Re: Учиться - не поздно.Зан.113.Упражнения на корде,тайна га
Занятие 113. Упражнения на корде и тайна галопа.
Итак, занятие было просто суперическое! Мы работали над посадкой, а бедняжка Громик честно изображал карусельную лошадку :lol: .
Самостоятельно я ездила шаг и галоп. Все три рыси были на корде и без повода. Периодически без стремян. Я, конечно, лошара
, но кое-что уже получается. А главное, так очень здорово это «кое-что» осознается, ощущается и закрепляется.
Еще, посмотрев видюшки, я хорошо осознала, что 1) когда мне кажется, что нос лошади опущен – это иллюзия – надо гораздо более выраженно это делать и 2) на галопе особенно, но и на других аллюрах опять начала сильно сутулиться – надо следить за спиной и возобновлять зарядку. За срочной работой опять ее забросила – безобразие полезло вмиг
. И вес опять стала набирать
. Так что - срочно исправлять ситуацию. Сегодня иногда увиденное вспоминала и пыталась воплощать.
Итак. Разминочный шаг был неплох. Конь двигался и даже опускал голову вниз, немножко тянулся. Мне при этом удавалось сохранять контакт с поводом и сидеть, а не ложиться животом на шею. Старалась помнить про то, что «конь подо мной» и что «надо не плечами и мордой управлять, а всем конем».
Первый шаг посвятила полностью вольтам. Лажаю еще много, но уже реально чувствую связь между своими действиями, в частности степенью и направлением воздействия шенкелей, положением руки, кисти, пальцев – и движениями лошади. Уже понимаю, когда и в чем именно косячу, уже могу поправить. Пусть еще не все, не каждый раз, а кое-что в принципе не исправишь: если в самом начале отхода от стенки импульса нет, и лошадь свалилась внутрь, то уже понятно, что ровного вольта не будет. Но главное – вольты стали гораздо более осмысленным и контролируемым процессом. Самое пока «фантастическое» и «самопроизвольное» - это, увы, предполагаемая траектория. Ну не вижу я ее сверху, не чувствую. Действую в основном «наудачу»: «кажется, примерно вот туда и вот так надо двигаться, чтоб был круг». Точно надо как-нибудь найти время и попробовать самой в манеже вольтами походить и побегать – ножками. В манеже – потому что там видны следы, и можно проконтролировать результат. Может у меня тогда хоть немного прояснится?
Кстати, первый шаг делали без хлыстика – велено было справляться шенклем. Как ни странно, что-то получилось
.
Второй шаг пытались сделать прибавку на шагу – вот с этим пока плохо. Ритмичности работы шенкеля нет, посадки, удобной для коня, тоже, поэтому шаг скованный и сонный, амплитуда и скорость моей регуляции пока не поддаются. Остановки – более или менее. Осаживание сегодня со второй попытки вроде ничего. Но слишком много руки – надо от ноги-корпуса. А это невозможно, пока я сижу, сгорбившись. Причем, поправить себя после остановки у меня почему-то не получается: надо изначально правильно сидеть. Так что, пока хорошего осаживания я не сделала.
Третий шаг опять вольты и попытки прибавить. На четвертом шагу – надо было собрать лошадку для подъема в галоп. Вроде бы и получилось.
Ну а теперь про рысь. Все три рыси сегодня были на корде и без повода, поэтому писать про них буду подряд.
Первая была самая легкая и приятная: комфортно-тюлюпистая по темпу и амплитуде, по устойчивому вольту. Задача – сидеть, сопровождать движения лошади. Вначале руки просто свободно вниз, а потом были команды: руки в стороны, руки за голову, руки за спину. Ну и опять вниз свободно. Самое удобной – когда руки в стороны. Тут прямо спина сама вдруг заработала как надо, я почувствовала, как удобно и легко получается сопровождать движение лошади. И почему только так нельзя всегда ездить? В дальнейшем пыталась сохранять это ощущение, но получалось не всегда. Потом все тоже самое проделывали без стремян – так было, пожалуй, еще удобнее. Только нужно было следить, чтобы икра лежала на лошади, а не болталась. Ну и голову не опускать – тоже забывала постоянно. Но в общем, на этом этапе у меня все неплохо получалось, так что я к концу первой рыси совсем не устала.
А на второй рыси начались прибавки, и я поняла, какая я еще лохушка. Прежде всего, я испугалась. Очень стыдно
, но факт. Но нет худа без добра – я очень точно и наглядно отследила весь процесс: пугаешься только в голове! То есть это исключительно субъективное ощущение и чисто психическое явление. По большому счету, пугаешься не скорости, не высоты и даже не неустойчивости положения. Пугаешься мысли, что «это, кажется, должно быть страшно». Я абсолютно нормально ехала на первой же прибавке, пока не испугалась. Это была доля секунды, но я ее четко почувствовала. А вот испугавшись, тут же потеряла равновесие и начала падать.
Не, упасть с Грома – это надо ну о-о-очень постараться. Тем более под взглядом тренера и на корде – они вдвоем меня поймали еще до того, как я успела даже начать падать. Но всю «механику процесса», так сказать, я осознала очень четко. Что очень помогло. Та доля секунды – до испуга – сыграла решающую роль. Я поняла, что я это могу! Надо только сделать. Я на себя разозлилась, особенно на такой идиотский страх: как можно бояться того, чего нет?! Я ж даже не думала падать, пока не забоялась. И это очень помогло – больше я не боялась, хотя равновесие еще много раз теряла. Но уже просто в крайнем случае хваталась за седло, и под конец, в этих случаях мы даже не переходили в шаг, а просто спустя пару темпов шла команда: «Руки», - я их от седла отцепляла и работа продолжалась. И потихоньку стало получаться. Руки опять перемещались по команде (а иногда и без нее, что ж поделать), прибавки продолжались.
А на третьей рыси «градус веселья» еще вырос. Так же Гром делал прибавки, но в отличие от второй рыси, Таня с кордой перемещалась по манежу, поэтому траектория уже была – не ровный вольт, а более замысловатая: то прямо, то поворот. И вначале это привело к жуткой болтанке вправо-влево. Я никак не могла устаканиться, все время начинала падать, и опять начала нервничать и злиться – настолько, что даже вслух пожаловалась, что, мол, что за безобразие, почему я как первый день на лошади – никак не могу сесть ровно? Тренер объяснила, что теперь движемся не пол вольту, а более свободно. И велела смотреть, куда лошадь бежит. Опять-таки, это меня успокоило: не я – лох, а просто задача усложнилась. Ну и дало ключик: я стала смотреть вперед. Правда, формула: «Смотри, куда должно приехать твое тело – тогда никогда не упадешь» у меня пока работает с переменным успехом. Видимо, потому что я не чувствую, куда оно там приедет. Но я нашла свой секрет: сосредоточилась на ушах. Точнее на точке между ушей – и ехала к ней. Вот так сразу дело пошло на лад.
Не помню, на второй или на третьей рыси, но были еще упражнения: переходы учебная рысь – галоп – учебная рысь и остановки с обоих аллюров по знаку кордового. Я не знала, подстраивалась по факту. Не ругали и не хвалили – вроде как и ничего. Правда, вперед падала на остановках – было велено внимательнее слушать лошадь, которая никогда с места не вкапывается. Я честно старалась, но больший эффект по субъективным ощущениям дало держать в тонусе бедра и быть готовой в них упереться. Потом эти же переходы сочетались с довольно резкими и неожиданными переменами траектории движения – поворотами, прямыми, небольшими полувольтиками…
Потом было упражнение два темпа строевой – перемена ноги облегчения (то есть, пересидеть 1 темп) – два строевой – пересидеть. Вначале считала Таня, потом я сама. Получалось, но пересиживала слишком жестко, не отрабатывала как надо спиной – сама чувствовала.
Строевая без стремя тоже была, но недолго. Зато на ней тоже была прибавка – и хорошая такая прибавка. Я едва-едва за ее амплитудой смогла расшириться, но вроде смогла.
А еще была езда без стремян в полевой посадке. После разных «руки в стороны – руки за спину» вдруг последовала команда: «Потихоньку наклонись вперед». Но при этом продолжалась учебная рысь. Мозг сильно загрузился и озадачился, как бы это так исхитриться можно было. Настолько сильно, что я ему сказала: «Ладно, дружок, некогда – давно пора команду выполнять, обойдемся пока без тебя». И тело само как-то это сделало. Я вдруг поймала принцип и ритм баланса – как трясогузка хвостиком надо было помахивать, и так и поехала. В таком положении тоже руки поделали в разные положения и в итоге вытянули вперед-вниз – «к трензелю». И так ехали. Утомительно, надо сказать. Но было очень приятно поймать четкое ощущение баланса. Хотя, очень не уверена, что я смогу это легко повторить. Вот по-моему, как раз после этого и были упражнения на строевую рысь.
А еще на третьей рыси был смешной момент: в безудержных стараниях работать поясницей от копчика вперед на прибавке я стала непроизвольно… поднимать коня в галоп! :shock: Причем каждые несколько темпов. Тренер «рассердился»: «Не хитри! Тебе неудобно, и ты сталкиваешь его в галоп!». Но я правда не понимала, почему так получается. Я вообще была уверена, что это опять Таня поднимает. Помогло, когда велели работать более ритмично, строго на два темпа. Тогда эти самопроизвольные галопы прекратились.
Так что скучать мне было некогда сегодня. Зато бедный Гром к концу каждой рыси, особенно третьей, где были подъемы в галоп, начала «корчить рожи» и всячески демонстрировать оскорбленную невинность: он – турнирный конкурный конь, победитель, а его тут за карусельку держат! Ну никого почтения!
Ну не любит он корду – ему-то скучно. Впрочем, сушки как всегда примирили лошадку с действительностью.
А вот галоп я опять делала сама. И вначале опять ничего не получалось. Не поднимается конь, и все. Я мучилась-мучилась, дергалась, психовала потихоньку. И вот в какой-то момент, Таня недоуменно спросила: «Ну зачем, зачем ты все ЭТО делаешь? У тебя же – нормальный ровный галоп! Вот и сделай его». И я почему-то от этих слов как-то расслабилась и очень спокойно, даже несколько вяло толкнула коня. И вдруг он очень легко поднялся! Хотя я только что чуть ли не круг изо-всех сил высылала безрезультатно!
Короче, я наконец поняла, где у меня «зашит предохранитель» не позволяющий нормально подняться в галоп
. Я зажимаюсь. Слишком много усилий. А надо очень спокойно. Все спокойно: и тело, и руки, и шенкель, который толкает, и внутренний, который принимает. Не надо «делать подъем» - я этому уже научилась, оно само получится.
Нет, поймите правильно, мне это все говорили, и даже не 100 раз, а не-знаю-сколько тысяч раз. Но до некоторых же должно еще дойти! Вот сегодня дошло. Я поняла, о чем мне говорили (не прошло и года), причем, как и всегда – не головой, наконец-то, а попой поняла. Почувствовала. У меня усваивается, к сожалению, только после этого этапа. Зато теперь, я надеюсь, клин пройдет совсем – вопрос времени. Меня еще начинает подколбашивать, когда конь тормозит, галоп становится 4-хтактным, и я начинаю «страшно стараться» его поддержать, чтобы в рысь не перейти. То есть, тот же механизм. Надо и в этот момент, наоборот, расслабляться, а я сжимаюсь.
С поводом была команда руки вперед. И не сутулиться. А я еще вспомнила видео и попыталась держать спину. И в итоге получился вполне приличный галоп в обе стороны до остановки по команде.
И убедившись в том, что галоп теперь получается, я начал потихоньку пробовать «рулить», т.е. работать поводом на галопе. Пока мне лишь удавалось соблюдать общее направление движения, внутрь мы сваливались хронически. Но потихоньку – потихоньку я начала контролировать внешний повод. Хотя бы одном углу из четырех.
Такое вот было мега-крутое занятие! Эх, мечта, чтобы месяцок так поездить на корде каждый день – вот наверное сразу бы села на рысь нормально.
А после занятия и отшагивания Громик опять валялся на манеже - ну с таким вкусом он это делает, так смачно, с похрикиванием, зарыванием челки в песок, покрутить чрез спину в обе стороны еще и не по одному разу, а под конец еще вытянется весь, глаза зажмуриватье от удовольствия и замирает, только похрюкивает. Вот прямо хочется рядом с ним лечь сразу.
А от сегодняшнего занятия даже депресняк, донимавший в последнее время, в ужасе убежал, роняя мрачные кляксы
.