Поскольку имел удовольствие слушать историю курс-дизайна в развитии из первоисточника.
Попробую поделится теми сведениями что имею.
1. Развитие курс-дизайна в конкуре с послевоенного времени диктовали несколько Европейских стран, и составление маршрута очень не простое занятие. Курс-дизайн прошел нелегкий путь от мощных громоздких препятствий с практически сплошной жердевой завесой и несокрушимыми каменными стенками, иногда практически вкопанными стойкми и забитыми в глубокие колобашки жердями в том числе и верхними, очень длинными по фронту барьерами, пример ОИ в Москве кстати показателен, с огромными проездами между барьерами длинной дистанции иногда до километра и даже более.
До, маршрутов составленных из иногда практически прозрачных барьеров со сложной для лошади цветовой гаммой и очень легкими жердями на колобашках практически плоских, хотя и безопасных, в отличии от тех же времен ОИ 80 года.
Философия курс дизайна стала иной, в первую очередь сыграла свою роль безопасность лошади и всадника, чем больше жердей в барьере, чем страшнее и мощнее стенка, тем тяжелее травмы лошади и всадника при ошибках на маршруте.
Далее, есть парадокс, мертвые и мощные препятствия лошадь преодолевает охотнее, но сбивает верхнюю (зачетную) жерди чаще чем современные барьеры с большим расстоянием между заложением и верхней жердью.
Длинные проезды утомительные для лошади и всадника заменены даже на больших полях сериями из связок в несколько прыжков и проездов ежду ними, либо просто кроткими проездами и связками, к примеру в закрытых помещениях.
Постепенно идея выше страшнее и не преступнее была заменена на более прогрессивную- сложнее в расстоянии и в компоновке ,вариативности и цветовой гамме. От лошади стали требоваться не только такие качества как выносливость и сила прыжка, но и гибкость, а самое важное выезженность и полное подчинение. И если ранее всадник соревновались в количестве штрафных очков, в споре за медали, то теперь нередко речь идет о долях секунды даже на маршрутах пятизвездочных турниров.
Стал ли конкур более зрелищным, на мой взгляд безусловно да, стал ли он безопаснее и менее травматичным, так же ответ утвердительный. Лошадям времен расцвета конкура в СССР сегодня просто нечего было бы делать на современных конкурных полях в маршрутах высшего уровня сложности на международных стартах. Там другие задачи ставят составители маршрутов - курс-дизайнеры. Опытный курс-дизайнер исходя из таких параметров как качесвто грунта, размер поля, состава участников, уровня турнира, может так поставить основной маршрут что заранее сможет предположить количество участников перепрыжки в пределах до двух человек. Это тем более важно ,что права на прямые трансляции стоят дорого равно как и прямой эфир, а в той же Германии конкур второй по популярности вид спорта ,и в отличии от России он транслируется в прайм тайм в прямом эфире, во всяком случаи Аахениский финал в обязательном порядке.
2. Идея сравнивать что было во времена СССР, и что есть сейчас не совсем верно, маршруты на чемпионате СССР ставились достаточно простые по сравнению с аналогичными по годам международными стартами за пределами соц. лагеря.
Конкуристы из СССР никогда не были в числе фаворитов международных крупных стартов, с середины 60х годов, их результаты были крайне нестабильными при зарубежных выездах, за очень редким исключением. Пример ОИ 1980 года не совсем корректен, по понятным причинам, если искусственным порядком исключить всех ведущих спортсменов из числа участников, то и у нашей сборной бывает шанс. Что не умоляет заслуг нашей конкурной сборной, поскольку несколько неверных действия и проиграть могли и Польской и Мексиканской сборным.
Далее ни разу сборная СССР в приличные места не попадала, и до этих ОИ в первой пятерки не числилась как в командном так и в личном зачете. В отличии от троеборья и выездки где реальные результаты были и до и после ОИ 1980 года.
Все что сказано выше подтверждено документально рекомендую к прочтению сборники ВНИИКа с результатами всех крупных турниров по КС начиная с 1976 года. Там есть все выступления на крупных зарубежных стартах всех сборников времен СССР , коварный вопрос к любителям преданий старины глубокой, сколько по вашему мнению нулей было у всех всадников сборной СССР на маршрутах высотой от 150 до 170 см на турнирах за пределами соц. лагеря?
3. Касательно современных тенденций в работе курс, да и по большому счету крос дизайнеров.
Задача составить маршрут не только зрелищный, но и главным образом безопасный, поскольку любые случаи гибели лошадей на международных турнирах это огромный форс- мажор, и пятно на весь конный спорт. Вспомним Хикстеда, отнюдь не по вине составителя маршрута павшего на боевом поле. Да и стоимость классных лошадей способных выступать на международных 5 звездных турнирах начинается от миллиона не рублей. Понятно, что победители стоят дороже иногда на порядок.
Сейчас курс-дизайнеры по сути определяют развития и философию современного конкура. Это несколько десятков человек, каждый из которых яркая индивидуальность со своим подходом и стилем. Арно Гиго, Криста Хайбек, Олаф с сыном, Диг и Ротенберг, наш Платов кстати так же далеко не последнее место занимает в этом списке.
Маршрут конкура это как мелодия, если маршрут красивый и грамотный- мелодия звучит ярко и певуче все еноты на своем месте. Если маршрут корявый и ученический с ошибками, мелодия фальшивит и режет слух.