Что такое человек за рулем автомобиля.
Это не совсем человек. Это типа киборг. Мозг попадает в альтернативную реальность. Меняется все: габариты тела становятся габаритами машины, движения рук и ног ограничены, функционал мышц меняется.
Способность вести машину заключается в том, что:
1. есть достаточный опыт, записанный на подкорке;
2. Реакция - способность мозга с нужной скоростью проанализировать ситуацию, прокрутить опыт, записанный на подкорке, выбрать правильное решение, подать сигнал мышцам.
3. моторика - скорость реакции мышц на сигнал мозга, точность исполнения команды, обратный сигнал об исполнении.
И так по кругу - корректировка записи на подкорке, реакция, моторика.
Умение водить машину - умение применить этот набор таким образом, чтобы минимизировать негативные последствия экстренной ситуации. Не всегда можно избежать, но минимизировать - да.
Плюс человек в машине это всегда тандем с машиной. Мозг обязан учитывать мощность, управляемость, аэродинамику (ага, как снайпер - с учетом ветра и температуры воздуха), контакт с покрытием дороги. В общем, они едины.
А скорость обработки информации в разы возрастает - из-за скорости движения и изменения этой информации.
До определенного времени для меня комфортной была любая скорость до 180 км/час.
Специально для Юли: это не значит, что я выпучив глаза рассекала со скоростью 180 где ни попадя.
Это значит, что набор: опыт, реакция, моторика, - у меня срабатывал на этих скоростях.
Потом стала запаздывать моторика. Возраст. Комфортные скорости снизились до 150.
теперь стала барахлить реакция. Комфортные скорости снизились до 120.
Но, когда зона комфорта была 180, я бы не полезла в Германии на скоростную трассу, на полосу для движения на 200. Потому что давить гашетку я смогу, и машина потянет, а вот набор опыт-реакция-моторика не сработают. А это значит, я потенциально опасна для окружающих.
На дороге есть два правила.
1 - то самое 3Д. Дай дорогу дураку.
2 - не мешай. Никому. Твое мнение на дороге - последнее. И чему не место на дороге - это не место собственным принципам.
Страшнее дурака только принципиальный дурак.
Когда-то у меня был приятель-адвокат (что-то мы несколько лет уже даже не перезванивались). У нас была игра: разбери ДТП. Адвокат работал по ДТП и гаишным делам... Меня поражало, с какой точностью он восстанавливал картину ДТП. Кстати, гайцы, которые приезжают на ДТП, элементарно восстанавливают картинку, и им очень забавно всегда, когда им лапшу вешают. Но они выбирают тот вариант, который для них выгоден - когда надо в суд, когда надо - обоюдка. Ну, чтоб меньше работы.
А, адвокат. Я ни разу не восстановила картину ДТП с точностью до секунды и миллиметра! Я бы не смогла работать в этой области точно... Адвокат говорил: сначала надо восстановить картинку, потому что только тогда ты сможешь найти тот пробел, который можно использовать на пользу клиенту. Чтобы доказать, что "этого не было", надо понять, как "оно было".
Вот что я увидела в ролике Насти. Поиграем.
Ну, случайный потерпевший обозначил виновника торжества однозначно: курица в левом ряду. И вовсе не потому, что он в нее врезался.
А почему он не тормозил? А потому, что курица в левом ряду вела себя совершенно не логично, и у него в опыте, что в подкорке, не было записано такое нелогичное поведение партнера по движению. Он просто не успел сообразить, КАК это вообще могло произойти.
Собственно, в этом обычно причина большинства аварий.
Курица встала в левый ряд и тошнилась. Похоже, что у мужика, который вел запись, скорость была порядка 100. Курица ехала 105.
Сзади появился некто, кто ехал по левому ряду с большей скоростью. Может быть, даже помигал дальним, попросил лыжню.
Ну, вот не важно, почему.
Может, тот самый дурак, на которого следует реагировать в соответствии с правилом №1 - 3Д.
А, может, человек спешил и у него была причина.
Никогда не забуду, как я летела по левому ряду, когда сын попал в ДТП, я даже не всегда успевала мигать дальним светом - мне освобождали ряд сами. И когда Зара загибалась, все эти годы, я не сильно думала, как я еду. Я спешила. И мне уступали дорогу.
В общем, причина, по которой следует уступить дорогу тому, кто едет быстрее по скоростной полосе - не важна. Просто на дороге не место принципам.
Но курица оказалась принципиальной.
Сначала она не уступила дорогу. А начала разгоняться. И дошла до скорости, на которой набор опыт-реакция-моторика уже не срабатывают. Причем, она даже перестроиться уже, скорее всего, не могла. Потому что страшно до усрачки уже.
Поскольку полосу не освободили, некто пошел на обгон справа.
Что видит мужик, ведущий запись.
Машина пошла на обгон справа, в его полосу, а там едет машина со скоростью около 100, как он. Мужик понимает, что обгоняющий для него не опасен - он уйдет в левую полосу. мужик даже не сбрасывает скорость.
По левой полосе парочка разогналась уже до 120. Обгоняющему этой скорости хватит, если курица сбросит скорость и даст ему перестроиться.
Слишком маленькая дистанция для того, чтобы на этой скорости вышедший на обгон успел перестроиться, если курица скорость не сбросит.
Что должно произойти:
1. курица должна сбросить скорость и дать перестроиться тому, кто ее обгоняет, пока ему не мешает едущий по полосе впереди.
2. обгоняющий должен ускориться и перестроиться в левый рад перед курицей. Было понятно, что он пойдет именно в левый ряд, просто по ситуации - его слишком долго не пускали туда, и он приложил слишком много усилий, чтобы курицу отжать, а она принципиально не отжалась.
Что произошло - почему мужик не успел среагировать. Он не оценил степень принципиальности курицы. Принципиальность обгоняющего была понятна и его поведение предсказуемо. Принципиальность курицы - нет.
1. курица, вместо того, чтобы сбросить скорость (не тормозить, паля колодки, там достаточно просто перестать давить на газ, держать натяг, не более) и дать перестроиться, принципиально ускорилась еще чуток. Не, правильно, чего это она должна уступать дорогу уроду, который не соблюдает ПДД, да еще и хамски пытается ее выжать из левого ряда, где она едет с дозволенной скоростью! При этом курице даже в голову не приходит, что она рискует жизнями как минимум четырех людей в 4-х машинах (включая ее саму).
2. обгоняющий мужик вынужден перестраиваться не на ускорении (в этом случае и машина более управляемая, и не помешал бы никому), а оттормозиться и перестраиваться с потерей скорости. Да, он подрезал, это тоже констатирует потерпевший. А кого не подрезали?
3. что мужик ждет от курицы, которую подрезали? правильно, опыт на подкорке говорит: колодки в тиски, тормозить, вытягивать из заноса, при котором зад потянет при экстренном торможении, но держать машину в своей полосе.
4. что делает курица? За каким-то хреном выкручивает руль. И уходит в неуправляемый занос. Ну, потому что перестроиться с той скоростью, что она ехала (нафига разогналась) она могла бы только в задницу машины на той полосе.
А вот этого мужик ну никак не мог предугадать. Результат - не смог минимизировать последствия ДТП. Вот тупо не отреагировал. Мог: сбросить скорость экстренным торможением, поставить машину в занос и вместо лобового удара получить по касательной бортами, уйти на левую полосу бортом на отбойник (если там было свободно)- много чего мог.
Скорее всего, тот, кто подрезал, даже не заметил всей этой фигни. И у него не было цели подрезать. Вот цель занять именно эту полосу - была, да. Принципиально.
В общем, встретились два принципиальных одиночества в одной точке времени и пространства. А пострадал ни в чем не повинный мужик.
@Skarlett, а чего в субботу много кто ехал - дык много. Мало едут до 10 утра. Потом народ начинает переть в ашаны и меги. Часам к 11 уже выстраиваются очереди на КАД на съезды к ТЦ. Часов в 12 народ прется за город на предмет здорового образа жизни. А в эту субботу еще и в город ехали - начались же уже мероприятия по случаю Блокады. А на Кад вообще прикол: навигатор часто ведет через КАД, а не по городу. Так что, вроде ничего не было в эти выхи необычного... я не заметила, все как всегда.
Машко, у меня на трассе Сортавала есть одно место... странное... Меня там на отбойник тянет. Вот хоть убей - именно в этом месте. Метров 100 всего, а тянет прямо физически. Я прям фиксирую каждое свое движение и траекторию машины, чтоб не прилипнуть на этот отбойник. А по дроге в деревню есть "долина смерти". Ровное место, прямая дорога, хороший асфальт, в общем - идеально все. а народ там бьется пачками. И скорость-то вроде никто не превышает.
А на окружной вокруг Хельсинки ночью меня ветром сдуло на вертолет. В смысле закрутило. Хорошо, что была всего пара машин, и те далеко - вот финны удивились моим маневрам!
А дураков на дорогах много. Куда ж без них-то. Но они ж никуда не денутся. каждому из нас есть что вспомнить...