Собственно, собиралась я только на Сурикова. Там много картин не из Русского музея, привезенных из разных мест, много графики и эскизов вытащено из запасников, много малоизвестных вещей, - в общем, интересно было посмотреть, хотя к моим любимым художникам Суриков не относится.
Понравилось, как организована выставка, особенно подробные подписи к картинам, с раскрытием сюжетов, исторических и мифологических деталей.
Те самые широко разрекламированные малоизвестные вещи - в основном религиозная живопись, причем в основном ученическая, т.е. времен его обучения в Академии. Он там за эти картины всякие денежные поощрения получал, вероятно, довольно существенные для студента. Забавные штуки. Глядя на "Пир Валтасара", я даже слегка хихикнула, потому что уж очень гротескными показались испуганные лица вавилонян и неприличная поза одной тетки. Пророк на картине вообще "трудно разглядим". Да. Мастеру нужно было время, чтобы постичь чувство меры в изображении человеческих эмоций. Или это он специально так изгалялся?
Понимаете, какое дело. Мне про картины рассказать хочется, а вот помещать репродукции в свой дневник не очень хочется. Либо потому, что картины эти по разным причинам не совсем уместны для регулярного созерцания, либо потому, что они и так очень известны. Ничего? (редактирую - оказалось, чего; вставляю репродукции)
Есть одна религиозная картина, которая зацепила
- "Исцеление слепорожденного". Это картина зрелого мастера, написанная в тяжелый для него период жизни, после смерти жены. Лицо Христа на этой картине показалось мне одним из самых запоминающихся и выразительных в мировой живописи. И хотя я долго стояла перед этой картиной, но когда потом шла по выставке обратно к выходу, снова подойти к ней не захотела. На нее тяжело смотреть. Досталось тогда Сурикову, тяжело досталось. Страшно понимать такую боль.
Из Третьяковки к нам приехали "Боярыня Морозова" и "Меншиков в Березове". "Боярыню" разглядывала долго и много размышляла. Что бы там ни писали кураторы выставки и сам Суриков, для меня персонаж картины - безумная фанатичка, и никаких хороших эмоций к таким людям я не испытываю. Да, можно бесконечно обдумывать и пытаться понять, как реагируют на ее безумие и страшную судьбу окружающие: кто-то злорадствует, кто-то жалеет, кто-то боится, кто-то разделяет это безумие. Попыталась найти на картине персонажа, эмоции которого были бы сходны с моими. Пожалуй, мои ближе к страху, но к страху совсем другого рода. Из людей на картине ближе всего "странник" (стоящий мужчина справа) - печальное, задумчивое созерцание. Но все-таки нет. Когда рядом со мной происходит безумие, с которым ничего сделать нельзя, моя реакция - отстраненность. А отстраненных на этой картине нет. В самом деле, откуда бы они там взялись? Такие как я просто не ходят смотреть на подобные зрелища. Разве что случайно могли рядом находиться, но у Сурикова случайных персонажей нет. А еще я поймала себя на том, что даже перед картиной пытаюсь сделать что? - отстраниться от происходящего. Любуюсь, как красиво выписан снег, на вышивку на одежде, на крыши домов.