21 апреля 2015
Возвращая утраченное
«Кабардинцы» достойно представили породу на Всемирных конных играх во Франции
Фото автора
История Всемирных конных игр, ставших одним из самых ярких и ожидаемых событий в среде конезаводчиков всего мира, начинается с 1990 года. Именно тогда в Стокгольме состоялись первые игры, которые, конечно, по своей массовости и зрелищности не идут ни в какое сравнение с этим зрелищным мероприятием в его современном виде.
К слову, в прошлом году Игры состоялись как раз во Франции: 74 страны-участницы, 984 спортсмена, более 21 тысячи зрителей только на церемонии открытия, более 200 тысяч зрителей в спортивном городке, где они смогли почувствовать дух состязаний и наблюдать за розыгрышем 27 комплектов медалей.
Именно здесь, во Франции, в рамках Всемирных конных игр состоялся конный переход Пиренеи – Мон-Сен-Мишель, вызвавший определенный общественный резонанс среди любителей и профессионалов, занимающихся, в частности, кабардинской породой лошадей. Но для того, чтобы оценить значимость данного события в полной мере, необходимо немного внимания уделить истории.
Едва не утраченное достояние
«Спина лошади – основа государства», – так говорили в Древнем Китае, хотя стоит отметить, что это выражение актуально не только для Поднебесной. В частности, в России коневодство всегда было особой отраслью, «пиком животноводства», как выражаются сами коневоды.
И если в былые времена в большинстве случаев лошадей использовали в качестве тягловой силы и боевого орудия, то со временем они приобрели новое социальное значение для человека как средство развития духовной и физической культуры, спорта, активного отдыха и общения с природой.
По словам специалистов, для такого разностороннего использования наиболее подходят лошади неприхотливые, обладающие повышенной выносливостью, пригодные для круглогодичного табунного и культурно-табунного содержания.
Одной из лучших отечественных пород в этом отношении является кабардинская (черкесская) порода лошадей.
1990-е годы прошлого века оказались очень тяжелыми временами не только для людей, но и для лошадей.
«Обстановка вокруг была как после войны, — вспоминает те годы президент Всероссийской ассоциации конезаводчиков и любителей кабардинской породы лошадей Сергей Аникеев.
– Многое в те годы было утеряно, некоторые породы практически ушли. Не миновала сия участь и кабардинскую породу. Я хорошо помню, как по трассе Ростов – Дон шли эшелоны машин – вывозили лошадей. Куда? Об этом ведает лишь сам Бог».
Академии наук приходилось очень тяжко, было много проблем с племенным учетом, обследованием. И большой удачей для кабардинского коневодства в целом оказалось то, что в тот период пришел такой человек как Хажисмель Амшоков – ныне заведующий Нальчикским опорным пунктом Всероссийского НИИ коневодства, главный регистратор лошадей кабардинской породы в Госплемкнигу.
Амшоков проявил феноменальную работоспособность: за пять лет выпустил две племкниги, ряд брошюр, и это на фоне десяти лет застоя, в течение которых многие хозяйства просто прекратили свое существование.
Предстояло отследить каждую конкретную лошадь, чтобы установить все данные. Для людей, которые далеки от сути проблемы, можно сказать, что Амшоков в одиночку осилил пласт работы, которую в лучшие времена за аналогичный период выполняли несколько десятков человек.
Сегодня в государственной племенной книге записано более 3000 конематок, из которых описана не только каждая лошадь, но и ее генеалогия и приплод.
И все же, породе быть!
Три года назад результатом усилий инициативной группы стало основание Всероссийской ассоциации конезаводчиков и любителей кабардинской породы лошадей.
Аналогичные национальные ассоциации сегодня действуют в пяти странах мира из девяти тех, в которых занимаются разведением породы. В их числе Франция, Германия, ряд других стран. Десятой страной недавно стала Индия, житель которой приобрел несколько голов на аукционе в Казахстане.
Подтверждением интереса мировой аудитории является уникальный проект по исследованию генома кабардинской породы лошадей, который проводится при поддержке фонда VolkswagenStiftung (Германия), Берлинского университета им.Гумбольдта, ВНИИ коневодства и ряда других участников.
В числе направлений исследования — создание оригинальной электронной базы для сбора и генетико-популяционного анализа данных, скрининг генома кабардинских лошадей, проведение специального «Горного теста» — конного перехода, во время которого у исследуемой группы лошадей регистрируются важнейшие физиологические и биохимические показатели.
Результаты исследований послужат основой для ведения селекционно-племенной работы на современном уровне с одной из лучших отечественных пород лошадей.
Первый этап международного проекта заканчивается в июле нынешнего года, однако участники рассчитывают на продолжение сотрудничества в этом направлении.
Кабардинская порода на мировой арене
Работа в рамках проекта стала возможной благодаря сотрудничеству с Германской ассоциацией кабардинской лошади, в частности, с ее президентом Тобиасом Кноллом.
«Немецкие коллеги неоднократно приезжали к нам и были впечатлены тем, что у нас лошади всю зиму пасутся, а весной на них с легкостью обходят лошадей, которые кормились халвой», — с улыбкой рассказывает Хажисмель Амшоков.
Тесные контакты с зарубежными коллегами принесли и другие результаты. В их числе участие кабардинских жеребцов во Всемирных конных играх во Франции летом 2014 года, которое стало возможным благодаря финансовой поддержке члена Совета федерации РФ от КЧР Вячеслава Дерева и его коллеги, сенатора от КБР Арсена Канокова.
Оба мецената отмечают, что с их стороны это не просто спонсирование очередного проекта, но возможность внести лепту в сохранение уникального элемента адыгской культуры, в которой, как известно, лошадь издавна занимала свое, особое место.
В частности, в уже далеком 2007 году, еще будучи президентом КБР, Арсен Каноков на встрече со специалистом по коневодству из Мадрида Хосе Луисом Ортизом отмечал, что республика не испытывает недостатка в ресурсах, однако остро нуждается в высоких технологиях и специалистах, способных генерировать идеи и воплощать их на практике.
С тех пор была проведена немалая работа, и сегодня мы можем наблюдать, что и те, и другие пришли в регион. Есть все предпосылки думать, что этот позитивный вектор развития отрасли вскоре коснется не только Кабардино-Балкарии, но и Карачаево-Черкесской Республики, где пристальное внимание на проблему обратил сенатор Вячеслав Дерев.
«Первой ласточкой», результатом подобной активности стал переход Пиренеи — Мон-Сен-Мишель.
Ахмеду Куашеву, Мурату Шогенову и Рустаму Батырдогову за 17 дней предстояло преодолеть 1270 километров, что они с успехом и сделали на пятилетних жеребцах, которых отобрал для перехода Хажисмель Амшоков.
Уже во Франции к ним присоединилась президент Французской национальной ассоциации конезаводчиков кабардинской породы Жюли Деберт. К слову, жеребец по кличке Инал, на котором она совершила переход, в 2011 году стал победителем Кубка Европы.
Жюли Деберт
На жеребцов Залоха, Беркута и Гермеса выбор пал не случайно: оптимальным возрастом лошади для подобных испытаний является 7-8 лет, однако «пятилеткам» предстояло проявить свой потенциал, который, к слову, произвел впечатление на участников Игр.
Более того, после шести дней в пути на автомобилях жеребцам дали на акклиматизацию буквально два дня. Этого срока было явно недостаточно для восстановления.
«Несмотря ни на что, лошади в отличном состоянии преодолели это расстояние, и к вечеру 16-го дня мы уже увидели крепость Мон-Сен-Мишель, — вспоминает участник перехода Мурат Шогенов.
— Маршрут сознательно был выбран самый сложный – большую часть пути составляла горная местность с каменистой поверхностью. Кроме того, часть пути лежала по песчаному побережью Атлантического океана, что еще сложнее для лошади и всадника.
Но подобная нагрузка не помешала жеребцам оставить далеко позади нашего проводника на англо-арабском скакуне, присоединившегося к нам в конце пути, и настоятельно предлагавшего испытать лошадей на трехкилометровой дистанции».
И это при том, что ребята более двух недель были в пути! «Кабардинцы» с честью выдержали и это испытание, достойно представив породу на такой масштабной международной площадке.
По словам участников, подошедший к ним по окончании дистанции сенатор от Рязанской области Игорь Морозов поблагодарил участников за то, что они на высоком уровне представили страну и отметил, что сам периодически выходит на дистанционные пробеги на 100 километров и только кабардинская лошадь способна его выдержать.
По его мнению, эта порода является единственной из отечественных, способной составить конкуренцию зарубежным лидерам в дистанционных переходах.
Результат не заставит себя ждать
Завершившие переход в национальной одежде всадники, а вместе с ними и Жюли Деберт в платье горянки, еще неделю жили в лагере, где их ежедневно просили показать лошадей, объявляя, кто они и какую породу представляют. Всадники и их лошади, единые в своей неповторимой гармонии, стали здесь настоящим символом культуры горского народа.
К слову сказать, культура басков, представительницей которых является Жюли, перекликается с культурой представителей абхазо-адыгской группы народов, что наводит на мысли о некоем их родстве, но это уже тема для отдельной публикации. А здесь, во Франции, особая стать и изящество девушки, присущие горянкам, лишь подтверждали эти догадки.
Совпадение ли, но именно черкесскую тему выбрал для своей новой коллекции платков и Модный дом «Гермес». Авторы называют коллекцию данью уважения культуре этого народа:
«Это народ, известный своей красотой, достоинством, мужеством, рыцарским отношением к женщине. Мужчины и женщины на кабардинских лошадях в роскошных одеяниях были величественны в своем присутствии, а кабардинские лошади всегда отличались силой, ловкостью и выносливостью. Туники мужчин и женщин, богато расшитые платья; серебряные мужские пояса, идеально филигранно обработанные кинжалы. Это каре – дань уважения этой культуре».
Залог, Беркут и Гермес остались во Франции – это условие было обговорено еще до начала перехода. Но их бывшие владельцы не жалеют о расставании, ведь хорошо известно, какая основательная база есть в местных квалифицированных центрах по подготовке лошадей, где готовят к соревнованиям лучших арабских скакунов.
Им также известно, какую колоссальную работу предстоит провести на родине этой породы, чтобы выйти на тот уровень подготовки, который позволит полностью раскрыть огромный потенциал, заложенный самой природой.
Прагматичные европейцы не склонны вкладывать в дело, которое не сулит выгоды. Возросшая популярность кабардинских лошадей среди спортсменов и любителей, широкое распространение породы за пределами нашей страны, успехи ее представителей в дистанционных пробегах и многодневных конных переходах обеспечивают ей хорошие перспективы. Это очевидно.
Как очевидно и то, что настало время целеустремленной и плановой работы специалистов, результат которой не заставит себя ждать.
Отсюда
Возвращая утраченное