Здорово, Машк! Очень рада за Славика
А теперь вторая серия
Или "постскриптум от мироздания для особо тупых"
))) Сегодня мы разговаривали с учительницей, и многое прояснилось, я наконец успокоилась.
Вчера я весь день ни о чем больше не могла думать, кроме как об этой ситуации. Сегодня взяли с собой Димку расчистить Сониного Мак-Мак жеребусика (точнее здоровенную детину), а потом к Дяде Оззи, и я просто не смогла с ним общаться без того, чтобы не проговорить эту ситуацию. Мне было очень важно увидеть ситуацию его глазами, что он понял и как он считает... Начала я с того, что мне жалко Алэна, что его закрыли в классе одного, потому что я представляю что он чувствовал, когда все ушли от него, а он должен сидеть наказанный... В нашей семье нет наказаний, я могу наорать и треснуть, если меня вообще не слышно, а вопрос принципиальный, но именно в момент конфликта, а не так, что ты совершил плохой поступок, поэтому сейчас мы тебе в отместку сделаем плохо, ты должен будешь какое-то время пострадать, а мы тебя от этого простим. Я не люблю эти обижалки и прощалки, если меня расстраивает ситуация, то я объясняю это, говорю о своих чувствах... Димка иногда идет на принцип, сам запирается в своей комнате, сидит там, а потом или я остываю и иду с ним разговаривать, или сам выходит разговаривать, легко просит прощения, старается прийти ко мне разговаривать или с конфеткой, или с чем-то, что он сделал для меня из конструктора. Это он сам так придумал, никто его естественно этому не учил. У нас вообще принято в семье все обсуждать, мы в любом конфликте стараемся увидеть ситуацию глазами другого, находить общее решение, устраивающее всех, а это возможно только когда все умеют сказать и все умеют услышать. Димка этому тоже учится, куда он денется
) И у нас нет этих психологических игр в стиле ах он мне сделал гадость, пусть ему за это будет возмедие/наказание! У нас если теряется слышимость, возникает конфликт, то каждый страдает немного, а потом все остывают и снова готовы слушать друг друга, ситуация проговаривается и решается. Можно сказать, что с этой историей в классе Димка впервые столкнулся с наказанием в действии.
И вот я говорю: мне жалко Алэна, я представляю, что он чувствовал. На это Димка отвечает: его не надо жалеть, он плохой и его за это наказали. Я возразила, что не он плохой, а он совершил плохой поступок, это с каждым может случиться. Спрашиваю: а хорошие поступки он совершает? Димка сказал, что нет. С его слов Алэн - это такое однозначное зло, как в мультиках про злодеев и героев. Я сказала много слов и про плохих и хороших, и про толпу, и про то, что другие могут говорить что угодно, но поступать надо по совести, как лично ты считаешь справедливым, а не по тому, что тебе сказали... А что Димка считает справедливым? Он еще не мыслит такими категориями... хотя на площадке у детей его возраста иногда проскальзывают такие мысли. Например, один мальчик возразил маме, что несправедливо делать так, как она сказала, потому что она неправильно поняла ситуацию. Еще один мальчик вслух размышлял о том, что разве это справедливо - девочек бить нельзя, а девочки тебя бить могут!
))
В общем что я говорила наверно и так понятно. А вот Димка держался за свою правду, которую он для себя успел сформировать. С одной стороны хотел меня выслушать, с другой стороны спорил, чтобы я ему не рушила картину мира
) В итоге сказал: "Я уже не знаю кого слушать, тебя или учительницу". Я ответила, что он не должен прямо сейчас решать, я просто хочу, чтобы он в следующий раз задумался, когда кто-то решит кого-то наказать всем миром. Потом Максим стал мне рассказывать как ехать в новое место, Димка с заднего сидения попросил нас помолчать, потому что мы мешаем ему думать
)) Через какое-то время молчания произнес: я подумал, можете снова говорить!
))
Не успели мы доехать до места, как моя мама отзвонилась, что ей звонила учительница, хотела с нами со всеми поговорить о классном часе, если у нас есть какие-то вопросы. Я позвонила ей, она начала рассказывать, что она с ребятами провела беседу о том, чтобы никто не таил обид, что если тебя обидели, то важно не зажимать это в себе, а сказать вслух. И если ты кого-то обидел, то важно уметь извиниться, и тогда тебя простят. Сказала, что 6 лет работала в садике, и в ее группе завела такие же порядки, в результате группа была дружной, и конфликтов не было. Вот например, один мальчик очень хотел, чтобы другого наказали, но случая все не предоставлялось, и тогда он сам себя укусил, а сказал, что это сделал тот другой. Но другие ребята все видели, и из-за заведенных порядков тут же пришли к учительнице и его заложили
) (На этом месте рассказа моя мама аж всплеснула руками: "Она считает, что добилась того, чего хотела??").
С Алэном все было не совсем так. Оказывается, на уроке он тоже как и все извинился. А потом вышел на перемену и стал делать ровно то, за что извинялся (это, как мне кажется, доказывает неэффективность такого метода), поэтому учительница велела ему посидеть в классе, подумать над своим поведением, а после перемены все к нему придут, и он им скажет, что он надумал, и тогда его простят. Она вообще говорила очень убежденно, с сильной верой в собственные благие намерения и в правильность своих действий, точнее, что такие действия именно к желаемым результатам и приведут. Я ответила, что заявленные ей цели действительно хороши, но Димка из всего понял что-то совсем свое, что нас и озадачило, что в классе есть хорошие и плохие дети, и плохих надо наказывать и не надо жалеть. Учительница испугалась, сказала, что нет, она как раз им хотела донести мысль, что нет плохих детей, есть плохие поступки, которые можно исправить. Сказала, что будет проводить еще занятия, объяснит им... Но блин, они еще очень маленькие... И почему нужно конфликты выносить на суд общественности... Казалось бы, увидела ты конфликтную ситуацию - тихенько позови к себе обе стороны, без остальных, выслушай обоих, помоги им объяснить друг другу что каждый чувствовал, увидеть ситуацию глазами друг друга, помоги им найти общее решение... Опять же, они маленькие, вряд ли поймут и возьмут на вооружение, но после 100-го повтора может и возьмут. А тут она говорит,что она им показывала, как важно произносить вслух свои обиды. Вот, говорит, кого-то толкнули, кому-то карандаш сломали, и было-то это 3 недели назад, но она им сказала, что раз они об этом вспомнили, значит для них это важно и надо это проговорить. Хмм... еще бы, вызывают тебя вот так к доске перед всем классом, велят рассказать, на кого у тебя есть обида. Тут из пальца высосешь, только чтобы что-то ответить!
)) И какой практический смысл вытаскивать обиды 3-недельной давности? Давать идею копить обиды до следующего партсобрания?
Еще я узнала, что Димка с Любой, с которой они вместе сидят, хорошо учатся, хорошо слушают, отвечают на вопросы, а еще везде ходят, взявшись за ручки. Не помню, писала ли я, что Люба, вообще-то, собирается за Димку замуж, она так объявила маме, только до общественности мы это пока не доносили
))) Оказывается, у них один урок проводил психолог, просил их нарисовать себя в классе, чтобы понять насколько комфортно дети себя чувствуют. Узнала, что Димка сам формирует свое окружение, сам выбирает с кем дружить, с кем нет. В общем много хорошего про него услышала, что приятно.
В целом, мы очень хорошо и по-дружески поговорили, выслушали друг друга. Я увидела,что учительница очень верит в действенность своих методов, хотя не увидела, чтобы она отслеживала по реакции детей обратную связь, чтобы корректировать метод. Ну вот хотя бы это, что человек извинился, вышел и стал делать ровно то, за что только что извинялся. Ну... Услышала, что она таким способом хочет "привести детей к общему знаменателю" - и робких, и бойких, чтобы одни не молчали, а другие не лезли сразу с кулаками. Я вот представляю себя в детстве, кто-то бы меня вызвал к доске с такими вопросами... да я бы умерла кого-то обвинить! Особенно если тебя кто-то конкретно травит. Вот даже представить себе такую ситуацию... Марьванна, вот эта девочка общается со мной как с дерьмом, постоянно подчеркивает мою убогость и свое превосходство, переключает на себя внимание мальчика, который мне нравится! Марьванна велит девочке извиниться, и девочка говорит: извини!
)) И от этого прям моментально по душе разливается чувство прощения...
)))) И что происходит потом, вне класса и Марьванны....
В общем меня немного успокоило, что это не было уроком травли, даже если дети поняли по-своему, на домашнее обучение пока не переходим
))) Но с Димкой надо больше проговаривать ситуации взаимоотношений, видимо. Именно серьезные ситуации, не их мелкие обидки, которые моментально улетучиваются.