Таки да. Ключевой момент - ежовые рукавицы. Нет, это не значит, что лошадь не имеет возможности высказаться и прочее. Я с тем понем, о котором рассказывала, довольно мило сюськалась) Позволяла мусолить рукава и пуговки на одежде. НО до первой мысли о попытках приборзеть. Чуть взгляд изменился - все, тычок, осадил, двинулся, осадил, отстала, сюськаемся дальше) То есть лошадь вполне имела право вести со мной диалог. Но опасные мысли пресекались в зародыше. И это уже было ТОЛЬКО после базовой разборки о его месте в обществе. Позже, когда стал вновь работать с детьми, собирали дети его исключительно при мне. И я уже самих детей учила внимательному отношению к этим сигналам и своевременному пресечению попыток побыковать(опять же, речь идет именно о малейшем изменении выражения лица или некоем некорректном телодвижении, а не о конкретных таких зажатых ушах и таранах плечом, например). Дети вполне успешно осваивали все это и далее проблем с понем не возникало. Мелкие уже сами без подсказок работали как надо). К слову, сюськаться и миловаться я разрешала поню исключительно со мной. Детям было велено пресекать такое поведение. Ибо здесь уже более тонкая игра, в которой новички и дети не то, чтобы не разбираются, не за этим пришли, скажем так) Понь быстро усвоил правила) И с детьми стал вполне себе неплохим учителем)