Re: История Бравады. Стр.6
Эх, таки-навернулся форум... Но благодаря многочисленным предупреждениям, я сохранила последню запись в копии!
Итак...
Так получилось, что я стала организатором первого в Питере открытого семинара по NH.
Началось все с того, что я очень заинтересовалась этой системой, нашла в интернете достаточно много информации (в основном, на сайте Старый Друг). Вроде бы что-то начала делать, но лошади умеют ставить в тупик лучше всех на свете. Появились вопросы и затычки, решить которые не получилось даже после переписки с одной из хозяек сайта, Анютой Макаревич (АнютаМ). И как-то само собой назрело решение пригласить ее в гости, чтобы познакомиться, и поработать с моими лошадьми. Переговоры мы вели аж с января того года А сложилось только сейчас.
Многие, узнав, что, мало того, я этим занимаюсь, так еще и педагог едет (из Москвы!!! ), стали напрашиваться на "посмотреть".
Лично я, на данном этапе, считаю NH очень интимным занятием, требующим сосредоточения и ненапряженности, а в случае со зрителями (а таких набиралось немало), вряд ли бы мне удалось расслабиться и полностью переключить лошадь на себя.
Вы же знаете, как это бывает - кручение головой во все стороны, напряженный взгляд, реакция на любой звук... Короче говоря, я предложила всем жалющим приехать вечером, и вдруг, вот просто само собой, я стала единственным организатором настоящего мастер-класса.
Семинар проводили в понедельник - на моей конюшне это выходной, и гарантированно, очень спокойный день.
Анюта приехала в 5 утра А я смогла ее встретить в городе только в 11. Эта героическая женщина протопала пешком (!) от вокзала, до конца Суворовского проспекта, потом до Дворцового моста, стрелки Васильевского острова, потом до Гостинки, и уже села ко мне в машину на Садовой Честно - я бы уже скончалась от таких переходов! А она - ничего, бодрая, счастливая: "Я такие фотки сделала! На восходе!" )))
Короче, поехали в "Простор". Камеру я, конечно, взяла с собой, и въехав в наш безумной красоты осенний парк, тут же решила, что NH еще совсем немножко подождет.
Взяла Бравадку, одев на нее новый веревочный недоуздок, который сделала Анюта, и мы пошли в парк, фотографироваться.
Много фото я тут не буду вешать, поскольку они уже повторяются - есть и в теме на Трибуне. про мастер-класс, и у Анюты в дневнике тоже есть.
Погуляли, получили удовольствие от прекрасной погоды, и пошли в крытый манеж. Надо было уже начинать работать.
Анюта, конечно, умница. Такая легкая, доброжелательная, всегда с улыбкой на лице - Бравадке она понравилась сразу, и немного попереживав, что я отдам ее кому-то насовсем (есть у нее в последнее время такой вот момент, видимо, устала от текучки народа на той конной базе, где жила раньше. Она вообще из тех, кто может быть только в одних руках), Радка, в конце концов, расслабилась, и позволила начать работу.
И тут я начала удивляться. Разумеется. я и раньше знала, что Бравада - очень талантливая лошадь, тонкая, чувствительная, охотно идущая на ментальный контакт. Но то, как охотно она делала предложенные ей упражнения, практически не "затыкаясь", стараясь сотрудничать - я снова поняла, какое сокровище мне досталось.
Некоторые вещи Радка уже умела делать. Но осаживать за хвост - нет. Ей вообще не очень нравилось, когда к ней прикасаются с области хвоста, пуза, и особенно - вымечка. Но с Анютой она согласна была делать все! И через несколько минут она, отчетливо шевеля извилинами делала все предложенные Аней упражнения.
Мы очень много гладили ее, хвалили, и к моему удивлению, приученная к кусочкам Радка, даже не делала попытки что-то выпросить. Казалось, ей вполне достаточно такого приятного общения.
Сделали перерыв, отправив лошадь на обед, и съездили перекусить сами.
Вернулись в манеж, и увидели там неприятный сюрприз, в виде одного нелюбимого нами с Бравадкой, всадника.
Немного отступлю.
Бравада очень боялась мяча, который всегда "жил" у нас в манеже - большой фитбол, который с удовольствием гоняют дети на пони. Для них это увлекательная игра, и даже маленькие лошадки заодятся по-взрослому, и в азарте пинают его ногами и толкают носом и грудью.
Я видела, что можно научить лошадь играть в такой мяч, и знала некоторых, которые в самозабвении могли гонять его часами. В условиях маленького клуба с ограниченной территорией, вообще сложно разнообразить жизнь лошадей, а делать это очень важно.
Но Бравадище боялась этого мяча ужасно ))) И лишь, после долгих уговоров, разрешала подвести себя к нему. Я скармливала ей множество кусочков, сначала понднося их все ближе к мячу, потом кормила ее лакомтсвами прямо с него. И лошадка относилась к этому желтому шару все более благосклонно. Но процесс затянулся, и месяца два я старалась не напугать ее, и нашим самым болшим достижением было согласие Рады пнуть мячик ногой. Для меня это была победа. Я не торопила ее, надеясь, что лошадка разберется в ситуации, и начнет получать от этой несложной игры удовольствие.
Однажды я, отзанимавшись с Бравадой и понькой, которая в то время жила в "Просторе", я оставила лошадок побродить в пустом крытом манеже, и по центру его положила тот самы злополучный мяч. Просто, чтобы лошади привыкали к его присутствию.
Через 10 минут, приготовив лошадкам обед, вернулась к ним. И с ужасом увидела, как тот самый человек (смотри выше, если вы уже успели забыть, что вся эта прелюдия - о нем ) со всей дури лупит ногой по мячу, тот взлетает до самого потолка, лошади носятся в панике по стенкам манежа, а этот идиот все поддает и поддает ногой по мячу!
Я, вообще, достаточно мирная. Но не в такой момент. Не буду описывать, КАК и ЧТО я сказала (орала, как резаная ) этому полудурку, но дело было сделано, и вернуть что-либо назад, уже нельзя было. С этим идиотом, который уверял, что "он играл с лошадками, и вообще, не знал, что они мои!", мы не общаемся до сих пор - ни я, ни Бравадка.
Так вот в манеже был именно он. Рада пркрасно помнила его, и мгновенно состоила "крысу", а я подумала, что день испорчен... Но Анюта вообще не напряглась, не обращала на него внимание, и в итоге, лошадка тоже расслабилась и позволила продолжить занятия, и лишь изредка, когда ЭТОТ проезжал мимо, корчила страшные рожи.
Показав упражнение, Анюта передавала мне конец веревочного чомбура, и предлагала сделать все самой. Было страшно испортить ее тонкую работу, контакт был таким... и лошадь тоже - как скрипка в руках мастера. Но у меня, кажется, все получилось. По крайней мере, Радка все сделала, а Анюта нас похвалила.
Важно было не заигрываться, помнить о лошади. В какие-то моменты она уставала, и мы просто шагали с ней по манежу, а потом вновь возвращались к работе.
Посмотрев на часы, я вдруг поняла, что пора заканчивать. Я была готова слушать Анюту еще сколько угодно времени, да и Рада, кажется, тоже, но через час должны были начать подходить записавшиеся на мастер-класс...