Re: Седло и Рыжая Кобыла
Я, когда писала свой пост в теме про Хикстеда, плакала-заливалась. Но это потому, что более тяжелые мои переживания удалось заблокировать наглухо, вот и прорываются эмоции на не столь большом горе.
Уважаемые посетители Наташиного дневника, а в особенности собратья - полу-, четверть-, наоднувосьмую-"хохлы"! Хочу сделать вам подарочек в честь Дня украинской письменности и словесности и скопировать сюда немножко из своего дневника:
==========================================================================================
Две колесницы, одна запряженная четверкой коней белых, другая с конями персидскими в яблоках, мчались в облаках пыли, сопровождаемые безумным криком сотен тысяч глоток, вдоль мраморных трибун, мимо статуй и скульптурных групп, установленных по продольной оси ипподрома; ездовые, расставив ноги, застыв в напряжении, изо всех сил натягивали вожжи перед обелиском Феодосия, обозначавшим место поворота, они знали, что нужно во что бы то ни стало замедлить яростный разбег коней, умело повернуть почти на месте, чтобы потом снова мчаться по прямой, но в обратном направлении, прямо к центру ипподрома, к императорской кафисме, но будет еще один поворот - и снова безумная гонка по прямой, и еще один поворот, и так двадцать три круга - семьдесят две стадии, и только после этого - конец, достижение цели и либо венец победителя, либо позор побежденного, и сто тысяч разъяренных, обалдевших от крика константинопольцев тоже знали об этом, а еще считали, что под обелиском Феодосия подстерегает нечистая сила, и вопили еще яростнее, а от этого рева кони неистовствовали еще сильнее, зверели, возницы ничего уже с ними не могли поделать, колесницы летели как камень из пращи, удержать их не могло уже ничто, трубы герольдов объявляли о каждом очередном круге, трубы звучали, будто звук Страшного суда, этот поворотный столб должен был стать концом безумной гонки, ужасной катастрофой, обломками колесниц, смертью; колесницы мчались рядом, ни одна, ни другая не могли вырваться вперед хотя бы на маленькое расстояние, катастрофа казалась неизбежной, ипподром ревел от восторга и предчувствия прекрасной гибели ездовых и их коней, белых арабских и персидских в яблоках; император тоже поддался всеобщему ликованию, лицо его покрылось красными пятнами, парадный наряд расстегнулся, венец съехал набок, из раскрытого рта на бороду стекала нитка слюны; еще миг, еще полмига, еще неуловимое мгновенье - и тогда колесница, запряженная четверкой белых коней императорской чистой-пречистой масти, каким-то непостижимым прыжком очутилась чуточку впереди четверки в яблоках и первой обогнула страшный столб, захватывая для себя весь простор, какой там был, а другой колеснице не оставалось и лоскутка свободного места, она очутилась между первой колесницей и столбом, первая колесница выписывала пологий; умопомрачительный круг, будто падающее небесное тело в своем последнем свечении, а другая ввергалась в мертвую зону этого круга, для нее не оставалось простора, для нее не было никакого места, персидские в яблоках кони шарахнулись от коней белой императорской масти, колесница зацепилась колесом за столб, перекосилась, возница еще держался в этом невероятном наклоне к земной поверхности, он прочертил своим телом смертельную дугу, колесо среди рева, треска и хохота оторвалось, кони потянули колесницу на одном колесе, потянули ее перевернутой, волоком, потащили возницу, который тоже упал и вылетел из колесницы, но еще держался за вожжи, колесница разламывалась на лету, летело железо, дерево, возницу било о землю, било обломками, но он еще не выпускал вожжи, персидские в яблоках кони, будто одержимые демоном, бешено бросались то в одну сторону, то в другую, они уже и не бежали вперед, а, казалось, решили добить, доломать остатки колесницы и освободиться от упрямого возницы, - это заняло у них не много времени, они освободились и, сразу же успокоившись, пошли рысцой следом за конями белыми, которые уже долетали к цели под восторженный стон ипподрома.
=======================================================================================
Жаль, что по ссылке попадаешь на весь текст, не разбитый на страницы.
Но книгу прочитать стОит, лучше - бумажную, не по компьютеру.
Павел Загребельный, "Диво".
http://www.gramotey.com/?open_file=1269072027
Еще кусочек, пояснение:
"День славянской письменности" или "культуры и письменности", в честь Кирилла и Мефодия, Россия отмечает 23 или 24 мая?
Естественно, у нас, назло "москалям", придумали "День украинской письменности" и отмечают его на "противоположном конце года" - не в конце весны, а поздней осенью, 9-го ноября.
9-е ноября - день памяти преподобного Нестора Летописца, вот его и выбрали как День украинской письменности и словесности.
В праздновании такого дня есть и много хорошего. Кажется, с прошлого года начиная, все могут писать диктант под диктовку по радио, потом отправляют письма с этими диктантами и ждут результатов. Победителей объявляют, им - призы.
Перед этим днем много рассказывают об укр.языке, а кроме того по радио регулярно идут передачи, как правильно говорить, в каких случаях лучше употреблять те или иные слова.
Приведенный отрывок я услышала как раз по радио как образец писательского мастерства: это всё описание - одно предложение! Гигантское предложение, но оно не кажется громоздким, а наоборот, придает динамичность - некогда точку поставить, некогда дух перевести!
И вспомнила книгу "Диво", и вспомнила другие книги этого автора...
Павел Архипович Загребельный родился в 1924 году (в том самом, из которого меньше всего осталось в живых из-за войны), воевал, был в плену. Написал много книг, скончался в феврале 2009г., в возрасте 84 лет.
"Диво" - первая из его книг, которую я прочла, в конце 70-х годов.
Это сейчас много пишут по истории времен Киевской Руси - очень модная эпоха. И серьезные книги, и приключения, и перемещения во времени... Похоже, книг об этой эпохе уже больше, чем тогда жило людей.
А мы что знали?
"Песню о вещем Олеге" А.С.Пушкина
"Слово о полку Игореве" ("проходили" в школе).
Карамзина тогда еще не переиздали.
Мне повезло - у меня в детстве была книжка (она и сейчас где-то в шкафу) - "Подвиги Святослава", автора можно найти по интернету. Написана для школьного возраста, довольно короткая.
И вот уже после института повезло - попался в библиотеке А.Ладинский, трилогия: "Когда пал Херсонес", "Ярославна - королева Франции", "Последний путь Владимира Мономаха". Нет слов, чтобы передать те свои впечатления! Но все его произведения оставляют грустное впечатление.
А потом, роясь на библ.полках, нашла "Диво" - о строительстве храма Софии Киевской. Но описана целая эпоха и вся жизнь главного героя.
Сюжет захватывающий, но литература серьезная, не "развлекаловка".
Считалось, что София Киевская построена при Ярославе Мудром, в "Диве" всё построено именно на этом. А недавно, опять-таки по радио, сказали, что надписи ("граффити") в этом храме заставляют отнести время ее постройки до Ярослава, при Владимире. Когда-то об этих надписях была статья в "Науке и жизни", там такие выводы не делались. Может, что -то новое нашли?.. Но мне так жалко расстаться с версией строительства при Ярославе! Так что пока остаюсь верна привычной версии.
Еще из той эпохи у П.Загребельного: "Первомост", "Смерть в Киеве", "Евпраксия".
Для нас, женщин, особенно интересна "Евпраксия".
Но ШЕДЕВР - "Роксолана".
Фильм был сделан по книге Осипа Назарука, а "Роксолана" Загребельного - совсем другое дело! И надо именно читать, в фильме не передать то, что там написано.
Читать, читать, читать!
Уфф, вклад в популяризацию украинской культуры внесла.