Следующим нашим клиентом был Кеша, он же Ирокез. И его хозяйка Света, она же Света.
Кеша замечательный конь. Этакий увалень с философским взглядом на жизнь. Он отказывается бегать на корде. Но мы такое уже проходили (Машка и Персик приветы!). Оказалось, что просто Света не достаточно настойчиво его просит. А если и просит, то Кеша ей не верит. Ну не уверен он до конца, что просьбу хозяйки нужно выполнить. Мне удалось его убедить, что бегать таки нужно. Еще одна проблема – правая сторона. С той стороны Кеша – другая лошадь. Он очень не любит, когда у него справа кто-то есть и тем более этот «кто-то» что-то просит. Разобрались, что повороты право-лево нужно начинать просто с поворота головы относительно человека и так продвигаться дальше. Мы что-то много чего еще делали, но проклятый склероз мне мешает вспомнить что. В общем и целом, Кеша прекрасный и адекватный коник. Ну а излишняя ленца – от отсутствия полноценных нагрузок и из-за низкой мотивации. А это все исправимо.
Кеша и Света
Третьим взяли Булика. Аня вывела сначала на корду его размять. Он и прыгал и козлил и на собак нападал. В общем, энергия из него так и перла. Хороший мальчик, живой, энергичный, гибкий как кошка. Он, конечно, с тонкой душевной организацией, т.к. чистокровка, но при этом не неврастеник. Разобрались, что для того, что бы занятия были более вдумчивыми и спокойными, нужно почаще делать перерывы на почесушки. Они отлично расслабляют Булика. Еще разобрались, что бороться с тем, что он не стоит, когда у его плеча человек, нужно с помощью тех же почесух. Т.е. встать у его плеча и начать чухать, а как успокоится – уже давать команды. Ну и, конечно, вовремя поспевать говорить слово одобрения и похвалы. Т.к. коник начинает предлагать все подряд и часто сложно успеть вставить словцо. И, если взять за правило, что на нужное мы говорим «Да, хорошо», а на ненужное «Не-а», то для работы с Буликом нужно для начала потренироваться говорить скороговорками.
Вот такой был первый день для меня в Конном Доме.
Вечером мы поехали к Владе и долго беседовали обо всем, чем только можно. Вот уж кто-то, а конники всегда найдут о чем поговорить. И конца и края нету этим: «А мой как-то раз…», «Ой, а уж моя учудила!....».
На следующий день на конюшню нас повез Стас на умильном красном запорожце. Надо сказать, что красный запорожец – это не просто машина для меня. Такое же чудо есть у нашего близкого друга. И на этом чуде мы всегда ездим на природу, отдыхать или просто развозимся по домам из гостей. Поэтому, такой сюрприз был для меня необыкновенно приятным. Итак, Стас, Влада, я и Ян отправились на машине на конюшню. С нами ехал голубенький мячик, который был куплен в субботу вечером в детском магазине.
Сначала мы принялись общаться с табуном, который состоял из Ханги, Грува, Конго, Миши, Кеши и Пассата.
Влада и Миша (Владка такая мелкая рядом с ним)
Любовница решила свалить из этого дурдома с самого начала нашего общения.
Влада радостно схватила мячик и пошла показывать его всем лошадям (эту фотку она просила не выкладывать, но я не удержалась)…
- Миш, а Миш, смотри какой мячик….
- Идите вы в баню со своими мячиками…
Конго при виде мяча бегал пассажем, Миша ходил приниманием…В общем, лошади были «на движениях»…
Очень посмешил Миша, который постоянно отставал от табуна. Отвлекался, а когда понимал, что все ушли и начинал догонять, то табун уже мчался ему навстречу.
Потом мы отправились в манеж, где уже были Грув, Ханга и Кеша с хозяевами.
Я посмотрела, как общается Мирослава с Хангой и, в принципе, особых замечаний у меня не было. Так, просто мысли о том, в каком направлении стоит двигаться. Зато Мирослава спросила у меня – как исправить то, что Ханя крутится при чистке. Я попробовала потрогать Ханю в разных местах, и выяснилось, что она просто боится щекотки. Для проверки решили потрогать бичом (вдруг она боится не щекотки, а рук), оказалось, что она побаивается бича. Мы ей предложили понюхать, и осмотреть страшную штуку, и Ханя успокоилась. От прикосновения бича она так же дергала кожей и дрожала. Щекотливость была налицо. Честно говоря, я не знаю, как это исправить. Ну, разве что – просто постепенно приучать.
Следующей была хозяйка Грува. Спрашивать ей меня было не о чем – она довольна тем, как проходят их занятия. Но потом все же один вопрос появился. Как бороться с «замыканием». Когда лошадь ведешь, а она вдруг останавливается без видимых причин и не идет, изображая из себя памятник. Я, конечно, сказала, что хорошо бы разобраться, почему так происходит. А из своего опыта вспомнила, что сама в таких случаях или просто разворачиваю лошадь вокруг себя, и веду дальше, или даю какую-то простейшую команду для переключения внимания. Самой удобной для меня является команда: «дай нос». Обучается лошадь ей за три минуты, а работает всегда хорошо. На команду «дай нос» лошадь должна просто коснуться носом руки. Подходит такое для совершенно разных случаев, в т.ч. и как некое «лекарство» от замыканий.
Грув
Хозяйка Кеши занималась с ним все это время и, кажется, они неплохо продвинулись. Кеша уже спокойнее стал воспринимать правую сторону, лучше пошел на корде и чуть позже, вечером, даже поднялся в галоп. Света еще просила меня помочь разобраться с «иди ко мне». С помощью морковки, в течение 5 минут я выяснила, что Кеша во-первых, просто очень долго соображает, что его зовут. А во-вторых, долго думает идти или нет. И если начать хвалить его сначала просто за то, что посмотрел на зовущего, то со временем можно дойти и до того, что он будет даже подходить на зов. Минут за 10 мы достигли нереального прогресса – Кеша подходил по зову, когда я стояла где-то на расстоянии 10 метров от него. Дальше мы решили не продолжать.
Пока все это происходило, за манежем стоял Миша и внимательнейшим образом за всем этим наблюдал.
А потом он стал ломится в манеж, пытаясь переступить через ограду.
Я тут же схватила корду, бичик и втащила Мишаню в манеж. Он тут же уставился на меня своим единственных глазом. Я решила, что буду что-то делать только со «зрячей» его стороны. Осаживание от прикосновения Миша выучил быстро. Но проблема была в том, что для того, что бы он почувствовал давление, нужно было приложить усилия, сравнимые с усилиями по сдвиганию с места танка. С уступкой зада было проще – Миша это уже знал. Работу на корде, по словам Влады, они никогда не практиковали. Я решила попробовать. Миша сначала меня не понял, но оказалось, что если пошуршать бичиком перед ним, то он развернется и побежит. Бежал он активной рысью, с импульсом (ну, насколько у него вообще может быть импульс). Мы еще поопускали голову, сделали пару кружочков рысь/шаг и я Мишу отпустила. Кажется, он был собой доволен. Надеюсь, что и мной.
Это я и Миша
Конго гуляет
А еще Влада садилась на Конго верхом с кордео, а Стас держал Кения на корде.
Мне кажется, что Кений неплохо слушал кордео, правда, не точно поворачивал. Зато Влада остановила его кордео с галопа. Сначала она сильно не хотела ехать на нем галопом, но Стас настоял. Я думаю, вышло довольно неплохо.
Потом я взыла Конго на корду, и мы уже серьезно занялись обучением замедлени-прибавлению аллюров. Он прекрасно все понял. Сложность была только в том, что бы объяснить ему, что рысь может быть ОЧЕНЬ сокращенной. И это не шаг. Пару раз у Конго получилось что-то вроде этакого трюханья. Замечательно! Еще мы учились менять направление н на расстоянии. Понял быстро, а потом так же быстро и забыл. Загадка – почему.
Мне поначалу с Конго было трудно. Это как пересесть с «копейки» на спортивную машину. Чуть газа дал – машина уже рвет. Но потом я приноровилась давать минимальнейшие команды и дело пошло лучше.
Наступила очередь Булика и Лизы. Они занимались на навозном кружочке. Я внимательно смотрела за их работой. И мне нечего было сказать – все верно, все правильно, вдумчиво, с расстановкой, спокойно. Бульон был собран, внимателен и стремился понять, что от него хотят и выполнить как можно лучше. Наблюдалась тенденция к «вскипанию» мозгов. Т.е. чистокровное естесство Булика периодически начинало активизироваться и он хвостил, суетился. Но это уже мои придирки. После всех разминок и обязательной программы, Лиза приступила к кранчу. Точнее, это Булик приступил. С помощью Влады у Лизы и Була получился офигительный кранч. К тому же Бул еще и долго стоял в нем.
Кстати, я заметила, что Бул очень близок к пресловутому свободному сбору. Он хорошо подводит зад, и явно думает на тему, а не сдать ли ему в затылке. Думаю, что если его к этому подтолкнуть, то выйдет преотличнй сбор. Тем более что у Була прекрасный экстерьер. Он компактный, гармонично сложенный, у него замечательный движения «от плеча». Талант, а не конь.
Влада меня спросила, почему я ничего не подсказываю Лизе. Я честно ответила – тут нечего подсказывать, она все делает правильно и мне самой есть чему у нее поучиться.
Потом мы сидели в каптерке и пили чай. Разговаривали о том и о сем, делились мыслями и опытом. Было очень тепло и уютно.
А это я с собачкой общаюсь
Кстати, Ян, сыночек Влады, все это время мирно проспал на улице.
Обратно мы поехали на том же запорожце. А в 19.00 я села в автобус с твердой мыслью, что весной обязательно приеду еще. И притащу туда Марину и Яну и еще кого-то, кто захочет посмотреть на то, как счастливо могут сосуществовать рядом люди_лошади_кошки_собаки…
Спасибо всем одесситам за теплый прием и за возможность поработать с ними и их лошадьми.