Рождённые южным ветром.

Re: Принцесса рождённая южным ветром.Немного правды.

Действительно, очень трогательно. Коню и его хозяйке повезло, что они встретили друг друга.
 
Re: Принцесса рождённая южным ветром.Немного правды.

Да уж, по истории покупки и недокорму у прежних хозяев - много ему не светило :( Но арабские кони умеют быть благодарными...
 
Re: Принцесса рождённая южным ветром.Немного правды.

Человеку свойственно ошибаться и иногда очень жестоко, и это не зависит от национальности. У арабов, к сожалению, жеребчики, если они не имеют особой ценности как производители, вообще не катируются. Дженни потом встретила сестру своего коня где бы вы думали? На Королевской конюшне. Их привезли вместе с матерью из Кувейта, но т. к. её Хамми был мальчиком, от него поспешили избавиться, и он попал не в самые добрые руки. А мать и сестра потом были включены в маточный состав, значит с происхождением у них всё было впорядке. Просто она позже решила поставить его на конюшню к своему боссу, и конь узнал место!
Есть продолжение, кстати, позже вывешу.
 
Re: Принцесса рождённая южным ветром.

Интереснейший рассказ. Ты сама переводила? Жду продолжения :)
 
Re: Принцесса рождённая южным ветром.

Да, Наташ, сама, я не люблю переводчики.
Продолжение.


Сиглави Ааль Ахмар
Когда Хамдани Куваити умер, моё сердце разбилось, каждый день я проходила мимо Королевских Конюшен с красными глазами. В попытках облегчить моё горе Его Высочество Шейх Иса любезно предложил мне арабского жеребца из собственных конюшен. Несмотря на его щедрый жест, я и помыслить не могла о том, что в моём сердце кто-то другой может занять место Хамдани. Тогда шейх дал мне мудрый совет: «Не пытайся заменить потерянного друга, оставь его в своём сердце, просто найди ещё одного друга». Через некоторое время оказалось, что я уже смотрела на жеребчиков с надеждой снова завести лошадь.
В то время у Его Высочества была одна конюшня в пустыне специально предназначенная для жеребчиков и скаковых жеребцов, всего в ней проживало более ста «мальчиков». В настоящее время жеребчики живут в больших левадах на Королевской Конюшне, но в 60-е их содержали традиционным способом, в кандалах. Жеребцы благополучно стояли по соседству друг с другом в тени пальм днём и гуляли под солнцем только, когда было не очень жарко. На наш западный взгляд держать лошадей привязанными за переднюю ногу кажется варварством, но арабам западная привычка привязывать их за голову казалась опасной и рассматривалась как унижение лошади.
Я решила, что если у меня снова будет жеребец, то по возможности он не должен походить на Хамдани. Это решение сразу же отсеило всех рыжих лошадей в особенности в белых носочках и с белыми отметинами на лбу. Когда я приехала на конюшню к жеребцам, мой глаз упал на длинноногого гнедого жеребчика. Его масть привлекла моё внимание, солнце падало на него под таким углом, что он сиял медно-розовым цветом. Я заметила, что у него совсем немного белого, а также, что он был тем, что называется, «гадким утёнком». Он толкнул меня в бок в поисках фиников, которые он унюхал у меня в карманах. Тогда карманы у меня были постоянно липкими! Конюх, который сопровождал меня не особо говорил по-английски. Я спросила по-арабски, как зовут эту лошадь. Он ответил: «Сиглави Аль Ахмар». «Красный Сиглави», - перевела я это имя. Мне было понятно, почему его назвали красным, его масть была насыщенно красно-гнедой, и на солнце он сиял, как грудка голубя, всеми тонами тёмного розового цвета.

NhF9XyjkZPDtOu1sa1.jpg


Lak9A3EFTHaiDM2sa2.jpg

Конюх выводит мне Сиглави аль Ахмара

После того как без малейших трудностей я узнала имя жеребчика, способность общаться с конюхом на арабском угасла. «Сколько ему?», - спросила я. Глядя на размер жеребчика, я предположила, что ему где-то 4 года и показала 4 пальца. Конюх в ответ кивнул и тоже показал 4 пальца. «Он заезжен?». На этот вопрос в сопровождении моей имитации скачущей лошади, он улыбнулся и снова часто закивал. «Ок», - сказала я и открыла багажник машины, где была уздечка и на этот раз было так же маленькое тренировочное седло. Не смотря на то, что мне приходилось больше ездить без седла, я всё-таки пришла к тому, что было необходимо заиметь хотя бы тренировочное седло, чтобы не промокать потом лошади. Конюх вывел жеребчика, я взяла его и оглянулась вокруг, нет ли чего, на что я смогу вскарабкаться. К этому моменту появилось ещё несколько конюхов, они выстроились в шеренгу и стали смотреть. Я забралась на бетонную кормушку, и конюх подвёл мне Сиглави. Я вскочила аккуратно на спину лошади и собрала повод. Сиглави сделал несколько шагов вперёд, толкаясь спиной, как верблюд. Я тоже толкнула, не трогая повод, но он от этого странного чувства удара весь согнулся в шее и открыл рот, он скакнул несколько раз, а потом успокоился и пошёл мерно, из чего я сделала заключение, что он может нести мой вес. Скачки, которые он сделал означали, что я была первая, кто сел на этого коня (к его и моему удивлению). Когда он успокоился, я выехала в пустыню на 10 минут и потом повернула его медленно опять по направлению к конюшне. Широкие улыбки на лицах конюхов говорили мне о том, что я всё сделала верно, и моё представление было успешным, хотя это не важно, ведь я нашла себе нового друга. К вечеру Его Высочество приехал на конюшню и его улыбка была ещё шире, чем у конюхов: «Я слышал, ты укрощала здесь моих жеребцов. Тебе нужно выучить арабский язык, чтобы быть в безопасности». Я забыла как быстро разносятся вести на этом пустынном острове. Мы смеялись за чашкой кофе и потом он сказал: «Я полагаю, что Сиглави Аль Ахмар и есть твой выбор, раз уж ты его тут заездила».
На следующий день в сопровождении друга с фотоаппаратом я снова приехала, чтобы посмотреть на Сиглави Аль Ахмара, и кроме того, было необходимо провести ему следующее занятие. Я решила продолжить на том моменте, где мы остановились прошлый раз, и села на него и поехала в пустыню не надолго, чтобы лучше узнать его.

jB9SMid2dcvyk6rsa3b.jpg

Привыкая к весу Дженни.

FNMrHSZo5CEgnygsa3a.jpg

Сиглави расслабился.

Он очень не походил на Хамдани, который от силы был 14, 3 фута в холке, Сиглави был 16 футов. Затем он переехал из той конюшни в Риффу, где я смогла продолжить занятия с ним.

alBcrlafrFDURiksa5.jpg

Сиглави во время урока. Риффа 1971.

Вскоре он превратился из нескладного жеребчика в прекрасного жеребца. Лошади Бахрейна полностью созревают только к 6 годам.

jgonX1NAO8bJCSYsa4.jpg

Сиглави в Риффе.

Вскоре после того, как мне подарили Сиглави, мне нужно было вернуться в Англию и вместе с прочими вещами, которые я упаковала в дорогу, были мои собака и лошадь. Выдержав карантин в Шуга Пафф у колли был прямой рейс, и через 6 месяцев она была в Англии. У Сиглави же поездка была намного дольше. В то время в Англии был запрет на импорт лошадей со Среднего Востока из-за боязни африканских лошадиных болезней, так что Сиглави пришлось привезти сначала на 2 года в Австрию и затем только в Англию. Я решила, что Сиглави поедет с друзьями Маргаритой и Дериком Коэкин, которые везли с собой своих 4 кобыл и одного жеребёнка. Будучи единственным жеребцом на борту, Сиглави наверное, думал, что у него появился гарем, но он вёл себя очень хорошо на протяжении всего пути. Путешествие Сиглави в Англию началось с пристани в Манаме, где всех лошадей должны были погрузить на дау (одномачтовое арабское каботажное судно) для того, чтобы добраться на материк, где уже их ждали контейнеры для лошадей.
Кобылы, жеребёнок и Сиглави должны были перепрыгнуть с набережной на борт деревянной шхуны дау и, к моему удивлению, они сделали это. Сиглави никогда в своей жизни не видел судна, и когда дау причалил и заскрипел во время швартовки, я очень сомневалась, что он с большим удовольствием прыгнет с пристани, но я забыла, что он происходит из рода военных лошадей Альхалифы и, следовательно, отличается отважностью и храбростью.

8TyVlzljZ5T24Gmsa6.jpg

Сиглави стоял на палубе и спокойно разглядывал всё, что происходило вокруг него. В следующий раз я увидела его уже спустя 2 года, и у меня на руках была годовалая дочка.
 
Re: Принцесса рождённая южным ветром.

Сиглави Аль Ахмар был первым чистокровным конём Бахрейна, который прибыл в Англию после Нухры (ВатнаХДжеллаби), которую привезли граф и графиня Атлон в 1937 году. Нухра была подарком правителя Бахрейна ко дню коронации короля Георга VI. Нухра стала основательницей своей линии в The Barton Lodge Stud.
По прибытии Сиглави в Англию, его документы были представлены в Общество Арабской Лошади для того, чтобы его зарегистрировали. К ним прилагались родословная с подписью Его Высочества Управляющего Конюшнями, два письма с подписью Его Высочества Эмира и ещё одно от ветеринара из Британского Политического Агентства, которые подтверждали его подлинность. Шли месяцы, и я не получала никакого ответа от Общества Арабской Лошади, наконец-то после множества приведённых аргументов они написали что «по их мнению, Бахрейн не является традиционной зоной арабских лошадей, и мой запрос о регистрации отклонён». Я указала на то, что Нухра происходила из того же кз, что и Сиглави и что Леди Анн Литтон привезла с собой так же знаменитого Комета линии Кохейлан Афас и что Кохейлан Афас не являлся чистокровным жеребчиком Бахрейна. Так почему же Сиглави рассматривают как нечто иное? Молчание было подтверждением того, что они отказываются регистрировать Сиглави.

6be3c9660d04.jpg

Сиглави со своими кобылами и жеребятами. Уэльс, 1975 год.

Когда я снова вернулась в Бахрейн и встретилась с Его Высочеством, он спросил меня зарегистрировали ли Сиглави, на что я показала ему письмо. Он улыбнулся, кивнул головой и то, что он тогда сказал, стало для меня добрым уроком на всю жизнь. Он сказал: «Кто эти люди и почему ты хочешь быть с ними? Ты знаешь, что конь чистокровный, и я знаю это, так что их мнение не имеет никакого значения. Они ничего не знают о моих лошадях, так зачем они вообще тебе нужны? Когда ты вернёшься домой, садись на Сиглави и езди на нём с удовольствием, и не пытайся более зарегистрировать его, не проси их больше.»
Я почувствовала облегчение, а так же я была зла на себя, что позволила кучке серых ничего не значащих личностей оскорбить такого щедрого и доброго человека и его драгоценных фамильных лошадей. Лошадей, которые уже находились под крылом Альхалифы на несколько веков раньше, чем появилось данное высокомерное общество в Англии. Я вернулась домой и последовала его совету. Я отменила запрос на регистрацию в Обществе Арабской Лошади и наслаждалась компанией моего коня. Я охотилась на нём вместе с местными фермерами, участвовала в конкурсе «Золотая Подкова» и катала детей по церковным праздникам. Каким же конём он оказался! Он успешно выступал как производитель на матках гунтеров, рождал полу-пони для детей с превосходным темпераментом и научил множество детей ездить верхом. Моя дочь Кэролин сама настояла на том, чтобы ездить на нём достаточно рано без помощи взрослых.

696ecf76a6a3.jpg

Сиглави заботится о двухлетней Кэролин, 1974 год.

Благодаря Сиглави Аль Ахмару и Его Высочеству я научилась быть независимой, не следовать за толпой и никогда не бояться отстаивать то, во что веришь.
Я думаю, что все чистокровные арабские лошади Бахрейна не похожи ни на кого. Я полюбила их со страстью с того момента, когда я встретила моего первого бахрейнского коня в 1966 году, и была вознаграждена в десятки больше. Я смотрю на бахрейнских жеребят играющих здесь у меня на полях в Хирфордшире. Лошади с бахрейнской кровью из моего хозяйства представили Великобританию в пробегах. Столько раз я видела их приходящими первыми на ипподромах! Я никогда не смотрела по сторонам, мне не важно, что думают люди, я бесконечно люблю своих бахрейнских лошадей и вместе с моей семьёй они есть мой мир.
 
Re: Принцесса рождённая южным ветром.

3df1dc8c9ad3.jpg

Сиглави и его сын болтают с друзьями, 1977 год.

Моим следующим бахрейнским жеребцом стал тоже подаренный Крайаан Дилмун, и на этот раз к тому времени, как он прибыл в Англию в 1993 году, уже существовало ВАХО. Образованные люди из Всемирной Организации Арабской Лошади, которые действительно знают, о чём говорят, признали лошадь Бахрейна, чего она на самом деле и заслуживала.

Теперь Общество Арабской Лошади обязано регистрировать всех бахрейнцев, и в этом году им в полный голос было сказано зарегистрировать мою двойню бахрейнских жеребят, равно как и прекрасного гнедого бахрейнского жеребчика.

d1cd9b24c754.jpg

Двойня Шувайман Аль Кебир и Шувайман аль Сагхир, 2007 год.

7e70868382b8.jpg

Хамдани Халифа, 2007 год.
 
Re: Принцесса рождённая южным ветром.

Крэббит-Парк и Королевский конный Завод Бахрейна
Как заводчику и почитателю чистокровных лошадей Бахрейна мне всегда нравится читать об этих особенных лошадях. До сих пор только некоторые из них покинули Королевские Конюшни, и было бы интересно разыскать этих немногих лошадей и их потомков. Трое из таких бесценных лошадей оказались в Крэббит-Парке и были включены в программу разведения лошадей Леди Блант. Леди Анн знала о чистокровных лошадях Бахрейна, и как это ни было сложно, она всё-таки приобрела одну из них. Она говорит в своих воспоминаниях о лошадях «Ибна Халифы, шейха Бахрейна». В случае с лошадьми Дахман Шаван, Бинт Эль Бахрейн и Джеллаби, заводчиком и «шейхом Бахрейна» был Его Высочество Шейх Иса Бин Али Альхалифа правивший с 1869 до 1925 года, великий дед настоящего монарха Бахрейна, Его Величества Короля Хамеда Бин Иса Альхалифы.
В 1892 году Леди Анн привезла в Англию жеребца Дахман Шаван. Сама она говорит, что жеребец, который родился в 1887 году, принадлежит к линии Дахман Шаван, и «эта линия лошадей Ибна Халифы, Шейха Бахрейна, который обладал так же линией Кохейлан Джеллаби». Леди Анн также вспоминает, что до этого жеребца был ещё один жеребец Шейха Обейда, который был отцом Ибн Йашмак. А Йашмак была дочерью Йемамы, «Джеллаби линии Ибна Халифы, Шейха бахрейна». Покрыв Йамаму Дахманом Шаваном Леди Анн Блант смешала кровь семейств лошадей Альхалифы Дахман и Джеллаби, помесь, которая до сих пор существует в Королевском Конном Заводе.

BdG210sGBmkUh651.jpg

Дахман II, помесь линий Дахман и Джеллаби.

В 1897 году Леди Анн приобрела Джеллаби и в 1899 году она прибыл на холодные берега Англии. Это была внучка Джеллаби Фейсул, бахрейнская кобыла «Ибна Халифы, Шейха Бахрейна». Джеллаби родилась в кз Али Пащи Шерифа и по описанию она была «серой в гречку и с белыми копытами». Серая в гречку масть так же известна как крапчатая в Аравии называется «маршуш».

Через завод Аббаса Паши она так же приобрела бахрейнскую кобылу Бинт Эль Бахрейн. Эта кобыла описывается как гнедая кобыла с белыми носочками, родилась в 1898 году и принадлежала линии Дахман.

1nDjjL2knO72Oan2.jpg

Гнедой Дахман в Бахрейне сегодня так же с 4 белыми носочками.

Такие линии арабских лошадей как Дахман и Джеллаби расцветают в Королевском Конном заводе Бахрейна, Его Величества Хамеда Ьин Иса Альхалифа.
Сегодни они такие же чистокровные, как и те, которых Леди Анн Блант выбрала для того, чтобы основать поголовье завода Креббит-Парк. Дахман и Джеллаби особо любимы королевской семьёй Бахрейна.

DXVbDvjrGGIhXiH3.jpg

Крапчатый жеребец Джеллаби в возрасте 34 лет.

В 60-е годы три брата Джеллаби были выбраны как главные производители на Королевском конезаводе. Три гнедых жеребца Джеллаби Васмиах, Джеллаби Сахир и Джеллаби Наджиб были сыновьями великолепного и прекрасного гнедого жеребца Дахмана I (1938-1970), чей отец в свою очередь был серым в гречку жеребцом под именем Млолшан. У королевской семьи Бахрейна была своя программа по разведению лошадей, унаследованная от их кочевых предков, и они следовали ей на протяжении 200 лет. На Королевском конезаводе разводят 20 линий. Лошади здесь не изменены под влиянием моды и независимы от требований шоу. Это чистокровные военные лошади бедуинов, потомки тех лошадей, на которых правители семьи Альхалифа участвовали в битвах и захватили остров Бахрейн в 1783 году.

SXb9Cm8LHSGfZrb4.jpg

Его Величество Король Хамед Бин Иса Фльхалифа на Млолошан Аль Йатим, сыне крапчатого Джеллаби.

В Pearl Island Arabians мы пытаемся вернуться в эпоху Крэббит-Парка. Мы крыли нашим бахрейнским жеребцом Карайаан Дилманом наших двух кобыл Крэббит-Парка, и крыли наших двух бахрейнских кобыл старым английским крэбитовским жеребцом Сахара Рашидом, результат получился просто замечательным и вполне в стиле Крэббит-Парка.
 
Re: Принцесса рождённая южным ветром.

Ужасно интересно!!!!!!!! Какую гигантскую работу ты делаешь, переводя эти рассказы...СПАСИБО ТЕБЕ!!!!
А почему закрылся Крэббит-парк? Это когда было, в 1975 г?
 
Re: Принцесса рождённая южным ветром.

Наоборот в 1957. Как это часто бывает, из-за смерти владельца-энтузиаста. Заводом владела Леди Вентворт, а у Мисс Глэдис был завод Hanstead House, обе были наследницами Блант и обе умерли с разницей всего лишь в месяц, состояние у обеих было гигантским, начались распри и делёж. Никто тогда в Британии не мог себе позволить купить ни тот ни другой завод целиком. Короче, в итоге лошадей спасла Мисис Грэвин Тэнкерсли, она основала Al-Marah Stud (с арабского "зелёное место") только уже в Америке. Так Крэбиит-Парк рассеялся по миру. Но мы себе отхватили хороший куш. Когда Крэббит-Парк навестила советская делегация, Леди Вентворт прибывала в глубоком кризисе, так что отдала лучшее, что у неё было за нормальные деньги. Ну и через Польшу у нас кое-что тоже было. Во время войны мы ведь к себе немного арабов "эвакуировали" ... к сожалению (к сожалению, потому что не всех, потому, что польские, самые старые арабы в Европе, почти все погибли под бомбёжками в Германии, куда их утащили фашисты :cry: )
 
Re: Принцесса рождённая южным ветром.

Тань, знаешь, что меня поражает? Что арабы выращивают (а скорее выращивали раньше, т.к. теперь у них есть всё) своих лошадей не совсем супер правильными. Очень редко попадается фото оригинального араба с нормальными ногами и вообще хорошо развитого. Это, наверное, связано с традиционным кормом, которым они их кормили. Это финики, верблюжье молоко, отруби и ячмень, трава довольно скудная и не всегда + непостоянство тех или иных компонентов. А в итоге здоровье у них завидное, живут долго, скачут хорошо и вообще гены не портятся, т.к. у той же Дженни (как и когда-то у Леди Блант) от импортированных оттуда коней рождаются лошадки- картиночки.
 
Re: Принцесса рождённая южным ветром.

Да, меня это поражает.
Часто араб является просто сборищем пороков, но при этом - ого-го! Не угнаться. Что Асуан, что тот же Мадьяр. Ноги, шея, спина - всё убогое, полукровников выбраковали бы за такое, кастрировали бы точно! Но Асуан надавал полмира картинок шоу-класса, а за Мадьяром все пыль глотали. :shock:
 
Re: Принцесса рождённая южным ветром.

Хе, а там пороки все не от Назира ли? На фоточках в возрасте сей красавец весьма страшОн.
Хотя чтобы давал совсем бездарных в скаковом плане, нельзя сказать. От него дети вобщем-то были не одно совсем сплошное шоу. Морафик, к примеру, считается, был нормальным скакашом. Так что Американцы его забрали не только за красивые глазки, а мы, стало быть, - Асуана.

Кстати, открыла тут секрет предрасположенности арабов к сабино. Казалось бы, отметины не есть хорошо, но всё таки бедуины не выбраковывали ляпистых. Что да как и почему, ждите в рассказе о таинственном Манускрипте Аббаса Паши.
 
Re: Принцесса рождённая южным ветром.

ninabara написал(а):
Ну и через Польшу у нас кое-что тоже было. Во время войны мы ведь к себе немного арабов "эвакуировали" ... к сожалению (к сожалению, потому что не всех, потому, что польские, самые старые арабы в Европе, почти все погибли под бомбёжками в Германии, куда их утащили фашисты :cry: )
Ну почему же эвакуация в кавычках? Самая настоящая эвакуация! В СССР своим ходом дошла 61 лошадь (но в пути немало и погибло :( ), многие из которых потом дали выдающееся потомство - Пиолун, Маммона (сосуном, выдающаяся матка), Плетка (мать Напраслины), Тараща и другие.

Как родившейся в СССР и впитавшей некую долю советской идеологии, мне лично, обидно читать в оллбрид, что, например, кобыла Камея была Robbery in 1939 from Poland by russian thiefs to Tersk Stud ("выкрадена и увезена русскими ворами в Терский конный завод"). http://www.allbreedpedigree.com/kamea2
Конечно, "у зеркала - два лица" (c). Кто ж тогда фашисты - благородные спасители??? Неужели поляки были рады им отдать своих арабов по своей воле? И у немцев арабы гибли, также при эвакуации, теперь уже из Польши в Германию...

Вот, почитайте воспоминания известного писателя Бернгарда Гржимека, лично участвовавшего в эвакуации польских арабов в Германию. Отсюда.

"Скакуны из Янова

В представлении читателя прочно сложился образ профессора Гржимека — неутомимого путешественника, исколесившего все континенты, защитника дикой природы, знатока мировой фауны, автора многих книг о животном мире Африки, Австралии, Америки, редактора многотомной «Жизни животных Гржимека». В фильмах мы видели профессора то среди львов на равнинах Серенгети, то с бурыми медведями Аляски, то на лодке среди крокодилов и бегемотов, то с сумчатым медведем коала под сенью эвкалиптов. Сегодня мы открываем неизвестную до сих пор страницу жизни Бернгарда Гржимека, относящуюся ко времени второй мировой войны. Вспоминая свою службу ветеринарным врачом действующей армии, он говорил, что за всю войну сделал только один выстрел — и тот только тогда, когда надо было прервать мучения смертельно больной лошади.

Предлагаем читателю рассказ Б. Гржимека о спасении арабской породы лошадей на территории оккупированной Польши, на знаменитом и сейчас конном заводе в Янов-Подляски.
Н. Дроздов, ведущий передачи «В мире животных»
Эта история началась вскоре после вторжения немецких войск в Польшу, когда на всех фронтах наступило затишье. Меня отозвали из армии в Берлин, в министерство продовольствия, а затем отправили на Восточный фронт, возбудив административное дело против младшего ветеринарного врача, доктора Гржимека, за «критику ветеринарных учреждений действующей армии».

Начальник военно-ветеринарной службы кавалерии вермахта профессор, доктор Курт Шульце вместо того, чтобы наказать за строптивость, поручил мне войсковых лошадей и разрешил проводить с ним необходимые опыты. Таким образом, я оказался в глубине Польши на конном заводе Янов-Подляски, где разводили лошадей чистокровной арабской породы.

Породу эту вывели в I тысячелетии нашей эры на Аравийском полуострове. Животные получились отлично сложенные, резвые и выносливые. Вспомните изображения лошадей на египетских вазах и орнаментах, покрывавших стены гробниц,— они очень похожи на современных чистокровных арабских и берберских лошадей. Великий Рамзес совершил свои боевые подвиги на колеснице, его любимая упряжка не раз спасала ему жизнь. Породистых лошадей разводили главным образом в засушливом Египте, и климат пустынь сказался на их неприхотливом характере. Диодор Сицилийский в I веке до нашей эры писал, что в Фивах и Мемфисе было сто конных заводов, в каждом из них около 200 лошадей. Во времена персидского и римского владычества коневодство пришло в упадок и снова расцвело только в средние века.

В период английского господства в Египет ввозили много английских чистокровных верховых лошадей. А в Англии появились заводы для разведения чистокровной арабской породы. Лошади очень дорого ценились, и постепенно их стали разводить на всех континентах, за исключением Австралии. К 40-м годам нашего века в арабских странах оставалось всего несколько сотен, а может быть, и еще меньше чистокровных арабских пустынных лошадей.

Все это я рассказал, чтобы стало понятно, какая ценность находилась на заводе в Янов-Подляски. Совсем еще молодому медику, мне трудно было оценить выпавшую удачу — принять участие в спасении столь ценной породы от ужасов войны. Понял я это только через 30 лет, когда приехал на этот уже всемирно известный завод по разведению чистокровных арабских лошадей, чтобы купить себе племенных скакунов.

К сожалению, из немцев 45-го года никто не мог мне рассказать, как во время войны были спасены в Польше чистокровные арабские лошади. И только поляки помнили все до мельчайших подробностей, ведь это были «их» лошади, их национальное достояние. И ему грозила гибель. Во время войны плохо бывает не только людям — страдают и животные.

Разведением арабских лошадей в Польше во все времена занималось дворянство, и это было доходным делом. Тем более поражали меня усилия простых поляков, которые отдавали буквально все для спасения животных.

Но тогда встретили меня в Янове без восторга, опасаясь, что я отправлю на фронт ценнейших лошадей. Труднее всего было наладить нормальные рабочие отношения между немецкими офицерами и поляками, которые продолжали работать на заводе. Я частенько разговаривал в свободное время с польскими рабочими. У многих из них целые семьи работали тут до войны, здесь же служили когда-то отцы и деды, и народная память хранила много интересного о происходивших тут событиях. Например, они рассказали мне,

Откуда арабские скакуны в Янове
Оказалось, что история Яновского завода напрямую связана с Россией. В 1817 году царь приказал создать в имении Янов-Подляски государственный конный завод. Был выстроен дом, похожий скорее на замок, и просторные конюшни для разведения лошадей. Но и спустя сто лет, в начале XX столетия, они еще не были чистокровными арабскими. Первая мировая война отразилась и на судьбе этих лошадей. В 1915 году всех питомцев Яновского завода перевезли в район Харькова. Там они и погибли во время гражданской войны. Такова предыстория. А история арабских скакунов в Янов-Подляски начиналась совсем на пустом месте.

Когда 10 мая 1919 года польская дирекция принимала Яновский завод, там совсем не было лошадей, и все находилось в крайнем запустении.

Собирали животных буквально по одному. Первые чистокровные арабские кобылы прибыли со знаменитого австро-венгерского конного завода Радауц и завода князя Иозефа Потоцкого в Антониах, еще три кобылы с завода князя Владислава Дзедушицкого в Иезуполе. Эти кобылы происходили по прямой линии от великолепных лошадей Газеллы, Млехи и Сахары, купленных в 1845 году предком Дзедушицкого в аравийской пустыне. В их жилах текла драгоценная арабская кровь. Лучшие современные польские лошади арабской породы — потомки этих кобыл. К началу 1920 года в Янове их было только 50.

Почва в Янове скудная, но луга здесь богаты сочной травой. Климат довольно суровый, осадков мало. Это как раз то, что надо выносливым лошадям пустыни.

С 1927 года в Польше устраивались скачки, победителями которых часто бывали скакуны из Янова. Государство постоянно увеличивало призы для победителей скачек, а следовательно, и стимулировало участников. Лошади Янова становились знамениты не только благородными формами, но и своим скаковым классом.

Сегодня доподлинно известно, что бедуины интересовались только скаковыми способностями лошадей. Им было безразлично, спариваются ли лошади одного или разных внутрипородных типов. Главное — их работоспособность и благородство форм. Такой подход к делу привел к успеху и в Янове. Там разводили лошадей с безупречными формами, закаленных и неприхотливых, с крепким здоровьем и выносливых на скачках.

Примечательна запись, сделанная в книге отзывов завода арабским пашою Мохаммедом Тахером в 1936 году: «Я не мог умереть, не убедившись, что наши арабские скакуны еще существуют. Только здесь, в Польше, они сохранили во всей чистоте свой тип».

Легко объяснить, почему арабские скакуны в других странах потеряли многие свои качества — в Польше арабские лошади работали. Они были приучены с малых лет терпеливо переносить голод и не вырождались в парковых лошадей, не становились игрушками. Всем нам знакомы добродушные, неутомимые польские крестьянские кони — летом они кормятся травой, растущей вдоль дорог, а зимой щиплют солому с крыш, оставаясь тем не менее работоспособными — ведь в их жилах течет кровь арабской породы. Такие лошадки иногда выполняют более трудную работу, чем крупные тяжеловозы. Особенно пригодились эти качества яновским лошадям,

Когда началась война
1 сентября 1939 года, когда Германия напала на Польшу, на государственном заводе Янов-Подляски было 247 лошадей арабской породы, а на заводской конюшне — 140 жеребцов-производителей.

История иногда повторяется. Янов-Подляски расположен на западном берегу Буга и, следовательно, должен был находиться на территории «рейха». Прежде чем немецкие передовые части вступили туда, русские перешли Буг и увели с завода всех имевшихся там животных. Они были доставлены на Кавказ, на Терский конный завод, где разводили лошадей арабской породы. Путь туда долог и труден даже в мирное время, и до конечного пункта добрались лишь около 60 чистокровных животных.

Справедливости ради надо сказать, что после войны многие лошади были возвращены Польше. Вернулся в Янов-Подляски и знаменитый жеребец Негатив, родившийся на Терском заводе в день окончания войны. Он, кстати, отец моей кобылки Дрвенки.

Когда в октябре 1939 года немецкие части вышли к Бугу, на конном заводе не было ни одной лошади. Все постройки были заброшены и разграблены жителями окрестных деревень.

Яновский завод находился в полном подчинении у доктора Курта Шульце, о котором я уже упоминал. Это было чрезвычайно важное дело, ведь гитлеровские армии, не считая немногих танковых подразделений, передвигались большей частью на конной тяге, как и в первую мировую войну.

Тогда количество лошадей в немецких полевых войсках в среднем составляло 1 миллион 230 тысяч, а во второй мировой войне на 20 тысяч больше, да еще 100 тысяч лошадей служили в военно-воздушных войсках, на флоте и в частях СС. Более половины из них погибло. Всего в годы войны в армии повоевало 2 миллиона 700 тысяч лошадей.

Начальником конезавода Янов-Подляски был назначен специалист-коневод подполковник Ганс Фелльгибель, сын помещика бывшей прусской провинции Познань. Большинство из нас было предано лошадям, и все мы желали только одного — спасти скакунов редкой породы от полного уничтожения на фронте, от воздушных налетов, от любых случайностей военного времени. Польские партизаны вели себя по отношению к нам очень миролюбиво. Они держали под своим контролем леса и постоянно нападали на занятые немцами населенные пункты, на их машины и на отдельных военнослужащих. Но на нас — ни разу.

Для начала Ганс Фелльгибель должен был укомплектовать завод чистокровными арабскими лошадьми. Удалось отыскать только одну восьмилетнюю кобылу по кличке Наяда. Кроме того, Фелльгибель находил убежавших лошадей у крестьян, безошибочно определяя их по заводскому тавру (корона на правой и номер жеребенка на левой стороне спины под седлом). Большинство из них были молодыми лошадьми, убежавшими с завода и пойманными крестьянами из окрестных деревень. Затем Фелльгибель купил очень хороших лошадей на лучших частных конных заводах, среди которых было много кобыл, проданных когда-то из Янова. К ним прибавилось несколько кобыл из югославских заводов Душаново и Лаборика. Если бы раньше такие прекрасные кобылы и жеребцы не были проданы частным конезаводчикам, государственный конный завод в Янове возродить было невозможно. Но благодаря этому уже в 1944 году там появилось на свет 60 арабских жеребят.

Арабский молодняк тренировали на регулярно проводимых конных охотах. Пересеченная местность, в которой расположен Яновский завод с ее подъемами и спусками, водными преградами, многочисленными искусственными препятствиями и многокилометровой трассой для галопа по прекрасному пружинящему луговому грунту — идеальные для этого условия.

В 1944 году линия фронта все ближе и ближе продвигалась к Бугу. Поэтому поступил приказ эвакуировать всех содержавшихся в Янове 170 лошадей—от чистокровных арабских до восточно-прусских, тракененских, арденнских и немецких рейнских тяжеловозов. Их отвезли через Познань, Саган и Гёрлиц в Силезию и разместили в четырех отделениях ремонтного депо — так называли специальное военное учреждение, занятое подготовкой лошадей («конным ремонтом») перед их отправкой по воинским частям.

Ганс Фелльгибель покидал завод последним — на берегу Буга уже начали появляться первые русские солдаты. Когда он прибыл в Данциг, в штаб армии, чтобы получить дальнейшие указания, его внезапно арестовали в связи с тем, что он был братом генерала Эриха Фелльгибеля, имевшего отношение к покушению на Гитлера. Ганс Фелльгибель не предполагал, сидя в душном подвале на Принц-Альбрехтштрассе в Берлине, что его жена находится там же, недалеко, в другом помещении. Пресловутый «народный суд» давно приговорил ее к смерти.

Уже назначенную казнь заключенных, которую должны были привести в исполнение эсэсовцы, отменил в последнюю минуту комендант тюрьмы. Он собственноручно выпустил их той же ночью.

Новым начальником завода был назначен комендант ремонтного депо, полковник фон Боннэ. Эвакуация прошла гладко во многом благодаря усилиям польского инженера А. Кшишталовича, обслуживавшего арабских лошадей. Польский персонал сопровождал лошадей не по собственному желанию, а

В принудительном порядке
Со второй половины января 1945 года огромное количество немцев, бежавших во время советского наступления, прибывало в депо, где стояли лошади из Янова. Поэтому 13 февраля лошадей из депо начали отправлять в сторону Дрездена, часть из них повели своим ходом. А так как персонала не хватало, полковник фон Боннэ взял рабочих из лагеря — русских, украинских, французских, голландских военнопленных.

Небольшая группа поляков из Янова ухаживала главным образом за ценными кобылами и жеребцами и приглядывала за разноязычными группами людей, сопровождавших лошадей, но не имевших представления о ценности животных. Ветер, снег, дождь, забитые беженцами дороги не облегчали этот длинный путь жеребым кобылам. Первый привал был сделан в небольшой деревне после того, как лошади прошли около 35 километров.

Все кругом и даже конюшни были заполнены беженцами; лошадей и сопровождающих их работников негде было разместить. Полковник Боннэ приказал сделать привал прямо у дороги, а сам с жеребцами двинулся дальше, в Дрезден. Эту дождливую, темную, холодную ночь никогда не забудут те, кто остался с лошадьми на проселочной дороге под открытым небом. Но еще хуже пришлось тем, кто поскакал с полковником.

В ночь с 13 на 14 февраля переполненный беженцами из Силезии Дрезден подвергся жестокой бомбежке английской и американской авиации. Разрушения превзошли все пережитое немецкими городами в годы второй мировой войны. Семьдесят жеребцов, которых вели 35 конюхов, попали под град бомб. Напуганных взрывами животных невозможно было удержать. После бомбежки осталось только 10 жеребцов, остальные погибли или разбежались. В последующие дни люди с завода ездили в повозках по разрушенному городу в поисках племенных жеребцов.

Через четыре дня, несмотря на непрекращающиеся бомбежки, было приказано отправиться в Торгау — километров на сто к северо-западу. Этот марш был еще более тяжелым, поскольку в Дрездене появились на свет четыре жеребенка и пришло время жеребиться другим кобылам. Но приказ был выполнен, и 23 февраля в военный городок Торгау прибыли все сохранившиеся лошади.

Через несколько дней у простудившихся и переутомленных животных начались инфекционные заболевания. Ветеринарному врачу Крайфу и санитару Клинкевичу удалось все же приостановить распространение болезни, так что погибли лишь немногие.

По приказу Гиммлера в Торгау 7 и 8 марта было выделено 56 железнодорожных вагонов для арабских лошадей. Несмотря на постоянные воздушные налеты, поезд с чистокровными арабскими лошадьми из Янова отправился в путь и через несколько дней благополучно прибыл в Клеверхоф под Любеком, где лошади и оставались вплоть до их возвращения в Польшу. Часть лошадей попала на конный завод Неттелау.

Условия там были ужасные — и для людей и для лошадей. Не было электричества и водопровода, не хватало помещений. Лошадей приходилось поить водой из трех колонок, которые часто не действовали. Кобыл и жеребят-отъемников летом и зимой поили из большого пруда. Родившиеся всего несколько дней назад малыши ходили на водопой вместе с кобылами и жадно пили студеную воду. Изменить что-либо было просто невозможно. Некоторые жеребята и их матери постоянно купались при большом морозе, но ни одна, даже совершенно промокшая лошадь, ни разу не заболела.

5 мая 1945 года поступило сообщение о прекращении военных действий. С этого дня А. Кшишталович принял руководство заводом. В первой половине мая 1945 года была образована дирекция польских конных заводов в Германии. В общей сложности спасли две тысячи польских племенных лошадей. С августа по ноябрь 1946 года всех животных возвратили в Польшу. Их перевозили два немецких парохода «Аскания» и «Гельголанд», каждый рейс по 54 лошади, потерь почти не было.

Вот так, через два года скитаний, животные вернулись домой. Несмотря на все страдания и злоключения, перенесенные ими, в 1946 году яновские кобылы произвели 81 жеребенка. Это была лучшая ставка (потомство, родившееся в один год) после 1939 года. Нужны ли еще доказательства выносливости лошадей арабской породы?

Но не только для того, чтобы воспеть достоинства арабских лошадей, я рассказал эту историю. Мне хотелось показать, как общее дело и любовь к благородным животным помогали даже во время войны и объединяли людей разных национальностей.

И еще, в наш рациональный век мне все чаще приходят на память слова Уинстона Черчилля: «За мою жизнь,— писал он,— две вещи вышли из моды: классики и лошади. Люди перестали читать и бросились ремонтировать автомобили. Но, теряя каждую из этих вещей, мы теряли и что-то несоизмеримо большее...»

Бернгард Гржимек
Перевела с немецкого Е. Гилевская"
 
Re: Принцесса рождённая южным ветром.

Ого! Не ожидала, что кавычки вызовут такую реакцию. Не, Ксень, я вообще-то того же мнения, что и ты о советах. Да и вообще какого можно быть о них здесь мнения, если именно эти люди создали лучших в мире арабов! Вообще, конечно, бесят сравнения СССР и Германии тех лет, и даже бесят сравнения Сталина и Гитлера :evil: . Про ту ссылку, которую ты привела из олбрида, я вообще ничего не хочу говорить (чтож за гадкий пан такое написал?). Ты просто, наверное, не обратила внимания на то, что я потом ныписала в скобках :D . А эвакуация в кавычках меня не ото зла, просто не думаю, что это была эвакуация, так сказать, законная, по просьбе польского правительства. Она эвакуацией оказалась фактической. Тут наоборот - жаль, что не смогли организовать всё лучше, и потом отыскались какие-то убежавшие лошади у крестьян. Ёлки-палки, как же можно было их упустить! И погибло много в пути, конечно :( .
А у меня в книжке Маргарет Грили описывается подвиг конюха Жиневича, который спас Витража и Велики Злема (Wieliki Szlem), а что это были за жеребцы, думаю, пояснять не нужно. И про вклад русских в востановление польских арабов она тоже пишет. Так что у нормальных людей нет таких антисоветских заскоков.
Чтож ты тут полелаешь? Война была. Потеряли европейцы, конечно, много очень ценных арабов. К примеру, саудовская кобыла, которую купил Расуан, сгинула как раз во время войны.
http://www.allbreedpedigree.com/szeikha
про неё у Эдуарда
http://daughterofthewind.org/photo-of-t ... uz-poland/
И не только арабов, к сожалению. А то, что была унечтожена бОльшая часть средневековой монументальной европейской :!: живописи в Новгороде ничего? Наши реставраторы свершили чудо в Нередице, а сколько фресок ещё не восстановимы остались (янтарная комната по сравнению с этим такая ерунда)!
 
Re: Принцесса рождённая южным ветром.

Продолжим изучать арабских лошадей Бахрейна.

Лошади Бахрейна в мире
Начиная с середины 19 века Мухамед бин Халифа начал посылать лошадей в подарок Аббасу Паше в Египет и Турецкому Султану. Число лошадей Бахрейна поступавших в дар различным людям в Арабском мире составляют сотни. Данная традиция сохранилась и по сей день.
И только имена некоторых из лошадей, попавших на Запад известны сегодня благодаря документам сохранившемся на их новой родине. Это лошади, которые восходят корнями к семейному древу Альхалифы. К сожалению, о многих из таких лошадей отправленных в Англию или США нет данных.
Арабские лошади Бахрейна повлияли в значительной степени на арабское коневодство в мире.
Здесь приведён список некоторых самых известных лошадей, чьё влияние прослеживается по сей день.

Джеллаби Фейсул — Египет
Как гласит легенда, вице-король Египта Аббас Паша подружился с принцем племени Вахаби Фейсулом Вин Турки (Ибн Сауд), эмиром Рейада, который был заточён в крепость в Каире. Аббас помог принцу убежать из плена и вернуться в Рейад. В благодарность Фейсул послал Аббасу кобылу Джеллаби, которую он преобрёл у Шейха Бахрейна. Эта кобыла изветна в Египте как Джеллаби Фейсул и окружена легендарной славой.

Дахмен (Бинт Эль Бахрейн) — Египет
Гнедая кобыла линии Дахмен была послана в 1903 году хадиву Египта Аббасу Хилми.
Кобыла была включена в маточный состав в Египте и вдальнейшем её приобрела Леди Анн Блант и она так же оказала влияние на арабское коневодство во всём мире.

Кухейлан Аафас — Польша

Mm7x44TlyGHCBpRexport1-poland.jpg


Самым значительным жеребцом на мировой сцене стал Кухейлан Аафас, гнедой двухлетний жеребчик, который был послан из Бахрейна Принцу Роману Сангузко в Польшу. Достижения Кухейлана Аафаса ещё более значительны, но к сожалению, почти всё его потомство пропало во время Второй Мировой войны. Известность Кухейлана Аафаса подчёркивает тот факт, что во время летнего фестиваля 1998 года в Польше был организован парад в честь него, в котором участвовали его потомки.

Вадхна (Нухра) — Великобритания.

z39ZoLfK4pbdSbVexport2-england.jpg


Нухра это гнедая кобыла линии Вадхна, она была подарена графу Атлон в 1938 году. Она стала основательницей собственной линии в заводе Бартон Лодж в Англии, Сэра Генри и Леди Мэй Эйбл Смит. Дочь Нухры была отправлена в Новую Зеландию и положила начало линии бахрейнских лошадей в Австралии и Новой Зеландии.

Тувайса (Тораййа) - США

5pb1T5IvctlMhKvexport3-usa.jpg


В 1950 году в Дхахране (Саудовская Аравия) Мистеру Джону Роджерсу из США была подарена прекрасная кобыла Тувайса. Эту кобылу переименовали в Тораййа и она отправилась в Америку. Она родила 9 жеребят, 5 из которых стали победителями шоу.

Дахмен (Саванна) — Канада
Рыжая кобыла линии Дахмен была так же подарена американцу в Дхахране (Саудовская Аравия). Её переименовали в Саванна и отправили в США, а затем в Канаду. У неё родилась только одна зарегестрированная дочь Хадрийа. У этой кобылы родилось несколько жеребят, которые основали линию Дахмен в Северной Америке.

Тувайсаан — Южная Африка

R6N5J4kLjN4JFupexport4-africa.jpg


Другой основоположник линии лошадей Бахрейна в Южном полушарии. Он очень понравился док. Валери Ноли-Марис во время её визита в Бахрейн в 1968 году, и его отправили ей в подарок в Южную Африку. Тувайсаан стал отцом 7 жеребят за свою короткую карьеру производителя в Sahibi Arabian Stud.


Прошу заметить, что бахрейнские лошади попадали в другие страны либо как дипломатические подарки, либо через Саудовскую Аравию, с которой у острова до сих пор очень тесные связи в вопросах коневодства.
 
Re: Принцесса рождённая южным ветром.

ninabara написал(а):
Ты просто, наверное, не обратила внимания на то, что я потом ныписала в скобках :D .
Юля, я всегда читаю внимательно. Иначе бы не стала часть в скобках цитировать. :)
ninabara написал(а):
А у меня в книжке Маргарет Грили описывается подвиг конюха Жиневича, который спас Витража и Велики Злема (Wieliki Szlem), а что это были за жеребцы, думаю, пояснять не нужно.
Только он в русской транскрипции зовётся Великий Шлем. Да и по-польски, думаю, не так уж различается. :)

Тогда уж заодно - портреты обозначенных столпов польского арабского коннозаводства.

Wielki Szlem (Ofir - Elegantka), гн., 1938 г. р.

Его дети и внуки: http://www.winddrinker.se/WelkiSbild.htm


Witraz (Ofir - Makata), гн., 1938 г. р.

Его дети и внуки: http://www.winddrinker.se/Witrazbild.htm
 
Re: Принцесса рождённая южным ветром.

Nudnaya+Zabava написал(а):
Только он в русской транскрипции зовётся Великий Шлем. Да и по-польски, думаю, не так уж различается.
Ой, ну не сильна я в польском :mrgreen: . Это моя транскрипция была :oops: .

Посмотрела только что с ребёнком замечательный фильм "Зайна: Покорительница Атласских гор / Zaïna, cavalière de l'Atlas". Один из самых качественных про лошадей и восток. Конь там такой ах, аж самой такого захотелось, хоть и бербериец. И ещё здорово там про экстерьер, современным языком выражаясь... Короче, фильм ОЧЕНЬ красивый, советую всем, кто не видел.
ПС: Скачать можно, к примеру, здесь:
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1401951
 
Re: Принцесса рождённая южным ветром.

Сейчас в ЖЖ опять ломают копья по поводу сволочности СССР при нападении на умирающую Польшу... Блин, тогдашняя политика была редкой кучей дерьма, Советский Союз там смотрится не хуже и не лучше Польши, за год до этого участвующей в разделе Чехословакии, и Англии с Францией, последовательно сдавшей немцам Чехословакию и Польшу... и Чехословакии, отторгнувшей спорный кусочек от Польши в 1920-м взамен за неучастие в Советско-польском конфликте на стороне большевиков(!) Все хороши, с чего бы это именно мы должны рефлексировать и каяться? В конце концов, благодаря этим 150 км стратегического предполья блицкриг в 1941-м захлебнулся под Москвой. ИМХО, с точки зрения страны все было правильно. Конкретно вот стыдно за Зимнюю войну, но это уже совсем офф... И в этом контексте можно рассматривать и "эвакуацию" нашими польских арабов - генофонд нельзя оставлять потенциальному противнику. На самом деле, поражаюсь, насколько быстро немцы оживили завод...

ЗЫ. Так случилось, что на Новодевичьем побывал... Поклонился могиле Доватора.
 
Сверху