. Выступали только личники. И что еще сильнее характеризует состояние дел в нашей выездке, это то, что в команду не попадает Анна Пыркина - абсалютная чемпионка России в командном турнире в Нижнем Новгороде и в личном в Питере. Да и Балагур оказался не вечен - после 5-6 места на Олимпиаде занял 22 и 18 на Европе. Можно возразить: у нас 6 место командой на юношеской Европе. Нисколько не принижая достоинств членов команды и не умаляя их успех, хотелось бы сказать и им в том числе, что от юношеских езд до Гран-при дистанция очень, очень большая. Это разные виды спорта. Конный спорт пока не входит в программу детских Олимпийских игр, а если кто-то забыл, то на Олимпийских играх всадники выступают по программе Большого приза. Конный спорт не гимнастика, из него в 20 лет не уходят, он только в 30 начинается. На Макс-Тоер Викторию работает вся Австрия (мама у нее, если кто не знает, президент Федерации конного спорта Австрии, небедная женщина), у нее шикарная база и лошади по 2-3 миллиона евро и годовой бюджет не меньше, и все равно 5 место на последней Европе. И лет ей 25. Так что нашему “золотому запасу” при таких же мамах, лошадях, бюджетах - да, забыл о тренерах - и при прочих равных еще лет 8-10 работать. А всем остальным что делать в это время? Тем, кто уже лет 15-20-30 уделил этому виду спорта внимание, кто потратил кучу своих денег, времени, нервов, здоровья - что им делать, пока кучка людей решает свои карьерные и меркантильные вопросы? И далеко не факт, что что-то получится. Не надо иллюзий. Чудеса бывают. Но сначала профессионализм, деньги, а потом уже чудеса. И еще: высокое 6 командное место наши всадники заняли не благодаря, а вопреки действиям руководства нашей команды. В результате ошибки при подаче заявки (чьей ошибки, непонятно, все кивают друг на друга или вообще стараются не вспоминать об этом) у нас вообще могло не быть команды, так как в заявке не указали запасную лошадь Марины Афромеевой, и только благодаря настойчивости и связям ее тренера Инессы Викторовны Потураевой удалось в последний момент решить эту проблему. А руководство команды, главный тренер по виду и старший тренер юношеской и юниорской сборной самоустранились от решения этой проблемы и наблюдали за всем со стороны. Главный тренер занимался своими личными учениками, а старший боялся замарать свое громкое имя в конном спорте. Так что вот так: делайте выводы, господа-товарищи, о профессионализме и патриотизме. Мы все прекрасно помним результаты юношей на Европе 2008 года: командой последние, лично 27, 35, 38 из 38 мест, юниоры командой последнее, лично 35, 42, 45 из 46 мест. В 2009 году юниоры командой последнее, лично 23, 39, 43 из 58, юноши 6 командное и 25, 37, 59 из 69 мест. Круто. Не то что на международных турнирах в России, на которых выступают почему-то из года в год одни россияне и двое из года в год одних и тех же иностранцев, живущих в России. И на которых 3 из 5 судей члены Российского комитета по выездке. Дай бог детям удачи во всем, но не на халяву - халява обычно заканчивается и ее на всех не хватает.
Но мы все же говорим о Гран-при. Об Олимпийских играх и Чемпионатах мира. Так почему же так происходит? Хотелось бы спросить у тех немногочисленных специалистов, которые еще остались у руководства конным спортом - гос. тренера Ненахова В.Н., Тишкина В.Т.: вы что, всего этого не видите или не хотите видеть, ведь вы и только вы – люди, стоящие на государственных должностях, отвечаете за результат. Работники Федерации - это общественники, ведь Федерация - это общественная организация, их сегодня выбрали - они при делах, завтра переизбрали, и их уже нет. Они ни за что не отвечают, так же как и руководители комитетов по видам и члены этих комитетов. А вас назначило Правительство на ваши должности. Вы государевы люди, и спрос с вас в первую очередь, да и во вторую.
А куда завела выездку круговая порука, сформировавшаяся между членами комитетов по выездке, судейству и руководством этих комитетов, видно даже незрячему.
В связи с вышеизложенным несколько вопросов к руководству конного спорта России.
1. Когда и кем был выбран комитет по выездке и его руководитель?
2. Почему в его выборах не принимали участие ведущие специалисты по выездке нашей страны?
3. Почему больше половины членов комитета по выездке - действующие судьи (Соболева, Романов, Макнами, Гурьянова), и любая критика в их адрес сразу же отражается на результатах критикующего или его спортсменов? Дошло до того, что это отражается даже на спортсменах, выступающих в детской возрастной категории. Обратите внимание на состав вновь созданного комитета по выездке FEI.
4. Почему руководитель комитета по выездке официально имеет 8 учеников членов сборных команд? Комитет по выездке создавался как независимый орган, потому как на тренерских советах "все сплошь заинтересованные лица и объективности там мало", а это мешает работе. Но заметьте, при этом у руководителя трен. совета - старшего тренера по виду, в частности Петушковой Е.В., никогда не было официальных учеников среди членов сборной. Она такая странная была, что считала это неэтичным. То есть принимал решение и отвечал за него формально объективный человек. А в комитете по выездке все перевернуто с ног на голову. 8 учеников членов сборных команд - какая уж тут независимость. Как вы думаете, пользуется ли руководитель комитета по выездке своим служебным положением, влияет ли на судей, чтобы обеспечить результат своим ученикам, а будет результат - будет и благодарность от родителей учеников, будут звания и реклама, а будут звания и реклама, будут новые ученики - так скоро ни один неученик руководства в сборную не попадет. Правда, все результаты обычно заканчиваются на границе России с Евросоюзом. Ну да ладно, юниорский век недолог, 4-6 лет, а потом будут новые дети и их доверчивые родители. Выгода Соболевой ясна. Ответьте, выездке от этого какая польза?
5. За какие заслуги люди, не подготовившие за всю свою предыдущую жизнь в спорте ни одного спортсмена или лошади уровня Гран-при, сами никогда не выступавшие ни на каких международных турнирах, никогда не входившие в состав сборной команды ни по какому виду спорта, удостоены чести руководить Олимпийским видом конного спорта?
6. Почему за все время нынешним руководством выездки ни разу не были озвучены планируемые результаты хотя бы на официальных турнирах - Чемпионатах Европы, Мира, Олимпийских Играх?
7. Почему ни разу не была дана реальная оценка выступлений на этих турнирах?
7а. Почему ФКСР не соблюдаются правила FEI, в частности Кодекс поведения судей? Почему старший тренер по виду, руководитель комитета по выездке, официальный тренер 8 членов сборной участвует в судействе тех соревнований, в которых стартуют его ученики, и тем самым подпадает под такое понятие, прописанное в Кодексе поведения судей, как “конфликт интересов”?
8. Ответьте, в каком составе и на каких лошадях планируется выступление сборной России по выездке на Всемирных конных играх 2010 года, на Чемпионате Европы 2011 года, на Олимпийских играх 2012 года и какие результаты планируются руководством конного спорта России на этих турнирах?
8а. Как может всадник Гран-при получить квалификацию для выступления в основных турнирах сезона (например, в Международном турнире в Нижнем Новгороде, сроки 08.06.2010-13.06.2010, если для этого нужно согласно регламенту для выступления в междунардных турнирах на 2010 год выступить как минимум в двух национальных турнирах соответствующего уровня и показать в них определенный результат). Но самое главное, что согласно опубликованному календарю на 2010 год в период с января по 15 мая не предусмотрено ни одного квалификационного турнира уровня Гран-при. И только 15 мая, возможно, пройдет один-единственнй. Нам что, Большой приз не нужен? Или будут допускаться только всадники по квотам комитета и старшего тренера, так сказать, лояльные нынешнему руководству, а нелояльных если и допустим, то грамотные судьи сделают свое дело?
9. И последний вопрос: почему наши судьи на международных турнирах, проходящих на территории нашей страны, выставляют многим нашим спортсменам оценки намного ниже, чем приглашенные иностранные судьи (на 4-6. Это что, некомпетентность, злой умысел, педагогический ход, разработанный руководством выездки России, а может, отсутствие патриотизма?)? Ответьте, если сможете.
Предложения для президиума ФКСР:
1. Признать работу главного тренера повыездке и возглавляемого им комитета неудовлетворительной, освободить от занимаемой должности Соболеву.
2. Переизбрать комитет по выездке.
3. Воссоздать тренсовет.
4. Комитет по виду наделить консультативными и исполнительными полномочиями.
5. Наделить старшего тренера по виду и тренсовет руководящими и законодательными полномочиями.
6. Переработать регламенты и календарь.
В любом деле важен здравый смысл. В чем был смысл не допускать к участию в международных турнирах в Киеве члена основной сборной команды Бушиной Ларисы на коне Эшли? Один из лидеров нашей сборной подготовил большепризную лошадь, получил на нем одну из двух требуемых квалификаций (вторую не получил, потому что во время единственного оставшегося до Киева квалификационного турнира Лариса на основном коне выступала в финале Кубка Мира по нашей зоне), а его не допускают до не очень сильных по составу турниров, вынуждая тем самым на три недели выключать второго коня из работы. У нас что, очередь из большепризных лошадей стоит или сильная конкуренция за место в сборной? Или регламент не предполагает исключений - да нет, предполагает, в нем предусмотрены квоты, только вот квоты почему-то на лидеров сборной не распространяются. В чем смысл вводить квалификацию и проводить минимум квалификационных соревнований, если приняли закон, то обеспечьте механизм его исполнения. Откройте на сайте ФКСР календарь на 2010 год - как можно понять, какие соревнования квалификационные и к каким ездам. Я думаю, в таком виде квалификация нужна только для того, чтобы расправляться с неугодными. Своих все равно допустим, а неугодных прижмем. И еще. Работать можно хорошо и плохо. Критерием работы в спорте является результат. Результаты выступления наших спортсменов приведены выше. Главный итог работы нынешнего руководства это то, что мы уже не выставляем полную команду на Чемпионат Европы. Наши победители и призеры Чемпионатов и Кубков России (Пыркина, Иванова, Крот, Минаева) не соответствуют уровню сборной команды для выступления на Чемпионате Европы. Только для внутреннего потребления. Выводы делать вам, члены президиума.
Призываю всех, кому небезразлична судьба нашей выездки и кто согласен с содержанием этого документа, поставить под ним свою подпись. А я со своей стороны попытаюсь познакомить с содержанием этого письма руководство Росспорттуризма, членов президиума ФКСР, ветеранов конного спорта.
P.S. Уже после написания этого письма мне в руки попал новый опус, вышедший из-под пера работников ФКСР. Новый документ, предложенный на рассмотрение Президиума ФКСР, регламентирует деятельность вновь создаваемого репрессивного органа ФКСР – контрольно-дисциплинарного комитета - Дисциплинарный кодекс ФКСР. Ознакомившись с этим докаментом, я подумал: за мою жизнь в конном спорте им руководило много разных людей (Сталин В.И., Громов М.М., Буденный С.М., Парышев П.П., Векшин В.И., Кобзев П.П., Буденный М.С., Ненахов Н., Петушкова Е.В., Батурина Е.Н., Селезнев Г.Н.), кто-то лучше, кто-то хуже. Но им всем хватало собственного авторитета и знаний, чтобы руководить, решать спорные вопросы, накладывать взыскания и т.д. и т.п. Хватало авторитета главной судейской коллегии, аппелиационного жюри, тренсоветов, главных и старших тренеров. А что теперь получается? Руководители ФКСР настолько боятся простых членов Федерации (спортсменов и тренеров), осознают отсутствие у себя профессионализма и, как следствие, отсутствие результатов своей работы, что прячутся от членов ФКСР за всевозможными кодексами и регламентами. Результаты, кстати, надо показывать в манеже или на боевом поле, а не на страницах глянцевых изданий. Теперь можете меня дисквилифицировать пожизненно (а такое наказание тоже предусматривается этим кодексом). Только не забудьте еще создать спецназ ФКСР – а то кто же меня будет выпроваживать с ваших мероприятий.