Когда я приехала, Зара, Унита и Бусина паслись в поле. Иду по коридору, навстречу Саша, улыбается: Зара в выходные пользовалась огромной популярностью, мне с ней позаниматься не удалось. Все равно спасибо. А мне-то за что? А ты была организатором. Наташ, как себя кобыль вела? Наташа: Отлично себя вела! В субботу я ее на корду взяла. Бодра она, однако. Первая рысь у нас была галопом – еле остановила. Зажигалка такая. А как она отдышалась? Да, нормально для нее, минут за 6-7, обошли вокруг конюшни. Профыркалась. Не кашляет. Катюша: я ее в воскресение взяла под седло, в лес ходили, Брали с собой Маруську (это двухгодовалый жеребенок - текинка. Зарище была очень довольна, особенно, когда разрешили галоп. Она его с входа в лес предлагала. Энергии у нее… Я по ней соскучилась. Я там ей яблочек принесла, в пакете.
Вот, девчонкам, - спасибо! Выручили, так выручили.
За лошадьми не пошла, потому что приехал новый ветеринар, к Симе. Случилась с Симой беда. Больше месяца назад она влетела в ворота крытого манежа, поранила грудь. Образовалась большая гематома. Потом ее решили подковать. Кто коваль, я не знаю, но лошадь начала сильно хромать, на ногу перестала опираться. Расковали через неделю только, оказалась заковка, Сделали рентген, выяснили, что в копыте темное пятно. Копыто не грелось, но лошадь на ногу не опиралась. Делали блокаду – стало полегче, но потом все вернулось. Когда к нам Забиякин приезжал, показали ему Симу и рентген. Олег попробовал вскрыть копыто, но у Симы была та же беда, что и у Зары: копыто сильно высохло, было твердым до невозможности. Поскольку Симу нога не сильно беспокоила, и она не работала – лошадь частная, - решили несколько дней поделать горячие ванночки, если не вскроется само – тогда вскрывать. Через неделю хозяйка привезла к Симе ветеринара… который уже смог копыто вскрыть и прочистить, насколько это было возможно. Полость была очень глубокая. Вчера этот ветеринар приехал второй раз.
Из машины вышел мужчина лет сорока, в камуфляже, с профессиональным таким чемоданчиком-боксом. Раскрыл чемоданчик, одел на руки хирургические перчатки. Вывели лошадь. Сняли башмак, мужчина посмотрел копыто, остался недоволен. Несмотря на ванночки, башмак и впрыскивания, полость засорилась, абсцесс продолжается. Ну, что ж… придется дедовским способом. Хозяйка Симы побледнела и ушла курить к стене конюшни, за воротами. Она рассказывала мне про «дедовский способ» - в полость засыпается немного пороху, поджигается, потом сразу закачивается иодоформ. Мужчина протер перчатки спиртом, достал баночку с серым порошком. Конюх Али взял ногу Симы так, как нужно – подошвой вверх. Симе стали давать яблочки, которые она с удовольствием ела. Никто даже не заметил, когда действо произошло, потому что Сима даже не дернула ногой. Кроме аппетита при поглощении яблок на ее морде даже недоумения кратковременного не возникло. Ветеринар промыл копыто, наложил повязку, опять одели башмак. Потом он подробно объяснил берейтору. Как может вести себя лошадь после этой процедуры, какие могут быть проблемы и что тогда надо делать. Долго протирал плечо Симы спиртом, сделал два укола. Симу увели в денник. Мы поглядывали на нее весь вечер – не скажу, что нога ее особенно беспокоила. Она стояла на этой ноге, лопала сено. Только в самом начале, после процедуры, она ногой потряхивала. Но, она делает это движение достаточно часто и так, пытаясь снять башмак. Как только вспоминает об этом башмаке, пытается от него избавиться. Башмак классный… хочу такой, сил нет! Дали попользоваться. Правда, он огроменный, от першерона.
Я закурила и подошла к вету, попросилась поговорить. От хозяйки Симы я уже знала, что он – практикующий ветеринар, закончил военно-ветеринарную академию (правда, прозвучало это так: военно-медицинскую академию по курсу ветеринарии, так что точно про ВУЗ не знаю, потому называю его «военный ветеринар»), имеет большой опыт содержания и лечения лошадей в полевых и не очень полевых условиях. Работает в какой-то ветклинике. Я спросила его, является ли он специалистом только в области хирургии, или и терапия тоже. А что за проблема? Проблема – это лошадь 19 лет, сердце, артроз и эмфизема. Какие нагрузки? Две по пять рыси, галоп, галоп, галоп – чтобы продышалась. Запал когда был? Январь. Как лечили? Рассказала. Какие последствия? Гемоглобин. Сейчас практически норма. По ходу моего рассказа про лечили, высказал ряд замечаний. Которые я, конечно, не запомнила. Старается говорить понятно «клиенту», но не очень получается. У «клиента» не очень получается, чтоб понять. Задает вопросы, на мою просьбу перевести на птичий язык для тех, кто в танке, переходит на «на пальцах», описывая поведение лошади, соответствующее той или иной симптоматике. Начинаю узнавать причины и название симптомов, о которых знаю уже с 2004 года, с первого нашего сердечного приступа… У ты, блин. Так вот оно почему так-то было! Поскольку я была без денег, то есть вообще, Зару я ему показывать не стала, но испросила разрешения вызвать его через хозяйку Симы в случае обострения. У него очень интересные схемы лечения, с помощью «подручных средств» и гомеопатии. Опыт работы на границе… Запомнить все, что он говорил – для меня невозможно, и слишком много специальной терминологии (с переходом на объяснения «на пальцах» я совсем запуталась в возможных группах препаратов и гомеопатических средств). Одну рекомендацию попробую использовать. Он поморщился, когда я упомянула кленбутерол. Хотя, дозировки, которые я применяю, его не сильно огорчили. Сказал, что если ей помогает, то лучше использовать отвар геркулеса с подорожником, мать-и-мачехой и чебрецом, в период обострения. Рассказал, как действуют травки по отдельности и в этом сочетании. Дает эффект как отхаркивающее, плюс отвар геркулеса с подорожником способствует восстановлению тканей бронхов.
Отвар готовится так:
На ведро: примерно треть коробки геркулеса (потому что важна не сама крупа, а сопли, которые получаются в результате), аптечная упаковка подорожника, чебреца и мать-и-мачехи, залить кипятком и укутать на полчаса-час. Потом выпаивать по полведра 2 раза в день. Можно давать в сочетании с АЦЦ. Как профилактика – не надо, именно что при лечении.
Морщил лицо, когда говорил о полевых условиях пограничной конюшни и сравнивал с нашим комплексом. Сено не должно храниться при входе в конюшню – грязь летит же, условия хранения сена безобразные. Почему нет дизбарьера? На два корпуса лошади. Это же убирает столько проблем! Когда, вы говорите, будет станок? Ха! Мою клячу в этот станок можно будет завести ровно один раз. Потом всех убьет, одна останется. Мужик смотрит на меня с полным непониманием. Два ведра холодной воды на голову, и все, какие проблемы. Кому на голову? Лошади. А на какое место? Наклонить голову носом к земле, и вылить между ушами. И что будет? Ничего, спокойная будет. А последствия? Сосуды там, а у нее сердце. И что? Вы, кстати, сердце-то ей каморой особо не подстегивайте, лучше рибоксин. А вообще, надо сделать… (непереводимая игра слов). Чего это? Ну, по простому – кровь из вены взять и в попу вколоть, внутримышечно.
В общем… интересный мужик. Знает много, обращаться с лошадьми умеет. Буду изучать его на предмет лечения моей клячи…
А потом.... ну, что потом. Лошадь выпрыгивает из шкуры еще по пути в конюшню с поля. Лошадь пугается всего, что двиджется (а почему оно движется?) и не движется (а почему оно не движется?). Лошадь была почищена (несмотря на попытки пролезть через стену в денник - там же сено лежит, она видела!), поседлана (ну, давай же уже свой трензель, скока можно тянуть эту резину!), отшагана и отголоплена в лесу. Грунт на плацу, после дождей, слежался и стал вполне приличным для употребления. Эх! - его бы пару-тройку раз укатать каточком - цены б ему не было! Нет у нас шага, кроме галопа, и кентер - сын его...