Раньше замки были с огромным количеством комнат и очень большие, потому что был такой стиль жизни: куча домочадцев и приближенных, типа ответственного за ночной горшок герцога, ответственный за надевание правого рукава рубашки герцога и тп. И жизнь была автономная, самообеспечивались всем необходимым, соответвенно имелись куча подсобных помещений. А нынче все поменялось, и конечно мало кому нужны такого размера хоромы. Кстати, была в сентябре в одном таком частном замке, видела средневековую стиральную машину: реально система чанов, тазиков, сливов-переливов, подогрева, перегонки, засыпки моющих средств и кручения - там стирали и одежду, и всякие хозяйственные ткани типа занавесок. Так эта конструкция занимала помещение в 150 кв метров, не меньше. А нынче сами знаете, какой размер у стиральной машины! Компьютер "Искра" кто помнит, какого размера был? с перфорированными картами....
ну вот такая тенденция...
Я вернусь к першам на время. Скопирую сюда написанное у Ольмек и добавлю комментарии:
Это дебаты, как должны выглядеть першероны. До эпохи выживания лошадей тракторами (условно - до 60ых годов 20ого века) в породе было две линии, как я уже выше рассказала: рабочие и дилижансье. Они отличались экстерьером, двигами и рабочими качествами. После того как техника выжила лошадей отовсюду, всех тяжеловозов надо стало куда то девать, и их определили в мясные породы. Естественно, что тут мясистые медленные лошади получили максимальное развитие, и линии дилижансье ушли практически в небытие, оставшись в дальних рядах предков. Но в это время американцы их повытаскивали с Франции ( и раньше, в 19-начале20ого века экспорт туда тоже был, и много в Канаду), поприливали чужой крови и получили в принципе шоу утрированного першерона. Но порода осталась одна, и обмен племенным материалом не запрещен. А вот когда лет 20 назад пошла мода на драйвинг и тяжей в упряжи, то есть тяжи получили иное чем мясо использование, то французские заводчики, которые раньше воротили нос от американцев, стали иначе смотреть на них. Некоторые заводчики сейчас идут на облегчение нынешних мясных першеронов ( то есть модели с раздвоенной попой, как французы получили за годы использования першей на мясо) с целью ВОЗВРАЩЕНИЯ к старой модели дилижаньсе. Без утрированности и дурацкой ковки.
Смотрите картинки старых дилижансье и современных, увидите что они имеют сходство. Объясню еще преобладание вороной масти. Дело в том что на американский континент до 1936г примерно экспортировались три породы- першероны, булонские тяжи и исчезнувшая нынче порода Ньеврский тяжеловоз. Это была вороная крупная 180-190 упряжная лошадь. У американцев была создана ассоциация, которая все три породы записывала как англо-нормандский тяжеловоз (не путать с кобом а-н). То есть все три породы там скрещивались, и к ним еще лили норфольков (рысаки) и аллюрных ( ноги за уши). Через какой то период времени вороные лошади получили преимущество, в основном из-за подвижности и экстерьера ( кровь ньеврского тяжеловоза стала преобладать) и из-за того что серых стали убирать из воспроизводства по причине меланом.
Ньеврские тяжи
Вот архивные изображения першеронов, в том числе экспортированных в Америку
Для сравнения - нынешний возвращенный тип першерона
Нынче уже пройден этап, когда любыми средствами тяжей сохраняли, пусть даже как мясных. Нынче требования стали как и столетие назад: красивая с правильным экстерьером рабочая лошадь, на движениях и импозантная. Требования времени. К примеру, вот такими были раньше тяжеловозы бретонский и першерон ( верхом? да с удовольствием!)