История одной выставки "Золотая Лошадь" или революция назрела?
20-21 октября 2017 года в конном заводе имени Первой Конной армии прошла XII выставка лошадей донской и будённовской пород «Золотая Лошадь»
Хотим поделиться своими мыслями и размышлениями на этот счет.
В этом году печально было наблюдать, что среди достаточно немногочисленных участников выставки почти не было частных владельцев. За последние несколько лет эта тенденция стала всё более явной. Речь идёт о том, что частник на выставку везти своих лошадей не хочет. Вопрос: «Зачем мне, как частнику, имеющему 2-3 лошади, принимать участие в выставке, нести финансовые расходы, если мне светят лишь последние места, т.к. материал, который я купил, заведомо хуже того материала, который представляется конзаводами. Причем этот материал частник зачастую приобретает у тех же конзаводов. Особенно остро этот вопрос обстоит с донскими кобылами в условиях их малого количества.
Как работают продажи кобыл? Очень просто. Отбираются лучшие в племсостав, из остальных отбираются небольшая часть тех, которые могут быть выставлены на продажу. Далее все встречаются на выставке. В этом году в ринге годовалых донских кобыл принимали участие всего три кобылы, и все они были рождены в одном конзаводе. Первые два места заняли кобылы, принадлежащие конзаводу, а последнее место - частному владельцу. Как вы думаете, будет ли у частника стимул возить в дальнейшем их на выставки? Думаем, что ответ тут очевиден. Ни в коей мере не хотим сказать, что кобылы, выращенные на этом заводе и проданные частнику, плохи. Отнюдь! Кобылы отличные и хорошо выращенные, но... И вот тут вступает одно большое НО - Вам никогда не продадут лучших.
Понятно, что с жеребцами все обстоит получше, цель завода продать жеребчиков в первую очередь. И тут уж как повезет, возможно Вы купите Абсолютного Чемпиона породы, а возможно - большуюкрасивуюлюбимуюсамуюлучшую газонокосилку в мире.
Теперь ещё один очень важный момент: любой частник (возможно, и некоторые конзаводы), если уж он решился привезти своих лошадей на выставку и нести финансовые расходы, является обладателем 3-го из 7 смертных грехов - тщеславия. Если, его (частника) не поддержать в этом, то он просто перестанет возить своих коней по выставкам (зачем все время получать по носу?).
Теперь о количественном составе участников - смешно видеть ринги, где выставляется одна лошадь!!! Заводы, ау, где Вы? Где результаты Вашей работы?? Отсидеться в окопах уже не удастся. Покажите потенциальным потребителям продукт своей успешной работы.
Далее судейство. Мы нисколько не сомневаемся в компетентности судейского состава, однако, зрители на выставку приезжают абсолютно разные. От людей, которые считают себя крутыми специалистами, до простых обывателей, которые приехали посмотреть на красивых золотых лошадок. И зачастую в толпе зрителей можно слышать недоумённые разговоры, почему места распределились именно так, а не иначе. Именно поэтому система выставления оценок должна быть абсолютно доступна, прозрачна и понятна всем. В настоящее время ринги проходят таким образом (просто взгляд со стороны): участники ходят по кругу, судьи смотрят, о чем-то говорят между собой, и потом ... «Такое-то место занимает лошадь, рожденная там-то, владелец тот-то». Без объяснения причин. Ну, в лучшем случае, лошадь хорошая (и на том спасибо), но... Дальше по тексту.
Для чего вообще принимать во внимание нужды частника и обращать внимание на любителей этих замечательных пород? Всё очень просто. Конзавод – это не благотворительное предприятие по содержанию лошадей. Конзавод хочет получать прибыль от своей деятельности. А прибыль конзавода напрямую зависит от продаж, т.е. от частника, его потенциального покупателя. И неважно, для чего именно приобретает частный владелец лошадь, будь то в спорт, в разведение в частное хозяйство или просто как лошадь хобби-класса. Важно поддерживать частного владельца, предлагая ему разные варианты и возможности.
Также очень важно работать с потенциальными покупателями. Мы говорим о необходимости популяризации донской и будённовской пород. Тогда где же, как не на выставках, можно представить красоту этих замечательных лошадей, их способности и возможности? Не каждый человек, которому нравится донские и будённовские лошади, и который подумывает об их покупке, поедет выбирать лошадь по конзаводам, которые разбросаны по разным частям России. А вот приехать на выставку, где централизованно собраны все лучшие экземпляры, да ещё и посмотреть, на что они способны, получить квалифицированную судейскую оценку и тут же иметь возможность приобрести лошадь - это уже совсем другой вопрос.
В свое время учили: отвергаешь-предлагай, или
"Как привлечь частников в породу":
- Обязать конзаводы выставлять определенное количество голов ежегодно.
- Поменять формат выставки (вот она обещанная революция) на формат «выставка-ярмарка», чтобы привезённые заводами лошади обязательно принимали участие в продаже-ярмарке. Любители донской и будённовской пород будут знать, что на выставке у них будет уникальная возможность приобрести лучших представителей этих пород, это привлечёт большое внимание. И вот тут-то возникает определенная "вилка продаж" для конзаводов. Не привезёшь лучших - не займешь первые места. Нет первых мест - снизятся продажи.
Конзаводы должны давать возможность приобретать покупателю и лучшие экземпляры породы тоже. В противном случае, лошадь, приобретенная в заводе - НИЧЕМ не будет отличаться от лошади, рожденной в частном хозяйстве. Если конзаводы будут вариться лишь в собственном соку - это путь в тупик: боясь конкуренции, монополизируя отрасль, в конце концов снижаются требования к себе, как результат произойдет ухудшение качеств производства.
Очень важно идти навстречу потенциальному потребителю, привлекать его внимания к породе. Ведь благосостояние конного завода зависит от продаж. Поэтому нужно поворачиваться к своему потенциальному потребителю лицом, понимая, что выбрать лошадь в одном месте (из множества представленных лошадей) гораздо проще, чем ездить по заводам, расположенным в разных частях страны.
- Изменить формат судейства. Сделать понятными для всех (и участников и зрителей) критерии выставления оценок. Рассадить судей в разные части ринга. Выделить на ринг чётко ограниченное время, судьи в это время ставят баллы (либо поднимают таблички с баллами), после чего секретарь собирает бланки с оценками и оглашает результат. После выставки владелец получает полное описание экстерьера своей лошади с достоинствами и недостатками по заранее определенным критериям. Многие повезут своего коня на выставку, даже ради того, чтобы получить подробное описание достоинств и недостатков своей лошади.
- Ввести комплексную оценку лошади. Оценивать не только экстерьер, но и ставить отдельно баллы за качество движений, умение вести себя рядом с человеком, физическую форму и т. д.
- В рамках выставки делать какие-либо показательные выступления, мастер-классы, семинары и т.д., с привлечением специалистов в различных областях (ветврачи, ковали, диетологи, массажисты и прочее).
- Проводить более агрессивную рекламную компанию с привлечением как будущих потенциальных владельцев (в том числе и еще не определившихся в выборе породы), так и спонсоров.
Резюмируя изложенное.
Если ничего не предпринять ближайшие год-два в плане преобразования формата выставки, то мы рискуем получить: а) междусобойчик заводов, c не всегда на 100 % заполненными рингами и б) альтернативную выставку-продажу которая может быть проведена в те же сроки, что и Золотая Лошадь, что в свою очередь окончательно приведет к значительному оттоку частных владельцев и потенциальных покупателей.
Донской жеребец Брабант 6-12 (Бамбук - Брабанта) Фото Фефы Королёвой.