Всё закономерно. Порода ,мягко говоря, на любителя. Пытаться их вернуть в скачки - утопия. ( Это было с подачи ВННИКа несколько лет назад) А для продвижения их в современный спорт , селекционеры ничего не делали ... ( Где хотя бы разграничение выездки и конкура у производящего состава) Так и крыли кто повыше да позолотистей... ну и получчили отличную золотистую мясную породу...
И если новые владельцы породы , будут продолжать в том же духе, останутся только золотистые шкурки...
Ох уж эти пропагандисты "простых истин"! Вы уж меня извините, но попробуйте проанализировать родословные современных топ-выездковых лошадей и узнаете, сколько там "конкурных" кровей. А также посмотрите, кто такие Рауфбольд, Ледикиллер и пр. - хорошо скакавшие чк, основатели "прыгающих" линий. Не всё так просто с разделением на прыжковых и выездковых.
Наши тракены и буденновцы, которые выводились с учетом результатов скаковых испытаний, выигрывали Олимпийские игры, Кубки Наций и до середины нулевых на ура продавались в Европу. Тоже стоит разбираться, сколько процентов скакало, зачем и почему, социальные и экономические факторы, как они работали на разных этапах истории и нашего и зарубежного коннозаводства. А также коэффициенты наследования техники прыжка, например, эта тема до сих пор развивается, идет споры, пишутся статьи, меняются правила испытаний. Почему в выездке успешно выступают вообще не "выездковых" линий лузитано, почему орловец Балагур единственная за последние 30 лет российская лошадь, попавшая в олимпийскую 10-ку, хотя недостатка в импортных лошадях наша топ-выездка точно давно не испытывает.
Если всерьез задавать себе вопросы и не лениться копать глубоко, можно реально узнать много нового, правда, тут же вырастают новые вопросы
.
Что касается успехов дончаков в спорте, посмотрите, у каких лошадей они есть. На уровне 40-100 см конкур, детских езд в выездке и 30-км пробегов - у любых, включая полурысаков-полубп, вяток и т.д. получивших нормальный тренинг и нормальных всадников. Здесь у нас работает не качество лошади, а человеческий фактор - лотерея - попасть к спортсмену. Спонсор же спортсмена топ-класса, естественно, купит лошадь с международно признанной спортивной репутацией, у него нет времени и лишних денег на эксперименты, для этого нужен энтузиаст, каким был, например Виктор Воросов для ахалтекинской породы.
У нас в стране отсутствует система отбора спортивного молодняка.
У нас в стране отсутствует единая информационная база спортивных лошадей (у ВНИИК своя база, у ФКС - своя), позволяющая оценить производителя по качеству потомства по выступлениям в спорте. В международных базах, находящихся в открытом доступе, можно узнать, каких лошадей дал какой производитель, сколько в выездке, сколько в конкуре и т.д. При развитой технологии искусственного осеменения и огромном количестве соревнований всех уровней с зафиксированными результатами в единой базе, полукровного производителя можно оценить по результатам сотен потомков, выступающих в спорте. Сколько потомков, испытанных в спорте, приходится на одного полукровного производителя любой породы в России - 1, 2, может быть 3?? О какой спортивной селекции речь?
Вот когда все это будет у нас, требуйте результатов у дончаков. А для начала просто узнайте количество ежегодно продаваемого молодняка донских лошадей и каково их отношение ко всем остальным. Их не просто мало в спорте, их вообще мало. И причины этого тоже не лежат на поверхности.
Вы знаете, как ККЗ должен вести селекцию. А куда они должны отправлять молодняк для проверки спортивных качеств? В тренцентры по подготовке спортивного молодняка? В Максиму? Один раз? Два? На испытания АТК? им это нужно, им это выгодно? У них есть такая возможность? Уверена, такие возможности просчитывались.
Что касается работы ККЗ, огромная заслуга И.П. Крицкой и А.Н. Иванова - создание и поддержание в течение почти 10 лет идеальных условий для молодняка - выпас, тренинг, воспитание. Все без исключения покупатели отмечают дружелюбие, контактность, крепкий костяк и сухожильно-связочный аппарат купленных в ККЗ лошадей. Не говоря о красоте и рабочих качествах. Кстати, о рабочих качествах, Регина Исачкина (член сборной по выездке) готова была взять под свое седло такого жеребца как Триумфатор (рожден в ККЗ), которого она увидела на Эквиросе, как оказалось, она узнала о о том, что у нас еще есть дончаки и буденновцы и что это приличные лошади - только после того, как спасла 49 голов из 100, сданных на бойню Буденновским конным заводом в 2019 г. Но она не будет искать под седло дончака. Почему? Потому что продают либо жеребят, либо молодняк без гарантии нормального выращивания, заездки и первоначального тренинга, либо донские хозяйства просто засекречены, как к/з Донской, который отлично выращивает лошадей, но отсутствует в информационном пространстве.
И это прекрасно, что дончаков из ККЗ покупали любители по всей стране. Потому что именно любительский спорт и коневладение - основа любого сильного национального коннозаводства. Это неправда, что среди дончаков нет лошадей, которые могут прыгать выше 140. В признанных спортивных породах, кстати, тоже не все тотиласы. У дончаков пока нет всадников, которые поставили бы цель вывести их на приличный уровень в спорте. Зато есть множество любителей, влюбленных в них, которые открыли породу в том числе благодаря усилиям ККЗ.
Кстати, Ирина Павловна - единственный из начконов отечественных заводов, кто еще постоянно и последовательно работал на продвижение завода и породы, общался с покупателями, не опускал рук после советов "всезнаек", хотя можно представить себе, как они ее доставали.
В чатах удивлялись, как у выращенных на голодном пайке зимовниковских маток ростом 157 см рождались дети за 175. Давалось такое выращивание порой совершенно героическими усилиями, о которых мы мало что знаем. Только хорошо знакомые с породой и историей наших заводов люди знают, на что способен дончак, если его нормально кормить. И нам еще предстоит узнать, на что он способен, если его начать как следует тренировать!
Закономерно - сегодня в лошадь, купленную за большие деньги за границей вкладывают больше, чем в отечественную, купленную любителем. Они в равных условиях, чтобы сравнивать?
За 10 лет вряд ли возможен селекционный прорыв, но ККЗ заставил заиграть и проявить свои лучшие качества лошадей старых Зимовниковских кровей. Кстати, сегодня лошади, выигрывающие выставки, т.е. обладающие лучшим экстерьером (а экстерьер функционален, правильный экстерьер - залог правильного движения и долголетия) - потомки, в основном, тех дончаков, которые испытывались в скачках. Вот такой "парадокс".
Да, и еще, раз уж "Остапа понесло", про отбор на добронравность. В сети есть видео, где руководитель Ганноверского союза Аксель Броккман рассказывает в ТСХА о том, как они работают. В частности он говорит: "Мы понимаем, что основной покупатель наших лошадей - любитель, но рекламу союзу создают лошади топ-класса, которые не всегда отличаются хорошим характером, и мы в селекции ориентируемся на них." Не дословно, но суть такая. Кроме того, меня удивило, какую большую часть их работы составляет изучение спроса, изменения социального статуса заводчиков, потенциальных покупателей... У нас кто этим вопросом задается? Нашим заводчикам бы выжить. Судьба сегодняшних заводов с донскими лошадьми - в руках частных владельцев и полностью зависит от их здоровья и финансовой успешности.
Вообще, желающим узнать больше о том, как всё это работает, что откуда и почему, советую обращаться с вопросами к специалистам ВНИИК, в донском-буденновском отделе они готовы отвечать на вопросы. Именно так я сделала много лет назад, придя в отдел с наглым вопросом: "Почему когда все прогрессивное человечество испытывает спортивных лошадей на специспытаниях, наши буденновцы скачут"? По крайней мере, мне пришло в голову с этим вопросом пойти туда, а не раздавать в сети советы работающим селекционерам. Правда, тогда не было социальных сетей... И с этого момента начался поиск ответов на вопросы, причинно-следственных связей, знакомство со специалистами, которых надо поискать и разговорить, а не которые раздают советы всем желающим... в общем, это страшно интересно...