И еще раз спасибо за фото
.
Настя, единственное, чем могу помочь, это раскидать в инете объявления, если ты пришлешь мне текст. Ну а если ты уже раскидывала, то
Сегодня ездила к серой лошади. Но к другой. Вот к этой:
Это картина Пармиджанино "Обращение Савла" из Художественно-исторического музея в Вене (выставка в Эрмитаже продлится до 28 сентября). Цитирую
отсюда:
Упоминание картины в трудах XVI века помогло правильно определить имя художника, а также сохранилось ее точное описание в одном из инвентарей (1609 год) как работы "с упавшим навзничь святым Павлом, который смотрит на небо, подняв левую руку, а другая - на земле, с прыгающей жирафой или лошадью и с пейзажем, в золоченой раме, руки Пармиджанино".
Савл представлен лежащим на земле (всадник, упавший с коня - символ смертного греха, гордыни). ...
По существу, главной фигурой полотна, подчиняющей все пространство, становится конь. Порывистое движение подчеркивает уздечка, вьющаяся подобно змее. Пропорции тела коня сознательно искажены: у него тяжелый круп, легкие короткие ноги, очень длинная шея. Вместо седла на лошадь накинута пятнистая шкура леопарда, злобная природа этого хищника таит намек на беспощадность Савла: Иоанн Богослов сравнивал леопарда с антихристом.
Шкура самого скакуна напоминает мраморную поверхность: типичный прием для маньериста, который может уподобить живую плоть камню и, напротив, заставить "ожить" статую или архитектурную деталь....
Проведенная реставрация раскрыла великолепную живопись ...: холодные серо-голубые на бедре коня, теплые, слегка золотистые на мехе леопарда и ослепительно белые на гриве жеребца. "
Интересные были представления о прыгающих жирафах в начале 17 века, правда? Зато очень утешает, что современные ученые смогли установить не только вид животного, но и его пол
Ладно, оставим это на их совести, поскольку что-то жеребцовское в нем, и правда, есть. А вы знали, что символизирует всадник, упавший с коня? Вот, не просто щелчок по самолюбию :wink: .
И удивительное выражение у этой лошади. Хотела скопировать фрагмент, увеличить и отдельно вставить, но прочитала на сайте Эрмитажа, как именно защищены все права на их изображения, и стреманулась. Да и все равно не получилось бы. Когда сохраненное изображение увеличиваю, эффект совсем не тот. В общем, живопись, конечно, надо смотреть в реале. Мрамор? Нет. Там какая-то совсем другая текстура. Интересная конструкция уздечки и подков. Думаю, условная, а не реальная.
Как-то все же странно повернулись у меня мозги за последние десять лет. Циклюсь на этих лошадях, и везде они мне в первую очередь бросаются в глаза. Так что не удивляйтесь, что и мои впечатления об Эрмитаже сейчас окажутся в основном лошадиными.
Еще одна временная выставка -
картины Гарофало из монастыря Сан Бернардино в Ферраре (тоже до 28 сентября). Из четырех картин три наши, а одна приехала из Хабаровска. Причем в Хабаровск она тоже попала от нас в 30-е годы. Кстати, разительно отличается от остальных. Мне случалось бывать в нестоличных музеях, и не раз удивляло, что имя художника вроде знакомо, и даже манера смутно узнаваема, но общее впечатление какое-то странное: то ли мастер недоработал, то ли реставраторы "постарались". Вот и сейчас думаю: это наши им тогда отдали, что не жалко, или все-таки уровень реставрации и условия хранения сказались? Это "Чудо с хлебом и рыбами" (на заднем плане на горке видна лошадь под всадником, но на виртуальной репродукции их не разглядеть). Картину
"Несение креста" имеет смысл сохранить и увеличить, чтобы рассмотреть лошадей впереди процессии и особенно тех, которые напирают сзади, в правой части картины. Обратите внимание, где ноги у серой лошади.
Потом я отправилась беспорядочно бродить по залам. Вот вам еще серая лошадь - Германия, Карл Рутхарт "История Товия":
Обратите внимание, как интересно навьючена эта лошадь без уздечки. И сверху на поклаже там сидят обезьяны и попугай (в реале детали видны достаточно хорошо).
Нидерланды, Мартин ван Хемскирк "Голгофа". К сожалению, репродукции на сайте Эрмитажа не нашла. Но если будете там, обратите внимание, сколько лошадей вокруг креста, и какие у них выражения лиц. Очень впечатляет.
Там же, Иоахим Бекелар "Сельский праздник". Тоже невероятное выражение морды у лошади, на которой сидят мужчина и женщина.
Фламандцы. В зале фламандских анималистов две картины Пауля де Воса "Взбесившаяся лошадь" и "Волки, напавшие на лошадь". Первая мне не понравилась: бедная живопись и неудачное цветовое решение. И еще бы этой лошади не взбеситься, когда собаки у нее только что на уздечке не виснут :wink: . А вот вторая - анималистический шедевр. Мрачный, но шедевр. Как и многое другое в том же зале. А вы раньше обращали внимание, что в "Овощной лавке" Снейдерса не только мальчишка ворует кошелек у покупательницы, но справа еще и какая-то лошадь тырит капусту с прилавка
? Причем шоры и довольно стремный пелям ей в этом ни капли не мешают. Ну и, конечно, там все картины можно долго рассматривать в деталях и удивленно находить что-то ранее незамеченное.
И неконное. Как же я редко бываю в Эрмитаже! Последний раз - с Хелой, больше года назад. Каждый раз, как загляну, обещаю себе, что буду чаще заходить. А на деле как-то не получается. Это совершенно удивительное место. Туда можно прийти в тысячный раз и увидеть что-то, чего не видел раньше. Причем даже не обязательно, чтобы эту вещь достали из запасников. Может, ее просто перевесили, и ты ее заметил. Или даже не перевешивали, а просто раньше тебе не случалось кинуть взгляд именно на эту картину. А вот сейчас повезло. Эрмитаж огромен, безграничен, неохватим.
Вот надо было кому-то непонятно из каких соображений развесить картины Йорданса по разным залам. Только благодаря этому я обратила внимание, что, кроме "Бобового короля", он написал еще что-то, заслуживающее внимания.
Будете в зале Рембрандта - зайдите в параллельный зал и найдите там небольшую картину Яна ван Нордта «Отдых на пути в Египет», - вы никогда не видели такого необычного изображения мадонны с младенцем
.
В зале Рубенса, оказывается, многое изменилось в последние годы. Не помню, заходили ли мы туда с Хелой, но обновления я заметила только сейчас. Вывесили несколько картин, которые ранее не экспонировались из-за каких-то дипломатических проблем.
И главное. Обычно всегда захожу в зал, где висит Луис Моралес, мне нравятся наши две его картины. Там же висит и Эль Греко. И вот это было открытие! Оказывается, у нас не только его "Петр и Павел" (ну, сомнительный портрет не считаем). Теперь там экспонируется "Святой Бернард". Это трофейная картина, на которую предъявляло какие-то права правительство Германии, и поэтому ее нельзя было экспонировать. А сейчас подписали какое-то соглашение, и можно. Так что теперь у нас два или три своих Эль Греко. Плюс один чужой. В том же зале экспонируется еще одна картина Эль Греко "Благовещание". Написано, что она из частного собрания и выставлена временно. Сколько лет или дней продлится это "временно", не представляю. Странно, что это как-то не особо афишируется: наверное, владелец уж очень скромный.
Но если вы живете в Питере, то сходИте посмотреть. Вдруг и правда временно. А чтобы увидеть такие вещи, люди едут в другие города и страны.
И еще немного о живописи. Картина Репина "Приплыли"
Сегодня вещаю студентам в аудитории: "Позволю себе небольшой офф-топик..." Сама попрехнулась, а они как бы и не заметили. Проехали, в общем. Однако, с бортовым компьютером надо что-то делать.