Психология в конном спорте и верховой езде

  • Автор темы Автор темы Nick
  • Дата начала Дата начала
Здесь Вы, вместе с маркисзмом и ленинизмом :), ошибаетесь. Процесс не линеен, это кольцо обратной связи и "психологический зажим" вполне может приводить к проявлениям материальной, как Вы говорите, природы.
Здесь я нет, не ошибаюсь), и Вы тоже: то, что Вы только что написали - совершенно верно, и это как раз и есть классический марксистский) диалектический материализм: единство противоположностей.)))
В остальном спорить не буду, Вам виднее, хочу только попросить подбросить ссылочек для почитать самому, желательно на русском, виноват, не продерусь даже через английскую спецлексику...(

Простите за весёлый рассказ, но тема начала уже изрядно меня веселить. Я всего лишь спросила, а нет ли у кого вот эдакового? А мне вместо спокойного «нет» или пары полезных ссылок что-то упорно доказывают. Хотя вроде никто конкретно эти книги не ругал. А может кто краткое изложение книг готов рассказать? Я двоечница. Люблю попсовые статьи и списывать.
Запросто: если Вы просто просмотрите заголовки глав, частей и параграфов фундаментальных учебников - то поймете, каким комплексом знаний и умений должен обладать тот тренер, который любит психологию и умеет ее применять на деле.
То есть ничего не прочитав, а только проглядев оглавление) - уже сможете отличить более или менее подкованного тренера от нормального)... этого мало?))) По мне так очень немало...

Уже не помню, где меня заставляли рефераты по физкультуре писать.
Плохо заставляли, мало...) рефератирование (и конспектирование) как раз и подразумевает быстрое чтение и быстрое же выделение главного, нужного, существенного.

Я совсем безнадёжна, да?:)
Видимо, нет, просто...

Я двоечница. Люблю попсовые статьи и списывать.:)
)))
 
сейчас надо не преклоняться перед всем иностранным, а просто изучать всё, что доступно и у нас, и у них, а изучивши - взять лучшее отовсюду, а не слепо копировать иностранные приемы, которые хоть и работают, но очень далеки от идеала...
(в стойке смирно) Так точно, капитан Очевидность!


Повторю запрос во Вселенную.

У кого-нибудь остались полезные ссылки о психологии всадников кроме фундаментальных трудов по всей общей теории психологии спортсменов?

И жду с нетерпением ответа от Астры. А вдруг.

Вон Winterlady (пишу ник по памяти, если что – исправлю) вообще миссионерка. Кто читает раздел «Дневники», тот поймёт.
 
Здесь я нет, не ошибаюсь), и Вы тоже: то, что Вы только что написали - совершенно верно, и это как раз и есть классический марксистский) диалектический материализм: единство противоположностей.)))
В остальном спорить не буду, Вам виднее, хочу только попросить подбросить ссылочек для почитать самому, желательно на русском, виноват, не продерусь даже через английскую спецлексику...(
На русском не подброшу, к сожалению, добрые самаритяне типа Nick, готовые над переводами корпеть бесплатно и плоды интеллектуального труда своего людям дарить - штучный товар. :)

Запросто: если Вы просто просмотрите заголовки глав, частей и параграфов фундаментальных учебников - то поймете, каким комплексом знаний и умений должен обладать тот тренер, который любит психологию и умеет ее применять на деле.
Знаете... вот есть такой прекрасный психотерапевт Отто Кернберг, один из крупнейших специалистов в области тяжёлых расстройств личности, ставших доступными для психоаналитической терапии, в том числе и благодаря его личным усилиям...
Вот был такой прекрасный Хайнц Кохут, основатель селф-психологии, который изменил целый ряд традиционных психоаналитических представлений о разных аспектах устройства личности...
Был не менее прекрасный Леопольд Сонди с его концепцией семейного бессознательного...

И все их прекрасные работы - это must read, в общем-то, для любого психолога, но в реальности - мало кто это читал. Потому что написано таким языком... честно Вам скажу, через один только текст того же Кернберга я не меньше полугода продиралась, короткими перебежками, уж больно неудобочитаемо.
Опосля чего неизменно с большой осторожностью рекомендую кому-либо изучать "фундаментальные труды". :)
 
На русском не подброшу...
Жаль...

(в стойке смирно) Так точно, капитан Очевидность!
Давно бы так...)))

Вон Winterlady (пишу ник по памяти, если что – исправлю) вообще миссионерка. Кто читает раздел «Дневники», тот поймёт.
Да ладно... ничего не имею против Winterlady, и переводческий труд вполне приличного для начала уровня заслуживает только уважения, но перевод одной книжки - это еще далеко не миссионерство), а сама книжка... мягко говоря, крайне спорная, а минимум в одном совете - откровенно опасная.
 
Последнее редактирование:
И жду с нетерпением ответа от Астры. А вдруг.
Странно, вроде, ответ писала, а он не опубликовался... ну что ж, значит, не судьба была тем словам отправиться в пространство. :) Напишу другие...
Нет никакой "психологии всадников".
Психология - это наука о психических процессах.
Психические процессы - это способы мозга отражать реальность.
То, каким именно образом мозг реальность отражает, зависит от: а) устройства мозга на уровне органики (толщина коры, интенсивность подкорковых процессов, функционирование лобных долей и проч.), б) среды, в которой формировалась личность, носящая данный мозг (воспитанием можно скорретировать имеющиеся дефициты, а можно и у здорового организовать такой уровень педзапущенности, что он будет крайне малоадаптивен по жизни), в) ситуации, в которой находится индивидуум (зона комофрта, ситуативный стресс, эмоциональный перегруз, хроническая психотравмирующая ситуация, etc)... ладно, восемь осей психодиагностики опускаем, Вы не начинающий пси на супервизии, довольно для общего понимания, я думаю...
И всё это совершенно одинаково, независимо от того, ездит индивидуум верхом, плавает брассом, стоит за прилавком или сидит в офисном кресле.
 
Нет никакой "психологии всадников".
И всё это совершенно одинаково, независимо от того, ездит индивидуум верхом, плавает брассом, стоит за прилавком или сидит в офисном кресле.
Наконец-то!) Браво!

И позвольте ряд вопросов.
1) Как Вы видите лучший механизм психологического обеспечения тренировок всадника? Штатным психологом, равным по статусу и правам тренеру? как-то иначе?
2) Какова, по-Вашему, роль психологич. самообучения и самопомощи - для всадника и для тренера?
3) Тот же вопрос в ином звучании: есть ли вообще смысл всадникам и тренерам - заниматься самообразом в области психологии?
4) Если да, то как? Может быть, можете посоветовать если не курсы или программы, то направления, школы или конкретные техники вроде дыхательных или медитативных?
 
Последнее редактирование:
Астра, дело не в том, что всадники - люди особенные. Дело в том, что в книге для конников ожидаешь меньше воды, а больше специфики. Условно, «боюсь высоты, скорости, потери контроля и т.д.», психология взаимодействия человека и животного, особенности влияния человека именно как всадника на лошадь, преодоление предстартового мандража, как запомнить схему или маршрут и т.п. Я написала очень приблизительно, по-быстрому. Надеюсь, что суть ясна. Тот же Вуд неплохо с этой задачей справился или... вот забыла ещё автора... Мюзелер это был или кто ещё. Забыла. Если важно будет - найду.

Полезно прочитать и Прайор, и Алексеева, и ещё тьму книг. Я лично обожаю читать.

Но если есть возможность, то я хочу почитать книгу/статью человека, который имеет знания как психолога, так и конника. Готовый продукт. Но фаст-фуда тоже не хочется. Разок – можно заморить червячка, а потом живот заболит. Я хочу в ресторан и фуа-гра. А поваром становится не хочу. Нет возможности. Но я поддерживаю мнение, что плоха та хозяйка, которая не умеет наваристых щей сваять. Хотя иногда по пятницам я хожу в кафешки.:D

Вопросы от Cap мне понравились. Кроме этого.
Как Вы видите лучший механизм психологического обеспечения тренировок всадника? Штатным психологом, равным по статусу и правам тренеру?
Боюсь, что финансово не потяну.:D
 
Эйша, лаконичные рекомендации в стиле "помоги себе сам" предложил ТС в первом же посте. Как раз выездки касается. В целом я не думаю, что в сети много материалов конкретно под Ваш запрос. Когда-то я работала в одном маленьком журнале, имеющем как раз такое направление, мы просуществовали 6 лет, потом выдохлись. Кроме того сейчас те наши статьи уже морально устарели, надо что-то новенькое писать.
 
И позвольте ряд вопросов.
1) Как Вы видите лучший механизм психологического обеспечения тренировок всадника? Штатным психологом, равным по статусу и правам тренеру? как-то иначе?
2) Какова, по-Вашему, роль психологич. самообучения и самопомощи - для всадника и для тренера?
3) Тот же вопрос в ином звучании: есть ли вообще смысл всадникам и тренерам - заниматься самообразом в области психологии?
4) Если да, то как? Может быть, можете посоветовать если не курсы или программы, то направления, школы или конкретные техники вроде дыхательных или медитативных?

Хорошие вопросы. :) Непростые. Ладно, если пофантазировать... /вытаскивает из загашников внутреннего мира свою шизоидную субличность :)/...

1. Штатный психолог - думаю, нет.
Во-первых, подготовка хорошего пси - это время и деньги (много, того и другого), соответственно, держать хорошего на окладе будет дорого или очень дорого, хороший специалист на маленький оклад не пойдёт, а что бывает при тех, кто на маленьких окладах, легко видеть на примере так называемых школьных психологов.
Во-вторых, в силу субъективных факторов один и тот же пси не может равно эффективно работать с самыми разными людьми. Аналогия со спортом высших достижений тут не проходит, спорт высших достижений - это люди с определённой личностной структурой, люди с другими структурами "сходят с дистанции" сильно раньше, чем дело даже близко к высшим достижениям подойдёт.
Так что. если мы говорим о всадниках ан-масс, а не об элите большого спорта - то нет.
Думаю, эту нишу могли бы заполнить психологи-конники, работающие частным порядком по обращениям к ним. Таких немного, но они есть, а скайп делает расстояние между пси и клиентом совершенно непринципиальным фактором.

2 и 3. Думаю - тоже нет. Объясню, почему...
Вот, например, смотрела я видео с семинара М. Жирновой о работе в руках. Хороший тренер, прекрасное видео. Но если я начну пытаться, например, посмотревши сие видео, учить лошадку сбору в руках без присмотра наставника, который понимает процесс, я, с крепким шансов, наделаю такого, что лучше б я вообще ничего не делала. Будет история из серии "заставь дурака богу молиться - он лоб расшибёт", со мною в роли того самого дурака. Аналогия понятна?

4. Оно же будет ответом Эйше насчёт "меньше воды, больше специфики"...
Видите ли, уже больше ста лет психологи никак не могут прийти к единому выводу о том, сколько же всё-таки существует разновидностей человеческих характеров. :) И не придут, я думаю, никогда, очень уж мы все индивидуальны. И то, что сработает с одним человеком, будет совершенно бесполезно - а, может, даже и вредно - с другим.
Через что - нет универсальных советов из серии "делай раз, делай два - и будет тебе счастье". Как говорят коллеги-клиницисты у них там, на Западе :), good treatment begins with good assesеment, прежде, чем что-то назначать, нужно сперва диагностировать, с чем именно дело-то имеем.

Эйша, Вам - отдельно... условно "боюсь высоты" - это ни о чём.
Чего именно боится, почему боится, почему боится именно этого, а не чего-нибудь другого, каким образом обычно справляется со страхами, почему не работает этот способ совладания в случае с высотой, что готов сделать для изменения ситуации, обладает ли реально ресурсами, необходимыми для изменения, имеет ли поддержку своих начинаний в окружающей среде - это лишь малая толика вопросов, которыми будет задаваться более-менее приличный диагност при жалобах "боюсь высоты".
Ещё раз нудно повторюсь - малая толика, если я тут начну подробно структуру клинического интервью расписывать, Вы с тоски зачахнете, а меня забанят за флуд.
 
Странно, вроде, ответ писала, а он не опубликовался... ну что ж, значит, не судьба была тем словам отправиться в пространство. :) Напишу другие...
Нет никакой "психологии всадников".
Психология - это наука о психических процессах.
Психические процессы - это способы мозга отражать реальность.
То, каким именно образом мозг реальность отражает, зависит от: а) устройства мозга на уровне органики (толщина коры, интенсивность подкорковых процессов, функционирование лобных долей и проч.), б) среды, в которой формировалась личность, носящая данный мозг (воспитанием можно скорретировать имеющиеся дефициты, а можно и у здорового организовать такой уровень педзапущенности, что он будет крайне малоадаптивен по жизни), в) ситуации, в которой находится индивидуум (зона комофрта, ситуативный стресс, эмоциональный перегруз, хроническая психотравмирующая ситуация, etc)... ладно, восемь осей психодиагностики опускаем, Вы не начинающий пси на супервизии, довольно для общего понимания, я думаю...
И всё это совершенно одинаково, независимо от того, ездит индивидуум верхом, плавает брассом, стоит за прилавком или сидит в офисном кресле.

вопросик: а то, что всадник имеет дело с животным (как с партнером), который не человек, разве это не требует корректировки методик для работы с ним?
спасибо.
 
вопросик: а то, что всадник имеет дело с животным (как с партнером), который не человек, разве это не требует корректировки методик для работы с ним?
Не совсем поняла, о чём Вы спрашиваете. Можете уточнить, что именно Вас интересует, чтобы я отвечала именно Вам, а не своим фантазиям о том, что Вы имели в виду? :)
 
И всё это совершенно одинаково, независимо от того, ездит индивидуум верхом, плавает брассом, стоит за прилавком или сидит в офисном кресле.
Я хотела сказать, что всадник имеет дело не только со своими "стартовыми" проблемами (страхами), но и со "стартовыми" проблемами (страхами) своего партнера-лошади. А лошадь ведь не человек, она не говорит и соответственно не понимает человеческого языка. Возможна ли психологическая работа со всадником без учета специфики партнера?
 
В целом я не думаю, что в сети много материалов конкретно под Ваш запрос.
Я осознаю, что немного. Но хотелось бы достать то, что имеется.
Когда-то я работала в одном маленьком журнале, имеющем как раз такое направление, мы просуществовали 6 лет, потом выдохлись.
Классный был журнал. Знаю конников, которые выискивали специально именно его среди кричащих обложек других конных СМИ, где разве что картинки можно было поразглядывать.
 
Хорошие вопросы. :) Непростые.
Cпасибо, а простые вопросы и спрашивать неинтересно.)
что бывает при тех, кто на маленьких окладах, легко видеть на примере так называемых школьных психологов.
Ой, нет...( у этих есть еще братья по духу: социальные педагоги...(
Думаю, эту нишу могли бы заполнить психологи-конники, работающие частным порядком по обращениям к ним. Таких немного, но они есть, а скайп делает расстояние между пси и клиентом совершенно непринципиальным фактором.
Эту Вашу позицию я не то чтобы разделяю, но понимаю); однако вряд ли она устроит топикстартера.)))
Ведь выходит так, что мы приплясали к той же печке, что уже есть ныне: работа на любительском уровне организации, сарафанное радио, подкиньте телефончик и т. п.
Вот, например, смотрела я видео с семинара М. Жирновой о работе в руках. Хороший тренер, прекрасное видео. Но если я начну пытаться, например, посмотревши сие видео, учить лошадку сбору в руках без присмотра наставника, который понимает процесс, я, с крепким шансов, наделаю такого, что лучше б я вообще ничего не делала. Будет история из серии "заставь дурака богу молиться - он лоб расшибёт", со мною в роли того самого дурака. Аналогия понятна?
Вполне), но мне кажется, психологич. самообразование нужно в первую очередь для того, чтобы суметь отличить специалиста от болтуна-шарлатана хотя бы в первом приближении), а еще - для того, чтобы хотя бы суметь сформулировать свою проблему для себя же и понять необходимость обращения к специалисту, нет?
К слову: как отличить хорошего психолога от нехорошего - профану? как выбрать, по каким критериям, как сориентироваться на свободном рынке предложений?
Кроме того... есть же довольно универсальные (на мой взгляд) и простые, эээ, экспресс-методики, пограничные) с психологией - типа дыхательных, аутотренинговых, для мышечной релаксации и т. п. - которые можно (и полезно) изучать и практиковать самостоятельно.

***

Классный был журнал. Знаю конников, которые выискивали специально именно его среди кричащих обложек других конных СМИ, где разве что картинки можно было поразглядывать.
Это, случайно, не тот, на страницах которого бушевали потоки незамутненного сознания на тему "Марайка и югославские сапоги"?)))
 
Последнее редактирование:
А лошадь ведь не человек, она не говорит и соответственно не понимает человеческого языка.
Ну, вот тут я бы поспорила... :) но, ладно, будем считать мой частный опыт нерепрезентативным.

Возможна ли психологическая работа со всадником без учета специфики партнера?
Сложный вопрос... отвечу аналогией, которую любит приводить одна из моих коллег и учителей - если вы умеете писать, вы можете написать что-либо хоть ручкой на листке, хоть пальцем на песке, хоть помадой на стекле, хоть кремом на торте, частности не принципиальны, принципиально то, что вы умеете писать.
Пожалуй, так и тут. Если человек способен понимать лошадь и договариваться с нею - не важно, что это за лошадь, важно твоё умение понять и договорится.
Боше писал: "Будь так же внимателен, всадник, к самому себе. Если твоя лошадь насторожена, вспыльчива, неукротима - так как мы намереваемся решительно установить своё главенство - тебе не достает любезности в характере и правильности манер".

Эту Вашу позицию я не то чтобы разделяю, но понимаю); однако вряд ли она устроит топикстартера.)))
Ведь выходит так, что мы приплясали к той же печке, что уже есть ныне: работа на любительском уровне организации, сарафанное радио, подкиньте телефончик и т. п.
А что делать? :) Нет у меня для вас другой реальности.(с) :)
А в той, где мы живём, есть массовое производство с качеством фаст-фуда (школьные психологи и иже с ними, обучение - четыре семестра заочного, собственной личностной проработки - ноль, стоимость - три копейки) и штучный товар с учётом индивидуальности клиента (семь-десять лет плотного обучения, теоретического и практического, индивидуальная терапия, супервизия, регулярное повышение квалификации). У вторых обычно широкая известность в узких кругах и - "подкиньте телефончик", да. :)
Если когда-нибудь и настанут те блаженные времена, когда каждый работник будет суперским специалистом своего дела, то мы с Вами до них точно не доживём.

Вполне), но мне кажется, психологич. самообразование нужно в первую очередь для того, чтобы суметь отличить специалиста от болтуна-шарлатана хотя бы в первом приближении), а еще - для того, чтобы хотя бы суметь сформулировать свою проблему для себя же и понять необходимость обращения к специалисту, нет?
О, это Вы описываете сказочную ситуацию, когда клиент более здоров, чем психолог, к которому он пришёл. :) На самом деле всё гораздо проще. Клиент может прийти с чем угодно - хоть и с тем, что вот, как в примере Эйши, "боюсь высоты" - информации о реальной проблематике ноль, просто "жалоба не приёме", а уж поставить диагноз и определиться со стратегией и тактикой работы - задача специалиста.

К слову: как отличить хорошего психолога от нехорошего - профану? как выбрать, по каким критериям, как сориентироваться на свободном рынке предложений?
Я обычно совсем неопытным в этой сфере людям советую такой алгоритм:
смотрите в том же интернете информацию о разных специалистах;
выбираете того, кто вам навскидку более симпатичен - это просто, сейчас у многих пси сайты, блоги, фейсбуки и прочие виртуальные отражения реальной личности;
назначаете первую встречу, где лично проверяете заочно возникшую симпатию;
если продолжает нравиться - конрактируетесь на цикл встреч, три, пять, десять, как угодно;
если и после этого нормально - работаете дальше.
p.s. В волшебный эффект одной-единственной встречи не верю, практика упорно показывает, что волшебник - это другая профессия. :)

Кроме того... есть же довольно универсальные (на мой взгляд) и простые, эээ, экспресс-методики, пограничные) с психологией - типа дыхательных, аутотренинговых, для мышечной релаксации и т. п. - которые можно (и полезно) изучать и практиковать самостоятельно.
Это не пограничные, это вполне психология, раздел "психологическая саморегуляция", психфак, первый курс, первый семестр. :) Да всё, что угодно, хоть с бубном плясать, лишь бы на пользу...
 
А в той, где мы живём, есть массовое производство с качеством фаст-фуда
Я папрашу...) у многих массовых фастфудов качество еды на самом деле (а не в поп-мифах) не просто высокое, а очень высокое... а у многих якобы элитных кабаков... кабак он и есть кабак...)
выбираете того, кто вам навскидку более симпатичен
В общем ясно, однако... безграмотному невежде, как правило, симпатично его отражение, нет?)))
Это не пограничные, это вполне психология, раздел "психологическая саморегуляция", психфак, первый курс, первый семестр.
Эээ, ну да), но... это я, вероятно, криво выразился: такие методики часто предлагают и совершенствуют не проф. психологи, вот что я имел в виду...
И: такие вещи можно изучать и пытаться практиковать самостоятельно, я Вас правильно понял?
 
Последнее редактирование:
Я папрашу...) у многих массовых фастфудов качество еды на самом деле (а не в поп-мифах) не просто высокое, а очень высокое... а у многих якобы элитных кабаков... кабак он и есть кабак...)
Пардон, может Вы и правы, я общепит никакого уровня не люблю, элитного тоже, а знания фаст-фуда сводятся к разовому посещению МакДональдса по настоятельным просьбам сына, после чего сын настоятельно был попрошен впредь его посещать с кем-нибудь другим. :)

В общем ясно, однако... безграмотному невежде, как правило, симпатично его отражение, нет?)))
Давайте скажем политкорректно - пусть расцветают все цветы. :)

Эээ, ну да), но это я, вероятно, криво выразился: такие методики часто предлагают и совершенствуют не проф. психологи, вот что я имел в виду...
Да, это так же распространено как советовать таблетку цитрамона при головной боли. :) Когда помогает, а когда и нет.
 
МакД Вам не нравится?) А можно уточнить, чем конкретно?

Давайте скажем политкорректно - пусть расцветают все цветы.
Не понял...)

Да, это так же распространено как советовать таблетку цитрамона при головной боли. :) Когда помогает, а когда и нет.
То есть Вы, например, не можете в этом плане порекомендовать что-то действительно добротное - такое, что поможет большинству хотя бы?.. вроде 50 граммов хорошего коньяка?)
 
Последнее редактирование:
МакД Вам не нравится?) А можно уточнить, чем конкретно?
Давайте не будем уходить в совсем уж злостный офф-топ, ну есть у меня такая индивидуальная особенность, не люблю я общепит.

Уважение - это отношения равных по уму.(с)
С человеком, который сильно отличен от тебя, длительных хороших отношений не сложится, на первых порах различия могут пленять и притягивать, но чуть раньше-чуть позже они станут тем, что начнёт разрывать отношения изнутри. Поэтому каждый будет искать и находить именно тех, кто ему близок по уму и по духу.

То есть Вы, например, не можете в этом плане порекомендовать что-то действительно добротное - такое, что поможет большинству хотя бы?..
Да нет "большинства", поймите... Мы все непоправимо разные. И даже тот же цитрамон нельзя оголтело советовать всем подряд - а вдруг у человека острая аллергия на какой-нибудь из его компонентов, отёк Квинке, летальный исход?
Я прекрасно понимаю, что "сколько бы ни говорили врачи о вреде самолечения, люди упорно продолжают самолечиться", как невесело шутила когда-то одна моя прительница, но меня слишком хорошо выдрессировали на "не диагностировано - не лечи".
 
Сверху