Re: Учиться-не поздно.Зан70.Ручки-крючки и начнем опять с на
Не хочу кисель! Хочу снежок и мягкий легкий морозец.
Ладно, вот очередной отчетик. Только без смайлов - и так почти три часа ночи, а я вместо работы на проконях весь вечер просидела. Да еще и стандартные у меня почему-то не работают - глюк в браузере, но лень сейчас разбираться. Работа-то сама не сделалась, бессовестная. Значит, завтра надо будет все успевать. Так что смайлы доверяю вашему воображению.
Занятие 71. Лошадь тормозят лопатками; левадочка.
Сегодня, слава Богу, удалось с поводом немножко исправить ситуацию. Я с самого начала не усердствовала им, и в итоге контакт все-таки появлялся. И Громушка поругивался на меня, конечно, но с прошлым разом не сравнить.
Но я не с того начала. У меня сегодня просто куча событий – даже не знаю, что в заголовок выносить.
На разминочном шагу пыталась найти контакт без жесткости и грубости. Пока не получилось. Но по крайней мере, я отсекла неверный путь, которым пыталась идти в прошлый раз: начинать надо с ноги и движения, а руку подключать после. Тогда хотя бы потом что-то появляется.
В первую рысь мы поднимались долговато, но все-таки поднялись. Что мне не понравилось: четкости пока нет, много еще «разгона», а насчет того, о чем много раз говорила Таня, а пару раз я даже ощутила – когда конь идет активно и поднимается при легкой-легкой отдаче повода одним движением – до этого, конечно, как до луны. Что понравилось: при первых неудачных подъемах я смогла отключить панику и психи, хотя стра-ашный тренер уже «поставила нас на счетчик» («считаю до 20, как досчитаю, первая рысь закончена»), и смогла спокойно аккуратно все собрать в кучку и сделать подъем. Где-то на 8-и, что ли – считала-то она очень медленно. Правда, от меня уже требуют не думать над всем по отдельности, а – «раз, и сделал», но это пока не удается. Хорошо, что хоть так – быстрее придет и «раз».
На первой рыси искала свой баланс и повод. Об этом трудно писать, потому что внешне – одно и то же из раза в раз. Я щупаю. Слушаю коня, себя, пробую так и этак. Таня смотрит и поправляет. Иногда прямо – пятки вниз, не прыгай, куда руки почему левый локоть болтается… Иногда образно: «Где бабочки в животе?» «На трензеле нет стенки, а ты ее там ставишь – двигайся между рук вперед». Я стараюсь воплощать с переменным успехом. Но описать все уже невозможно – потому что, действительно, уже новый этап: не просто отдельных телодвижений и конкретных разовых ощущений, а цельного процесса и общих ощущений, которые словами не всегда описываются. Потому и образы начались, которых раньше было гораздо меньше или они были более отдаленными и простыми (типа сравнения всадника с удобным/неудобным рюкзаком на спине).
В общем, итоги первой рыси. Нащупывала ощущение контакта. Но почти сразу теряла из-за собственной несбалансированности – тельце валилось и мешало рукам стоять на месте. Поймала, где надо расслаблять шлюсс, чтобы при этом вся нога не обвисала и шенкель не летал. Но не всегда удавалось это поддерживать. Ощутила в очередной раз, что не умею проходить повороты. Нахально подсаживалась в них регулярно на учебку темпа на четыре, потому что конь замедлялся сильно, и на строевой это грозило шагом, а так удавалось лучше почувствовать и следовательно поддержать аллюр. К концу первой рыси были регулярные проблески рабочего движения на прямых. На этом закончили.
Первый шаг (после небольшого отдыха) – попробовала походить восьмеркой, сделал вольтик. После рыси ощутила, как конь чутко слушает шенкель, и поняла, что для вольта совсем не надо давить внешней ногой изо всех сил, запихивая ее максимально назад – от этого лошадь смещает зад в центр. А для простого поворота все мягче и ближе.
Но с поворотами активный шаг у меня пока несовместим.
Вторая рысь началась слабовато – не хватало движения, да и разбиралась с подъемом долго. Но потом немного устаканилась. А задача была: найти ощущения связи корпуса и рук, как шенкель ведет лошадь в руку, и как живот связан с рукой. Ну, шенкель ведет в руку – это пока еще нет, а вот связь корпуса и руки удалось нащупать довольно быстро, а главное, точно. И сама почувствовала, и тренер сказала любимое слово всех учеников: «Во-о-от!». Удивительное ощущение, если вдуматься. Лошадь активно двигается под тобой, а руки стоят на месте, связанные невидимой – нет, не ниточкой а резиночкой – с какой-то точкой в центре живота. Вот с той самой, где должны летать бабочки. И вот эта резиночка натягивается в такт движению лошади (ритму рыси), а рука и корпус как будто остаются на месте и плавно движутся вперед. Эх… Пока только трудно это поддерживать очень, потому что малейшая потеря равновесия, и эта резиночка лопается – она ж тоненькая-тоненькая. А я очень легко его теряю пока.
Но зато на второй рыси сегодня мне удалось пройти поворот на темпе. Даже два раза. Это для меня просто очень здорово, потому что потихоньку начинаю ощущать это загадочное «прохождение поворота», которое пока не дается.
В конце второй рыси я сделала большую бяку: не среагировала на перемену направления, поехала в лоб, да еще и, засуетившись, свернула прямо наперерез всаднику. Хорошо, что всадница была очень опытная, а та лошадка, хоть и молодая, четко остановилась с рыси, иначе могли бы реально столкнуться. Конечно, мне попало. Но после этого безобразия мы все-таки поменяли направление и смогли через какое-то время опять собрать все в кучу и пройти стенку на темпе. Что опять же для меня достижение. У меня пока перемены направления – это катастрофы местного значения, т.е. сохранить четкое активное движение при этом не удается почти никогда. Либо руки вытяну, либо сама перекручусь, опять же, пока хлыст переложу, пока ногу поменяю – какие уж там резиночки. А собираю рассыпанное я довольно долго, особенно, если право с лево поменялись.
На этом хорошем и закончили.
На втором шагу после отдыха попыталась сделать остановки и осаживания. С остановками – работали над тем чтобы «полз-полз-и дополз» превратить в «шел-шел и встал», но не допустить «шел-шел и вкопался передом». Иногда получалось.
А потом я опять попробовала осаживание, и опять получала уступку шенкелю: шаг задних ног влево. Причем упорно. Или вообще ноль реакции. Тогда вышли на стенку из серединки, где я этим занималась, и попробовали еще уже с поддержкой Тани снизу. Она показывала Грому. Назад-то мы так пошли, но Гром упорно не хотел переставлять одну из ног (правую, кажется), а подтаскивал ее. Тане это не понравилось, и она начала объяснять Грому, что надо не так. Взяла повод и стала работать в руках, а я сидела сверху.
Вот в процессе объяснения и получились «левадочки». Гром встал на задние лапки, а передние приподнял. Чуть-чуть совсем. Но я вначале испугалась, потому что все твердят наперебой, как опасно перевернуть коня со свечки неумелому всаднику, а я самый что ни на есть неумелый. Причем испугалась именно за Грома – что я ему сейчас помешаю очень и уроню его. Но Таня меня успокоила, сказав, что он очень устойчивый, а главное, я увидела, что она не пугается, значит – все в порядке. Ну и тогда я стала вспоминать, что читала, и дальше, пока они так делали несколько раз, старалась наклонять корпус вперед. Страшно уже не было, было очень интересно и необычно.
После такой разминки, осаживание мы сделали (в руках), и перешли к галопу, которому уже настало время.
С галопом тоже прогрессик. Очередной. Хотелось бы, чтобы стал наконец стабильным.
В общем, поднимала я опять долго. Но подняла и даже без контра. Первый раз, по обыкновению, расколбасилась. Но со второго раза поехала. Повороты проходила далеко не каждый раз (переходила в рысь), но иногда проходила. И потом в другую сторону все-таки подняла с нужной ноги (после серии контров, но не очень большой), и даже целый круг сумела проскакать без менки. Причем Громик меня выручил – в одном месте он прямо уже собрался ногу менять, но я почувствовала и отчаянным усилием пихнула его внешней ногой и попой, а внутреннюю вытянула вниз, и он на ходу «передумал». Таня с Лерой (которая приехала в середине занятия) им дружно восхитились, а мне было велено следить за собой и не подставлять коня!
Скормила ему овсяную печеньку, а тут освободилась бочка, и мы пошли туда отрабатывать переходы «галоп – шаг» и «шаг – галоп», как в прошлый раз. Задание: подъем, пять темпов галопа, переход в шаг. И по новой. Подъем – не главное (тренер с бичиком в центре бочки делает подъемы практически самопроизвольными). Работаем над переходом в шаг. А еще главное – слушать лошадь, бедрами и животом. Ну вначале я опять тупила активно – валилась вперед, пихая руки между ног. Потом тупила пассивно – просто выбивалась из ритма, прыгала в седле мячиком в попытках подсесть и дергала за повод. А потом, опять сделала открытие. Ну, точнее, Таня мне его сделала. Лошадь останавливают лопатками. Их надо в нужный момент раскрыть назад, как крылья. И бах – получилось! А еще Таня четко объяснила мне момент остановки по темпам – считала вслух и сказала, что на «четыре с половиной» надо подсесть, а на «пять» уже закрыть поводом легонько. И я почувствовала связь остановки с движением лошади подо мной, т.е. с техникой аллюра.
Влево пошло ничего – поменяли направление. Ох, вот прямо опять четко почувствовала, какая я кривая. Все где-то не там и не так: и попа, и ноги, и руки, и локти… Именно вправо такие ощущения. И надо усилием воли всему пытаться найти нужное место, а влево лучше получается просто чувствовать. Хотя слушать лошадь на галопе мне пока сложно. Но я старалась.
Но все же и влево последняя остановка вышла хорошо, и на ней закончили.