Ура! Я дописала третью, самую большую часть истории как мы дошли до жизни такой ;-)
Читайте ;-)
Love story.
Как человек, всю жизнь ходивший в прокат, причем не чаще, чем 2 раза в неделю, я ну просто не представляла себе, что верхом можно ездить как-то еще. Я была глубоко убеждена, что без тренера на лошади ездить невозможно (нет, я в одном прокате раз 5 отъездила без инструктора, но это же неправильно!!!), и что моя лошадь должна обязательно хотя бы часть постоя отрабатывать в прокате, т.к. я не потяну каждый месяц тратить на нее ползарплаты.
О частном коневладении я не знала, как позже выяснилось, практически ничего. А зачем знать? Я же была убеждена, что моя лошадь будет ходить в прокате и конюшня будет о ней заботиться, просто числиться она будет за мной. Смех смехом, я даже седло купила через 2 недели после Халки, ездила на Галином, с Дины. Уздечку нам дали в приданное, она была старая, с непомерно длинным подбородным ремнем, который завязывался узлом под горлом, чтобы не висеть до нижней губы. Трензель был тонюсенький, с D-образными кольцами, но совсем новенький.
- Ничего, - оценила его Галя. – ты просто руками мягче работай. Даже лучше, что он такой строгий, она ведь у тебя с пулей в голове.
А так и было. То ли ей понравилась обстановка загородом, то ли перемена места жительства произвела на нее такое впечатление, а может быть ей просто увеличили норму кормов... У Никулина она не особо переутруждалась, работалась по часу-два в день, а то и через день или через два. Михаил Юрьевич проинструктировал меня, что ей нужна нагрузка 2-3 часа каждый день, поэтому мы так ее и стали работать. Но лошадь словно подменили. Ведь как-то же я с ней справлялась раньше! В манеже, помню, из всей смены мы одни с Халкой скакали галопом, пока остальные сражались со своими лошадьми. А тут она как будто вообще забыла, что бывают какие-то аллюры кроме рыси, подленькой такой, частой. Когда ее удавалось перевести на шаг, она засыпала, а если я с хлыстом высылала ее галопом, она скакала как-то слишком быстро и тряско, к тому же в любой момент могла ринуться от стены в центр плаца, да еще и с пинчищами!!! Я ездила к ней раза 2 в неделю и страшно ее боялась. Доходило до того, что галопом сначала прогоняла ее тренерша, а потом садилась я. О прокате речи тогда не шло, мы договорились, что к сентябрю Галя мне ее подъездит (с середины июля я к тому же на полтора месяца уехала в конный поход по Италии), и тогда уже затеемся с прокатом.
Поначалу же занятие начиналось с того, что мы гоняли ее на корде галопом.
- Нет, не так, - поучала меня Галя. – таким галопом это ты потом поедешь, а сейчас она должна вот как летать! – и она щелкала бичом, от чего моя кобыла подхватывала и описывала круги почти не касаясь земли :lol:
Однажды Галя не смогла приехать позаниматься со мной.
- Ну сама там поезди на ней!
- Как? – изумилась я. – А я смогу?... Я же ничего не знаю...
- Чего ты не знаешь? Как ездить не знаешь?
- Нет, ну сколько там каким аллюром ездить... ну и вообще...
Я услышала очень подробный рассказ про «2 по 10», про отшагивание: «останавливаешь, смотришь на бок – если заметно дышит, значит еще шагаешь, а если как будто вообще не дышит – значит можно заводить» и еще много полезных вещей. Но самое главное – был развенчан миф о том, что без тренера верховая езда невозможна ;-)
Еще нужно рассказать вот про что. Мы пасли Халку после работы на великолепном сочном лугу около дороги. Только приехав с ипподрома, кобыла боялась абсолютно всего, особенно незнакомых предметов, составлявших ограду плаца. «Не давай смотреть по сторонам! Не увидит – значит не испугается!» - учила меня Галя. Но мне не хватало умения, Халка все прекрасно видела и каждый раз весело подрывалась скачками вбок
И вот, тихим вечером жаркого июльского дня, мы пасли Халлуньку на газоне и трепались о том, о сем. Вдруг из-за поворота показалась машина и, громко газанув, промчалась мимо нас. Халка медленно подняла голову, проводила машину глазами, задумчиво хрумкая травинками, и снова принялась пастись. Я с удивлением поняла, что она больше не стартует галопом с громким фырканьем при виде машин.
- Конечно! – как ни в чем ни бывало ответила Галя. – Я специально пасу ее около дороги, чтобы она привыкала к машинам.
Как-то меня эта фраза зацепила.
А в начале октября мы остались одни. Без тренера. И тут был развенчан миф о том, что моя лошадь кому-то кроме меня нужна ;-) За лето совместными усилиями тренерши, меня и проката, о котором я ничего не знала, Халка научилась ходить по прямой (!!!), чуть лучше слушаться повода и шенкеля, не так играть под седлом... Сама я к ней ездить могла только по выходным, так как училась в институте и работала, поэтому я была просто в панике. Но случилось так, что ровно на следующий день после того, как произошла окончательная ссора с Галей, мы познакомились с Мариной, которая согласилась мне помогать с кобылой в будни. Марина была старше меня на пару лет, ездила примерно так же, но еще знала, что такое сбор! А еще мне очень понравилось, как она обращалась с Халлуней.
Надо сказать, Халке в жизни повезло. С ней никогда не обращались плохо. Ко мне она попала шаловливым доверчивым жеребенком, балованной хозяйской любимицей. А я себя с ней чувствовала немного скованно. Когда она играла под седлом, мне казалось, что она пытается меня сбросить, когда она пихала меня носом в деннике, я думала, что сейчас она меня укусит, любое резкое движение с ее стороны... Я ее плохо понимала, поэтому побаивалась.
Но вот Маринка еще только подошла к ней знакомиться, а кобыла уже оторвалась от сена и с любопытством стала ее обнюхивать. Это моя-то кобыла оторвалась от сена!!! Маринка ее гладила, играла с ней, как с любимой куклой... «Ой, ну ты мне тогда расскажи, как ее работать? Что она любит, что не любит?» На первый вопрос я отчеканила все Галины инструкции, а вот второй вопрос поставил меня в тупик. И знаете, так стыдно стало! Я поняла, что совсем не знаю СВОЕЙ лошади!
От общения с Маринкой Халка может быть не сильно много усвоила в плане управляемости, зато в общении стала просто ласковым котенком. Все-таки мне страшно повезло! Но что самое главное – Маринка, сама того не осознавая, открыла мне глаза на то, как нужно общаться со своей лошадью!
Не помню точно когда, по-моему, еще в сентябре, я собралась ехать на Халлуне в лес, по привычке спросив на конюшне, во сколько туда поедет прокатская смена. «А сегодня прокат в лес не поедет» - просто сказали мне. Увидев мое растерянное лицо, Галя-начкон сказала золотую фразу, которой я с тех пор и просто по жизни руководствуюсь: «Да ты поезжай одна, а если поймешь, что что-то не то, вернешься».
Мы проехали всего ничего вдоль пригорка, как вдруг Халка как вкопанная встала. Я сидела ни жива, ни мертва. Вот оно – «не то»! А что делать, когда ты один на один с не совсем управляемой лошадью, которую побаиваешься, да еще и перед лицом опасности? Договариваться. Останавливать. Не дать скакать куда-то сломя голову... Я обратила внимание на то, куда Халка таращилась изо всех сил и поняла, что ее испугал костер за деревьями. Я перехватила повод в одну руку, другой рукой стала гладить ее по шее, ласково спокойным голосом рассказывать ей, какая она хорошая лошадка, что бояться не надо... И аккуратненько подпихивать шенкелями вперед. И вы знаете, подействовало! Рассмотрев «опасность», Халка опустила голову и со вздохом продолжила тихо рысить по дорожке.
Тот случай многому меня научил. Но самое главное, я поняла, что я не просто могу ездить без тренера. Я даже могу САМА чему-то научить лошадь!
Наверное звучит смешно, но я раньше была глубоко убеждена, что тренер все знает. В отличие от меня, которая ездит давно, но конечно же не знает, как ПРАВИЛЬНО! Я слушала тренера, который мне рассказывал, как ездить и чем воздействовать на лошадь в данный момент. Знаете, как в анекдоте: «мама сказала «сметану»», а если мама не сказала, значит... тогда я терялась. А когда я осталась с «бешеной кобылой» один на один, я поняла, как это – чувствовать лошадь, договариваться с ней!
Потом была другая конюшня, куда Марина уже не смогла приезжать. Там Халку брали конюшенные девочки, пока не наступили зимние каникулы, а за ними и последний семестр в институте. Я изловчалась днем работать, вечером ездить к кобыле, а в исключительных случаях и в институт ;-) (наш дневной учился последний семестр вечером).
Вот тут-то и началось самое интересное ;-)
Сначала, прислушавшись к уговорам народа вокруг, я поменяла Халке трензель на помягче, после чего она стала намного лучше останавливаться, а потом и вовсе купила ей дутый трензель, Штюббеновский. На конюшне только плечами пожимали, мол, ты с ней на нем не справишься! Только смотри, не езди так в лес! Но знаете, когда я стала приезжать к Халке каждый день... Что-то изменилось. Я ее узнала так хорошо, что для меня не осталось ничего непредсказуемого в ее поведении, поэтому я перестала ее бояться. Между нами начало устанавливаться то самое волшебное чувство
Доверие.
Когда можешь положиться на лошадь.
И мы стали рассекать по Тропаревскому парку на новом супер-мягком трензеле. А однажды было очень холодно, и наши не ездили, объясняя это тем, что трензельные кольца могут примерзнуть к губам лошадей. Пожалуйста – я перестегнула повод к капсулю и поехала на плац так ;-) Мы с Халкой обе удивились такой наглости, честно сказать. Но Халлуня слушалась настолько хорошо!
Когда была безгрунтица, и все шагали лошадей в руках, Халка дала мне понять, что долго ходить в одном направлении по маленькому асфальтовому пятачку она не намерена. Скучно! Что делать, я села прямо так, без седла, и поехала по окрестным газонам
А когда снег стаял... Ехала я как-то на автобусе от метро Юго-Западной и обратила внимание на парк, который от нашей конюшни отделял Ленинский проспект. Туда-то мы и направились с кобылой по подземному переходу, благо там был пандус ;-)
Параллельно со всеми этими приключениями, мне удалось научить Халку не бояться практически ничего. С транспортом все обстояло просто, после того, как она привыкла к машинам, остальное не казалось ей таким жутким. Все подозрительные предметы мы нюхали и скребли зубом до тех пор, пока не убеждались, что они не кинуться на нас исподтишка, поэтому когда Халку пугал какой-то предмет, она не предпринимала никаких действий, прекрасно понимала, что все равно, когда мы подойдем его обнюхивать, он окажется совсем не страшным.
Летом я безо всякой опаски пустилась на Халке в необычное путешествие. Барышня Катрин собиралась в ночное и пригласила нас с кобылой присоединиться. Халка, конечно, начала капризничать, когда поняла, что что-то больно долго мы едем вдоль шоссе в одном и том же направлении, да еще по такой жарище, ведь июльское полуденное солнце буквально припечатывало нас к земле. Но в целом она, конечно, держалась молодцом. Представьте себе, мы же МКАД переходили, шли иногда прямо по краешку шоссе, а сзади подкрадывались огромные фуры и оглушительно бибикали: «Лошадкааа!!!!!» Всю ночь Халлунька паслась под промозглым дождиком. Я, конечно, уже пасла ее в руках, но вот так вот простоять привязанной к колышку…
А прошлой зимой Лиза выложила в библиотеку БК статью про natural horsemanship. Я, конечно, всегда старалась решать с Халкой все вопросы по-хорошему, но как это так – не наказывать лошадь вообще? Как это – ездить без трензеля? Это же рискованно! Лакомство? Да нужно Халке это лакомство! Сколько раз было – зову ее, прекрасно она знает, что если подойдет, получит вкуснятинку – так нет, не подходит! Потому что посмотреть как птичка полетела ей хочется больше, чем получить сахарок. Нет, НХ звучит хорошо, складно, но…
- Ну у меня же получается! – ответила Лизка.
Знаете… получилось и у меня
Сначала я прочитала книжку Карен Прайор «Не рычите на собаку». Там очень доходчиво объяснялось, какие бывают способы дрессировки, как работает способ «по-хорошему», как «по-плохому», что делать, когда что-то не получается… Сразу после этого я распечатала статьи с сайта Парелли… и понеслось
По счастью как раз началась безгрунтица – весь февраль и часть марта на плацу и в бочке был мерзлый лед, по которому мы с кобылой и гуляли. Я обнаружила у Халки еще одну потрясающе полезную особенность: она очень хорошо смотрит под ноги и рассчитывает силы. Если грунт жесткий или скользкий, как бы ей ни хотелось пробежаться, пойдет она только шагом. А вот если она бежит рысцой или даже на галоп переходит – значит она оценила свои возможности и считает, что справится. И знаете, ни разу не ошиблась! Поэтому я без опаски могла выпускать ее на мерзлый лед
Воодушевившись после прочтения Карен Прайор, я научила Халку подходить по первой просьбе, идти за мной без веревочки, останавливаться, когда я останавливаюсь. А потом, к большому удивлению кобылы, я вдруг стала прыгать вокруг нее, размахивая кордой, наматывать эту самую корду ей на спину, на ноги, пихать бедную лошадь из стороны в сторону… Халка понять ничего не могла и, видимо, думала, что хозяйка совсем рехнулась ;-) Но хозяйка знала, что делала. Мы разучили далеко не все 7 игр, но когда, наконец, грунт устаканился, и я смогла сесть верхом, я обнаружила поразительные перемены. Халка стала какая-то очень послушная и внимательная ко мне. Она стояла, пока я на нее залезала, когда я гоняла ее на корде, выполняла все команды просто на ура, да и вообще стала как-то спокойнее и еще сговорчивее.
А летом мы стали много пастись. Жарища была страшная, поэтому мы часто ходили просто в ближний Люблинский парк, там я ложилась в траву, а Халлунька паслась вокруг меня. Хи-хи, занете, какой самый главный двигатель прогресса?
Мысль: «а дай-ка я попробую вот так!»
Я подвела Халку к пеньку, вскарабкалась туда, а потом сиганула кобыле на спину. Ну да, оттолкнулась я слишком хорошо и перелетела на другую кобылину сторону :lol: Вторая попытка. И вот, я еду на Халке без седла и на недоуздке! Корда, свернутая и перевязанная посередине узлом, висит с правой стороны шеи, этим надо же еще как-то управлять! А давай-ка пройдем чуть левее? Корда прижимается к шее… надо же! Она поняла!!! А направо? Корда отводится от шеи, чуть тяну за нее… получилось! И останавливается, когда корду тяну на себя… Халлуньк, а может рысцой? Мы тихо потрусили по дорожке домой.
Один раз ко мне приехала в гости подружка. Без ложной скромности… :lol: Не, серьезно, когда Танька увидела, как я еду без седла и на недоуздке, да еще и рысью, да еще и по парку ;-) Должное впечатление было произведено, челюсть потом вдвоем с земли поднимали :lol: Но когда я прицепила чомбур как повод, и предложила Таньке прогуляться по району между домами… Как же мы здорово тогда вечер провели! Мы просто гуляли с кобылой как с собакой, только что я верхом сидела. Шажочком по газонам, дорожкам, а то и прямо по асфальту. Мы с Танькой трепались, Халлунька думала о своем... Потом Танька купила нам по мороженому
Не представляете, какой это кайф: ехать вот таким вот макаром, да еще и уплетать вкуснющий сливочный стаканчик!
Но и это еще не все ;-) С того дня мне как-то очень понравилась идея ездить на недоуздке. Особенно без седла. Едешь, едешь, потом останавливаешься, отстегиваешь карабин с одной стороны, пихаешь кобылину башку вниз, мол, можешь попастись ;-) Потом подтягиваешь ее обратно, цепляешь карабин на место – и едешь дальше
Ну а дальше вы все знаете
И про то, как мы из парка возвращались с одним чомбуром вокруг шеи, причем переходили так дорогу по светофору. И про то, как я за 4,5 часа объехала весь Кузьминский парк без седла и на недоуздке, причем с настоящим галопом! И как по скользкому грунту по темноте ездили...
Теперь я уздечку Халке не надеваю вообще. А зачем? Она и так отлично слушается! Даже когда застоявшаяся, даже когда ей хочется в сторону дома карьером понестись, а я ее шагать заставляю. Мы все делаем по-честному: если Халке в первую очередь надо отбегаться, я всегда даю ей это сделать, прежде чем садиться верхом. Если есть возможность попасти кобылку, проскакать по любимой дорожке, дать ей поиграть в леваде с собакой – я всегда делаю ей приятное
И Халка делает приятное мне. Она больше не растаскивает, самостоятельно решений не принимает, всегда советуется... Не боится ничего, разве только от очень хорошего настроения ;-)
Не, вы только не думайте, что мы с ней не ругаемся никогда ;-) Бывают случаи, когда кто-то из нас перегибает палку... Но мы быстро договариваемся. Потому что уважаем и любим друг друга ;-) А милые, как известно, если дерутся – то только тешатся ;-)