Суперклей кликер-тренинга
By Alexandra Kurland
Что приводит людей в кликер-тренинг?
Наука – вот что изначально привело меня в кликер-тренинг, но не так много людей руководствуются этим соображением. Обнадеживает, что другие думают о системе поощрений, вспышках при угасании ответа, положительном подкреплении и т.д., чтобы улучшить свою практику, но основная цель, которая вытекает из использования этих методов – по-настоящему великолепные отношения.
Они видят, какая связь возникает у других, использующих кликер-тренинг, с их лошадьми. Они видят энтузиазм, радость и доброту. Они видят отношения, которые строятся не на том, чтобы показать лошади, «кто здесь босс». Грубо говоря, «научить лошадь уважать нас», «быть альфой», «доминировать» - все эти фразы исчезают из словаря кликер-тренера. Наши лошади не просто встречают нас у ворот. Они просят на остаться немного дольше в конце дня, чтобы сыграть хотя бы в еще одну игру.
Наука делает некоторых людей любознательными. Других привлекает связь. В обоих случаях люди смотрят и хотят знать больше. Они набивают карманы лакомствами и выдвигаются в конюшню. Первое же занятие захватывает некоторых. Они видят, как загорается лошадь, и уже нет пути назад. Но другие бросают.
Это как рыбалка. Не беспокойтесь о тех, кто уходит. Многие из них вернутся. Им просто нужно покрутиться на границе кликер-тренинга немного дольше. Им нужно посмотреть еще несколько клипов на youtube, прочитать еще несколько статей, увидеть, как лошадь их соседа внезапно расцветает как кликер-лошадь. Или им необходимо понять, что у них та самая лошадь, с которой не работают традиционные методы. Когда они «испробуют все», они вернутся для второй попытки.
Использование кликер-тренинга
Первые уроки с кликером делают из людей активных пользователей кликера. Со временем они могут стать теми, кого я привыкла называть кликер-тренерами. Есть разница. Вы можете использовать кликер, но не быть кликер-тренером. Есть люди, которые используют кликер-тренинг как инструмент, один из их арсенала.
Может быть, у них лошадь, которая боится коневозов. Они вспомнят о кликере и начнут работать. И когда лошадь начнет без проблем грузиться, они отложат свой кликер и лакомства и вернутся к обычной работе – что бы это ни значило.
Что поддерживает интерес людей к кликер-тренингу?
Итак, вопрос в том, что же является клеем? Что заставляет некоторых идти дальше, чем на первый шаг? Что толкает кого-то от обычного любопытства к кликер-тренингу до попытки, до активного использования, и наконец до тренерства? Думаю, есть четыре основных элемента, которые создают суперклей кликер-тренинга.
Наука
Первый компонент суперклея кликера – любовь к науке. Я уже упоминала об этом, но позвольте остановиться подробнее. Когда я говорила о любви к науке, я не имела в виду человека, прочитавшего главу по теории обучения в учебнике по психологии и запомнившего квадрант Скиннера. Многие дадут вам определение отрицательного и положительного наказания. Это просто человек, который немного читает.
Любовь к науке – это нечто большее. Это та любознательность, которая всегда задает вопрос «Почему?» Это желание знать, как работают такие вещи. Это вечная неудовлетворенность ответами «потому что так это устроено».
Человек, страстно увлеченный наукой, увлечен и историей. Вы хотите знать, как ответили на вопросы «почему» другие, до вас. Откуда пришли эти идеи? Почему мы используем маркеры? Почему мы называем их «сигнальными мостиками»? Откуда пришли эти термины? Что означало то или это, и применимо ли это в наши дни?
«Просто потому что» - неудовлетворительно. Как мы проверяем наши идеи? Как мы снимаем шелуху путаницы, которую часто создают слова, и смотрим, что действительно происходит в том или ином случае? Вы качаете головой и просто делаете записи в блокноте? Или хотите копаться глубже в этих понятиях, чтобы выяснить, что они действительно означают для ваших животных?
Люди, страстно увлеченные наукой, понимают, что то, что понятно сегодня, не выбито на камне. По мере того, как мы учимся дальше, наше понимание меняется. В науке, когда вы тестируете идеи и разрабатываете техники, которые позволяют настроить более тонкие уровни объяснения, идеи меняются. Наука – отличный спутник обучения.
Вы услышите, как люди говорят: я привык(ла) придерживаться этого образа мыслей, но затем данные показали, что есть объяснение/подход лучше. Это предлагает более функциональное объяснение или способ сформировать поведение, которое я наблюдал(а).
Ничто не остается закореневшим, потому что мы всегда задаем эти вопросы «почему».
Одной науки недостаточно. Подумайте об этом как о суперклее, который выпускается в нескольких отдельных тюбиках. Каждый тюбик сам по себе не склеит ничего, но комбинируя их, вы получаете суперклей, который работает годы. Сама по сееб наука создает интерес к обучению, но не гарантирует, что кто-то превратится в того, кого я называю кликер-тренером.
Отношения
Один из других тюбиков с суперклеем – отношения. Когда я впервые приехала в конюшню с кликером в руке и лакомством в кармане, мне было любопытно. Ученый во мне хотел исследовать то, что казалось чем-то вроде интригующего подхода к обучению. В округе больше не было кликер-тренеров, которых можно было бы использовать в качестве ролевой модели. Я ехала в конюшню не потому, что насмотрелась видео на youtube, показывающих восхитительные отношения, которые люди выстроили со своими лошадьми. Именно научное обоснование этого тренинга заставило меня бросить первый взгляд. Но я стала продолжать, потому что это первое исследование кликер-тренинга так обогатило наши отношения с Перегрином.
Я начала делиться первыми набегами в кликер-тренинг со своими клиентами. Помню, я спросила одну из них, что она думает о кликер-тренинге. Она сказала, что из всех вещей, которые я ей показывала, эта была ее любимой. Когда я спросила, почему, она ответила: из-за отношений, которые сформировались у нее с ее лошадью.
Репертуар
Двух тюбиков мало, чтобы создать суперклей кликера. Еще один элемент, который, по моему мнению, решающий – это репертуар.
Я знала многих людей, воодушевленных кликер-тренингом. Они познакомили лошадей с мишенью, а потом застряли. Что с этим делать? Вот вопрос.
Когда я начала работать с кликером, Перегрин уже многое знал, но в его тренинге были заминки и неровности. Его проблемы с коленными суставами все время вставали на пути.
Так что вы могли бы сказать, что он был очень хорошо обучен и в то же время оставался очень проблемным конем. В хорошие дни он был верховой лошадью мечты, но когда физические проблемы давали о себе знать, это был кошмар. Его суставы побудили меня узнавать больше и больше о тренинге, особенно о работе на земле, просто чтобы безопасно поддержать его в эти плохие дни. В хорошие дни тот же тренинг просто обеспечивал красивую работу.
25 лет назад, когда Перегрин и я впервые исследовали кликер-тренинг, работа на земле для большинства людей означала работу на корде. Это было все, что они знали. Вы гоняете лошадь на корде, чтобы она «выпустила пар» и стала безопасной для верховой езды.
Работа на корде часто была грубой. Лошадь бегала вокруг вас, часто несбалансированная, часто натягивающая корду. Это не доставляло удовольствия никому, так что если кто-то говорил: «Мы собираемся использовать кликер для работы на земле», - конечно, люди бросались наутек! Что веселого в работе на земле?
Я вырастила всех своих лошадей. Перегрин родился у меня. Я вырастила его мать, и Робин приехала ко мне жеребенком, так что работа на земле для меня всегда значила больше, чем просто гоняние на корде. Работа на земле – это обучение взаимодействию. Работа на земле означает обучение лошади, как общаться с людьми. Она включает базовые навыки и навыки управления, но есть кое-что большее. Для молодой лошади работа на земле включает долгие прогулки для изучения мира. Она включает преодоление грязных луж и деревянных мостов, встречи с коровами, живущими на соседнем поле, наблюдение за бегунами и велосипедистами. Это означает работу на свободе и в руках. Это означает знакомство с возможностями тела и контроль баланса, так что вы можете безопасно подниматься и спускаться с холмов и возможность однажды с комфортом выехать в поля.
Все это означало, что, после того как Перегрин свел знакомство с мишенью, я не оказалась в тупике. У меня был богатый и разнообразный репертуар, с которым мы могли работать. Я начала решейпинг всего, чему я когда-то его учила, с помощью кликера. И часто я почти слышала, как он произносит: «О, так ты ЭТОГО хотела! Почему ты не сказала раньше?»
Все, чему я учила его до этого, кликер улучшил. Я начала использовать его как дополнительный инструмент, думая, что просто добавлю его в знакомые уроки. Я бы просила Перегрина делать упражнение, как и всегда просила, и затем дополнила это кликом и угощением. Это сделало его более мотивированным, так что у меня стало уходить гораздо меньше времени на объяснения до достижения желаемого результата.
Переработка уже существующего репертуара дала нам пропуск в дверь кликера. Мы многое изучили на старте. Когда я знакомлю людей с кликер-тренингом, я хочу помочь им увидеть, как много возможностей дает работа на земле. Если вы приравниваете кликерт-тренинг к работе с мишенью, вы окажетесь в тупике. Ваша лошадь познакомилась с мишенью. Это забавно, но что дальше?
Это «что дальше» - поиск творческих способов использовать эти навыки с мишенью. И осознание того, что есть еще множество других методов шейпинга, которые вы можете использовать.
Это воспоминание о том, что ваша лошадь не может стоять спокойно, пока вы надеваете недоуздок. Можете ли вы использовать кликер, чтобы улучшить ситуацию? Конечно, можете! По мере того, как вы изучаете, как работает кликер-тренинг, вы превращаете обыденное в необычное.
Я люблю начинать с «универсальных» вещей, которые мы все делаем с лошадьми, вне зависимости от того, чем с ними занимаемся. Нам всем нужно раскрючковывать лошадь, чистить ее, надевать недоуздок и, если мы ездим верхом, надевать уздечку и седлать. Кликер-тренинг может помочь вам превратить эти каждодневные, обыденные задачи во что-то, освещенное сиянием кликера.
Настойчивость
Наука, отношения, репертуар – все это важно. Но есть еще один компонент нашего суперклея, и это настойчивость.
Обучение – не простой процесс. Он не идет ровно вперед. Это не линейная тропа, где один успех наслаивается на другой, и вы никогда не познаете фрустрирующих дней в работе с лошадью.
Обучение – это работа с реакциями, которых вы не ожидали, и необходимость поломать голову, обдумывая разные способы решения проблем. Вам нужно иметь настойчивость, чтобы справиться с этими небольшими штормами путаницы. Вам нужно иметь настойчивость, чтобы научиться навыкам управления, которые определяют разницу между штилем успеха и штормом проблем.
Вы можете изучить все научные источники вдоль и поперек, но ваша лошадь все еще может отворачиваться и убегать, когда видит вас. Настойчивость удерживает вас в игре, и вы чешете макушку, пытаясь придумать, что делать дальше. Что изменить? Что добавить?
Настойчивость – то, что приводит вас на клиники и заполняет ваши книжные полки одной за другой книгами по обучению. Это то, что заставляет вас привязать корду к забору и тренировать, тренировать, тренировать свои навыки управления до того, как вы хотя бы подойдете к лошади. И это то, что вытаскивает вас обратно в конюшню, чтобы посмотреть, что скажет лошадь по поводу всей той домашней работы, которую вы проделали ради нее.
Сложите все эти 4 элемента, и вы получите того, кто переходит от мимолетного взгляда на кликер-тренинг к активному использованию кликера каждый день. Но это все еще не означает кликер-тренера.
Это не суждение о том, кто технически лучший тренер. Вы можете быть очень искусными и использовать кликер-тренинг, но не быть кликер-тренером. Эти ярлыки скорее касаются образа мыслей, который вы привносите в тренинг, и влияния, которое он оказывает как на ваши решения в ходе обучения, так и на вашего ученика.
Это также может описывать, где вы в процессе обучения. Никто не становится сразу кликер-тренером. Мы все начинаем с того, что смотрим ради интереса. Затем мы постепенно переходим от рассмотрения кликера как инструмента к рассмотрению его как того, что определяет рамки нашего тренинга.
Отличный пример того, кто активно использует кликер-тренинг – и использует очень хорошо – но не является кликер-тренером – Боб Бейли. У Боба была долгая и выдающаяся карьера в качестве тренера. В пятидесятых, когда началась работа с дельфинами, он возглавил обучающую программу ВМФ. Затем он стал проектным менеджером, а позже вице-президентом и генеральным секретарем Animal Behavior Enterprises – компании, основанной Мэриан и Келлером Брелендами, двумя учениками Б.Ф. Скиннера. В начале 1990-х, когда собачье сообщество открыло кликер-тренинг, люди жаждали учителей. Они уговорили Боба основать его ныне знаменитые семинары по обучению цыплят.
Да-да, вы прочитали правильно – семинары по обучению цыплят. Боб использовал цыплят, чтобы научить людей тому, на чем основан научный подход к кликер-тренингу.
Боб скажет, что использует кликер-тренинг, потому что это самый действенный, эффективный метод обучения, который он знает, но если бы он обнаружил что-то, что работает лучше, тут же поменял бы подход. Он очень искусный пользователь кликер-тренинга. Но, по собственному определению, он не кликер-тренер.
Абсолютно другая категория – люди, которые называют себя кликер-тренерами, но чье понимание того, что это означает, на миллион световых лет далеко от действительного значения. Да, они могут кликать и угощать. Но они также убеждены в необходимости наказывать животных. Собака получает награду, когда садится по команде, но если она не села достаточно быстро или – того хуже – если она предложила какое-то другое действие, на первый план выходит «коррекция». Использование кликера не делает вас по умолчанию кликер-тренером.
Зонт кликера
Когда я говорю о кликер-тренинге, то часто привожу образ огромного зонта, который соответствует разнообразию методов обучения и решений. Ни одна из этих тренинговых стратегий сама по себе не означает кликер-тренинг. Вы можете сильно полагаться на мишени, но это лишь одна из множества стратегий обучения. Вы также можете использовать фри-шейпинг или наведение, чтобы сформировать нужное поведение.
Давление и снятие давления могут комфортно разместиться под зонтом. Если я хочу заняться поиском сокровищ, приветствуются сигналы. Теплее, холоднее. Такова функция давления в мире кликера. Давление не вырастает в угрозу «делай-это-а-иначе». Это лишь информация. Это намек на то, что именно поможет ученику быстрее получить подкрепление.
Если давление остается на уровне информации, не переходя в угрозу, то даже очень традиционные техники обучения лошадей, такие как наступление и отступление, могут быть модифицированы и адаптированы, чтобы разместиться под зонтом кликера.
Так что это не стратегия обучения сама по себе определяет, поместится ли она под зонтом кликера, а то, КАК она используется. Это касается не только давления и снятия давления, но даже мишеней и фри-шейпинга. Вы можете использовать эти инструменты кликер-тренинга, не будучи в действительности кликер-тренером. Что это все значит? Что тогда делает человека просто пользователем кликера, а не тем, что я подразумеваю, когда говорю о кликер-тренере?
Просто потому что вы можете…
Этика имеет значение. И здесь появляется мантра:
Просто потому, что вы можете, совсем не означает, что вы должны.
Используя маркер и лакомство, я могу легко научить лошадь ставить передние ноги на две мишени. Если я буду медленно поднимать мишени выше и выше, я могу побудить лошадь стать на свечку. Немного практики, и я могу научить лошадь балансировать на задних ногах и идти по всему манежу.
Просто потому, что вы можете, совсем не означает, что вы должны. Стояние на задних ногах не может благоприятно сказаться на здоровье лошади в долгосрочной перспективе. Может быть, я могу научить лошадь этому цирковому трюку, но не представляю, чтобы когда-либо сделала это.
Вы можете легко научить жеребенка перепрыгивать высокий барьер на свободе, но снова – просто потому, что вы можете, не означает, что вы должны. То же касается и возрастных лошадей. Должны ли вы просить лошадь с артритом скакать на полной скорости или преодолевать большие расстояния? То, чего мы хотим, и то, что нужно нашим лошадям – не всегда одно и то же.
С помощью кликера вы можете обучить множеству вещей. Но недостаточно просто использовать положительное подкрепление, чтобы получить результат. Нам нужно не просто знать, КАК научить чему-то, но и ЧЕМУ мы учим.
Есть множество навыков, которые выглядят впечатляюще, но тяжело даются конкретному существу. Это может быть просто потому, что люди, которые их обучают, не вполне продумали, что они делают. Они все еще на стадии, когда они воодушевлены навыками, которым они могут научить. Они не смотрят на картину шире и не учитывают долговременное благополучие лошади.
Опытный кликер-тренер думает о балансе – как физическом, так и эмоциональном – во всем, что делает. Он оценивает, как это повлияет на поведение животного сейчас и в будущем.
Благих намерений недостаточно. Просто то, что вы используете положительное подкрепление, не означает, что ваше животное получает положительный опыт обучения. Если вы неуклюже пытаетесь извлечь лакомство из кармана, если у вас беда с таймингом, если ваши критерии размыты, животное испытывает сильную фрустрацию. Вместо четкости вы создаете гигантскую волну, которая оставляет после вас хаос и путаницу.
Вашему ученику нужно, чтобы вы владели:
Научными познаниями о том, как создать и поддерживать план формирования поведения.
Умением заботиться об отношениях и эмоциональном благополучии ученика.
Репертуаром, который можно адаптировать к потребностям ученика в обучении.
Настойчивостью, чтобы развить собственные навыки управления.
Вот что создает суперклей кликера и формирует кликер-тренера.
Наслаждайтесь!