Приемные дети: юр., практические, психологические вопросы

Дорогие дамы, возможно кто-то уже сталкивался с этим в своей жизни, а кто-то только задумывается об усыновлении (удочерении, опеке, приемной семье). Возможно, кто-то сомневается, есть вопросы, нужна помощь. Я думаю, я смогу помочь и ответить на многие вопросы.

У меня 5 детей - 2 своих, 3 приемных. Причем история троих приемных детей позволяет мне без сомнения сказать, что я хорошо разбираюсь во всех аспектах этого непростого дела: и юридических, и психологических, и практических.

Первую девочку я взяла под опеку в 3 года будучи в разводе, имея на руках мать-инвалида и не имея полного финансового обеспечения (т.е. смогу ответить на "хитрые" вопросы, как оформить опеку, если что-то не так в документах или нет официального большого заработка). Девочка - дочь соседей-наркоманов, которую я фактически похитила из семьи после того, как она чуть не погибла по халатности родителей, вследствие чего, я имела проблемы с правоохранительными органами, а затем прошла все круги ада по насильственному лишению родителей родительских прав. А затем плотно общалась с родителями девочки, жившими в соседнем доме, законными и не совсем способами убеждая их, что девочке со мной лучше, чем с ними. Затем возник вопрос, как объяснить ребенку, почему она теперь живет со мной, а не с мамой-папой и как она будет жить дальше. На тот момент у меня был сын от первого брака (собственно, лучший друг девочки), поэтому наличие еще одного ребенка в семье облегчило ситуацию.

Адаптация ребенка шла тяжело, т.к. в 3 года девочка почти не говорила и ходила в памперсах, питалась чипсами и кока-колой, но прошла быстро и к 5 годам ребенок стал развиваться нормально и сейчас (9 лет) - успешная, красивая третьеклассница, которая занимается в музыкальной школе, верховой ездой, танцами и горнолыжным спортом. С бабушкой и дедушкой сохранились прекрасные отношения, ребенок знает, что она приемная (все наши приемные дети знают, что ни неродные), знает, что у нее есть еще мама и папа на стороне, но с кровными родителями не общается.

Второй мальчик был нами со вторым мужем усыновлен в возрасте 8 лет из детского дома. Ребенок правополушарный с выраженными талантами и артистическими способностями, при этом с изломанной психикой (родная мать в 4 года бросила его в супермаркете, после чего он год бродяжничал до попадания в приемник, а затем в детдом) и сложным характером. Адаптация ребенка шла крайне тяжело, 2 полных года с небольшими рецидивами до сих пор (сейчас ребенку 12 лет, начался пубертат), с привлечением даже психиатров, тк мы подозревали психическое расстройство (выяснилось, что ребенок полностью здоров). Мы прошли практически через все: истерики психотического уровня, порчу имущества, отказ ходить в школу, уход из дома и прочие прелести жизни. Было очень тяжело. Сейчас ребенок успешно учится, занимается профессионально танцами, верховой ездой, английским языком, плюс готовится к переходу в школу для одаренных детей. Мальчик тоже знает, что у него есть кровные родственники, при этом в будущем мы планируем познакомить его с родной сестрой, которая по суду осталась под опекой отца, и, возможно, отцом, если ребенок сам изъявит такое желание.

Третий ребенок жил с нами с 15 летнего возраста без оформления документов, т.к. он являлся гражданином другого государства (Узбекистан). Сейчас ему почти 20, он успешно учится в Университете нефти и газа им Губкина, живет отдельно в Москве, приезжает к нам на выходные. У старшего есть отличная любящая мать, поэтому его мы считаем своим воспитанником - очень умный, терпеливый, одаренный молодой человек, которого мы пригласили к себе жить, чтобы он учился в хорошей школе, имел возможность заниматься с репетиторами, ездить за границу, расширять кругозор и поступить в хороший вуз. Т.е. в данном случае мы ему не совсем родители, скорее воспитатели-спонсоры, но наши дети считают его старшим братом, а он их считает своей семьей. Ребенок совершенно беспроблемный, зато я могу поделиться опытом, как устроить в Москве и области несовершеннолетнего из другой страны в школу и вуз, сколько это стоит и как оформить все нужные документы.

В общем, я готова ответить на все-все вопросы. У меня нет секретов, я стараюсь помогать семьям с приемными детьми, которые сталкиваются с трудностями адаптации, тк по себе знаю, как это бывает тяжело, но также знаю, что даже в суперсложной ситуации есть выход и все выровняется, нужно только время.

Очень часто бывает, что люди не готовы к сложностям усыновления - они видят жалостливые картинки в Интернете, берут ребеночка-ангелочка, которого бедного все бросили, а когда начинается адаптация и выясняется, что ребеночек не ангелочек, а злостный манипулятор с психологическими проблемами (к сожалению, абсолютное большинство детей средне-старшего возраста в детских учреждениях именно такие, надо смотреть правде в глаза), в ужасе отдают его обратно в детдом, не понимая, какое страшное преступление против ребенка они совершают. Возврат ребенка в детдом - худшее, что можно сделать, поэтому перед усыновлением нужно представить себе самый негативный вариант развития событий и свои действия в этом случае. Причем надо брать в расчет реально страшные ситуации (сексуальное насилие над другими детьми, сексуальная распущенность в младшем возрасте, попытки нанести травмы другим детям вплоть о тяжелых, воровство и попрошайничество и пр) и понимать, что вы будете делать в такой ситуации, учитывая, что в детдом ребенка вернуть нельзя.

Для тех, кто понимает все сложности психологического характера и готов их преодолевать, но боится бумажной волокиты, я могу подсказать, как быстро оформить документы. На самом деле, если этим заняться, все документы можно собрать за полтора месяца.

Тем, кто имеет вопросы по тому, как рассказать ребенку, что он приемный, как помирить своего ребенка с приемным, как объяснить наличие кровных родственников - я тоже могу дать советы.

Мы планируем взять еще приемного ребенка в течение года-двух, возможно, параллельно с рождением своего (но это уже как получится).

Пишите вопросы в теме, по возможности постараюсь отвечать.
 
Re: Приемные дети: юр., практические, психологические вопрос

В канун Нового Года, когда все желания сбываются, я хочу пожелать Вам и Вашей семье здоровья, мира, долгих лет жизни. Господи, как здорово, что на нашей планете ещё есть такие люди как Вы.
 
Re: Приемные дети: юр., практические, психологические вопрос

Major Kusanagi, здорово, что вы об этом пишите. Надеюсь, что вопросы будут. Здоровья всей вашей удивительной семье и вам вдвойне. Контакты сохраню на всякий случай.
 
Re: Приемные дети: юр., практические, психологические вопрос

Очень хорошая тема.
А по вопросам психологического контакта, с просто детьми, не обязательно своими , сюда можно задавать вопросы?

ЗЫ
24 года назад тоже была ситуация, забрала ребенка из детской больницы себе, мать не желала за ним смотреть. Грудничок месяцев 8. Так как я своего полуторагодовалого сына еще кормила грудью, вопрос с кормлением не встал.
Но мне тогда было около 20, учеба( заочная), неопределенность, муж- не надежный. Вообщем под напором родителей я опять отдала ребенка его родителям. Хотя сама я в семье приемная.
В принципе , сейчас, трезво смотря на ситуацию- понимаю ,что я бы справилась и вырастила бы ребенка. Но тогда в 19 лет я боялась неопределенности. :(
 
Re: Приемные дети: юр., практические, психологические вопрос

Большое спасибо всем за пожелания и добрые слова! Вчера как раз был ДР, так что все прочитать было очень приятно ;-)

Вопросы можно задавать абсолютно любые, просто я уверена в своих знаниях и опыте в вопросах усыновления, а в вопросах взаимодействия с детьми могу руководствоваться только своим опытом многодетной мамы. Сами понимаете, у каждого свой взгляд на воспитание детей и мои советы не могут считаться руководством к действию, но ответить я могу на все интересующие темы.
 
Re: Приемные дети: юр., практические, психологические вопрос

k@sta написал(а):
В принципе , сейчас, трезво смотря на ситуацию- понимаю ,что я бы справилась и вырастила бы ребенка. Но тогда в 19 лет я боялась неопределенности. :(

В 19 лет я бы тоже вряд ли взяла ребенка. Точнее почти 100% бы не взяла. Пока не появился первый свой в 25 лет, я считала себя career woman без намеков на семью и детей. А выяснилось, что все это можно успешно совмещать. Сначала тяжело, конечно, но зато потом очень здорово и весело.
 
Re: Приемные дети: юр., практические, психологические вопрос

С прошедшим! :) (Тему буду читать с большим интересом!)
 

Вложения

  • R1UHux1OmMs.jpg
    R1UHux1OmMs.jpg
    90,3 KB · Просмотры: 3.066
Re: Приемные дети: юр., практические, психологические вопрос

Какого возраста лучше усыновлять деток в детдоме ?
Какие основные сложности адаптации с родным ребенком ?
 
Re: Приемные дети: юр., практические, психологические вопрос

Спасибо за эту тему. Пожалуйста, пишите побольше. Как изменились ваши отношения с детьми, супругом, родителями? Что побудило взять ребенка из детдома?
 
Re: Приемные дети: юр., практические, психологические вопрос

Spider-rider, разумеется, чем ребенок младше и чем меньше времени он провел в детдоме, тем лучше. Депривация общения в доме малютки или в неблагополучной семье, психологические травмы в детдоме неизбежны, и чем меньше их будет у ребенка, тем лучше. Оптимальный возраст для усыновления - до 3 лет. А если Вы хотите, чтобы ребенок был совсем Ваш и не знал о том, что он приемный, то вообще до года. Но здесь необходимо учитывать массу факторов.

Во-первых, есть ли у Вас собственные дети и их возраст. Если Вы уже проходили "грудничковый ужас" с бессонными ночами, сменами бутылочек, памперсами и прочим, то можно брать и младенца. Если же своих детей у Вас пока нет, то я бы не советовала начинать с совсем малыша, ибо организм биологической матери долгие 9 месяцев готовится к страшному стрессу первого времени ухода за ребенком, а у приемной мамы этой природной помощи нет и ей пережить все эти передряги сложнее. Даже банально то, что только что родившая женщина легче переносит "копание в какашках, слюни сопли и прочие радости" - помощь природного материнского ининстинкта, а для нерожавшей приемной мамы, усыновившей грудничка, это может быть проблемой.

Во-вторых, у младенца еще совсем непонятен характер, хотя он уже есть. Часто, взяв грудничка, приемные родители ожидают, что он вырастет их точным подобием (а некоторые даже считают, что он будет на них похож внешне) и сильно огорчаются, когда ребенок в 3-4 года начинает показывать свой характер и свою индивидуальность. Ребенок чувствует расстройство со стороны родителей и не может понять, что не так - часто здесь возникают проблемы.

В-третьих, на младенцев и детей младшего возраста у нас дефицит (я не шучу), поэтому моя рекомендация - примерно поставить для себя возрастные рамки (например, не совсем малыш, но и не школьник, т.е. 3-6 лет) и искать детей в данной категории. Или же, наоборот, хотим грудничка / школьника / помочь старшему ребенку устроиться в жизни. Самое главное - четко понять свою мотивацию. Почему Вы хотите усыновить ребенка? На этот вопрос себе нужно ответить очень честно, только так можно понять ребенок какого возраста нужен именно Вам. Также этот вопрос надо обязательно в деталях проговорить с супругом, тк у него может быть совсем иное видение и другая мотивация. Мужчины обычно гораздо легче соглашаются на усыновление девочек 3-5 лет.

Что касается адаптации собственного ребенка, то многое зависит от его возраста. На мой взгляд, важно дать ребенку возможность (или хотя бы иллюзию возможности) участия в принятии решения. Со своими детьми мы начинали издалека разговоры, что не всем так повезло в жизни, как им, не у всех есть мамы-папы, иногда родители умирают или заболевают и тогда дети оказываются в детских домах. Им там плохо и скучно и очень хочется в семью. Смотрели тематические мультики (Мама для мамонтенка, например), фильмы. Не все разом, а потихоньку. А потом садились вместе и спрашивали, как они отнесутся, если мы пригласим ребенка из детдома жить с нами. Предупреждали, что он может первое время ругаться матом, прятать игрушки, обзываться, но не от того, что он плохой, а от того, что ему очень грустно в детском доме. Сразу сказали детям, что это будет их брат, с такими же правами, будет называть нас мама и папа. Потом вместе ездили в детский дом и общались с Сашей. Это позволило а) обеспечить сопричастность детей, т.е. уже не скажешь, мол, я не хотел и был против, б) дать им возможность принять важное взрослое семейное решение.
 
Re: Приемные дети: юр., практические, психологические вопрос

Prosperity, с супругом (отцом моего ребенка) на момент оформления опеки над первым моим приемным ребенком мы были уже в разводе, а за своего нынешнего мужа я вышла замуж спустя несколько лет уже с двумя прицепами ;-))). Ребенка из детдома мы брали уже вместе. Безусловно, в период Сашиной адаптации, которая была крайне тяжелой и длилась почти два года, проблемы с мужем возникали. Но Сашина адаптация была очень суровым испытанием для всей семьи - он так отжигал, что казалось, что это никогда не кончится. Мы с мужем близко знаем друг друга 16 лет, поэтому проблемы не заходили дальше - "Это была твоя дурацкая идея! Как спокойно нам жилось раньше!", но в менее устойчивой семье такая тяжелая адаптация приемного ребенка могла бы поставить семью на грань распада. Но такая адаптация все же редкость, обычно дети быстрее и менее проблематично вливаются в семью.

Моя мама на момент всех усыновлений была уже тяжело больна, а папа умер, поэтому на отношения с родителями наши приемные дети не повлияли никак, но мои близкие родственники (мамина сестра, ее дочь, муж и пр.), с которыми мы очень плотно общались ранее, были крайне против. Это, кстати, нередко случается. Аргументация типичная - "это же ужас, у этих детей плохая генетика, они будут пить, курить и употреблять наркотики! Они будут плохо влиять на нашего ребеночка! Кошмар! Ты убиваешь собственного ребенка! Они научат его ругаться матом!" (это цитаты). Я терпела, но когда я поняла, что трачу свою нервную энергию на родственников, вместо того, чтобы расходовать ее на детей, я их собрала и сказала, что больше не намерена с ними общаться до тех пор, пока они не изменят свою точку зрения - минимум полгода, а там посмотрим. Телефоны в черный список и привет. Довели они меня до нервного срыва, но через год начали общаться. Сначала пытались дарить подарки разного плана - огромное Лего родному сыну и по набору фломастеров приемным, были снова посланы на йух. Мораторий на общение очень хорошо вправляет мозги. В итоге сейчас прекрасно общаемся, дети любят бабушку, тетю и дядю, они их. Правда, у меня осадочек остался, но я работаю над собой.

Что касается нашей мотивации - у нас большая семья, есть ресурсы для воспитания детей и создания им всех условий. Своих детей у нас двое, почему бы не помочь тем, кто оказался в сложной ситуации? Кстати, тоже важный момент - если мотивация к усыновлению сделать доброе дело, ребенок не должен потом это узнать. Т.е. вы берете ребенка не ради ребенка, а ради себя, даже если вы считаете иначе. И никогда нельзя попрекать ребенка тем, что вы его облагодетельствовали, взяли, а он такой неблагодарный, не отвечает вам взаимностью. Взяли - все, это Ваш крест. Обратно вернуть нельзя, несите ;-)
 
Re: Приемные дети: юр., практические, психологические вопрос

Мне в личку приходят вопросы, на которые я стараюсь по возможности полно ответить. Ответы на некоторые из них (без указания ника автора вопроса) буду публиковать здесь, чтобы не повторяться в личке.

Очень важный вопрос, который, почему-то, люди считают "некрасивым" и "корыстным", хотя на самом деле - это исключительно характеризует их как рациональных и ответственных приемных родителей: как сделать так, чтобы у родного и приемного ребенка не было в будущем конфликта из-за квартиры? Как обеспечить обоих детей жильем, если нет возможности заработать на две квартиры?

Первый способ: не усыновлять / удочерять ребенка, а взять его под опеку. Оформив опеку, Вы юридически получаете статус опекуна, а Ваш приемный ребенок - подопечного, т.е. он не может претендовать на Ваше наследство наравне с Вашим родным ребенком. По юридическому статусу он остается ребенком-сиротой и сохраняет все принадлежащие ему по данному статусу льготы. При этом, понятное дело, Вы можете его воспитывать как своего родного, как говорится мухи отдельно, котлеты отдельно (юридические аспекты отдельно, личные отношения с ребенком в семье - отдельно). И в завещании можете прописать часть имущества ему. Но по закону по достижению 18 лет подопечный становится абсолютно независимым от Вас человеком. В этот момент ему, как ребенку сироте, положена от государства квартира, если у него на момент присвоения ему статуса ребенка-сироты (смерти родителей, лишения их родительских прав, признания их пропавшими без вести) не было в собственности недвижимости. Обычно это бывает у детей, от которых отказались в младенчестве (в роддоме), у подкидышей, когда родители неизвестны, или у детей иммигрантов, когда родители иностранцы, но ребенок рожден в России и по факту рождения имеет российское гражданство. Более подробно тут: http://subsidii.net/%D0%B5%D1%89%D1%91- ... D0%BC.html

Если у ребенка на момент присвоения ему статуса сироты была недвижимость в собственности (например, квартира умерших родителей или доля в недвижимости, выделенная ему при приватизации), он сохраняет на нее все права и по достижению совершеннолетия она переходит в его полную собственность. Вы, как опекун, до достижения ребенком 18 лет имеете право распоряжаться этой недвижимостью в его интересах (например, сдавать), но обязаны отчитываться в органы опеки о том, куда Вы тратите деньги, полученные от сдачи в аренду имущества ребенка (отчет + чеки, квитанции и пр.). У подопечного, помимо недвижимости, может быть и другое имущество - автомобиль, ценные бумаги и пр - на них распространяются те же правила. Продать имущество подопечного Вы не можете, только распоряжаться в его интересах.

До достижения ребенком совершеннолетия Вам, как опекуну, выплачивается ежемесячное пособие на него в размере 12 000 руб (в Москве и области, в других регионах может варьироваться, но около того). Раз в год Вы обязаны подавать в органы опеки отчет. Если у ребенка своего имущества нет, то подача отчета - чистая формальность (заполнили форму и все). А если есть и Вы его сдаете / извлекаете прибыль, то тут надо отчитываться документально.

Имейте ввиду, что если Вы приходите в органы опеки и начинаете интересоваться имуществом ребенка, это сразу очень настораживает сотрудников, т.к. очень много аферистов, которые хотят не ребенка, а его квартиру. Тут надо либо абсолютно прямо и честно сказать о том, что Вы не хотите, чтобы в будущем у детей были имущественные споры о квартире, поэтому интересуетесь, как приемный ребенок будет обеспечен жильем, либо наоборот, очень аккуратно узнавать про наличие недвижимости у ребенка.

В чем минусы опеки? В первую очередь в том, что это НЕ ВАШ РЕБЕНОК. Т.е. если родители живы (например, алкоголики или сидят в тюрьме), то если они вдруг исправятся и докажут факт своего социального благополучия в суде (работа с подтвержденной зарплатой, отсутствие вредных привычек, наличие пригодного к проживанию жилья), то ребенка у Вас отберут и отдадут им. Это серьезный риск. Даже если сейчас кажется, что это невозможно, то представьте, Вы воспитываете ребенка как своего 5-8 лет, любите его, он любит Вас, тут бац - повестка в суд, родители объявились. Или, что чаще, мамашка нашла себе богатого мужика, выскочила замуж, он ее устроил на работу, купил квартирку и теперь она льет слезы о том, как она по своему дитю скучала всю жизнь и хочет свою любимку назад. И что с ней делать - убивать? Если ребенок старше 12 лет, он имеет право высказать свое мнение в суде, но опять-таки это мнение будет всего лишь принято к сведению. А дальше - как суд решит. И бывает, что отдают детей от прекрасных опекунов вернувшимся блудным родителям, хотя ни дети, ни опекуны этого не хотят.

То же в случае с приемной семьей - там денег платят еще больше, но забрать детей могут еще легче: не просто по решению суда, а по решению органа опеки, разорвав договор приемной семьи. Т.е. этот вариант хорош для тех, кто хочет на дому именно работать воспитателем большого количества приемных детей, а не взять в семью своего любимого и единственного ребенка.

В случае усыновления этот вариант невозможен, ребенок Ваш и точка. Никто и никогда его забрать не может, только если Вы совершили в отношении него преступление. Он имеет такие же права, как родной ребенок, действует тайна усыновления, и никаким блудным родителям даже Ваши контакты не дадут.

Второй способ: при усыновлении ребенка, его недвижимость (если она есть) останется за ним. При этом Вы сможете сразу ей распоряжаться - например, продать, обменять и пр. Но право на квартиру от государства (если у него недвижимости нет) он потеряет. Вы также можете оформить завещание, в котором будет указано, какая недвижимость кому из детей отойдет. Этот вариант намного хуже, т.к. оба ребенка будут одинаковы в своих имущественных правах и смогут в суде оспорить Ваше завещание.
 
Re: Приемные дети: юр., практические, психологические вопрос

Вот еще вопрос: как опека решает, можно ли семье давать ребенка на усыновление / опеку или нет?

В целом, опека оценивает семью по 5 параметрам:

1. Жилплощадь и ее благоустроенность. Т.е. метраж и ремонт. Если вы только собираетесь делать ремонт в квартире, мебель вынесена, все спят на полу и дети рисуют на стенах - не надо приглашать опеку ;-))). У меня так знакомые попали - решили взять ребенка в семью и начали ремонт. Опека пришла с осмотром, а там ужас-ужас. Очень долго потом доказывали, что они благополучные. Но тут и опеку можно понять - приходят они, а дети по полу валяются, мебели нет, обои клоками свисают. Я тогда очень ругалась на знакомых - ну надо же было так ступить?

Желательно, чтобы у ребенка была отдельная комната. Плюс Вас будут спрашивать, где будет жить приемный ребенок - Вы должны иметь четкое представление об этом и показать, рассказать, как Вы планируете его устроить в квартире.

2. Работа и доход родителей. Детей отдают под опеку и усыновление и в неполные семьи (причем и отцам-одиночкам), но у родителя / родителей обязательно должен быть официальный подтвержденный доход. Т.е. если Вы фрилансом зарабатываете 100 тыс в мес, но официально числитесь безработным, Вам ребенка не дадут. Надо устраиваться хоть куда-то, хоть на 30 тыс в мес (в Москве, в регионах ожидания по з/п гораздо меньше), но чтобы была справка с места работы, которая бы подтверждалась по звонку. В анкете (как на кредит в банке) Вы вполне можете указать и неподтвержденный доход, но за основу опека берет официальные данные.

3. Состояние здоровья и возраст. Для получения статуса кандидата в опекуны / усыновители нужно будет обойти врачей. Разумеется, Вам не дадут ребенка, если Вы серьезно больны (рак, туберкулез, СПИД, сифилис и т.д.) или если у Вас инвалидность нетрудоспособной группы. Также, понятное дело. Вы не должны состоять на учете в ПНД или НД. По возрасту ограничения, если я не ошибаюсь - до 65 лет на момент исполнения ребенком 18 лет (если опека оформляется над неродственным ребенком).

4. Благополучие семьи и родных детей. Тут могут опросить соседей, посмотреть не было ли приводов в милицию, вызовов на семейные разборки, запросить характеристику на родного ребенка из школы / сада, в особых случаях поговорить с классным руководителем / воспитателем родного ребенка. Но это делается, если семья почему-то вызывает сомнения или когда-либо был сигнал о неблагополучных отношениях в семье.

5. Планы семьи относительно приемного ребенка. Чисто разговор - а зачем Вам ребенок, в какие секции он будет ходить, в какую школу / сад он пойдет, почему Вы хотите мальчика / девочку этого возраста и пр. Сейчас обязательно посещение Школы приемных родителей - оттуда обязательно запросят характеристику.
 
Major Kusanagi, скажите, пожалуйста, насколько сильно проявляется наследственность ребенка? Не секрет, что на сегодняшний день подавляющее большинство детей в детдомах - это дети из неблагополучных семей. Какова вероятность того, что при всех воспитательных усилиях приемных родителей ребенок пойдет по пути своих биологических родителей?
Причем надо брать в расчет реально страшные ситуации (сексуальное насилие над другими детьми, сексуальная распущенность в младшем возрасте, попытки нанести травмы другим детям вплоть о тяжелых, воровство и попрошайничество и пр)
Скажите, а как лично Вы поступили бы в подобной ситуации (не дай Бог, конечно).
 
новенький, наследственность штука очень непредсказуемая, предугадать, выстрелит она или нет - невозможно. Но надо всегда помнить, что она может проявиться. Что воспитание - это одно, а биология - это другое. Вероятность рассчитать практически невозможно - для этого нужно было бы иметь огромную репрезентативную выборку, которой, разумеется, ни у кого нет.

Случаи, когда у приемных детей проявлялась плохая наследственность, я знаю. Но в этих случаях детей в приемной семье не особо воспитывали, прямо скажем. В одном случае девочку, взятую из детдома в 11-летнем возрасте (была оставлена в роддоме несовершеннолетней мамашей), зацеловывали и залюбливали приемные мама и папа в возрасте 50+ лет, которые некоторые время назад потеряли собственного ребенка. Девочка по щелчку получала все - айфоны, поездки, одежду и, что самое плохое, слепую веру и любовь приемных родителей. Результат - родила мальчика в 15 лет. Что это - наследственность или недорадботка приемной семьи? На мой взгляд, второго здесь гораздо больше, чем первого. Если ты знаешь, что у твоего ребенка возможны такие проблемы, так подстрахуй - где тонко, там и рвется. Знание о плохой наследственности ребенка - это огромное преимущество для семьи, т.к. ты знаешь, где подстелить соломки.

В описанном мною случае самое ужасное было то, что после того, как девочка родила, приемные родители полностью потеряли к ней интерес. Для них она из предмета обожания стала предметом брезгливости, ибо в той очень хорошей, благополучной и интеллигентной семье ранние половые связи - это было что-то за гранью добра и зла. Своей вины за случившееся приемные родители не чувствовали и во всем винили "плохую наследственность". Всем рассказывали в красках, как они старались, как они "ничего не жалели ради ребенка", а "она, неблагодарная, оказывается вон какая" и "это все дурная кровь, ничего не поделаешь". На мои замечания, что мол, почему же такой пессимизм? Ну да, рано родила, это, конечно, плохо, но девочка осталась сама собой, даже налет "илитарности" смылся, за ребенком ухаживает, любит его, ребенок здоров - живи и радуйся. Но нет, на них теперь "печать позора" - ах, что же скажет графиня Марья Алексевна...

Знаю и другие примеры, когда люди брали в семью уже пьющих подростков и через пару лет детей было не узнать - светлые умные молодые люди и девушки, без следа былой зависимости. Так что все очень индивидуально. Главное - идти намеченной дорогой, помнить об имеющихся опасностях, но не стараться списывать на них собственные неудачи.

Скажите, а как лично Вы поступили бы в подобной ситуации (не дай Бог, конечно).

Мы четко знали, когда брали ребенка в семью, что в случае подобного сильно девиантного поведения мы сможем

а) обеспечить должную медицинскую и психологическую помощь. Если это не поможет, то

б) отправить ребенка в хорошую частую школу-пансион либо за границу, либо в России, чтобы он мог получить хорошее образование, при этом наша семья была бы изолирована от его агрессивного воздействия, или

в) нанять ему персонального воспитателя и обеспечить его отдельное проживание.

Да, это все варианты, требующие больших вложений. Но то же самое можно сделать и без особых инвестиций: например, у детей-сирот есть льготы при поступлении в Нахимовское или Суворовское училище, в кадетские или казачьи корпуса. Это очень хорошее бесплатное военное образование, при этом ребенок 5 дней в неделю проводит в интернате. Альтернатива - найти дедушку / родственника отставного военного, кто бы занимался с проблемным ребенком. Т.е. или ты готов платить деньги, чтобы ребенок получал хорошее образование, или ты готов поднимать попу и бегать его устраивать.

Может возникнуть вопрос - а зачем тогда брать ребенка в семью, чтобы снова запихнуть его в интернат? Отвечаю: во-первых, данная мера - это уже крайний случай. Т.е. когда никакого другого выхода нет. Когда испробовали все, и ничего не работает. Во-вторых, в любых закрытых школах ребенок проводит 5-6 дней в неделю. 1-2 выходных у него все равно есть, и тогда он возвращается в семью. Но возвращается он не девиантным, а страшно послушным и жаждущим общения, ибо это его единственный день в неделю, когда он может пообщаться с родителями, как все остальные дети. В-третьих, отличие хорошей закрытой школы от школы при детдоме - как разница между МГУ и Светложопинским филиалом Усть-Урюпинской юридической академии, поэтому ребенок получает крайне серьезный бонус в виде действительно хорошего образования и качественного воспитания.
 
Major Kusanagi, спасибо Вам большое. Примите мое искренне восхищение и уважение. Мне еще не доводилось встречать человека такой душевной широты и такой энергии. Удачи Вам во всем!
Главное - идти намеченной дорогой, помнить об имеющихся опасностях, но не стараться списывать на них собственные неудачи.
Мне кажется, проблема кроется в том, что, зачастую, у приемных родителей не совсем верная мотивация. Беря приемного ребенка, родители пытаются решить свою проблему нерастраченной любви к отсутствующим (погибшим) биологическим детям. Хотя, как мне кажется, основной мотивацией должно быть - у меня есть возможность, поэтому я могу и хочу дать/помочь.
 
Можно вопрос другого плана? Вы ЧВ? Как умудряетесь все успевать? Вы сами работаете? У меня четверо детей, один из них приемный + работа + лошадь. Я бы взяла еще детеныша, но, боюсь, что тогда лошадь продавать придется...
 
И еще по-поводу адаптации. К кому адаптация сильнее, к малышу или школьнику. Мы взяли девочку 9,5 лет год назад и хотя ничего совсем девиантного ребенок не творил, плющило меня почти год, да и сейчас бывает, накатывает. К 3-х летке вашей сильная адаптация была?
 
Shmendra, да, я ЧВ, лошадей у меня аж трое (но один из них, молодой, находится на доращивании, я к нему езжу хорошо если раз в месяц). Мы живем за городом, до конюшни 10 минут на машине. Дети занимаются ВЕ каждый день на одном нашем жеребце, мы с мужем по два раза в неделю (иногда по три) - на другом. Все кони стоят в КСК, поэтому все вопросы ухода решены, плюс у нас прекрасный тренер-берейтор, которая в наше отсутствие (если уезжаем куда-то или по работе не можем) работает лошадей, ну и занимается с нами и детьми.

Я очень активно работаю, но у меня свободный график, что позволяет планировать время так, как удобно. Когда-то работаю ночами, когда-то сутками, а когда-то могу неделю просто на почту и звонки отвечать и все. Зависит от общей загруженности. Ну и, я уже писала, у нас помощница по хозяйству, что, я считаю, просто основной фактор того, что я успеваю и работать, и с детьми много времени проводить, и ВЕ заниматься и даже на форумах писать ;-). Домашнее хозяйство отнимало у меня минимум 30%, а то и все 40% времени, а сейчас я вообще ничего по дому не делаю. Это огромное облегчение. Плюс я очень не люблю готовить, убирать, стирать, а если соотнести стоимость моего времени и стоимость времени помощницы по хозяйству, то мне проще больше работать, чем растить стресс от того, что посуда не помыта, суп не сварен, белье не развешано, а ковры не пропылесошены ;-))).

Относительно адаптации - у меня была флуктуирующая адаптация. Сначала была какая-то безграничная любовь и самопожертвование. Где-то год. Я была счастлива, девочка вызывала во мне какие-то невероятные материнские чувства, хотя вела она себя, прямо скажем, отвратительно. Потом наступил период охлаждения, но не сильно. Тогда началось выстраивание иерархии, наведение дисциплины, ибо оба ребенка к тому времени уже прочно сидели на шее. А вот где-то через 2,5 года начался период отторжения. Это было связано с подготовкой к школе, ибо Ангелина тупила нещадно и это дико выбешивало. Казалось, что все усилия уходят в песок. Ну и все окружение сочувственно покачивало головами, мол, ну чего ж ты хотела, от осинки не родятся апельсинки. Что только добавляло масла в огонь. Это был период "слащавости", когда с ребенком я общалась подчеркнуто корректно и вежливо, но внутри меня все страшно раздражало. А потом и это прошло со временем. Где-то через год постепенно все сошло на нет, в учебе начались успехи, к тому, что ребенок не хватает звезд с неба, я привыкла (а потом она стала учиться все лучше и лучше), а сейчас никакой внутренней разницы между своим и приемным нет.
 
Сверху