Учиться - никогда не поздно. Новый лошадь и в отпуск.

Re: Учиться-не поздно. Разговор про чв и арендаторов. Комаро

Катенька, опять тебя поправлю по технике, с твоего позволения.
ОДИНОЧНЫЕ менки - это менки в воздухе.
Любые смены галопа через шаг, рысь, полувздохи, перескоки, остановки и смену лошади - это менки ПРОСТЫЕ. Не называются никак. Им нет названия, потому что нет такого элемента - смена ног как хочу.
Менка ног как доступ в портал, совершенно другое явление.
Менка ноги - это когда лошадь в воздухе на галопе с одной ноги по команде прямо в воздухе перебирает ножками и бежит с другой ноги.
Одиночная менка - если лошадь делает это один раз, по требованию.
Серийная менка - если лошадь это делает столько, сколько нужно всаднику.
Страшный зверь, эта менка. Лично я определяю уровень выезженности лошади как раз по ее умению менять ноги.
 
Re: Учиться-не поздно. Разговор про чв и арендаторов. Комаро

Оля, так, мне кажется оно и было в воздухе. Если вот, мы скачем галопом, а потом, не останавливаясь и не меняя аллюр, - бах, и со следующего темпа продолжаем скакать галопом, но уже с другой ноги - то это разве не в воздухе? Лошадь прямо подо мной как-то так по-особому вверх подпрыгнула - хоп - и ноги у нее уже иначе пошли. Таня объясняла: прямо с галопа пошли в галоп с другой ноги, ну и на себе показывала. По-моему, на одном из Комаровских видео есть, как я это делаю, можно глянуть.
Я только такие делать умею, :mrgreen: с другими у меня пока сложнее.
 
Re: Учиться-не поздно. Разговор про чв и арендаторов. Комаро

Олена написал(а):
Любые смены галопа через шаг, рысь, полувздохи, перескоки, остановки и смену лошади - это менки ПРОСТЫЕ. .
Я с Вашего позволения тоже поправлю :roll:
Простая менка - это элемент (лошадь переходит в шаг, делает строго 3-5 шагов и подъем в галоп с другой ноги). А все остальное - это просто переходы через рысь-шаг-остановку

Катерина75, на Комаровских видео менка в воздухе есть (при уходе с вольта наружу)
 
Re: Учиться-не поздно. Разговор про чв и арендаторов. Комаро

Во. Значит, это я просто кривовато описала, а видео Оле смотреть сложно, у нее и-нет слабый. А так - менки в воздухе были. А вот менку через шаг как элемент я сегодня впервые попробовала, но запорола. У меня ж вечно все не как у людей :lol:
 
Re: Учиться-не поздно. Разговор про чв и арендаторов. Комаро

Впервые не соглашусь.
Галоп. Перешли в рысь,поднялись с другой ноги в галоп.
Галоп. Перешли в шаг, поднялись с другой ноги в галоп.
В чем разница, с учетом, что и в одном и в другом случае всадники не умеют работать лошадь на шагу. И у них одинаковые шаговые или рысевые перескоки?
И менка как элемент манежной езды - да, три-четыре темпа ЛЮБОГО аллюра между сменой ноги.
А менка как смена ноги вообще - в идеале должна быть моментальная и незаметная.
 
Re: Учиться-не поздно. Разговор про чв и арендаторов. Комаро

А я не буду спорить... :) Здесь, быстрее, уже вопрос личной терминологии каждого тренера.
Но по правилам ФЭИ (п.4.7):
 

Вложения

  • Безымянный11.jpg
    Безымянный11.jpg
    168,7 KB · Просмотры: 797
Re: Учиться-не поздно. Разговор про чв и арендаторов. Комаро

Катерина75 написал(а):
Ну и в шаг мы уже научились переходить, даже после галопа, хотя и не всегда сразу. Думаете, что, мол, нашла чем хвастаться - это ж самое элементарное?

Нет, Кать, остановка и переходы на более медленный аллюр - это очень сложно, особенно для лошади. Потому, если этому научишься - большое дело!

Катерина75 написал(а):
Как только вспомнила про «лошадь сзади» и стала «попой ехать лошадь, куда мне надо»

Значит, тебе побольше афоризмов надо для увеличения КПД! :wink:
 
Re: Учиться-не поздно. Разговор про чв и арендаторов. Комаро

mmm написал(а):
Катерина75 написал(а):
Ну и в шаг мы уже научились переходить, даже после галопа, хотя и не всегда сразу. Думаете, что, мол, нашла чем хвастаться - это ж самое элементарное?

Нет, Кать, остановка и переходы на более медленный аллюр - это очень сложно, особенно для лошади. Потому, если этому научишься - большое дело!
+1
 
Re: Учиться-не поздно. Разговор про чв и арендаторов. Комаро

Lizun, поняла, спасибо. Да, вопрос терминологии. На соревнованиях простая менка - именно то, что вы описали. В обиходе же простой менкой называется все, что не в воздухе, но через определенное кол-во темпов.
 
Re: Учиться-не поздно. Разговор про чв и арендаторов. Комаро

Катя, в этой дискуссии не участвую, ибо нечем)) Но еще раз спасибо за твои описания, реально очень полезно....

А возвращаясь к предыдущей теме, немного не соглашусь. Нет, это не ветеринария, а вопрос содержания коня с проблемами по здоровью. Ну или просто возрастного. Понимаешь, сложные вещи канеш это вопрос ветеринара, спору нет. Но элементарные вроде понять, когда и подо что например сделать курс горячих попон или там когда пора поддержать суставы, когда сыроваты связки стали и надо подснять нагрузку, когда жестковато задышал и пора обратить внимание.... Это не ветчек, это ежедневная рутина, скажем так. Которой как раз надо владеть. Не лечение как таковое. А.... сопровождение хронической проблемы, так скажем. Оно конечно у всех специфично. Но минимум половина знакомых моих лошадей требуют вот такого отслеживания и поддержки в работе. Да и в жизни. Это как раз очень сокращает работу ветеринара и собственно лечебные вещи....
Хотя канеш это только мнение. Может быть это и ветеринария. Просто на бытовом что ли уровне....
 
Re: Учиться-не поздно№186,№187.+Разговор про чв и арендаторо

B-veter написал(а):
Так совещания то стали СКУУУУЧНЫМИ)))
Можно подумать, у участников дискуссии нет более конструктивных дел, чем поболтать на абстрактные темы))) Но ведь поболтать то всегда ненапряжно и развлекательно)))
))) они стали продуктивными ))) по делу стали говорить, а не в попытках изысканно сказать друг другу, что собеседник - лопух :mrgreen:
Катерина75 написал(а):
у нас тут в нескольких дневниках совсем не скууучно :mrgreen:
да, я заметила. новый тренд сезона - сад :lol:
Катерина75 написал(а):
Зато много интересного по ходу для себя выяснила.
согласна. мне было интересно почитать многое, хоть и нет времени сейчас совсем.
ибо:
а) одна из лошадей у нас - бывшая прокатная, да. были у неё в жизни телеги, сани, бойня, цыгане, прокат, иппотерапия, поездки в театр, травмы спортивного характера. по ногам, как сделали рентгены и узи - плакали в два горла, да. к счастью, лошадка сказала - хочет радоваться жизни, а мы можем развлекаться, как хотим. она ныть с нами не намерена )))))))) (еще и от ветеринара, паразитка, пыталась скрыть, что болит)
б) я была и чв, и арендатором одновременно. а сестра моя и сейчас и чв, и арендатор.

по артрозам, по лечению и работе артрозных лошадей много ценного в дневниках написалось. поэтому все дискуссии даже с этой точки зрения пользительны.

PS. ой, как мне нравится смотреть на менки в каждый темп! (вроде так сказала, я лопух в ве) - мммм!!! красиво - страсть!
 
Re: Учиться-не поздно. Разговор про чв и арендаторов. Комаро

Hitman написал(а):
mmm написал(а):
Нет, Кать, остановка и переходы на более медленный аллюр - это очень сложно, особенно для лошади. Потому, если этому научишься - большое дело!
+1
Ага, я уже поняла, что самое элементарное - это и есть самое сложное. Пока для меня вершина всей выездки заключается в том, чтобы поставить лошадь в повод и вести в контакте. Это настолько сложно, что когда это получается, остальное уже гораздо проще. А ведь если задуматься, то таки так оно и есть. Другое дело, что я пытаюсь поставить в повод тех лошадей, которые это блестяще умеют и всячески стараются мне задачу облегчить. А каково тем, кто учит молодых и делает то же самое с лошадками, которые этого не понимают и не умеют :shock: ? Даже боюсь представить. Ну и как известно, самый сложный элемент в езде - вольт :lol: .
B-veter написал(а):
Но элементарные вроде понять, когда и подо что например сделать курс горячих попон или там когда пора поддержать суставы, когда сыроваты связки стали и надо подснять нагрузку, когда жестковато задышал и пора обратить внимание.... Это не ветчек, это ежедневная рутина, скажем так. Которой как раз надо владеть. Не лечение как таковое. А.... сопровождение хронической проблемы, так скажем.
Ну да, но мне кажется, это можно освоить только на уровне конкретной лошади и на опыте - путем многолетних наблюдений. Причем, если честно, я бы предпочла иметь под рукой вета, которому доверяю, чтобы так глубоко не вникать (например, штатного на конюшне). Но если не получится - то, ты права, на каждый чих не навызываешься, пришлось бы самой разбираться.
Rainbow_iron написал(а):
ибо: а) одна из лошадей у нас - бывшая прокатная, да. (...)б) я была и чв, и арендатором одновременно. а сестра моя и сейчас и чв, и арендатор.
А еще ты была только арендатором, долго. А потом стала сестрой чв :lol: , и только еще потом - сама чв. Юль, я вас с систером тоже сразу вспомнила, но там так поступали с примерами, что я старательно молчала :mrgreen: .
Rainbow_iron написал(а):
PS. ой, как мне нравится смотреть на менки в каждый темп! (вроде так сказала, я лопух в ве) - мммм!!! красиво - страсть!
Ага, мне тоже. Этот как раз такой элемент, где идея танца выражена предельно. Практический смысл уже окончательно утрачен (когда это - серия, во всяком случае), и конь этого тоже не может не понимать, так что остается только наслаждение своими возможностями - гибкостью, силой, балансом, грацией коня и полнотой его взаимодействия с человеком, его послушания. Парный танец. Действительно очень красиво.

Занятие 188.Теоретическое: о старом по-новому.
Занятие получилось в некотором смысле теоретическое: Таня в очередной раз показывала мне суть работы повода – мягкой и в контакте. Сейчас забавно вспоминать, как мне когда-то казалось, что я уловила суть процесса. Не, уловить-то уловила, конечно, но на самом деле суть совсем не в поводе, а в целом – в том, что именуется проводимостью. А вот это я тогда однозначно не могла поймать, потому что для этого нужно, чтобы корпус уже научился работать с центром тяжести, причем в динамике. Одного ощущения в руках категорически недостаточно, каким бы точным и верным оно не казалось, потому что работают не руки – работает корпус и нога в руку, и только так. Вот сейчас, когда я уже могу, пусть и не мгновенно, но достаточно быстро и уверенно, сесть так, чтобы двигаться вместе с лошадью и корпусом воздействовать на это движение, уже можно говорить о работе руки. Только отсюда она начинается, если конечно нас не устраивает уровень вожжей в телеге.
Кстати, очередной раз восхитилась про себя универсальностью и мозгом жОлтой лошади. Вот как Танюше удалось его выездить таким образом, что он прекрасно понимает и слушает новичковые «вожжи» из серии потянули вправо-потянули влево, и при этом четко, ясно и сразу адекватно реагирует и на правильную работу в легком контакте?! :shock: :shock: Вот честно, я бы на его месте на что-нибудь одно забила бы. А он настолько четко показывает тебе разницу, что просто невозможно не врубиться (тем более, когда рядом тренер все поясняет и показывает, ага
ulibki-469.gif
). При этом «колхозный» вариант таки не прокатывает ни на каком этапе, т.е. внутренним поводом в поворот тянуть бесполезно, он честно вывалит плечо. Но вот тычки и дерги внешнего повода в трясущихся ручках (я же помню, как я ездила, ну, даже полтора года назад, да и сейчас мои ручки отнюдь стабильными не назовешь) он уже снисходительно «читает» правильно: гнется, поворачивает, все чин чином. Но зад при этом будет бежать отдельно, естественно, где-то там далеко позади (а тренер презрительно шипеть: «Опять обозник у тебя»
ulibki-469.gif
). А вот когда наконец поставишь руки стабильно и двинешь туда корпусом и ногой – не вопрос, получи свою темпованную рысь в сборе, фактически, т.е. нос вниз, спинка «радугой» легкий контакт, лошадка себя несет, проталкивается – вот оно счастье. :D Только сиди четко, равновесие держи строго в центре тяжести и не забывай вести корпусом и ногой: мягко, но вести, а не катиться пассажиром. Как только качнешься, потеряв равновесие – все, лошадка тебя ловит, какой уж тут темп, ей не до того, она растяпу бережет. В общем, вах!
Но справедливости ради замечу, что Танюша подсаживалась почти в начале первой рыси, и сама размяла и настроила коня – я бы не смогла его ни размять, ни напомнить, что надо именно работать. Мне пока дай Бог готовое поймать и удержать. Но все же факт остается фактом: какая-то мега умная лошадь, идеальный учитель.
Так вот. Еще на шагу Таня напомнила мне важную вещь, что повод удерживается большим пальцем, именно там возникает некое напряжение, именуемое «контакт», а остальная часть кисти мягко работает с этим напряжением. Я попробовала на шагу, потыкалась, поискала... Начала разминочную рысь. Таня требовала от нас активности, я пыталась, но у меня еще держится прокатский стереотип (невесть откуда, видимо из тех очень кратких детских занятий, въевшийся): для движения вперед надо бросить повод. Понятное дело, брошенные веревки ничего, кроме проблем не давали. Таня попыталась заставить меня их подобрать, но у меня дело шло плохо, и тогда она села сама. Размяв коня, подъехала к нашей залезательной скамеечке, поставила меня на нее, и дальше бедный Громик честно работал… «буцефалом»
ulibki-469.gif
, т.е. конным тренажером. Идеально, кстати. Я, прямо стоя на лавочке (благо, она высокая), взялась за повод, как я его держу в седле, и Таня стала мне показывать, что, где, как держит, и как работает, и как конь на это реагирует. Вот мы отозвали - он сдал - тут же расслабили, сняли давление. Ничего не делаем, ждем. Вот он попытался вытянуть нас вперед - не дали, но не тянем, не дернули, а просто не дали, попросили остаться на месте. Остался - тут же опять сняли давление. И т.п. Вначале она делала, а я держалась за повод чуть впереди нее и "слушала". Потом она положила свои руки на мои, и показывала (а я опять только «слушала» руками). Потом уже я сама делала все то же самое, а она сверху «слушала» и поправляла.
Ну а потом она слезла, а я села, и мы отправились теорию воплощать на практике.
В принципе, она уже мне это все показывала, конечно, и не раз, и давно. Но во-первых, я ужасно забываю. Мне все нужно по 100500 раз повторять, пока оно не усвоится. У меня моторная память стремится к нулю (еще бы – никогда не развивала). А во-вторых, только теперь я смогла это понять ближе к сути - на новом этапе, потому что вот этот самый «контакт», это натяжение между трензелем и рукой, оно не отдельное явление, не между рукой и ртом лошади, а - часть целого, неотъмлемая и почти невычленяемая. Контакт растет из импульса, из движения, причем даже не из лошадкиного движения, а нашего общего движения, а значит, по сути, из моего собственного движения корпусом "сквозь" лошадку. Ну или, если угодно, как говорит Таня, движения корпусом сквозь руки, и лошадкой сквозь повод (не "через повод", а то опять сейчас с терминологией всех запутаю - это просто Таня мне так объясняла, чтобы я не тянула рукой, не тормозила лошадь, а давала двигаться). Вот этого я реально понять тогда не могла, несмотря на все замечательные картинки (помните, я вешала ту, что мне Таня присылала, где стрелочки от шенкеля - к заду - через спину - в рот - к рукам?). А именно из этого контакта, из этого напряжения, из этой струны растет все управление. Как музыка – ведь звучит только натянутая струна.
Если от поэзии вернуться к прозе, то мы стали на вольт вокруг тренера и поехали рысью. И как только мне удалось сесть на переднюю часть бедер (т.е. дать возможность своему телу совпасть с центром тяжести коня), устаканить руки, так чтоб локоть не болтался, и правильно включить корпус (пресловутые «задние лопатки вперед», т.е. плечи расслабить и раскрыть, а спину включить в процесс, не зажимая), так мы ПОШЛИ. Конечно, Танюша бичом поддерживала, особенно пока я все вышеперечисленное искала под ее пошаговые команды. Но зато, когда я собрала все в кучу, даже бич можно было опускать. Мы реально двигались, и не один вольтик, и даже не два. Проделали это ездой налево, и ездой направо. Налево мне удобнее чисто психологически, потому что ведущая правая рука, но ругается Таня на нее больше – я слишком ее зажимаю, выкручивая кисть. Направо (под левую внешнюю руку) мне сложнее, тем более, корпус у меня скрючен, и направо надо все время следить, чтобы мои плечи ехали внутрь, а не наружу. Зато левая рука Тане нравится больше – видимо, я ей хуже владею, и так сильно скрючить ее мне не удается.
ulibki-469.gif

Для проверки и тренировки нового умения было два задания. Первое – расширить движение (прибавить), второе - протянуть коня вниз. Первое удалось легко, как только настроила контакт - просто корпусом, бедрами стала проталкивать длиннее вперед, поддерживая шенкелем, и конь сразу отозвался.
Вторым занимались больше. Довольно долго не удавалось, и даже в итоге удалось очень примерно. Главная трудность была в том, что мне в силу отсутствия опыта очень трудно определить меру отдачи повода. Вначале я и отзывала слишком резкими и амплитудными движениями, но это быстро поправили. А вот вторая часть (отозвав, отдать повод, чтобы конь за ним потянулся) – удавалась гораздо хуже. Вначале не понимала, засчет чего отдавать: надо и пальцами немножко пропускать, и локтем-плечом немного действовать, чтобы все это было в контакте, а соотношение одного и другого надо почувствовать – нет формального алгоритма. Плюс еще почувствовать момент и, отдавая, не потерять контакт... Вот тут я и намучилась, но в итоге нужное изобразила. Однако пока это осталось на уровне «щупанья», т.е. четко и быстро не повторю – надо будет еще не один раз повторять: пробовать, искать, усваивать. Но сам факт: я сумела протянуть коня вниз в контакте, сохраняя движение на темпе, т.е. активную импульсивную рысь, и удержать его там тоже в контакте.
Пошагали немного, причем бедной лошадке не дали отдыхать на брошенном поводу как обычно, а заставили и на шагу идти в контакте – я продолжала осваивать тоже ощущение. На шагу мне очень важно не забывать про свою спину. А то я радостно сосредотачиваюсь на ощущениях в руке, и спина замирает. На строевой рыси это физически невозможно – свалишься,
ulibki-469.gif
волей-неволей приходится сознание разделять, а вот на шагу я себя на этой пакости поймала. А так сразу движение уходит.
Ну и галоп – то же самое делали, поэтому тоже на вольту под бичом. Поднимались в руку, в повод. Не идеально – на первых темпах бедняга вздергивал башкой, потому что, конечно, на галопе у меня пока согласованность корпуса и руки сильно хуже. А особенно на самом подъеме в галоп. Я все еще зажимаюсь, хотя и гораздо меньше, поэтому ни четкости, ни легкости нет. Но идею я уловила, и тренер наши подъемы засчитала, тем более, что буквально с третьего темпа мне удавалось поставить руку и корпусом туда двигать коника.
Задача была – остановки с галопа. Как ни странно, опять же первые получились лучше, чем последующие. Но в итоге все же сделали прилично. Надо было соблюсти два условия: протянуть ноги вниз, чтобы вес шел в пятку (а не поджимать коленки, как я все время делаю), а главное, надо было сидеть сзади, т.е., толкая поясницей лошадь вперед, не валить туда свои плечи. Не ехать вместо или впереди коня. А это пока у меня не всегда получается, особенно, если галоп не бодрый. А поскольку я подзажатая на галопе, то он у меня и был не бодрый (это Маня на зажим уходит в точку, а Гром – наоборот, тормозит).
Толстому было скучно, и мы даже чуток поиграли в пугалки, но не особо: я пока плохой всадник для этой игры – жмусь сразу, и они оба, и Таня, и Гром, вынуждены меня беречь, поэтому им не развернуться с весельем как следует. :(
В общем, доделали галоп с остановками и закончили.
А напоследок, когда мы уезжали, Таня мне показал мышцы на спине, которыми надо ехать. Елки! Я вообще не подозревала, что они у меня есть, :shock: и повторить движение, которое она показала, смогла только с пятого раза, после того, как она мои руки положила себе на спину и живот, и показала на себе. А движение-то элементарное: стоя на слегка согнутых в коленках ногах, просто подать весь корпус от поясницы чуть вперед, но не засчет мышц пресса, а именно спинными длинными мышцами. Так надо ехать на строевой рыси, а я еду только пузом, поэтому – не еду. Велено тренироваться, но я до сих пор не уверена, что делаю то, что надо. Руками саму себе контролировать сложнее. В понедельник придется просить Таню еще раз проверять, получается или нет.
 
Re: Учиться-никогда не поздно.Зан.188.Теория: по-новому о ст

Да нет, не совсем прям для конкретной... Т.е. если кто-то умеет следить за состоянием связок, суставов, и поддерживать например перегруз по связкам или начинающийся артрит, он сможет за любой лошадью следить, ну может быстренько скорректирует варианты на что лучше работает. Или там например побаливающая спина... Конечно вариации есть, но в среднем это скорей более стандартно для всех, у кого она так болит.... Или там легкие у лошадки шалят, ты или слышишь, или не слышишь, а индивидуальные особенности ты за пару прослушиваний запомнишь....
 
Re: Учиться-никогда не поздно.Зан.188.Теория: по-новому о ст

Ань, тут ключевое "если умеет". Чтобы научиться, надо очень-очень много опыта или проф.образование. Я как раз об этом. Если представить, что я стала чв, то из всего функционала, который я описала выше, мне своими силами не обеспечить только тренинг. Остальное на уровне базовых знаний мне вполне доступно, даже без опыта аренды. С опытом, будет конечно, проще и точнее. Причем, даже по тренингу я смогла бы в целом "держать руку на пульсе", естественно, на уровне обнаружения самых грубых ошибок, но все же, хотя бы вопросы нужные смогла бы сформулировать. А вот по тому, что ты пишешь - однозначно нет, темный лес. Вот это, наверное, как раз та сфера, которую можно освоить, только став чв или полным арендатором при почти устранившемся чв. Видимо, вот эта часть - "поддерживающая терапия" - как раз является наиболее далекой от всех остальных форм конной жизни и наиболее специфичной именно для коневладения.
 
Re: Учиться-никогда не поздно.Зан.188.Теория: по-новому о ст

Вот мы отозвали - он сдал - тут же расслабили, сняли давление..skip.. Вот он попытался вытянуть нас вперед - не дали, но не тянем, не дернули, а просто не дали, попросили остаться на месте. Остался - тут же опять сняли давление.
Не, он сам снимает давление. Работает лошадь на снятии давления с себя любимой. Посыл - побежал - нога спокойна = давление снято. Логика. Двигаешь лошадь вперед - он проходит - давит сам себе на челюсть (грубо говоря) - сам же делает то, что просят руки (протянуться-согнуться-подняться-и т.д.) = давление снято.
Т.е. есть давление - уходит от него - нет давления.
Помнишь как делаем "прими"? Надавливаем, лошадь отходит от давления. Рука либо остается в том месте в воздухе где начала давить, либо остается на лошади, но расслабляется (не давит). Потому что если продолжить давить - начнется сопротивление.

очень трудно определить меру отдачи повода
Нет меры отдачи. И отдачи как таковой нет. Есть расслабление и ощущение, что за расслаблением лошадь потянулась в поиске контакта. И дальше эээ... "уходим" этим расслаблением, ведя им за собой лошадь до определенного нужного уровня. Если отдашь - считай лошадь нырнет и "схватит" себя поясницей обратно (взмахнет головой обратно или дернет повод).
 
Re: Учиться-никогда не поздно.Зан.188.Теория: по-новому о ст

Trof написал(а):
Не, он сам снимает давление. Работает лошадь на снятии давления с себя любимой. Посыл - побежал - нога спокойна = давление снято. Логика. Двигаешь лошадь вперед - он проходит - давит сам себе на челюсть (грубо говоря) - сам же делает то, что просят руки (протянуться-согнуться-подняться-и т.д.) = давление снято.
Т.е. есть давление - уходит от него - нет давления.
Ну да. Я просто вот этот момент - "нет давления" - сакцентировала для себя, потому что мне он показался особенно важным. То есть, когда лошадь сделала то, что ты хотел, не забыть сразу расслабить руку, чтобы давление оказалось снятым. Потому что я с одной стороны, позволяю ему себя вытягивать, а с другой - забываю снять давление. Но если первая ошибка давно понятна, просто никак не исправлю окончательно, то вторая - новое. Контакт - не равно "давление", я про это.
И отдачи как таковой нет. Есть расслабление и ощущение, что за расслаблением лошадь потянулась в поиске контакта. И дальше эээ... "уходим" этим расслаблением, ведя им за собой лошадь до определенного нужного уровня. Если отдашь - считай лошадь нырнет и "схватит" себя поясницей обратно (взмахнет головой обратно или дернет повод).
Вот! Поэтому у меня не получалось, поэтому я так и не нащупала это до конца. Это придется еще повторять и пробовать, однозначно. Я пыталась именно отдавать, сбрасывать, просто плавно, чтобы сохранить контакт. Естественно, не получалось, контакт терялся - ты сейчас объяснила. А то, что надо действовать гораздо тоньше, я не поняла до конца...
 
Re: Учиться-никогда не поздно.Зан.188.Теория: по-новому о ст

Из последнего отчета о занятии извлекла для себя очень актуальную на сегодня и ценную информацию по работе поводом. Не то чтобы я всего этого не знала, но прочитав в десятый раз другими словами, оно как-то потихонечку откладывается и в картинку вырисовывается. Спасибо за такой подробный разбор этой темы.
 
Re: Учиться-никогда не поздно.Зан.189 и Комарово 9.

Да, в теории-то хорошо рассуждать, а вот на деле все это воплощать в жизнь - почему-то далеко не так гладко получается. Жаль, нет такой таблеточки, чтобы съел - и сразу руки-ноги куда надо и как надо разложились, в строгом соответствии с теорией :mrgreen: .
Я езжу, только писать чего-то стало лениво. Особенно, когда тренируешь то же самое, что и 100 занятий до того и примерно с тем же результатом.
Занятие 189.
В понедельник пыталась мягко работать рукой в повод, но вся загвоздка была в том, что при этом нужно движение. А мне хотелось спать, и жОлтый мою точку зрения на мир разделял на 200%. Может, погода, может, еще что, но обычно мне все же полегче растолкать и его, и себя, а тут прямо совсем туго было. В итоге на второй рыси получили необычное задание: на свободном поводе просто двинуть вперед. И еще вперед. И еще. Нет, это не двинули, это так, погулять вышли, а надо двигаться. И в поворотах тоже. И опять вперед. Кругов 8, если не больше, мы так наворачивали (там манежик небольшой, все ж помнят?), пока наконец оба не проснулись
LaieA_005.gif
. "А вот теперь мягко-мягко, по миллиметру, подбираем повод, сохраняя движение. Ключевое слово - "движение". Как ни странно, но это мне-таки удалось, и в конце мы все-таки пробежали в повод и нормальной рысью, и даже не полстеночки, а приличненько так, хоть и не без сбоев.
В галоп опять подъем не заладился. Предложили поднять на свободный повод - вот это мне удалось, практически сразу, однако мы тут же поехали на диагональ вместо стенки, соответственно, вернулись на рысь. При повторениях проблема сохранялась, а в итоге и с подъемами стало плохо. Таня решила сесть, чтоб понять, в чем фокус. Фокус был до изумления прост: конь слушал очень внимательно корпус (он всегда так делает, если повод свободный - начинает гораздо внимательнее слушать именно ногу-корпус, он ведь выезжен работать и на ошейнике). И в ответ на малейшую неуверенность корпуса и зажим бедер начинал ловить всадника, переходя на рысь. Таня мне это очень наглядно продемонстрировала. Я поняла, но исправить было сложно. В итоге работали на вольту под бичом. Задание было поднимать в повод и проводить лошадь по вольту на галопе, чтоб плечо не валилось. Я очень долго тупила: сваливалась со стенки к центру плечом по диагонали, вместо поворота со сгибанием. Тане пришлось даже шинки разложить, чтобы я ехала посредине, а я их боюсь - у меня бзик, что раз я рулю плохо, то конь наступит в шинку (вариант - врежется в столб), и мы упадем вместе
strah-152.gif
. Хотя я в общем в курсе, что он - точно не самоубийца, и как раз ему-то вполне можно доверить коррекцию дебелизма всадника (это Маня побежит, куда ведешь, до упора, хоть в стенку, хоть в человека, и только в самый последний момент шуганется, а этот - всегда сам параллельно думает), но все равно я дергаюсь.
Однако даже шинки не сразу помогли. В итоге я все-таки сумела сосредоточиться на работе, отключить все психи, сесть на лошадь (а не болтаться опять где-то над ней), и нормально пройти повороты, даже несколько раз и в обе стороны. На этой долгожданной радостной ноте наконец закончили.
А сегодня была в Комарово.

Комарово - 9.
Занятие получилось парадоксальное :mrgreen: . Рысь отвалилась как класс - почти час без перерыва занимались тем, чтобы просто двигаться рысью в поводу, и то - с весьма переменным успехом. Даже уступки пришлось отложить, вернуться на большой вольт и просто настраивать обычное движение - как на самых первых занятиях. Проблему я осознала, но не удавалось скорректировать: я опять не могла сесть нормально, т.е. совместить себя и лошадь, и опять зажалась. Точнее, наоборот: опять зажалась, и из-за этого не могла сесть. Манюша была довольно бодра, а я все никак не привыкну к тому, что лошадь может шевелиться :mrgreen: . У нас с ней, к несчастью, довольно близкий тип темперамента: процессы возбуждения явно преобладают над процессами торможения, и в ответ на возникающие мелкие сложности мы обе быстро начинаем ожидать и внутренне готовиться к большим проблемам. То есть, из трех признаков истинной женщины - "сделать из ничего прическу, салатик и проблему", я обладаю только третьим, но зато в объеме, который с лихвой компенсирует первые два :mrgreen: .
Соответственно, если только вначале что-то пошло не совсем гладко, то мы с Маней очень успешно начинаем друг друга заводить. Я подзажимаюсь (в первую очередь в плечах) и из-за это начинаю валить корпус вперед и дергать руками. На нестабильную руку и плохой баланс Маня начинает задирать голову и периодически вздрагивать. Я чутко слышу любое ее малейшее напряжение (вот нет, чтобы так чутко баланс, центр тяжести, проводимость и толчок от зада слышать!
zlost-500.gif
) и тут же сама вздрагиваю и сжимаюсь, она, естественно, слышит мой зажим и пугается еще больше, превращая легкое назаметное снаружи напряжение или вздрагиваение в низкий старт. Я чувствую, что контакта нет и я не веду ее в руке, и из-за этого все время жду, что она задерет голову и стартанет, от этого нервного ожидания начинаю резко дергать рукой в поисках контакта - грубить. Она на грубую руку начинает замыкаться и отказываться от повода, задирая голову… И так далее, и тому подобное. До кучи я ее еще и перекоротила опять, потеряв движение, так что сегодня даже пришлось шенкелем достаточно активно поддерживать и доталкивать, потому что девушка на грубость обиделась, и на простое смягчение руки уже реагировать движением вперед не хотела – боялась, что я опять начну за повод хвататься.
Вот, собственно, я Вам описала всю свою сегодняшнюю работу на рыси. :( Только в самом конце мы все же изобразили пару относительно приличных уступок, когда я наконец смогла сесть назад и на мягкую руку двинуть лошадь целиком, а не дергать ручками отдельно ножками отдельно.
Единственное, что радует - я уже фактически сразу могу поставить руку стабильно и перед собой, т.е. нужное ощущение усвоилось, Но вот для того, чтобы сохранить это ощущение и тем более с ним работать дальше, надо еще и сидеть корпусом на балансе, иначе не удается расслабиться и не удается эту мягкость сохранить, потому что лошади не пройти в повод, даже на стабильную руку, если сверху тушка в 70 кг болтается. То есть, она проходит, два-три темпа - и теряется, проходит, два-три темпа - и теряется, т.к. я ее сбиваю.
Зато с галопом – наоборот, какая-то фантастика получилась :shock: . Мы прямо с первого подъема очень мягко и легко, в руку, поднялись (правда, не в той точке, где было велено, потому что в той точке я опять лошадку в руке потеряла, и не стала рисковать, а прошла еще немного, и даже по команде зашла на вольт, и подняла только тогда, когда опять нашла в руке лошадку). Но мне удалось сразу сделать подъем на мягкую руку и мягким корпусом – только что, на последних уступках, я совместила наконец себя и ее в общем балансе, и на этом ощущении и выслала. Поэтому и результат был приятный - никаких задираний-выдираний, никаких скачек, подъем сразу, с первой попытки. И самое удивительное, что мы так и поехали дальше, по стенке: мягким, манежным, коротким и спокойным галопом "в горку" - в поводу, но на очень мягкой руке, буквально в легком-легком контакте. И так и проехали полный круг, и даже при перемене через середину с воздушной менкой умудрились все сохранить. До сих пор это обычно не удавалось – мне перекладывание постановления дается плохо, даже на шагу и на рыси, я чаще всего это делаю слишком долго, без согласования с корпусом, и теряю контакт. На галопе это чаще всего сопровождалось резким стартом, хотя бы на несколько темпов (отсутствие спокойного контакта – эта лошадка именно так показывает глупым всадникам
LaieA_005.gif
). А сегодня – прямо сразу ровненько, спокойненько, даже перпендикулярно, а не сикось-накось. И весь-весь галоп так и отъездили. Постепенно она чуть-чуть все же легла в руку, а я сбрасывать и смягчать пока не умею, так что боялась чего-то там шерудить, чтобы не потерять, поэтому терпела, стараясь просто сохранять мягкость кисти, а тяжесть брать на предплечье и спину. Но очень кстати галоп сегодня был очень коротким (я на рыси козявилась слишком долго, а за мной была следующая тренировка, и у человека было очень жестко по времени, поэтому затянуть, как обычно Наташа делает, когда я слишком долго не могу выдать результат, мы не могли сегодня), поэтому к фатальным последствиям это напряжение привести не успело. Мы пару раз начинали чуток разгоняться, но тренер вовремя напоминала про корпус-ногу (одно вниз, в лошадь, другое тоже вниз и спокойней, легко поддерживать, если надо),а я сама изо всех сил сосредоточилась на мягкости руки и общей расслабленности, поэтому мы быстренько возвращались к прежней красоте. Ну и опять же - очень помогает то, что мы с Таней много-много отрабатываем: точное движение поясницы на галопе - вниз-вперед, не болтаясь в седле, а четко проводя каждый темп. На Громе галоп для меня редко бывает удобным, потому что для хорошего галопа нужен импульс, а для этого нужен расслабленный, спокойный и уверенный всадник, а на Мане мне именно сидеть все же проще, потому что она даже когда несется башкой вверх - и то галоп очень мягкий и строго трехтактный, т.е. реально удобно и не колбасит, а только качает, как на качелях. Ну а уж когда в поводу - то вообще их серии "кофе пить". Сделали еще несколько менок. Пара или тройка были похуже – я давала нечеткие команды и не понимала, сменили или нет, поэтому дожидалась комментария тренера, и меняла уже со второй попытки - почти в повороте, а не в середине диагонали, как положено. Но несколько были вполне приличными.
А потом нам даже дали новое задание – сократить галоп и сделать маленький-маленький вольт. Вначале сказали 10 метров, а потом – "совсем-совсем маленький". Я это указание поняла как "минимальный", а поскольку мы шли в контакте и я наконец успокоилась и доверилась лошади, то это задание получилось вполне прилично. Вправо он был просто «маленький», а влево, когда я перестала думать, сколько же это – 10 метров (глазомер у меня отсутствует), а просто настроилась на минимально возможный, но так чтоб галопом и вперед, то получился еще меньше, примерно на длину лошади, причем в легком контакте, и тренер была нами очень довольна. Ну а на фоне рысевой части – вообще, по-моему, довольно сильно удивлена, хорошо хоть – приятно. На этой радостной ноте и закончили. Мне сказали, что рысь была на "-1", а галоп - на "8" :mrgreen:
В общем, на этой лошади можно либо ехать корпусом правильно и управлять им же на 80%, либо ты вообще никуда не едешь, и только мотаешь нервы и себе, и чувствительной доверчивой блондинке-иностранке. Эта чудачка, как почувствовала мой зажим, так начала опять и кошку пугаться, и тренера на другом конце манежа вообще за ограждением, и музыки, которая не замолкая играла, но вблизи становилась, видите ли, слишком громкой… Короче, включила режим «йа блондинко».
Я уже начинаю подозревать, что все эти "страхи и ужасы", на самом деле, не столько от тонкости душевной организации и чрезмерного доверия всаднику, сколько – просто хороший повод поноситься и попрыгать, как только становится понятно, что сверху оказался лох, который явно позволит, да еще и пожалеет бедную, пугливую, нежную лошадку.
LaieA_005.gif
Похоже, что кое-кто просто любит замечательно веселую игру под названием «А давай-ка мы испугаемся». А чего? Прикольно же, когда оно там сверху сжимается и вздрагивает! :mrgreen:
 
Re: Учиться-никогда не поздно.Зан.189 и Комарово 9.

Какая все-таки штука нужная - форум. Сколько о себе можно нового и неожиданного узнать! Вот меня в чем только не упрекали за не такую уж короткую жизнь, да и сама я - каких только недостатков за собой не замечала, мелких, и крупных, и серьезных, и почти не мешающих никому... Но вот в этической нечистоплотности и неспособности отличить нормальное от безнравственного - меня еще ни разу не обвиняли :shock: . "О сколько нам открытий чудных..." (с) :mrgreen: . Это я так, навеяло :lol: .

А между прочим, мы очень позитивно позанимались в четверг, т.е. вчера. Правда, Гром, наверное, не совсем с такой оценкой согласен - он, наверное, тоже считает меня этически нечистоплотной и вообще безнравственной. Ну как же! Бедную лашатку заставили работать! Причем, не только на второй рыси, а вот прямо сразу, с разминки! Нет, ну не гады? А потом еще и на галопе - тоже пришлось работать, всерьез. Ну садисты ваще! Нет чтобы только морковкой и сушками кормить - они ж при этом еще и бегать заставили. :cry: Ну никакой натуральности в отношениях. :mrgreen:
В общем, Таня за нас взялась прямо с разминочной рыси, и мы совсем недолго побегав по стенке в обычном тюлюп-тюлюпном стиле, подобрали повод, встали на вольт под бичом и начали работать: ногой в руку, корпусом расширяем, сами сидим, а не висим и не прыгаем, и лошадке (о ужыс!!) спать не даем. В итоге первая рысь получилась ощутимо длиннее обычного, зато уже с середины мы встали на темп, и даже смогли это стабилизировать. Пошагали, но лошадку мучить не закончили.
Поскольку рысь была длинной, то и отшагивались подольше. Мне стало скучно, и я опять сотворила ужасное деяние: несчастную животину заставили на шагу ходить в поводу, и не по стеночкам ползать, а вольтики, перемены, остановки... В основном ездила "серпантинчиком" - занималась тем, с чем у меня затык: четко переложить лошадь из одного сгибания в противоположное. Там же ширина небольшая, и получается, что петли очень короткие - один полувольт в другой сразу переходит, т.е. в идеале надо выпрямить за 1 темп, и за 1 же переложить. С переменным успехом - слева направо лучше получалось, а обратно - никак, т.е. только долго, а три-четыре темпа, а то и больше. Ну и косячила периодически, конечно.
Вторую рысь я делала так же на вольту, но уже без поддержки бичом и без тренера посрединке - сама, как бы. Тренер активно участвовала, но только устно и со стороны. В данном случае, это сильно влияет, потому что профессор - он и есть профессор, так что если Тани в центре нет, то он покажет только и ровно столько, сколько сумеешь правильно сама сделать. Когда она в центре, то он больше ее слушает, и больше косяков прощает, не говоря уже об импульсе, который под бичом, конечно, проще поддерживать, а точнее, это делают за тебя.
Ну и вот. Мы это сделали. Причем, что особенно приятно, я сама нашла эту проводимость, когда ногой через корпус ведешь в руку, и рукой принимаешь. Бедрами между шенкелем и поводом темповала, и рукой, конечно. Начали направо - довольно долго не получалось, потом не получалось стабилизировать. Но у итоге несколько темпов сделали. Поменяли направление. И налево я вдруг как-то сразу, с подъема в рысь мягко толкнула и не выпуская, не занимаясь собой, не ловя себя, и прямо сразу-сразу повела коня на темп. И буквально через несколько темпов мы побежали как положено, и даже стабильно. Пару раз рассыпались, но быстро нашлись. Опять поменяли направление, но теперь я уже уловила идею, и направо смогла повторить почти так же. Чуть хуже по внутреннему ощущению - немного не хватало "кентавровости", т.е. ощущения единство в движении, но конь бежал отлично, и от него отстали.
Ага. С рысью. Но не с галопом. Вначале - я делала подъемы по стенке. Опять хреново, если честно - с хлыста только. Но хотя бы делала. А потом мы встали на вольт вокруг тренера и под бичом подобрали лошадку, повели в поводу активным галопом, и потом прямо на вольту мне велели делать менку. И потом еще менку - обратно. И так много раз. Это оказалось гораздо сложнее, чем на прямой, во-первых, потому что на вольту сидишь не совсем прямо, и сообразить, как надо переложиться, сложнее. А во-вторых, одну проще сделать, чем когда они через каждый вольт-другой идут, а обратная (с контргалопа на нормальный) - вообще почти сразу, через полвольта, примерно. Причем я очень боялась, что на контргалопе со мной Гром может упасть, поэтому очень старалась все менки делать сразу-сразу, по команде (Таня ведь видит, где это будет удобно, а где нет - там не четкий вольт, а помесь овала с квадратом из-за столбов получается, тем более, если траекторией не заморачиваться, а я не заморачивалась). А мне что-то сделать сразу-сразу очень сложно, я начинаю суетиться слишком. Ну и еще проблема: когда менка одна, я ее четко слышала, а тут, на вольту, когда они повторяются, я перестала понимать, сделали мы менку или - еще нет, и надо повторить команду. Я ж не умею чувствовать с какой ноги галоп. Приходилось ждать подсказок тренера :oops: .
Но в итоге мы их делали, хоть и суматошно.
В итоге жОлтый даже подустал. Хотя... На второй рыси, почти в конце, уработавшаяся лошадка подпрыгнула, выпучив глазки в дальний угол манежа. И это - бронебойный конь, который вообще никогда ничего не боится! Устал он, ога. Так устал, что бегать не хочет, а хочет прыгать и скокать! :mrgreen: .
Так что, даже совесть моя в итоге осталась чиста.
Жаль только, что я уезжаю завтра рано-рано, и в понедельник занятие пропадает. :( Опять ведь все забуду за 5-6 дней. Одно утешает - восстанавливается все реально быстрее, да и прогресс есть. Сама я (без бича) впервые коня смогла на темп стабильно поставить. И вот так, чтобы с подъема сразу взять и повести, и нести-вести стабильно - тоже впервые. Мне понравилось :lol: !
 
Re: Учиться-никогда не поздно.Зан.190. Замучили лашатку :)))

Про этическую составляющую - это очень любопытно, Кать.
Насчет тренировок... За 2 года в нашем возрасте с нуля добиться таких результатов? Катя, ты и твои тренеры - МОЛОДЦЫ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
 
Сверху