Снегурочка написал(а):
Книжку, о которой тема, прочитала бы. Даже 500 рублей не пожалею. Потому что до сих пор, сравнивая классическую школу и современную спортивную, мне удалось найти одно единственное принципиальное отличие.
Не стоит. Лучше уж тогда купить кого-то вроде Филиппа Карла, Ани Беран, может кого еще (имен куча, книг куча). Это ведь это книга не о классической выездке. Это книга о том, чем плоха спортвыездка, причем в том самом ее варианте, который в этой теме последователи спортвыездки сами называют неправильным (но который тем не менее можно регулярно наблюдать). Сугубо критическая работа. Если интересно действительно почитать про классику (а тут я думаю, что это правда очень интересно - читать таких людей) - то лучше выбрать что-то позитивное. И чуть более серьезное. Тем более когда речь идет не о человеке уровня "хожу в прокат - вижу лошадь" (которому действительно было бы полезно это все узнать, и про то, что лошадь можно убить неправильной работой, и про то, как вообще все это работает - биомеханика движения и т.п.). Почему-то думаю, что ничего сравнительного нового серьезно интересующийся выездкой человек оттуда не вынесет. Ну то есть есть некоторые красивые фото, да, наглядные. Но во-первых уверана, что лично Вы сами можете то же самое сказать и показать. Во-вторых у того же Филиппа Карла по этому поводу статьи и наглядней, и подробней, и практически ценее, еще и в позитивном ключе. И главное на работу классиков можно посмотреть - если есть деньги, то вживую, нет столько денег - есть видео (которое все ж в разы наглядней фотографий), возможность пообщаться, задать свои вопросы, показать свои результаты и т.п.
ЗЫ. Классики, по крайней мере те, кто работает сейчас, постоянно говорят о расслаблении лошади. Разные пути достижения и разные способы, но цели похожи,и расслабление и спокойная именно что расслабленная гимнастика - основа работы.
И в целом в чем мне кажется есть отличие спорт или не - спорт. Идея соревнования за собой очень сильно втягивает желание форсировать, поднажать, поддавить. И куда сложнее этого не делать, когда завтра старты. Чем когда стартов нет в принципе и лошадь работается по ее собственному графику и возможностям. Спорт (грамотный и красивый) работает по тем же принципам. По крайней мере он это провозглашает, если мы посмотрим что пишут и о чем говорят успешные люди в спорте - да все то же самое и будет (ну за исключением отдельных нововведенных методик). Но дальше смотришь на соревнования, и видишь... Вовсе даже не то, что про говорится. В классике нет результата и сроков в таком жестком проявлении. И соревновательность с собой вчера, а не с другой парой - поэтому зачастую решение не соревноваться оно осознанное. Это слишком сильно ... провоцирует желание ускорить то, что ускорять не надо. И то, про что я читаю, и то, что я вижу своими глазами, в итоге в классике вещи куда более похожие, чем провозглашаемое и выполняемое реально в спорте. Что конечно не значит, что в современном спорте вообще нет никого, кто бы красиво работал.
ЗЫ. Что Боше, что Филлиса я очень неоднозначные оценки встречаю... Зачастую такие - люди талантливые, но в целом система не выдерживает серьезной критики в сравнении со школьной работой. (Ну это представители классических школ, собственно обучавшиеся изначально в этих школах - так что наверное мнение неудивительно). По крайней мере, многие специалисты, работающие сейчас в рамках классической парадигмы, вовсе не считают Филлиса и Боше не то что вершиной классической выездки, но зачастую и вообще представителями той самой школы...
черная лошадка
Потребители статей и прочих семинаров классиков - это люди, которые хотят ездить на лошади, легко и не нанося вреда ее здоровью. А зачастую решая в процессе имеющиеся проблемы здоровья и физического развития лошади. И спорт тут далеко не всегда всплывает в принципе. Не очень понимаю, почему для того, чтобы работать с лошадью, обязательно надо хотеть где-то выступать и чего-то показывать кому-то... Я лично интересуюсь выездкой потому, что хочу иметь гармонично развитую лошадь. Равно как потому, что к сожалению не могу себе позволить его не работать (что бы с великим удовольствием сделала, при наличии минимальной возможности). И большинство моих знакомых, заинтересованных тем же самым - имеют схожие мотивы. Как-то "найти, как бы еще больше семерок (ну или там восьмерок, кому что) в протоколах увидеть" никто решение у того же Карла или Беран, Брандерупа и т.п. не ищет. Нет там решений, как успешно соревноваться. А вот решения, как добиться физического развития и совершенствования лошади - есть.
Кстати, причем тут классическая выездка и цирк, в принципе непонятно... Плюс цирк бывает разный. Выше уже писали про Бартабаса. Ourman - +1. Та же например Магали Дельгадо - высочайшее качество работы лошади, что подтверждают и ее личные спортивные результаты на той же лошади, однако же ж - ее интерес - это инкорпорация выездки (высочайшего уровня кмк) в тот самый "цирк" - спектакль. В Кавалии ее Дао выступал не хуже, чем когда брал вторые места на Франции по выездке... Так что в том же цирке работают мастера уровня, до которого очень и очень многим "любителям спортсменам" идти-идти и возможно никогда не дойти.
Классическая выездка занимается всеми. И любителями в том числе. Вполне работают с любителями. И этого много. И лошади для работы вовсе не должны быть какие-то мега-звездные, и всадники аналогично. Потому как работа идет на развитие лошади, а не на результат. И какая бы ни была эта лошадь, даже если она изначально никогда не сможет потянуть сколько-нибудь серьезный уровень, с ней все равно можно работать, и есть шанс получить рекомендации по направлению этой работы. Потому как выездка для лошади, а не лошадь для выездки. Равно как и выездка для всех всадников, любого уровня. Даже тех, у кого в принципе амбиций выше показаться рысе-галопом нету.
Для того, чтобы оценить ваши успехи, вы можете показывать вашу работу не в формате соревнований, а в формате клиник. Укажут на правильные и неправильные моменты в подготовке и на нужные направления работы. Спорт-протоколы тоже выполняют эту функцию. Но там есть и еще ранжирование, кто первый, а кто последний. Клиники дают и возможность показать себя, и возможность посмотреть окружающих, и получить мнение о работе - но без расставления всех "по местам".
Кстати, система разрядов системой разрядов. А в классике вполне есть довольно четкие ступени подготовки лошади. Критерии оценки там я бы сказала почетче, чем то, что я иногда наблюдаю в протоколах. Ясные и понятные. Включенные в систему. Наработанную веками. Опять же, проблем не вижу.
Кать, кстати приведенная тобой фотка - один в один какие массово использует у себя в книге Хойшманн (вот прям все минусы на ней можно пальцем тыкать). Знаешь, линии и конформация лошади весьма важны.
Но вот... Смотрю я как работают те же теплокровные длинных линий у Беран например - а у нее разные лошади, не только вот прям барочные и все... Вот они ИНАЧЕ работают, чем в приведенном тобой спортивном варианте. И бегут пусть не так, как условно лузитано побежит - но куда ближе к нему, чем мы зачастую видим на спортивной арене. То есть им длинные спортивные линии при ее тренинге не мешают бежать расслабленно, не за поводом, не провешивая спину и т.п.