Лучший R.I.P. Яну Калису от Елены Типикиной.
А арабисты и не написали ничего особо.
66 лет. Как часто случается, великие уходят рано.
Вчера в Голландии скончался великий, нет..величайший конник нашего века.
Человек Лошади ЯН КАЛИС. Мне довелось пусть не очень коротко, но быть лично знакомой с этим человеком и да, с грустью я понимаю - конный мир нашей планеты потерял в его лице светлого гения, защитника, попечителя, наставника. Всю жизнь он творил добрые чудеса с лошадьми, преображая и смягчая их нрав, и что гораздо более важно - он учил этому людей! Учил понимать и тонко чувствовать лошадь, а не укрощать ее. Бескорыстно, везде, в любой стране, где бы он ни побывал, он оставил благодарных ему учеников своего дела, а учеником Яна Калиса на манеже становился ЛЮБОЙ, кто просил его учить мастерству, и кто настойчиво хотел учиться.
С глубочайшей благодарностью и скорбью в душе я публикую в память о нем мою давнюю статью, написанную в 2004 году, тогда Ян впервые посетил Петербург.
........................................................................................................................
Елена Типикина.
Санкт-Петербург , выставка «Иппосфера». 2005год.
" ЗАСТАВИВШИЙ ПЛАКАТЬ ОТ ВОСХИЩЕНИЯ"
Предыстория
Что такое Арабское шоу?
Нет, это вовсе не танец восточных красавиц. И не парад исламских террористов. В конном мире Арабское шоу - это выставка чистокровных арабских лошадей. Арабская порода - одна из трёх пород на земле, имеющая право именоваться чистокровной. Все остальные породистые лошади мира за исключением чистокровной английской и ахал-текинской (с недавнего времени) именуются чистопородными. Но лишь арабская лошадь может похвалиться тем, что её пылкая кровь течёт в абсолютном большинстве культурных пород современного лошадиного мира.
Аристократ конного мира, английская чистокровная имеет одного из трёх прародителей легендарного Дарлей Арабиана - арабского Дарлея. Арабская лошадь невелика ростом. Даже мала по меркам современных требований спорта...
Но именно на арабскую лошадь по верованиям мусульман сошло с небес благословение Аллаха. Христиане очень любят на это ссылаться. Арабская лошадь гармонична. Арабская лошадь совершенна. Она законченна в своей восхитительной красоте... Требует ли она большего совершенствования? Улучшения? И кем же можно было дерзнуть "улучшить" это бесценное сокровище, если даже капля арабской крови облагораживает любое безродное чудище с гривой и копытами.
Не только статями но и удивительным характером и темпераментом. Арабская лошадь... вдохновенна! Пылкая, горячая, "летучая" - она вместе с этим чувствительна, доброжелательна, кротка и отдатлива*. Добронравна. И очень вынослива (в эмиратах для арабских лошадей разыгрываются особые призы космической стоимости в скачках на 10, 20 и 40 км по раскалённой пустыне). В истории России XVIII века есть прецедент - граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский заплатил туркам за арабского жеребца Сметанного "сорок тысяч серебром" - эта сумма была равна стоимости десяти линейных кораблей с парусным оснащением!
Теперь Россия имеет орловского рысака... потомка белоснежного Сметанки. Россия имеет и русских арабов. Арабские лошади, сохранённые, разводимые, рождённые в России - это национальный символ коннозаводства. Простите, но "русский араб" равен в международной значимости русскому балету, чёрной икре и автомату Калашникова..
Цены на русских арабов на аукционах не единожды зашкаливали за . миллионы долларов. Арабская лошадь оценивается по двум критериям: работоспособности и красоте. Арабская лошадь, не умеющая доказать своей физической крепости, - это лишь малостоящая фарфоровая игрушка. Арабы скачут на скачках и сравниваются в Шоу. Коллегия судей оценивает красоту и правильность араба. Каждую стать, даже выражение лошади и впечатление, произведённое выражением на судью. Оценки складываются - баллы плюсуются.
Стюарды поднимают таблички с баллами за "строение головы", за "тип и породность", " за движения" (и т.п.) на обозрение зрителей. Судейство не анонимно, напротив, каждому понятно, кто из авторитетнейших судей выставил оценку. Серьезный эксперт не станет лукавить и кривить душой. Ведь намеренно - ошибочно оценить лошадь на глазах нескольких тысяч зрителей означает осрамить свою репутацию знатока. Традициям коневодства - несколько тысяч лет. Понятно, что в Шоу выступают два персонажа: Его величество араб и человек, вышедший с арабом на подиум. Выводчик( ударение на последнем слоге) , если по-русски. Хендлер, если по-иноземному.
Выводчик и Лошадь - дуэт. Партнёры в нём могут быть одинаково великолепны но, увы, неравнозначны. Задача человека - не заслонить собою великолепие коня, напротив: создать впечатление того, что лошадь прекрасна сама по себе, без принуждения и натуги. Так что питерские укротители с Аничкова моста в графе "за показ лошади" получили бы ноль
Инкогнито
В четверг этого господина в Питере люди конного мира ещё не знали в лицо... Конечно арабисты его знали, узнавали и организаторы. Зрители и конная тусовка то и дело обращались к нему по-русски. Он с извиняющимся видом разводил руками. Я впервые увидела Его в разминочном манеже. Он молча отряхивал опилки с курточки какой-то малявки, навернувшейся с пони.
Улыбался, держал пони за повод, и выбирал пальцами опилки из понячей гривы - видимо, всадница при падении образовала опилочное цунами. "Какой невозмутимый папаша", - мелькнула мысль в моей неосведомлённой голове. Через час-другой в большом манеже он нарезал несколько кругов и прибавленных диагоналей с рослым серым арабом в поводу. Этот господин был высок ростом, серый араб тоже не мал, но впечатление оставалось довольно... острое. Лошадь на взвинченной, очень размашистой прибавленной рыси, двигалась плечо-в-плечо с человеком, хотя по логике вещей человек должен был остаться сильно-сзади и попытаться одержать жеребца. Ничуть не бывало! Усатый господин остановился, передал повод заводчику и с очень довольным видом сначала отёр пот с лица и произнёс громкое "У-ф-ф-ф"! А затем изобразил руками движение пловца, плывущего "сажёнками". "Оооо....Итц машин!!!" сказал он ВСЕМ присутствующим на иностранном языке. "Не лошадь - машина!" - отдалось в закоулках мозга, не обремененного знанием заморских языков...
Но я снова была уверена в том, что этот господин - русский, пытающийся что-то вменить иностранцу. И обратилась к нему по-русски с малозначительным вопросом. Он извинился по-английски. "Он - голландец, - пояснил кто-то рядом. Лучший хендлер Европы, приехал давать мастер-класс и учить наших как экспонировать лошадей на Шоу", - добавил этот любезный кто-то. "Пора начинать приставать к народу с диктофоном", - цепко осело в голове. И ведь вправду, начала приставать к коллегам-россиянам.
Имя этого господина
Иоганнус Ламбертус Августинус Калис. Так значится в приглашении... Конный мир знает его под именем Яна Калиса - всемирно известного голландца - заводчика арабских лошадей и ультра-класса мастера-выводчика. Ян Калис имеет в Голландии конный завод и трендепо. Ян Калис влюблён в русских арабов, приезжая в Россию и посещая конные заводы, он уверенно узнаёт в лицо лошадей, когда-то увиденных мельком.
Этот человек так знаменит, что в величайшем соревновании конников - Призе Наций лучшему хендлеру вручают кубок имени Яна Калиса. В России он - в третий раз. Россия ему очень и очень нравится. Своим отношением к лошадям. И отношением конников из разных конфессий друг к другу. В Голландии (с его слов) скаковики не обсуждают результатов за одним столом с рысачниками или тренерами пони-клубов. В России, по его словам, "конфессия" одна: Лошадники.
И ему это очень импонирует. Он намерен посещать Россию вновь и вновь. Давать мастер-классы, учить желающих мастерству показа. Бескорыстно. Таковы были результаты разведки боем в пятницу. В ту же пятницу Ян Калис был замечен с бутылкой пива в демократичном буфете на галерее. С пивом в руке и всё той же доброй улыбкой на усатом лице, он обсуждал результаты с российскими коллегами...
Каждый говорил на своем языке и очень образно жестикулировал. Впереди была суббота - Арабское шоу.
Суббота
В манеж вынесли красочные тумбы, стойки, увитые цветами. Из раскрашенных конкурных жердей выложили на опилках коридор с поворотом в виде прямого угла.
По нему выводчики должны провести и развернуть лошадь точно в обозначенном месте.
Лошадь несколько раз за экспозицию должна попеременно: то лететь быстрее лани, то остановиться и замереть в выставочной стойке, то кротко пройти по очерченному коридору, не заступая за ограничения. Выводчик должен мастерски демонстрировать и «лёд и пламень» в одном флаконе по указанию судьи-распорядителя. Нашим пока ещё неопытным дуэтам соотечественников удалось-таки пару раз опрокинуть цветочные стойки, пару раз сильно напугать зрителей, прилипших к барьеру, пару-тройку раз вырваться из рук выводчиков и удрать с манежа и один раз — столкнуть широкой конской грудью судью с дороги. Чтобы уступал иностранец дорогу русскому арабу! А так же в лучших традициях Санкт-Петербургских конных памятников Клодта и Фальконе насвечить и накрутить пируэтов на галопе там, где даже переминаться с ноги на ногу не принято.
Но наука - дело наживное, опять же - "первый блин"...
Мне удалось, воспользовавшись профессиональной аккредитацией сотрудника оргкомитета выставки, проникнуть на святая святых - судейское поле. Лишь три-четыре фотографа получили завидную для нескольких тысяч зрителей счастливую возможность находиться в непосредственной близости от главного "священнодействия" - экспертизы.
Зрители ждали финалистов.
Я ждала Яна Калиса.
Неаполитанка
Комментатор (величайшая из мастеров-наездников современности Алла Михайловна Ползунова) объявила: «Неаполитанка, красно-серая кобылка Терского конного завода!»
Пауза. Музыка... Музыка была удивительно нежная и мелодичная... А дальше... Этот дуэт не "вылетел» на манеж! И не "выплыл", и не вышел.... Дуэт Калис - Неаполитанка - ...явился зрителям! Как мимолётное видение... Зал взволнованно загудел. Кобылка, кажется, боялась коснуться копытом земли, кобылка несла свой хвостик высоко, как победный шнадарт!
Кобылка держала ушки "свечками" и картинно раздувала ноздри. Кобылка игриво гнула затылок (как говорят конники), то есть грациозно изгибала лебединую шейку. Кобылка была очевидно напугана шквалом аплодисментов и радостным "в-а-а-у" ошарашенных зрителей. Но она доверчиво следовала за рукой выводчика и на широчайшей, пружинной рыси ответственно и сосредоточенно двигалась вместе с ним по манежу. Только в чудесных, очень тёмных лошадиных глазах можно было прочесть трепетное волнение и надежду на то, что именно её хендлер знает как и что нужно делать, чтобы когда-нибудь найти дорогу домой. И на свободном, отпущенном чомбуре (поводке), в тончайшем выводном недоуздочке, почти бутафорском, невероятно тонком и изящном, она следовала за ним... Абсолютно незаметным, магическим воздействием, беззвучно, не перебирая поводок рукой, Калис перевёл Неаполитанку в шаг в полутора метрах от судей и в обозначенном секторе... мгновенно остановил её перед коллегией экспертов.
Кобылка не просто остановилась... она вздрогнула и замерла, ровно оперевшись на все четыре ножки там, где ей было велено. Кобылка дрожала нервной дрожью, но не мелкой и нервической а... заметными сильными волнами возбуждения и азарта. Вытянув шейку, она тревожно нюхала воздух и победно держала хвост на «два часа пополудни». Кобылка смотрела на выводчика. А мы все смотрели на неё, Неаполитанку, и, поверьте, в тот миг и не видели Калиса. А видели только волшебную картинку: кобылку, арабскую двухлетку, невозможной, неземной красоты, словно бы явившуюся не из этого мира... В этот момент и музыка, и шум отключились. Зал стих, словно испугался, что неловкий звук, крик встревожит и спугнёт лошадь, что мгновенно возникшее изваяние замершей Неаполитанки развеется и исчезнет...
Стюарды подняли планшеты с оценками... И зал снова взорвался!. За показ лошади: « Десять, десять, десять, десять, десять!»
А Калис со счастливым выражением лица триумфально совершил круг почёта с молодой победительницей.
Потом был великолепный гнедой белоногий Тайсон и двадцатилетний белоснежный Приморск и мега-звезда серый в яблоках Мадьяр - один из лучших скаковых арабов мира. Теперь и абсолютный Чемпион Арабского шоу в Петербурге. Калис экспонировал араба за арабом и взвинтил зал настолько, что их дуэту с Мадьяром устроил подлинную овацию. "Браво, браво, бра-а-а-во-оо!!!" скандировали зрители. В какой-то момент я очнулась от... солёного вкуса собственных слёз и, смутившись, отошла за колонну.
Как он это делает?
У него в руках: длинный тонкий хлыстик на кончике которого... голубой шуршащий бант. У него в руках длинный тонкий выводной чомбур - кожаный ремешок, извивающийся как змейка. Любая лошадь (если захочет) оборвёт этот "поводок" лёгким неповиновением, рывком.
Он - высокого роста, строен, худощав и подтянут. Калис бежит с конём в поводу непринуждённо-легко гигантскими шагами, соизмеримыми с бегом лошади. У Калиса очень пластичные и выразительные руки. Руками он делает чудеса - щёлкает пальцами, шутливо пугая арабов, виртуозно вертит между пальцами хлыстик - голубой бант мелькает то у ноздрей, то у копыт. Калис сыплет опилки, подбрасывая их в пальцах перед храпом замершей лошади. Лошадь тянет шею и нюхает воздух... Как это описать? Никак. Только увидеть и попытаться понять, постигнуть загадку Калиса.
Он весел, дружелюбен и обаятелен
Он то невозмутимо улыбается, то болезненно-огорчённо морщится, если видит как наказывают непокладистую лошадь. Любой араб идёт за ним так как загипнотизированная мышка идёт в пасть змее. Он обнимает, ласкает и успокаивает арабов в разминочном манеже.
Калис любит пиво (питерское пиво ему очень понравилось). Калис открыт для общения, легко согласился ответить на вопросы за столиком в кафе. Он не помнит точно, сколько Чемпионатов Мира и Европы он выиграл... После пятнадцатой победы он сбился со счёта. Калис экспонирует арабов. уже сорок лет. Сейчас ему пятьдесят два.
Но он уверен - главное в жизни ещё не сделано. То есть всё ещё впереди.
P.S.
От имени "журнала ЗооПрайс" и он имени всех благодарных зрителей нашей выставки я сердечно благодарю: ЗАО "Сокорос" и лично менеджера шоу Игоря Александровича Бочкарёва, пригласивших в Россию Яна Калиса;
Оргкомитет Арабского Шоу и Оргкомитет выставки "Коневодство. Конный Спорт - 2004";
Торговую марку растительных масел "ALTERO" - генеральных спонсоров Арабского Шоу;
Всех, кто содействовал организации и проведению праздника арабской лошади. Особо - заводчиков и сотрудников Терского конного завода, вырастивших и доставивших победителей - арабов из Пятигорска!
Зрителей - за горячий, воодушевляющий приём.
Арабским лошадям - за то, что они есть на белом свете, - отдельный поклон!
Фото Елены Типикиной.