Re: Учиться-не поздно.Зан.65.Полторы рыси минус галоп равно?
Маша, спасибо! Про тонкость - это точно. Я рада, что это получается передать.
Таня, ого! А я и не видела! Мне уведомления на собственный дневник не приходили!!! Кошмар!
Да уж, приспособа на фото классная. И не иголки, если что - отделаешься царапинами, и работать должнО. Мне нравится :lol: . А на пятки и локти еще актуальнее
.
Занятие 65. Полторы рыси минус галоп равно?
Очень интересно-познавательное было занятие. И очень жалею, что не было возможности написать отчет по горячим следам
. Да и сейчас смайлы уже некогда совсем подбирать - завтра вставать на тренировку, надо бы выспаться. Так что уж, не обессудьте.
Первое маленькое «открытие» уже в процессе чистки: оказывается, общая влажность на этот процесс очень влияет. Из-за этих туманов скребница почти ничего не выбивала из коня, и я уже было удивилась, почему он такой чистый. Но стоило мне взяться за щетку, как иллюзии рассеялись. А еще Таня показала очередной секрет эффективной чистки: проходишь щеткой против шерсти, потом чуть ниже – опять поднимаешь шерсть, а на возвратном движении приглаживаешь то, что поднято выше. Получается технологически эффективно – как пол подметаешь веником и весь мусор последовательно собираешь.
Второе открытие опять же было до посадки в седло. Ну, не совсем открытие. Просто Таня очередной раз пыталась научить меня ощущать повод. Прямо в проходе конюшне на собранном коне мне надо было взять повод в одну руку, разобрать поводья, натягивать и смотреть, что происходит с кольцами и с трензелем. А потом взять повод двумя руками и отозвать носик, при этом не допуская опускания головы вниз и опять же – смотреть, что происходит. Я еще раз увидела, как кольца скользят по грызлу, засчет чего получается дополнительный люфт, и когда я рукой уже чувствую некое натяжение, это скольжение только началось, и следовательно до рта еще команда не дошла. Кроме того, я вспомнила (при помощи Тани, конечно), что повод должен не тянуть угол рта, а мягко рычажком действовать на челюсть (мне это объясняли уже, но я как-то подзабыла и не обращала на это должного внимания).
Вначале от этих моих стараний Гром честно стал осаживать. Тогда Таня взяла хлыстик и, встав сзади, "работала" шенкелем, прикладывая хлыстик к Грому. После этого мне удалось добиться сгибания головы в затылке.
А потом Таня еще раз объясняла мне, что такое «ногой толкать в руку», причем удивительно понятно и в прямом смысле слова - на пальцах. Она велела мне поставить руку (уже без повода) горизонтально, и изобразила одной рукой со стороны локтя – шенкель, который толкает задние ноги, а другой рукой со стороны кисти – повод, который задает рамочку. Шенкель отработал – зад толкнулся – конь вперед двинулся – рука поймала и ограничила – затылок поднялся. В нашем случае: локоть толкнули – рука пошла вперед – расслабленной кистью уперлась в подставленную впереди руку – запястье поднялось вверх. Причем еще важны были ощущения: между двумя руками Тани я явно ощущала четкое взаимодействие. Не так, что сзади пнули, а впереди поставили стенку, а как-то очень мягко и цельно, одним общим движением. Как упругий, но нежно-мягкий шарик из ладони в ладонь перекатили. Ну или водный пузырь. Только вместо шарика-пузыря была моя рука. Стало сразу очень понятно, чего надо добиться, и вполне очевидно, как мне до этого далеко
.
Ну а потом мы пошли в манеж. Заниматься опять пришлось в крытом из-за дождя. Лето совсем закончилось, увы
.
На разминочном шагу и на первой рыси обучение меня работать поводом активно продолжалось. Я должна была следить за затылком лошади, не позволять ей вытягивать мои руки, но и не поддергивать. Конечно, теперь контакт ищется гораздо быстрее, чем раньше. Но все-таки еще не на шагу. Адекватные ощущения появляются только на середине первой рыси. Впрочем, не так давно их не было вообще, или были очень редкими озарениями, так что и это пока неплохо, на мой взгляд :wink: .
И еще очень ценное достижение. Несмотря на недельный перерыв, мы с Громом смогли двинуться полноценной рабочей рысью уже на середине первой рыси. Как и в прошлый раз: вначале два темпа, потом три, потом 6, потом прямая, потом несколько прямых, а потом и с поворотами. И закончили первую рысь мы вполне сносно. Тренер похвалила
. На первой рыси такое у меня впервые.
Конечно, это пока получается с трудом, потому что мне долго не удается сесть правильно, расслабить бедра, работая шенкелем, поставить спокойную руку и начать внимательно слушать лошадь, не прыгая отдельно от нее. Как только собираю это все в кучу, так сразу и едем. Гром – честный товарищ
.
Вначале я, кстати, боялась держать рамку и поднимать затылок, потому что помнила, как Таня объясняла, что на первой рыси лошадь не собирают, она – разминочная. Высказала опасения Тане, на что она мне объяснила, что во-первых, я его физически не смогу собрать на первой рыси
, так что можно не бояться. А во-вторых, рамка, это еще не сбор. Не надо собирать – можно протянуть вперед-вниз, но суть от этого не меняется: должен быть сзади толчок, спереди принимающая мягкая, но четкая рука. И перед у коня должен быть легким, а значит, затылок должен быть верх, нос вниз. Иначе нету рыси, а есть не пойми что.
На первом шагу немного отдохнули и опять работали над чувством повода. Поделали остановки (вроде ничего уже получается), осаживание (так себе – опять забыла, что ноги от попы растут, и что надо ягодицами тоже работать). А еще попыталась делать вольтики - опять плохо. И Таня снова объясняла мне принцип сгибания лошади на наглядном пособии по имени Гром. Я внимательно слушала, но долго не могла врубиться, поэтому объяснение затянулось. И в результате я не могла про себя не начать восхищаться терпением и умом жОлтого. Вот реально стоял и работал безмолвным учебным анатомическим пособием. Я сижу на нем (просто сижу), Таня стоит у плеча и объясняет. На него почти не смотрит, говорит со мной. При этом без конца - то так повернет его голову, то этак, то руками (прямо за морду), то поводом, то покажет, как нельзя, то как надо, то первый этап, то второй… Конь абсолютно философски крутит головой куда велят, сгибает-разгибает шею, почти как тряпочный, и не выражает никакого неудовольствия. И даже не требует к себе внимания. Конечно, был потом похвален
.
А суть вот в чем, как я поняла. Когда набираешь (т.е. тянешь фактически) внутренний повод, лошадь поворачивает голову и от этого сваливает затылок на внешнюю сторону. Линия морды становится косой, конь сгибается в затылке. В этот момент внешний повод подхватывает процесс и как бы пододвигает к носу все остальное: затылок, шею, потом и плечо внешнее. Линия морды выпрямляется (т.к. затылок выправили), а конь в результате сгибается вначале в шее, потом и в плече (если еще и шенкеля поддерживают). А ведь это происходит в движении по кругу, поэтому никаких «сваливаний морды» в итоге нет, а просто нос и затылок движутся по немного разным траекториям вперед. Получаем грамотно согнутую лошадь. Вот поэтому внутренний повод – направляющий, а внешний – рабочий (ведущий). Описывать сложно, на «наглядном пособии» было понятнее.
Потом попробовали теорию применить на практике, но пока еще не очень результативно. Тем более, что на шагу у меня с чувством повода, как ни странно, сложнее пока чем на рыси.
На второй рыси задача была сразу начать двигаться так, как закончили первую. Задача была решена не сразу, но все же была. То есть у меня сегодня было почти 1,5 нормальные рыси. Это для меня серьезное достижение. Единственное, что омрачает мою радость, это тот факт, что ни одного поворота пройти полностью хорошо мне так и не удалось. В крытом манеже они более крутые и строго заданы по месту, если можно так сказать. И я банально в них не вписываюсь. Как говорит Таня: «Ты едешь, едешь, и вдруг у тебя: ой, поворот! А к нему надо готовиться от предыдущего столба как минимум».
И еще полезли новые косяки с посадкой – летающие назад плечи, в частности. В результате по итогам занятия мне было выдано очередное домашнее задание: ездить дома строевой рысью. Показывали мне, как это должно выглядеть, довольно долго, вначале – в манеже, потом – в раздевалке. В итоге мы с Таней это проделывали на земле вместе – как тогда верхом на Громе с поводом. Я встала вплотную к ней сзади, она делала упражнение, а я двигалась вместе с ней и старалась почувствовать движение во всех ньюансах. Как это выглядело со стороны, даже думать не хочу
. Потом повторила сама – вроде дошло. Вчера вечером и сегодня попробовала, но пока совсем чуть-чуть.
А еще на втором шагу ходили через палочки, которые лежали в середине манежа (одним концом на шинах, другим на земле). Вспомнили, что надо заранее проводить лошадку шенкелем, тогда ножки у нее поднимаются. А еще Таня меня учила смотреть на всадника (только одна с нами одновременно работала) и по положению всадника и лошади понимать, куда они поедут, чтобы отслеживать траекторию. В теории вроде и не очень сложно: лошадь прямая - поедут прямо, лошадь согнута - идут на вольт, всадник повернул корпус и смотрит внутрь - сейчас будет поворот и т.п. Но, конечно, практически для меня это пока невыполнимо. Много требует внимания и все равно не совсем понятно.
Ну а с галопом опять пошел затык. Чегой-то не дается мне этот аллюр :cry: . Руки очень мешают. И ноги. И тело. И вообще… :cry: Все как в присказке про танцора
Одно утешает – поднимаю я в галоп уже быстро. Почти сразу. Правда, ездой направо чаще контргалопом, но поднимаю. А вот ехать – не могу. А если еду – то так, что ужас-ужас. Мне даже велели смотреть на собственные руки, чтобы наконец ими перестать дергать – не особо помогло.
Да и к тому же после нормальной рыси Гром начинает слушать всадника. В моем случае на галопе это приводит к регулярной стабильной смене ног после третьего-четвертого темпа.
Причем в обе стороны. Вправо – совсем беда, влево – чуть получше. Я зажимаюсь. Вся. Мне кажется, что из-за рук. Не могу ими нормально работать на галопе, очень стрательно пытаясь их оставить на месте и не дергать, зажимаю плечи, от этого – скрючиваюсь вперед и пересаживаюсь на бедра, зажимая их. Параллельно поджимаю коленки, втыкаю в лошадь внутреннюю пятку и съезжаю на внутреннюю сторону… Вот вами и менка.
После того, как я почти полчаса выносила бедному коню мозг, Таня села, чтобы вернуть его на место, а заодно показать мне, что делаю я, и почему так происходит. Тем более, что я уже конкретно истерила – мне было в упор не понять, как именно надо сидеть на внешней стороне и не дергать руками, чтобы избежать менки. Мне казалось, что я так и делаю, но все равно ни одной стенки пройти без менки не удавалось
. Поделав подъемы в разные стороны, и совсем чуток поработав на рыси, Таня сделала потом кучу менок в разное количество темпов, показывая и объясняя мне, что и как она делает: тело поворачивается и пересаживается, внутренний шенкель уходит назад и отрабатывает. Вроде бы, я поняла, чего мне делать нельзя. Потом я все-таки села (несмотря на робкий писк, что может быть уже пожалеем лошадь – мне реально его было жалко: ну старается же зверь как может, все четко делает, а от него никак не отстанут, и чего еще надо – не понятно; я бы уже убила бы такого всадника
). Я сделала на вольту подъем и пару кружков галопом направо, после чего пошли шагать.
Ну да ладно. И этот затык когда-нибудь пройдет. Выхода у него нету просто :lol: .
И веселое словечко было: «Дыши от шенкеля!».
А еще, а еще… У меня завтра, точнее – уже сегодня, ровно год, как я начала заниматься у Тани
. Так что завтра – юбилейное занятие. Правда, я вечером уезжаю на сутки, так что с отчетом задержусь, но все равно он будет :wink: .