К вопросу о патриотизме, вере, святынях, арабских лошадях и прочем
Взято
отсюда
В августе вернулся я из небольшого вояжа по Польше. Побывал в Кракове, Вроцлаве и Варшаве. Чтобы не вдаваться в банальности, отмечу несколько черт, которые лично меня изрядно зацепили.
Первое. Перемещаясь по стране на поездах и автобусах, заметил, что вся Польша распахана. Там, где нет лесов – там поля. Злаки, кукуруза, пар, кормовые травы, капуста… на лугах пасутся коровы – небольшие частновладельческие стада, по пять-семь голов, а где-то по паре бурёнок. Поля по большей части нарезаны узко – видно, что это владения одной семьи. Хотя есть там и широкие угодья, которые под силу обработать только крупному агропредприятию. Разительный контраст с родными просторами, заросшими борщевиком…
Третье. В Краковском Археологическом музее, что на улице Poselska в Старом Городе, меня больше всего интересовал Збручский кумир. На мой вопрос, заданный на польско-беларуской трасянке, сотрудник музея любезно проводил нас в особую камору, где стояло каменное изваяние. Оформление помещения напоминало средневековое славянское святилище, и, когда музейщик включил свет, и я воочию увидел знаменитое изваяние Свентовида, ощущения были… непростые. Первые мгновения мне вообще казалось, что я слышу гул ветра в ветвях мирового древа…
К чем я это рассказываю? Польша – очень католическая страна, да простят мне граммарнаци такую лексическую вольность. И даже почти полувековое господство промосковских коммунистов не поколебало приверженность поляков римской церкви. Как говорят знающие люди, католицизм пронизывает все сферы польской жизни. Разумеется, в Польше есть и атеисты, и приверженцы других религий: в этой стране есть и общины родноверов. Но в целом Польша – католическая страна. Однако никто не пытается ломать и осквернять изваяние Свентовида возле Вавеля. Крестоносные титушки не нападают на длинноусого старика-резчика, делающего копии збручского кумира. «Общественность» не давит на краковских музейщиков, которые держат кумир Свентовида в почётной отдельной каморе. Не требуют убрать «поганого идола» с глаз долой… в запасник… а там он как-то сам собой «придёт в негодность», да его и забудут…
Наверное, дело в том, что христианство в Польше – не новомодно-новодельное, а искреннее. В отличие от одной высокодуховной страны.
Российские государственники любят покричать «это наша история!», когда надо защитить от любых критических нападок «святую память» сгнивших палачей, тиранов и террористов, а также выдуманные ими «вдохновляющие» мифы. При этом отношение к истории, к памятникам её в нашей стране не вызывает иллюзий. В Обнинске разваливается дворец Воронцовых. Древнему городищу возле подмосковного Дунина, знаменитой на весь мир палеолитической стоянке «Сунгирь» и даже историческим местам в сакрально-крымском Бахчисарае грозит застройка.
А вот католики-поляки берегут збручский кумир. Не просто берегут – прославляют как региональный и национальный бренд. Потому что «это наша история». То есть их, польская история. А под западной стеной Вавеля туристам показывают «Смочью яму», где, по старинной легенде, жил дракон Смок, древний Хозяин этих мест, побеждённый сыновьями князя Крака. Возле неё стоит статуя Смока, которая время от времени извергает пламя.
Помнят и гордятся.
И последнее. Уже по возвращении многие знакомые с искренним опасливым интересом спрашивали: «А как поляки к нам относятся? Говорят, они нас не любят!» Я сперва выпадал в осадок от таких вопросов. Всё-таки XXI век на дворе, поехать за рубеж – не проблема, а можно и не покидая пределов своей квартиры, с помощью нескольких щелчков мышки и клавиатуры, узнать, чем живут за кордоном. И всё равно советские люди ухитряются морочить себя сказками про то, как «нас все не любят»!.. Дорогие мои соплеменники, научитесь для начала сами любить себя, свою историю и культуру. Спокойно и с достоинством, без надрыва, без кровавых фантазий.