Cinnamona
Pro
В фильме, насколько я помню (эх, надо пересмотреть), они это говорили касательно заездки молодой лошади - аргументируя тем, что заездку лошадь запоминает на всю жизнь (я этого не знала, думала, что все поправимо), и если что-то пошло не так, то проблемы могут потом всю жизнь вылезать, а новые владельцы будут ломать голову, откуда ж такие глюки и que faire, фэр-то кё?Мне кажется это самое важное что нужно помнить, когда имеешь дело с лошадью с прошлым. Вернее с любой лошадью, но та, что с прошлым, уже сразу не верит.
Еще там говорили, что сильный травматичный опыт лошадь тоже запоминает на всю жизнь - со временем этот глубинный страх может замаскироваться, но при определенном стечении обстоятельств может внезапно вылезти, к полному недоумению опять же новых владельцев, не знающих прошлого лошади. В нашем случае, по моим наблюдениям, исправились все ранее считавшиеся "неизлечимыми" проблемы поведения и приступы паники, но страх человеческой злости остался. Даже думать боюсь, что с моим бронебойным мальчиком делали, если чем-то разозленный берейтор у него вызывает почти истерическую реакцию.
Еще в фильме был смешной эпизод с Тьерри Лермиттом, это, кто помнит, актер знаменитый из "Откройте, полиция!" с Филиппом Нуаре. Лермитт на старости лет получил диплом специалиста по поведению лошадей. Свежеиспеченный специалист сообщил, что лошадей он представляет креветочками, которые размахивают своими маленькими лапками и бормочут по-фински, а мы типа пытаемся их понять (или делаем вид). Улыбнуло ))
Ну и вдруг кому пригодится: как за пару недель вылечить неисправимую поведенческую проблему (и сэкономить 40000 на покупке коня-убийцы, заострив внимание продавца на наличии этой самой проблемы). У меня в свое время случайно получилось, но наверняка это соответствует какому-нибудь методу типа "асимметричного обучения" или не знаю чего. Может, даже по Тристану получилось.
Конь влетал в денник галопом. Разбег брал от входа в конюшню. И это происходило независимо от расположения входа и денника - по прямой так по прямой, за углом так за углом. Препятствий даже в виде человека не видел: сметал все, что на пути. И это конь, у которого (как я сейчас вижу) буквально на подкорке записано не причинять вреда человеку. Мозг отключался полностью, мог залететь в чужой денник, его оттуда с матюками выколупывали, чаще попадал все-таки в свой, биясь об дверь и стены всеми выступающими частями тела, в деннике прижимался к дальней стенке и стоял с выпученными глазами, совершенно не фигурально трясясь от ужаса и в ожидании наказания. Это была чистейшей воды паника, было видно, что он просто ничего не соображает в эти секунды бега от входа до денника.
В клубе, откуда я его выкупила, одному коноводу удавалось его парковать задом: выдирающегося коня она умудрялась развернуть задом к деннику и туда запихнуть. Остальные коноводы на него просто орали и били всем, что попадалось под руку.
После выкупа эта проблема досталась мне и нашей первой конюшне. Перед заводом коня приходилось всех эвакуировать из прохода - поначалу было даже весело, потом всем надоело, конечно, несколько раз в день прятаться по денникам. Однажды он стартанул чуть раньше входа, сбил с ног меня и конюха, попал ногой в какое-то ведро, но даже темп не сбавил.
Позвонила в предыдущий клуб, мол, пытались ли как-то исправить? Пытались, говорят, два года: водили с курткой на голове, на уздечке, на чавке - ничего не помогло.
Хозяйки нашей первой конюшни были дамы опытные, "25 лет с лошадьми", щас типа в момент исправим. Кончились эти попытки дважды размазанным по стенке тренером и появлением новой дурной привычки: конь стал отказываться выходить из денника (пытались применить классический способ "плохо зашел? Выходим и снова заходим").
Всё, на что у меня в первое время хватило мозгов - не наказывать коня за такое поведение. Его было ужасно жалко, и было видно, что для него отсутствие наказания - полный разрыв шаблона. Много общалась с ним на пороге денника, ставила на развязки рядом с денником, но поначалу даже один метр он преодолевал прыжком, лишь бы оказаться в домике и забиться в угол.
А потом получилось так, что нам стало негде работать, плац постоянно занимал прокат, и я где-то вычитала о простом способе налаживания контакта с лошадью: ходить рядом с конем с остановками по требованию. Остановился человек - остановился конь. Молодец, сахар, пошли дальше. Мой, конечно, умел это делать, вне этой истории с денником он был абсолютно адекватным, интеллигентным воспитанным конем. Так мы и шагали по 200-метровой прямой дорожке туда-сюда - и он как-то двигался, и я к нему привыкала, и он ко мне, деревья вокруг, люди ходят, травка на обочине, я постоянно с ним разговаривала (до сих пор люблю с ним болтать)...
Недели через две после такого совместного шагания я завела его в конюшню, продолжая что-то ему рассказывать, конь меня внимательно слушал, косясь на мой карман, и мы сами не поняли, как дошли до его денника - очнулись оба прям перед дверью. Очень хорошо помню этот момент, как мы посмотрели друг на друга, оба слегка офигевшие ("а чо, так можно было?!"), я у него спросила, не размажет ли он меня по стенке, если мы вместе зайдем - конь вздохнул и мы спокойно шагнули в денник.
После этого как отрезало. С новыми людьми он до сих пор иногда может ускориться при входе в денник, но ничего похожего на те приступы паники даже близко не было.
На какой метод это похоже - не знаю, думаю, что сработали сходные обстоятельства (хождение по прямой на улице и прямой коридор в конюшне) и расслабление путем убалтывания (это многие западные товарищи говорят, что спокойный человеческий голос весьма способствует расслаблению лошади). Меня как своего нового человека он тогда еще толком не воспринимал, на это больше времени понадобилось.
Опять сорри за простыню, но меня давно интересует тема взаимодействия лошади с человеком (не в работе), материалов на эту тему мало даже на заморских языках, конных этологов в России 1,5 землекопа, на форуме даже нет подраздела про поведение, а интересно же...