Toraneko, ну вы и задачки задаете! :shock: :mrgreen:
Если в обычной жизни, в быту, вокруг себя и внутри себя вы этого не замечаете, то обратитесь, например, к мировой литературе. Или кино хорошее посмотрите, лучше европейское, но и американское сойдет, например, "Полет над гнездом кукушки" с Джеком Николсоном или "Амадеус" Милоша Формана.
Недавно было наше отличное кино - "Остров", основано на реальных событиях. Великая отечественная война. Молодой человек, совсем мальчишка, спасает свою шкуру тем, что предает старшего товарища. Товарищ этот, если разобраться, ему никто, пустое место, не друг, не родственник, не сват-не брат. Их ничто не связывает, кроме одной штуки - долга перед отечеством, потому что воюют они на одной стороне.
Собственно, больше ничего внешне выдающегося в жизни этого мальчика, который потом вырастает в мужчину, не происходит. Никакого экшена, так сказать. Он попадает в монастырь, постригается в монахи, вот и всё. Все остальные события - в душе этого человека. Мучительные воспоминания жгут его совесть в течение всей долгой жизни. Его жизнь становится восхождением со дна морального падения к вершине нравственного совершенства.
Теперь скажите мне честно, то, что я сейчас описала, имеют хоть какое-то значение для ЖИВОТНОГО, даже высокоразвитого? Нет, даже не так. Для того, чтобы что-то имело значение, это что-то нужно хотя бы осознавать. Может животное осознать, что такое долг перед другими (не перед людьми, а перед такими же существами как он)? Может мучаться от осознания собственного ничтожества и так, в итоге, изменить свой внутренний мир, чтобы переродится внутренне в другое существо?
Понятно, что в жизни обычного человека не часто происходят такие сильные душевные метаморфозы. Внешне. Тем не менее, каждый человек испытывал угрызения совести, нравственные страдания, чувство несправедливости. Чувство жалости, наконец.
Не хочу сказать, что животные в полной мере этого лишены. Я видела как-то раз на Animal Planet передачу про шимпанзе, живущих в естесственной среде. Они были разбиты на небольшие кланы, враждовавшие друг с другом. Вообще, их поведение сильно напоминало войны диких племен людей за территорию. Ученые, наблюдавшие близко жизнь этих шимпанзе, заметили, что чем более организованными были обезьяни племена, тем выше был уровень немотивированной жестокости. Такое ощущение, что чем лучше был развит их мозг, тем больше они походили на людей именно в той части, которая считается у нас признаком звериного происхождения. Один очень тяжелый эпизод ученые засняли на камеру - группа шимпанзе, обходя свою территорию, наткнулась на шимпанзе-чужака. Чужак проявил полную покорность, сжался и опустил голову. Он не представлял никакой опасности и самым логичным было бы, немного поколотив, дать ему уйти. Однако, старшие шимпанзе в этой группе так не считали, расправа была ужасной, избивали бедолагу очень долго и с изуверским наслаждением. Когда, наконец, ему дали уйти, он еле передвигал ноги. Ученый, который комментировал эту запись, сказал, что долго бедняга не протянет. Во время этой ужасной сцены другие шимпанзе вначале демонстрировали поддержку и одобрение. Затем появилось беспокойство и даже страх. Когда избитый шимпанзе медленно уходил, некоторые из группы робко демонстрировали нечто вроде сострадания. Во всяком случае, эйфория от легкой победы над врагом, да еще чужими руками, прошла. Что это было? Возможно, младшие в группе задумались, что однажды на месте этого бедолаги могут оказаться они? Может быть, в сознании забрезжило осознание основного принципа гуманизма - "обращайся с другими так, как ты хочешь, чтобы обращались с тобой"? Вот вам и зачатки морали. Но - всего лишь зачатки. Ни о каком сравнении с человеком на этом уровне развития идти не может