Эпизод 171. Воспоминания «настоящих» рысаках.
Навеяно темой VictoriaL и Тотоши.
Сразу оговорюсь, под понятием «настоящий рысак» в данном случае, я имею ввиду тех, кто выполняет прямое природное назначение, то есть выступает на бегах.
Меня никогда не прельщал этот вид спорта. Нет, со стороны мне очень нравится смотреть, как они бегут, резко выстреливая вперед тоненькими ножонками, как раскрывают накаченное плечо, пястью стараясь захватить максимальное пространство, как высоко несут голову, раздувая ноздри и навострив ушки. Причем мне всегда нравилось смотреть за тренировками рысачников и никогда за самими испытаниями. На соревнованиях для меня картинка размывалась, там все утрировано. Рысаки бегут какой-то бесформенной кашей, оценить их трудно пока не покажется лидер, и потом ты инстинктивно следишь только за ним. В итоге тонкости самой лошади на этом ходу улетучиваются, появляется подлый азарт, а кони становятся марионетками. Нет, это не для меня, внутренне я это понимала, но дабы развеять или окончательно утвердить эту мысль, очень хотелось попробовать сесть порулить качалкой самой.
В бытность работы в Быково, мы бывало запрягали лошадок в саночки зимой и тележку летом. Но это не то, не то. Потом я стала ходить в Матадор на ипподром. Вот они рысачки, тьма их вокруг, но просто зайти в любое тренотделение и напроситься мне не хватало смелости.
Помог как всегда случай. Моя подруга тогда пописывала статейки для «Золотого Мустанга». Она должна была поехать на некие конные игры в некий подмосковный город и сделать репортаж. И накануне слегла с температурой. Тогда она позвонила мне, с просьбой поехать вместо неё. Я тут же согласилась. У меня тогда был тяжелый период в жизни, и мне необходимо было на пару дней сбежать. А тут возможность сбежать с лошадьми.
А потом оказалось, что едут два представителя, некий наездник с рысаком для участия в любительских бегах, и некий Никулин СЕ с лошадью для выпендрежа (думаю нетрудно догадаться, кто лучшая лошадь для выпендрежа).
В то время в Матадор я ходила только месяц, формально была знакома с Никулиным С, и постоянно вздрагивала от его гласа на плацу, но сама пока занималась с Ириной Виноградовой. «Счастье» познакомиться с ним поближе выпало именно на эту поездку. Поездочка была веселая, нас было всего пять человек в джипе, вследствие неё родился смешной рассказ: «Москва-Ефремов и обратно». К сожалению, мой старый компьютер умер вместе с ним, а единственная распечатка покоится где-то в пыли у Никулина в шкафу, раз в год он обещает мне её найти. Так пошел уже пятый год! :?
Именно тогда я познакомилась с рысачниками, вместе с наездником ехала девушка – коновод. С ней мы тут же поладили, и она пригласила меня потом к себе в тренотделение. У помощников наездников монотонная работа. Сам наездник берет лошадь 1-2 раза в неделю, все остальные дни их тренингует помощник, просто двигает их легкой рысцой, делая одну две прибавки.
Когда я сказала, что давно хочу попробовать, она с радостью согласилась поделиться со мной рысачком. Запрягла она его сама, еще бы я и за два часа бы не осилила такую конструкцию, она же собрала две качалки за 20 минут. Потом она меня усадила, показала куда упереться ногами, как держать вожжи, рулить, на что принимать нагрузку. Затем она села сама, и мы параллельно поехали на круга. Мне очень нравилось. Стояла чудесная зима, снежок скрипел под колесами, мерно покачивало, впереди блестящая конская попа. Упс, попа же впереди!
- Оль, а бывает, что рысаки, в процессе езды, ээээ, мммм, какают?
- Вообще-то отучены они. Но бывает. Особенно молодые! И тогдаааааа ))))
- А, этот мой молодой?
- Ага!
Ну, прет мне как всегда. Ладо чего теперь, поворачивать что ли? Ну, уж нет. Так мы доехали до кругов и потрусили параллельно. Мы ехали и весело болтали. Я чувствовала, что управляю лошадью, стояло потянуть вожжи на себя, как рысь становилась реже. Ух, ничего тут трудного, возомнила я.
- Лен, а чего ты ногами дергаешь?
- Это, Оля, я его досылаю шенкелем!
- Ааа, если хочешь быстрее, то отдавай вожжи и все. Сейчас выйдем на прямую и надо будет ускориться. Пролетим полкруга на повороте бери на себя и опять на тротт перейдем, ясно?
- Да, как божий день!
И началась прямая, я отдала вожжи и…и меня чуть не сдуло. Ветер, которого вроде бы и не было, резко сбил дыхание, снег полетел мелкими колючками в лицо, а потом полетели и комья снега из-под копыт, чаще они пролетали над плечами, но если попадали было дивно больно. Прямая заканчивалась, и слава богу, а то у меня начали болеть руки, я стала брать на себя, чтобы войти в поворот уже троттом. Я взяла, еще раз взяла… и ничего. Мне даже казалось, что мой рысачок пошел азартнее. Оля на меня покосилась.
- Не получается?
- Нет. Делать что?
- На спину бери! Не тяни только руками, их не хватит. Используй плечи и спину. Откидывайся назад. Упрись ногами, что есть силы в уключины, и сильно возьми коня на себя!
Я попыталась, конь пошел чуть спокойнее, но и только то, а вот руки мои уже реально сводило.
- Лена, я уйду к вам за спину, твой молодой, потеряет соперника и успокоится. Ты продолжай так же брать, и переводи уже не в тротт, а в шаг. Главное перевести его на повороте, на новой прямой он опять попрет до следующего поворота, тогда сиди уже дальше!
Нет, новую прямую я не переживу. Я даже если доеду в качалке до следующего поворота, буду уже снежной бабой. Нежелание приехать снеговиком отмороженным, дало заряд злости и я из последних сил взяла на себя и почти легла на спину. Рысак резко замедлился, так что меня сильно тряхануло. Только я уселась снова удобнее и приготовилась еще и еще бороться, как от следующего же моего движения он перешел в шаг, и начал мерно шагать и довольно отфыркиваться. Я пыталась отдышаться и переварить ощущения. А тут и Ольга подоспела.
- Ну, как?
- Ну, эээ здорово! Но тяжело.
- Тяжело тебе будет завтра, ты в ванне горячей вечером полежи, завтра руки и спина болеть будут.
- Не знаю как спина, я ею только в конце пользовалась, а руки останутся висеть на этих вожжах.
- Странно, ведь спина у тебя должна работать!
- Я же верхом езжу, Оль!
- Ну и что? Ты же не только рукой верхом работаешь, но и корпусом и спиной. Используй спину, снимай нагрузку с рук.
Я еще потом не раз приходила к Ольге в гости, и она заходила посмотреть на мои тренировки. Её совет «используй спину» позже очень пригодился мне на Ташкенте, который обносил препятствия и одной рукой, как всякого рьяного рысачка его было не остановить. Это был первый случай моей езды в качалке.
Второй раз довелось мне поездить так в Омске, в том самом походе, о котором я уже упоминала. Там были мини круга. И там самых сильных поделили по парно и сделали соревновульки. Стоял сухой август. Рысачки были списанными с бегов, вели себя прилично, и к профанам в качалках привыкли.
Из-за того, что я была самой продвинутой в верховой езде, мне дали сложного рыска, он входил в раж и шел проскачкой, то есть несся галопом. Хозяин объяснил, что если не дам ему перейти в галоп, мы всех сделаем, так как он сильнее, но вот как раз не дать этого, еще ни у кого не вышло из новичков, за это и самого коня списали. У меня получилось, я брала на спину и мягко нарастила именно финиш, когда у соперника кончились силы. Так мы выиграли оба гита и мне даже что-то вручили. Конечно, эти мои заезды принесли мне гораздо больше удовлетворения, чем первый опыт.
Но выводы о моей езде в качалке уже были сделаны! Тогда там, на кругах я однозначно уверилась, что бега - это не мое, мне не хватает от лошади только веревок в руках, я должна её всю чувствовать, обнимать. Мне не нравится впереди только лошадиная попа, мне нравятся ушки, шея, вертящаяся голова и, пожалуй, иногда еще препятствие прямо передо мной! :roll: