"Странный" совет тренера

  • Автор темы Автор темы Minatek
  • Дата начала Дата начала
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

Minatek

Активист
Если случается тренировать всадников, то я стараюсь давать советы, которые всадник в состоянии понять и правильно исполнить в данный конкретный момент, на данной конкретной тренировке. Но достаточно часто наблюдаю тренеров, которые выдают заученные\типовые мантры не имеющие практической пользы для всадника, типа: "не дёргай лошадь за рот", или "мягче работай рукой", "не болтайся в седле", "сиди в седле ровно" и т. д. Часто меня умиляет, когда начинающему всаднику, на прокатской лошади, дают команды типа: "собери лошадь" или "сделай полуодержку", опуская тот мелкий ньюанс, что лошадь, возя 5 часов в день прокат, скорее всего никогда собранными аллюрами бегать не бегала, и быстро, правильную реакцию на полуодержку сразу не покажет даже под очень опытным всадником.
И услышав от тренера, так же тренирующего на манеже совет "тяни ногу от колена назад" по началу принял это за такой же бесполезный набор слов. Но спустя какое то время пересёкся на манеже уже с другим тренером, который тоже давал всаднику подобный совет.
Вот и закралось сомнение. Может при общей малограмотности (с моей точки зрения) подобного совета, тут присутствует и некоторое зерно разумного?
Причём это не занятия по конкуру, не работа над полевой посадкой. Просто базовая плоская работа с начинающими всадниками.
Лично для меня, практикующего всадника, не совсем понятно чего хочет достичь этим советом тренер? Чтобы нога всадника постоянно действовала за подпругой? Или посыл приходился куда-то ближе к паховой области лошади? Если мы будем как-то стараться заводить ногу назад, то малоопытный всадник, однозначно начнёт заваливаться корпусом вперёд. А главная задача тренера - в начале научить человека сидеть на лошади ровно.
"Как говорил один мой знакомый, покойник: "Я слишком много знал!"
Может быть это просто я чего то не понимаю? А на самом деле команда "тяни ногу от колена назад" всем понятна, воспринимается однозначно, и кристально ясна, даже начинающим всадникам?
 
Лично для меня, практикующего всадника, не совсем понятно чего хочет достичь этим советом тренер?
Нога конкретного всадника может быть слишком сильно впереди, отсюда и такая команда. Или болтается и таким образом тренер привлекает внимание всадника к ногам и заставляет хотя бы пытаться держать их правильно.
Не всегда и не все советы сторонних тренеров стоит пытаться приложить к себе, особенно если эти советы даются неособо опытным, а то и начинающим. Каждого человека перекашивает в седле по разному и тренер выравнивает исходяиз конкретики.
Яслышала в своей жизни команду от тренера "ляг на круп", всаднику, который сильно валился вперед. Понятно, что на круп никто не лег, но хоть немножко удалось разогнуть спину.
 
"Важность точных слов" - это то чего не хватает очень многим, кто учит чему-то. Особенно это касается бывших спортсменов, которых учили в детстве и запомненные "сакральные фразы" когда-то, они привнесли в свою "школу", совершенно не вникая в технический момент, и как этот "момент" расшифровать каждому отдельно взятому ученику и донести до его понимания. Хотя бы взять слова "пятку вниз". Очень часто, чтобы визуально пятка была внизу для восприятия тренера, ученик задирает вверх носок, что совершенно нельзя делать. Да, ему кажется, что слова "пятка вниз" исполнены в точности - пятка внизу, но важно не чтобы внизу была пятка, а чтобы ВЕС был в пятке, но для этого ей не всегда нужно быть сильно внизу, а тем более с сокращёнными мышцами передней поверхности голени и "мёртвым" голеностопом. Поэтому слова-слова-слова... они очень важны! Именно точные слова.
 
А я данную фразу расцениваю и понимаю как: растянуть бедро, опустив колено вниз и назад, что усадит всадника глубже в седло и уберет посадку как на стуле.
Представляем , что у нас короткая нога- только до колена, и что бы усидеть в седле бедро нужно растянуть вниз-назад. И шенкель тут ни при чем.
 
заученные\типовые мантры не имеющие практической пользы для всадника, типа: "не дёргай лошадь за рот", или "мягче работай рукой", "не болтайся в седле", "сиди в седле ровно" и т. д
Чтобы утверждать, что эти мантры не имеют практической пользы для всадника, вы должны проводить все тренировки вместе с этим тренером и этим учеником. Если этого не было, то откуда вы можете знать что в ваше отсутствие тренер не объяснил ученику, что он хочет видеть говоря эти слова.
 
А я данную фразу расцениваю и понимаю как: растянуть бедро, опустив колено вниз и назад, что усадит всадника глубже в седло и уберет посадку как на стуле.
Представляем , что у нас короткая нога- только до колена, и что бы усидеть в седле бедро нужно растянуть вниз-назад. И шенкель тут ни при чем.
Ну лично мне в подобных ситуациях тренер советовал: "расслабить ногу" или "обмякнуть в седле", "глубже сесть в седло". Если мы что-то будем куда-то постоянно тянуть, то этим мы закрепостим свои мышцы. У нас будет более закрепощена поясница, шенкель, или шлюс и более глубокой посадки не получится. Ну и вниз ещё ладно, можно ногу "тянуть". В нейтральном положении нога должна лежать по подпруге. Но назад зачем её пытаться тянуть? К примеру если седло вас так высаживает? Ну не подразумевает допустим конкурное седло езды с прямой ногой. Кроме того что всадник зажмётся, и посадка станет более закрепощённой мы ничего не добьёмся.
И, что значит шенкель не причём? Если вы всю ногу отводите назад, то как у вас шенкель сможет остаться на месте?
Если вы будете стремиться всё время тянуть ногу от колена назад, то как вы будете тогда дифференцировать команды шенкелем, в случае когда ногу действительно нужно будет отвести за подпругу? На уступке шенкелю, при подъёмах в галоп и т. д.?
Чтобы утверждать, что эти мантры не имеют практической пользы для всадника, вы должны проводить все тренировки вместе с этим тренером и этим учеником. Если этого не было, то откуда вы можете знать что в ваше отсутствие тренер не объяснил ученику, что он хочет видеть говоря эти слова.
Ну, может быть с вашим опытом работы со всадниками и нужно проводить ВСЕ тренировки вместе с этим всадником и этим учеником. Лично мне достаточно бегло глянуть несколько тренировок. Условно 2-3. Мне этого достаточно чтобы увидеть какие проблемы есть у всадника, и над чем и как ведёт работу тренер. Если я вижу, что имеется базовая ошибка, которую всадник за тренировку демонстрирует минимум раз 50, а тренер только делает замечания как раз в стиле "не дёргай лошадь за рот", или "не болтайся в седле", то мне с квалификацией данного тренера всё становится понятно почти мгновенно.
Допускаю, что особо талантливым всадникам может и таких советов оказаться достаточно. Но лично моя оценка такой тренерской эффективности - ниже плинтуса.
 
Если я вижу, что имеется базовая ошибка, которую всадник за тренировку демонстрирует минимум раз 50, а тренер только делает замечания как раз в стиле "не дёргай лошадь за рот", или "не болтайся в седле", то мне с квалификацией данного тренера всё становится понятно почти мгновенно
Ну и зря. Базовые ошибки не всегда исправляются в лоб. И если тренер и всадник вместе достаточно долго, то вероятней всего всадник знает, про свои косяки, а тренер ищет пути их поправить. И то, что этот путь не совпадает с вашим не значит, что он в корне неверен.
Разным людям нужны разные слова и разные подходы. И то что подошло вам не обязательно будет понятно и правильно для другого.
Да и базовые ошибки могут тянуться от самых разных в том числе физиологических проблем, о которых знает тренер, но не знаете вы.
А уж эффективность точно нельзя оценить за пару раз наблюдений со стороны.
 
тем более, что вы не знаете - как раньше сидел этот всадник.. а осуждать чужую работу, это как-то не айс...все кругом не видят, как надо, а я вижу.. ну, вижу и вижу
А для чего видеть как этот всадник сидел раньше? Если видно, что на этом конкретном занятии всадник сидит плохо, и тренер не уделяет внимание первостепенным проблемам, без решения которых невозможен дальнейший прогресс?
Это примерно то же самое как вы приедете на соревнование, а вас отсудят хуже всех, потому что всадник выступающий перед вами 5 лет назад ехал эту езду на 72%. А другой всадник мастер спорта и 3 года назад участвовал в чемпионате России. А третий знаком с главным судьёй и неделю назад приглашал его на ужин.
Для этого к примеру у судей и есть кодекс, по правилам которого они должны оценивать, не регалии всадника, не его авторитет, финансовое состояние и связи, а только то что он демонстрирует в манеже во время теста по выездке.
Оценить тренера сложнее, так как в подавляющем большинстве случаев обучаемый не обладает подходящей компетенцией и понятия не имеет как оценивать тренерскую деятельность.

Но если усреднить, то потолок тренерской деятельности такого уровня: замечания всаднику и набор типовых фраз: "пятку вниз", "ногу от колена назад", "не упускай повод" и т. д. это езды ППД "Б". На более высоком уровне это уже езда с большим количеством сбоев на невысокий процент. По таким ездам стартовать конечно можно, но это не означает, что всадник будет соответствовать этому уровню.

Ошибкой будет считать любой прогресс всадника заслугой тренера, так как на начальном этапе обучения есть такой фактор, как адаптация человека к новому виду локомоторной деятельности. Т. е. даже без тренера, или вопреки работе тренера, до определённого уровня всадник будет прогрессировать. Как простой пример, даже не беря занятий у тренера, всадник через какое-то время начнёт держаться в седле гораздо увереннее, ездя в поле сменой, в полевом прокате. Но у такого прогресса есть предел, как я и указывал выше, это примерно уровень ППД " Б", т. е. езда 3-я аллюрами с имитацией прибавок-сокращений, что по факту будет являться замедлением, или ускорением лошади.
 
Последнее редактирование:
для чего видеть как этот всадник сидел раньше?
Потому что это единственный показатель прогресса.
А чтобы понимать занимается тренер проблемами всадника или нет, вам помимо анатомии нужно знать обо всех фищиологических особенностях и возможных травмах конкретного всадника. Это как минимум. А с учетом того, что часто еще и психологические проблемы накладываются....


набор типовых фраз: "пятку вниз", "ногу от колена назад", "не упускай повод" и т. д. это езды ППД "Б". На более высоком уровне это уже езда с большим количеством сбоев на невысокий процент.
Кроме пятки я все это слышу от своего тренера. И наверняка еще кучу типовых, по вашему выражению советов.
Нет, юношей я пока не еду, но любительские езды с боковыми и разными интересными переходами вполне себе. Уровень вырос с 55-57% по ППД до 66% по Экви.
Пресловутая пятка у меня при этом ни разу не внизу и говорить мне об этом без толку, потому что попытка опустить пятку физиологически блокирует ногу и корпус. А на оценках, кстати сильно не сказывается (если вообще кто-то учитывпет).
И куча других базовых проблем, которые очень медленно правятся, потому что абы как я ездила в разы дольше, чем теперь переучиваюсь. И тренер и я знаем об этих проблемах, но в лоб они не решаются.
 
Тут ещё есть такой момент, эта фраза говорится всем ученикам или только этому? Иногда бывает, что до ученика не доходит привычными словами, но достаточно сказать по-другому - помогает. Мне в свое время помогли сесть на учебную рысь слова "тяни живот к передней луке". В данном случае могу предположить, что ученик едет с ногой на плече лошади и фраза означает "убери ногу назад, тяни ее вниз".
Также заметила, что самые большие проблемы с тем, как выразить свою мысль ученику в словах у (бывших или текущих) спортсменов без высшего образования. Исключения бывают.
А ещё бывает такая штука, как необучаемый человек (я видела своими глазами, 5 (или уже 6?) тренеров средних и очень классных отказались. Всадник только делает вид что хочет учиться. Указания тренеров при этом игнорит. Тренер или отбывает номер, говорит что-то элементарное, чтобы тоже делать вид, что тренерует, или отказывается.
 
Последнее редактирование:
Мне ясна эта фраза, и ничего малограмотного в ней не вижу. Иногда "расслабь ногу" не работает - человек просто садится, как на табуретку, и расслабляет ноги... на плече у лошади. Я считаю, что хоть как скажи - главное результат, чтобы тебя поняли. Прекрасен тот тренер, который придумывает новые доходчивые обороты, ищет ту фразу, которая именно этого конкретного ученика приведет к нужному результату. Как говорится "хоть горшком назови, только в печку не ставь". Мне самой чего только не говорили... "Наезжай лобком на луку" хотя бы чего стоит, или "тяни пресс к сиськам", или "раскачивайся в седле из стороны в сторону". Естественно, никуда мой лобок не наезжал, и вообще ничего из перечисленного в прямом смысле я не делала, но стало понятнее, что от меня требуется.
 
Ну, может быть с вашим опытом работы со всадниками и нужно проводить ВСЕ тренировки вместе с этим всадником и этим учеником.
Это Вы про опыт Алексея Борисовича?

Мне прям даже интересно стало - а какой у Вас опыт?
 
мне встречался только один всадник, которого невозможно не то, что посадить правильно в седло, руки, ноги, голова на месте, мыслит очень разумно, но и .... не буду озвучивать, но там колоссальные проблемы не только с физиологией, ... и это невозможно изменить, как -бы сам человек ни старался... после этого я понимаю, сколько сил, трудов тратиться на параолимпийцев
 
Иногда человек слышит не так. Я, зная собственные косяки, иногда могу сказать тренеру как меня быстро поправить. Если в работе вылезает что-то старое в связи со сменой лошади. А про ногу - у меня после этой повторяемой фразы была очень закрепощенная нога под коленом, я настолько сильно ее тянула назад что перенапрягала.
И фраза должна строится так чтобы всадник думая об этом делал правильные действия.
 
фраза должна строится так чтобы всадник думая об этом делал правильные действия
Но согласитесь, это в общем может быть любая фраза и то, что со стороны она кажется странной или не в тему не обязательно означает, что всадник будет что-то во вред своей посадке.
 
Если видно, что на этом конкретном занятии всадник сидит плохо, и тренер не уделяет внимание первостепенным проблемам, без решения которых невозможен дальнейший прогресс?
Вот есть всадник с проблемой спины. Тренер уделяет пристальное внимание первостепенной проблеме и говорит, что для занятий прогрессивных ему необходимо решить проблему массажами, врачами и плаванием. Что делает всадник? Меняет тренера ;). Ибо про свои проблемы в курсе ;), он взрослый человек, и пришел верхом ездить.
 
А для чего видеть как этот всадник сидел раньше? Если видно, что на этом конкретном занятии всадник сидит плохо, и тренер не уделяет внимание первостепенным проблемам, без решения которых невозможен дальнейший прогресс?
Элементарно, недавний случай из моей жизни: сделала прививку от новой модной болезни и на первой после нее тренировке выяснилось, что вся левая сторона моего тела работает как-то не так. Смысл нервировать себя и лошадь, если я физически именно сегодня не могу повернуть таз налево, а левая нога вообще отдельной жизнью живет сегодня?
Ну и всадник тоже живой, может устать накануне, зажаться, нервничать, и это все тоже влияет на качество верховой работы. И хороший тренер это понимает и может отделить зерна от плевел. Иногда не стоит слишком усердно акцентировать внимание на сиюминутных трудностях
 
Мне тренер говорила "тяни пятки к задним копытам".
А вообще - непонятен смысл темы. Донести, что все тренера - лохи?
И да, я долго исправляла свои косяки, наезженные индивидуальной ездой в полях. С моей психотравмой))). Никому бы не рекомендовала поэтому лезть в мои с тренером занятия, потому что да - только мы можем видеть наш реальный прогресс. И только мы знаем, что и как нам даётся.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху