Re: Учиться-не поздно. Разговор про чв и арендаторов. Комаро
Hitman написал(а):
mmm написал(а):
Нет, Кать, остановка и переходы на более медленный аллюр - это очень сложно, особенно для лошади. Потому, если этому научишься - большое дело!
+1
Ага, я уже поняла, что самое элементарное - это и есть самое сложное. Пока для меня вершина всей выездки заключается в том, чтобы поставить лошадь в повод и вести в контакте. Это настолько сложно, что когда это получается, остальное уже гораздо проще. А ведь если задуматься, то таки так оно и есть. Другое дело, что я пытаюсь поставить в повод тех лошадей, которые это блестяще умеют и всячески стараются мне задачу облегчить. А каково тем, кто учит молодых и делает то же самое с лошадками, которые этого не понимают и не умеют :shock: ? Даже боюсь представить. Ну и как известно, самый сложный элемент в езде - вольт :lol: .
B-veter написал(а):
Но элементарные вроде понять, когда и подо что например сделать курс горячих попон или там когда пора поддержать суставы, когда сыроваты связки стали и надо подснять нагрузку, когда жестковато задышал и пора обратить внимание.... Это не ветчек, это ежедневная рутина, скажем так. Которой как раз надо владеть. Не лечение как таковое. А.... сопровождение хронической проблемы, так скажем.
Ну да, но мне кажется, это можно освоить только на уровне конкретной лошади и на опыте - путем многолетних наблюдений. Причем, если честно, я бы предпочла иметь под рукой вета, которому доверяю, чтобы так глубоко не вникать (например, штатного на конюшне). Но если не получится - то, ты права, на каждый чих не навызываешься, пришлось бы самой разбираться.
Rainbow_iron написал(а):
ибо: а) одна из лошадей у нас - бывшая прокатная, да. (...)б) я была и чв, и арендатором одновременно. а сестра моя и сейчас и чв, и арендатор.
А еще ты была только арендатором, долго. А потом стала сестрой чв :lol: , и только еще потом - сама чв. Юль, я вас с систером тоже сразу вспомнила, но там так поступали с примерами, что я старательно молчала :mrgreen: .
Rainbow_iron написал(а):
PS. ой, как мне нравится смотреть на менки в каждый темп! (вроде так сказала, я лопух в ве) - мммм!!! красиво - страсть!
Ага, мне тоже. Этот как раз такой элемент, где идея танца выражена предельно. Практический смысл уже окончательно утрачен (когда это - серия, во всяком случае), и конь этого тоже не может не понимать, так что остается только наслаждение своими возможностями - гибкостью, силой, балансом, грацией коня и полнотой его взаимодействия с человеком, его послушания. Парный танец. Действительно очень красиво.
Занятие 188.Теоретическое: о старом по-новому.
Занятие получилось в некотором смысле теоретическое: Таня в очередной раз показывала мне суть работы повода – мягкой и в контакте. Сейчас забавно вспоминать, как мне когда-то казалось, что я уловила суть процесса. Не, уловить-то уловила, конечно, но на самом деле суть совсем не в поводе, а в целом – в том, что именуется
проводимостью. А вот это я тогда однозначно не могла поймать, потому что для этого нужно, чтобы корпус уже научился работать с центром тяжести, причем в динамике. Одного ощущения в руках категорически недостаточно, каким бы точным и верным оно не казалось, потому что работают не руки – работает корпус и нога в руку, и только так. Вот сейчас, когда я уже могу, пусть и не мгновенно, но достаточно быстро и уверенно, сесть так, чтобы двигаться вместе с лошадью и корпусом воздействовать на это движение, уже можно говорить о работе руки. Только отсюда она начинается, если конечно нас не устраивает уровень вожжей в телеге.
Кстати, очередной раз восхитилась про себя универсальностью и мозгом жОлтой лошади. Вот как Танюше удалось его выездить таким образом, что он прекрасно понимает и слушает новичковые «вожжи» из серии потянули вправо-потянули влево, и при этом четко, ясно и сразу адекватно реагирует и на правильную работу в легком контакте?! :shock: :shock: Вот честно, я бы на его месте на что-нибудь одно забила бы. А он настолько четко показывает тебе разницу, что просто невозможно не врубиться (тем более, когда рядом тренер все поясняет и показывает, ага
). При этом «колхозный» вариант таки не прокатывает ни на каком этапе, т.е. внутренним поводом в поворот тянуть бесполезно, он честно вывалит плечо. Но вот тычки и дерги внешнего повода в трясущихся ручках (я же помню, как я ездила, ну, даже полтора года назад, да и сейчас мои ручки отнюдь стабильными не назовешь) он уже снисходительно «читает» правильно: гнется, поворачивает, все чин чином. Но зад при этом будет бежать отдельно, естественно, где-то там далеко позади (а тренер презрительно шипеть: «Опять обозник у тебя»
). А вот когда наконец поставишь руки стабильно и двинешь туда корпусом и ногой – не вопрос, получи свою темпованную рысь в сборе, фактически, т.е. нос вниз, спинка «радугой» легкий контакт, лошадка себя несет, проталкивается – вот оно счастье.
Только сиди четко, равновесие держи строго в центре тяжести и не забывай вести корпусом и ногой: мягко, но вести, а не катиться пассажиром. Как только качнешься, потеряв равновесие – все, лошадка тебя ловит, какой уж тут темп, ей не до того, она растяпу бережет. В общем, вах!
Но справедливости ради замечу, что Танюша подсаживалась почти в начале первой рыси, и сама размяла и настроила коня – я бы не смогла его ни размять, ни напомнить, что надо именно работать. Мне пока дай Бог готовое поймать и удержать. Но все же факт остается фактом: какая-то мега умная лошадь, идеальный учитель.
Так вот. Еще на шагу Таня напомнила мне важную вещь, что повод удерживается большим пальцем, именно там возникает некое напряжение, именуемое «контакт», а остальная часть кисти мягко работает с этим напряжением. Я попробовала на шагу, потыкалась, поискала... Начала разминочную рысь. Таня требовала от нас активности, я пыталась, но у меня еще держится прокатский стереотип (невесть откуда, видимо из тех очень кратких детских занятий, въевшийся): для движения вперед надо бросить повод. Понятное дело, брошенные веревки ничего, кроме проблем не давали. Таня попыталась заставить меня их подобрать, но у меня дело шло плохо, и тогда она села сама. Размяв коня, подъехала к нашей залезательной скамеечке, поставила меня на нее, и дальше бедный Громик честно работал… «буцефалом»
, т.е. конным тренажером. Идеально, кстати. Я, прямо стоя на лавочке (благо, она высокая), взялась за повод, как я его держу в седле, и Таня стала мне показывать, что, где, как держит, и как работает, и как конь на это реагирует. Вот мы отозвали - он сдал - тут же расслабили, сняли давление. Ничего не делаем, ждем. Вот он попытался вытянуть нас вперед - не дали, но не тянем, не дернули, а просто не дали, попросили остаться на месте. Остался - тут же опять сняли давление. И т.п. Вначале она делала, а я держалась за повод чуть впереди нее и "слушала". Потом она положила свои руки на мои, и показывала (а я опять только «слушала» руками). Потом уже я сама делала все то же самое, а она сверху «слушала» и поправляла.
Ну а потом она слезла, а я села, и мы отправились теорию воплощать на практике.
В принципе, она уже мне это все показывала, конечно, и не раз, и давно. Но во-первых, я ужасно забываю. Мне все нужно по 100500 раз повторять, пока оно не усвоится. У меня моторная память стремится к нулю (еще бы – никогда не развивала). А во-вторых, только теперь я смогла это понять ближе к сути - на новом этапе, потому что вот этот самый «контакт», это натяжение между трензелем и рукой, оно не отдельное явление, не между рукой и ртом лошади, а - часть целого, неотъмлемая и почти невычленяемая. Контакт растет из импульса, из движения, причем даже не из лошадкиного движения, а нашего общего движения, а значит, по сути, из моего собственного движения корпусом "сквозь" лошадку. Ну или, если угодно, как говорит Таня, движения корпусом сквозь руки, и лошадкой сквозь повод (не "через повод", а то опять сейчас с терминологией всех запутаю - это просто Таня мне так объясняла, чтобы я не тянула рукой, не тормозила лошадь, а давала двигаться). Вот этого я реально понять тогда не могла, несмотря на все замечательные картинки (помните, я вешала ту, что мне Таня присылала, где стрелочки от шенкеля - к заду - через спину - в рот - к рукам?). А именно из этого контакта, из этого напряжения, из этой струны растет все управление. Как музыка – ведь звучит только натянутая струна.
Если от поэзии вернуться к прозе, то мы стали на вольт вокруг тренера и поехали рысью. И как только мне удалось сесть на переднюю часть бедер (т.е. дать возможность своему телу совпасть с центром тяжести коня), устаканить руки, так чтоб локоть не болтался, и правильно включить корпус (пресловутые «задние лопатки вперед», т.е. плечи расслабить и раскрыть, а спину включить в процесс, не зажимая), так мы ПОШЛИ. Конечно, Танюша бичом поддерживала, особенно пока я все вышеперечисленное искала под ее пошаговые команды. Но зато, когда я собрала все в кучу, даже бич можно было опускать. Мы реально двигались, и не один вольтик, и даже не два. Проделали это ездой налево, и ездой направо. Налево мне удобнее чисто психологически, потому что ведущая правая рука, но ругается Таня на нее больше – я слишком ее зажимаю, выкручивая кисть. Направо (под левую внешнюю руку) мне сложнее, тем более, корпус у меня скрючен, и направо надо все время следить, чтобы мои плечи ехали внутрь, а не наружу. Зато левая рука Тане нравится больше – видимо, я ей хуже владею, и так сильно скрючить ее мне не удается.
Для проверки и тренировки нового умения было два задания. Первое – расширить движение (прибавить), второе - протянуть коня вниз. Первое удалось легко, как только настроила контакт - просто корпусом, бедрами стала проталкивать длиннее вперед, поддерживая шенкелем, и конь сразу отозвался.
Вторым занимались больше. Довольно долго не удавалось, и даже в итоге удалось очень примерно. Главная трудность была в том, что мне в силу отсутствия опыта очень трудно определить меру отдачи повода. Вначале я и отзывала слишком резкими и амплитудными движениями, но это быстро поправили. А вот вторая часть (отозвав, отдать повод, чтобы конь за ним потянулся) – удавалась гораздо хуже. Вначале не понимала, засчет чего отдавать: надо и пальцами немножко пропускать, и локтем-плечом немного действовать, чтобы все это было в контакте, а соотношение одного и другого надо почувствовать – нет формального алгоритма. Плюс еще почувствовать момент и, отдавая, не потерять контакт... Вот тут я и намучилась, но в итоге нужное изобразила. Однако пока это осталось на уровне «щупанья», т.е. четко и быстро не повторю – надо будет еще не один раз повторять: пробовать, искать, усваивать. Но сам факт: я сумела протянуть коня вниз в контакте, сохраняя движение на темпе, т.е. активную импульсивную рысь, и удержать его там тоже в контакте.
Пошагали немного, причем бедной лошадке не дали отдыхать на брошенном поводу как обычно, а заставили и на шагу идти в контакте – я продолжала осваивать тоже ощущение. На шагу мне очень важно не забывать про свою спину. А то я радостно сосредотачиваюсь на ощущениях в руке, и спина замирает. На строевой рыси это физически невозможно – свалишься,
волей-неволей приходится сознание разделять, а вот на шагу я себя на этой пакости поймала. А так сразу движение уходит.
Ну и галоп – то же самое делали, поэтому тоже на вольту под бичом. Поднимались в руку, в повод. Не идеально – на первых темпах бедняга вздергивал башкой, потому что, конечно, на галопе у меня пока согласованность корпуса и руки сильно хуже. А особенно на самом подъеме в галоп. Я все еще зажимаюсь, хотя и гораздо меньше, поэтому ни четкости, ни легкости нет. Но идею я уловила, и тренер наши подъемы засчитала, тем более, что буквально с третьего темпа мне удавалось поставить руку и корпусом туда двигать коника.
Задача была – остановки с галопа. Как ни странно, опять же первые получились лучше, чем последующие. Но в итоге все же сделали прилично. Надо было соблюсти два условия: протянуть ноги вниз, чтобы вес шел в пятку (а не поджимать коленки, как я все время делаю), а главное, надо было сидеть сзади, т.е., толкая поясницей лошадь вперед, не валить туда свои плечи. Не ехать вместо или впереди коня. А это пока у меня не всегда получается, особенно, если галоп не бодрый. А поскольку я подзажатая на галопе, то он у меня и был не бодрый (это Маня на зажим уходит в точку, а Гром – наоборот, тормозит).
Толстому было скучно, и мы даже чуток поиграли в пугалки, но не особо: я пока плохой всадник для этой игры – жмусь сразу, и они оба, и Таня, и Гром, вынуждены меня беречь, поэтому им не развернуться с весельем как следует.
В общем, доделали галоп с остановками и закончили.
А напоследок, когда мы уезжали, Таня мне показал мышцы на спине, которыми надо ехать. Елки! Я вообще не подозревала, что они у меня есть, :shock: и повторить движение, которое она показала, смогла только с пятого раза, после того, как она мои руки положила себе на спину и живот, и показала на себе. А движение-то элементарное: стоя на слегка согнутых в коленках ногах, просто подать весь корпус от поясницы чуть вперед, но не засчет мышц пресса, а именно спинными длинными мышцами. Так надо ехать на строевой рыси, а я еду только пузом, поэтому – не еду. Велено тренироваться, но я до сих пор не уверена, что делаю то, что надо. Руками саму себе контролировать сложнее. В понедельник придется просить Таню еще раз проверять, получается или нет.