А я вот в последнее время стала обращать внимание на отзывы владельцев молодых жеребчиков, ровесников Атея. И от многих слышу, что жеребята слишком активные, что вызывает некоторую сложность в общении с ними. И это списывается на характер.
Естественно, я всё время сравниваю со своим.
Атей приехал к нам в прошлом августе абсолютно диким и было ему чуть меньше года. Он, конечно, первое время тоже чудил. И свечки с копытами над головой делал, и мог вырвать верёвку из рук и сбежать . Но это довольно быстро у него прошло. Особенно, когда конюха научила правильно себя вести рядом с юным проверяющим всех жеребчиком.
Но взрослея, Атей и те, за кем наблюдаю по чужим рассказам, начинают себя проявлять уже по другому.
И вот тут стало видно сильную разницу.
Атей весь день гуляет на довольно большом пространстве с Цейсом ( дон. жер. Глицерин) Они много играют, двигаются. Все свои кусачки игровые Атей выплёскивает на старшем. Плюс, помимо игр и движения есть постоянное обучение социальным правилам поведения, а так же младший явно копирует модель поведения с людьми у старшего. И получается, что от многих сложностей, которые возникают у юных жеребчиков мы получились защищены, благодаря условиям содержания и воспитания старшим жеребцом.
Для меня это новый и интересный опыт.
И я вот вижу, что основная заслуга в послушности и адекватности Атея не моя, а цейсовая. Он занимается полноценным воспитанием младшего. У нас даже обучение каким-то упражнениям выглядит в виде копирования за старшим. И благодаря этому я с Атеем ни разу не получила отказа от выполнения чего-то. Более того, видя, как делает что-то старший и получает моё внимание и похвалу, младший готов из кожи вон лезть, только бы и ему досталось внимания и похвалы.
Покажу место, где проводят весь день мои золотые мальчики.
Так же, наблюдая за взрослением наших сверстников дон. жер. Гелия и буд. жер. Брея, которые так же имеют возможность активного движения и рядом более опытного и взрослого жеребца. И судя по отзывам их хозяев, они тоже не имеют проблем с гипер активностью, хамством, пугливостью и т.п.
Кстати, про обучение при помощи старшей и опытной лошади могу ещё привести в пример обучение Деи (дон. коб. Лицедейки) Как неоднократно уже здесь я писала, Дею я купила взрослой и абсолютно дикой. Она ко мне приехала в возрасте 8,5 лет. И заинтересовать в чём-то такую взрослую лошадь, которая раньше рожала и ела, не всегда легко. Мне очень помогла моя старшая кобыла, с помощью которой я Дею научила бегать на корде ровно, прыгать и Дея ни разу не попыталась уйти от препятствия. Ей даже в голову не приходило, что это можно делать. Она благодаря примеру старшей видела, что той прыгать очень нравится, что за это она получает внимание и похвалу и Дея чётко переняла это отношение к прыжкам и в остальном в работе она так же очень честная.
А вот в плане психики у лошади, жившей всю жизнь в степи и на свободе тут с одной стороны всё железобетонное, но с другой стороны, есть у нас то, к чему Дея пока так и не может привыкнуть.
Дея не чувствует себя спокойно в закрытых пространствах. Она даже не спит почти в деннике. Выходит в поле и по привычке заводской ложится там спать. Ей сложно расслабиться в закрытой бочке. Волнуется от грохота снаружи. Хотя, мы делаем много упражнений на расслабление и успокоение. Очень помогает, когда кроме бочки работать негде.
Но на открытом пространстве можно хоть из пушки стрелять. Любую страшность она ( если со мной рядом) то пойдёт проверять и рассматривать. Потому что привыкла она жить всю свою жизнь свободной и когда ей всё видно. Даже будучи уже у меня, после приезда из завода, она большую часть времени жила в табуне, а не в деннике.