А почему стоки не справляются?
Рит, я же писала в дневнике историю питерской канализации.
Канализация есть 2 видов: хозяйственно-бытовая и ливневая.
Хозбыт имеет подпор - насосные станции, которые обеспечивают подкачку стоков поэтапно, до очистных сооружений, там практически исключена возможность засоров. Во-первых, система фильтрации по пути, во вторых, подкачка с обеспечением соответствия пропускной способности. Но эта канализация начала строиться до ВОВ, и продолжилась после ВОВ.
До этого канализация была только ливневая, а для бытовых стоков еще были в центре города во дворах выгребные ямы.
Ливневка - без подкачки, движение стоков самотоком. Плюс в определенной части города есть система желобов, а не труб - старая канализация. То есть, она по любому засоряется. Если ливневка не поступает на очистные, она с некоторой фильтрацией на выходе попадает в водоемы. В ливневке должны быть только поверхностные стоки, и никаких других. Не везде есть системы очистки по пути, потому при большом напоре воды, отличном от расчетного, могут быть и засоры, уменьшающие диаметр.
В новых районах города канализацию прокладывали поэтапно, в соответствии со строительством. А строительство планировалось еще в прошлом веке, был генплан. У канализации есть пропускная способность, она не безразмерная. Больше, чем позволяет пропускная способность, канализация пропустить не может.
С Приморским районом произошло следующее.
Там началось стихийное строительство многоэтажек, целые города. На генплан давно уже все положили большой болт. Застройщики по проектам должны строить ливневку, но во некоторых "городах" многоэтажек ее вообще не оказалось. В результате вода там скапливается, под большим напором попадает в ливневку, где она проложена, и начинается противоток. В результате вода идет не из города, а в город, вышибает люки и затапливает те районы, в которых ливневка есть. То есть, городская канализация - та, которую обслуживает водоканал - есть, а вот той канализации, которая должна быть внутриквартальная и не принадлежит городу, а, значит, не обслуживается водоканалом, не справляется из-за неверного планирования и строительства, которое давно носит стихийный характер.
Кроме того, Питер - город болот, там высоко грунтовые воды, которые тоже попадают в ливневую канализацию. Это дополнительные объемы. Кроме того, есть целые реки и каналы, которые для обеспечения площадей для застройки, загнаны в коллекторы канализации. У меня дом стоит на таком бывшем русле реки Ланки. В открытой части водоемов уровень воды повышается, соответственно повышается и объем, который должна принять канализация.
При аномальных дождях в ливневку попадает крупногабаритный мусор, а это еще и засоры.
В комплексе - имеем то, что имеем.
Вообще городские подземные коммуникации - это сложнейшее подземное сооружение, там проходят электрические сети, холодный и горячий водопроводы, канализация. Многоуровневая система. С учетом коммуникаций метро глубина в некоторых местах достигает более 100 метров.
И вся эта система имеет пропускные пределы. Переложить даже кусок каких-то коммуникаций - практически невозможно без повреждения подземных и надземных сооружений и построек.
Перекладка систем - всегда проблема города, то есть бюджетные деньги. И это всегда миллионы, даже когда перекладка сети в несколько метров погонных. Это земляные работы, возможно - переделать и другие сети, которые рядом с нужным местом, потому что их невозможно не повредить при ремонте (особенно в центральных районах, где сети прокладывались в течение нескольких веков как получилось). Плюс восстановительные работы вплоть до восстановления асфальтового покрытия, газонов и зеленых насаждений. Это тоже делает ресурсник за свой счет.
Город сейчас много денег вкладывает в системы теплоснабжения и горячей воды, потому что эти сети рвет постоянно. Денег на все виды коммуникаций никогда хватать не будет.
У водоканала нет городских субсидий на эти работы, как у тепловиков. Водоканал все работы делает в кредит, имущество заложено в ипотеку, чтобы сделать новые линии коллекторов, в том числе и в Приморский район. Но это все решится даже не в этом веке...
Вот как пример чудес наших застройщиков.
Район "Десяткино" и часть "Девяткино". Это целые города за КАДом. Это уже область. Но подключено оно к городским сетям водоснабжения.
Так вот, когда строились многоэтажки этих районов, они заселились и оказалось, что.... там нет канализации от слова совсем. Все эти огромные дома имели выброс канализационных стоков в реку Охту и на грунт. Ливневка там - система канав, закатанных в асфальт, там даже не прочистить без того, чтобы порушить все, что сверху.
Только пару лет назад после скандала там начали строить хозбытовую канализацию, делать проколы под КАД (а это работы, которые стоят миллионы!) и подключать эти районы к городским сетям канализации.
С водой тоже беда.
В городе есть две системы водопровода - они имеют разное давление, и многоэтажные дома должны подключаться или к двум системам - низкое давление до 8 этажа, высокое выше. Но застройщики очень быстро сдают дома. В многоэтажных домах, если нет системы водоснабжения городской с высоким давлением, подключение идет к системе с низким давлением, но в самом доме (или группе домов) должны быть насосные станции подкачки для обеспечения высоких этажей.
Застройщики сдают дома без таких насосов.... У нас целые города заселены, в которых выше 8 этажа нет воды. Чтобы туда подать воду, перекрывают нижние этажи 2 раза в день, тогда на 1-2 часа в высокие этажи тонкой струйкой течет вода...
Беда наших людей в том, что им кажется, что вода и стоки - оно само все появляется.... А на самом деле это сложнейшее проектирование, строительство сооружений, чуть нарушил расчетные величины и оно разорвет к чертовой матери все вокруг, а потом постоянное обслуживание, которое требует огромных денег. А деньги или бюджетные, или инвесторов, под проценты или с дележкой прибыли.
А у того же Водоканала кредиторская задолженность (это то, что не платят водоканалу за услуги) - больше 2 ярдов в год. То есть, своих средств, заработанных водоканалом, катастрофически не хватает на модернизацию систем. Только на то, чтобы строить новые направления (а их нельзя не строить) и латать дырки.
Кстати, тарифы просто чудовищно заниженные. Тарифы для населения пока держатся на более-менее приемлемом уровне только потому, что тарифы для промышленности держат на уровне чуть выше, чем промышленность потребляет.
Но тенденция идет к тому, что все будут платить "по факту" - то есть и для промки установят тарифы, соответствующие затратам на услуги промышленности, и населению - в соответствии с затратами на население.
Тарифы же устанавливаются исходя из затрат ресурсника на прошлый период и с учетом прогнозов кратковременных и долговременных, методами в том числе аналогов. Так что, тарифы расти будут, чтобы хотя бы приблизить их к реальным величинам по затратам....