Автор Олег Ясинский.
ru.wikipedia.org
( поправки: Чак Мооль - божество Тольтеков, тазик на животе - для принятия сердца при жертвоприношении)
ЧАК-МООЛЬ И РАСТЕРЯННЫЙ ГУМАНИСТ XXI ВЕКА
Чак-Мооль – возможно, самое загадочное божество майя, унаследованное ими ряду последующих культур древней Америки. Из немногого, что известно о Чак-Мооле – его функция собирания жертвенной человеческой крови в тазик на животе. В поисках зримой эмблемы современной западной цивилизации, мне показалось, что наша нынешняя рациональная симвология слишком бедна для её описания и вспомнилось об этом старом индейском боге с каменным магнитом смерти на животе.
В момент, когда в результате саморазрушения СССР, мировые политические полюса сместились в одну точку, человеческий эгоизм был официально провозглашен главным двигателем прогресса, а понятие утопии стало словом нарицательным. Нам рассказали красивую сказку о конвергенции социализма и капитализма в единую новую систему, которая возьмет от них все лучшее, и навсегда избавит нас от трагедий прошлого. Не привыкшие к политическим дискуссиям и даже не успев дочитать запрещенных в Советском Союзе книг нашей мечты, мы немедленно оказались в новой матрице, где у нас уже не осталось времени на абстрактную рефлексию, мы учились выживать в новом общества и масса новых потребительских и технологических побрякушек на долгие годы отвлекла от воспитанной в нас предыдущим строем привычки поиска смысла внутри, а не снаружи. Многие из нас, ведомые детской мечтой увидеть мир, смогли провести часть жизни в дальних странах, о которых раньше мечтали только по книгам. И многие заметили одну странную вещь; часто это открытие западного мира - причем вне идеологических причин или ностальгии - оказалось ближе к разочарованию чем к восторгам.
Мы, когда-то почти уже убежденные перестроечной прессой в собственной неполноценности и недоцивилизованности, в мире неведомых нам свобод, среди дежурных улыбок и лоска витрин, вдруг наткнулись на куда больше двойных стандартов, чем наши, и главное - незнакомую нам до сих пор степень человеческого одиночества. Рядом с этим, на периферии развития той же мировой системы – для большей части жителей большинства стран мира мы увидели нищету, невежество, унизительную ежедневную борьбу за кусок хлеба и полное презрение к человеческой жизни. Заново присмотревшись к карте, мы поняли, что на одну Швейцарию приходится примерно полтора десятка Гаити, и не будь у нас приличного всеобщего и бесплатного советского образования, мы бы никогда так успешно не вписались в капитализм. Это было наше первое посещение храма Чак-Мооля.
При более внимательном знакомстве с западной экономической, политической и, главное, медийной системой, понятие «европейских гуманистических ценностей» должно само осыпаться, как скорлупа. Сегодня мы отчетливо видим роль «образцовых демократий» в приведении к власти и поддержке самых страшных диктатур в Латинской Америке, Африке и Азии, полное колониальное подчинение себе экономик большей части планеты и важнейшую часть этой политики – мировую культурную экспансию, растушую в геометрической прогрессии вместе с развитием телекоммуникаций, проникающих в каждый уголок. Если раньше, «наведение порядка» в той или иной точке, чтобы вовремя подать ее к столу метрополии, требовало нетелегеничных военных вторжений, сейчас с этим все успешнее справляется пресса и социальные сети, всегда подконтрольные мировым центрам власти, управляемые ведущими психологами и имиджмейкерами, которые опираясь на постоянно падающий в мире уровень образования, научились создавать в любом уголке, где есть телевизор, то есть везде, нужные политические настроения, симпатии и предпочтения.
Наши идеи и убеждения опираются прежде всего на эмоции. Эмоции - реакция нашего сознания на сигналы от органов чувств. Примерно 90% информации о мире мы получаем визуально. Сегодняшняя диктатура СМИ практически безгранична. В нынешней информационной войне откровенная ложь - инструмент вчерашнего дня. Куда эффективнее правильное распределение и дозировка правды. Все, кто сталкивался с размещением своего товара в супермаркетах знают, как это делается. Плата за размещение продукта на нужных местах нужных полок может быть в разы выше, но она всегда окупается. На прилавках сегодняшних СМИ есть практически все, но за главной информацией приходится лезть на пыльные задние полки и за ширмы чужой рекламы, тем временем как весь фаст-фуд на виду и на него всегда скидки. И сам спрос на главную часть правды очень маленький, он предполагает другой уровень внимания и общего образования гражданина клиента; того, от чего нас повсеместно так успешно отучают. Наша общецивилизационная культура наркотиков, фармацевтики и алкоголя создаёт комиксно-попсовое восприятие всего окружающего. Эта система выращивает и производит пушечное мясо, исполненное патриотизма, национальной гордости и флажков соответствующих цветов, спонсируемых и раздающихся международными корпорациями и местными олигархами.
Это и есть сегодняшний Чак-Мооль – система, пребывающая в состоянии постоянного кризиса, разрешимого только войнами и заодно – быстро уничтожающая планету Земля с ее лесами, реками, ледниками в поисках абсурдного «экономического роста», повсеместно сеющего конфликты, нищету и безумие. Россиянам, живущим в достаточно стабильной реальности и судящим о загранице по поездкам в относительно благополучные страны метрополии или в туристические гетто периферии, очень трудно представить себе степень кризиса сегодняшнего мирового общества и все растущую неадекватность традиционных политических элит. В недавней поездке на Донбасс с группой иностранных журналистов, именно это было одной из тем наших бесед. Только люди, достаточно прожившие на Западе и реально столкнувшиеся с системой власти и контроля над информацией, могут себе представить все степень цинизма, обесчеловечивания и аппетитов коллективного Чак-Мооля. Вопрос здесь совершенно не добра или зла, как наивно считают некоторые, а самой совершенной машины смерти, обладающей собственной инерцией, неспособной к рефлексии и направленной на борьбу за абсолютную власть.
Понимающие это первыми настаивают на том, что нынешний конфликт не между Россией и Украиной, а между США и их ближайшими союзниками и остальным человечеством, главной видимой целью в которой объявлен Китай, а план по уничтожению России – не более чем этап на пути в богатствам Сибири и северной границе КНР. Для Запада Украина существует исключительно как инфоповод и студия для массового производства антироссийских фейков, в конце концов в его глазах украинцы это те же русские, только более дрессируемая их разновидность.
Что бы там ни было, голодный Чак-Мооль проснулся и требует крови. За ним стоят материальные ресурсы большей части планеты Земля, очевидный контроль над большинством правительств, корпораций, банков и телеэкранов, выступающих сегодня единым фронтом против всех, усомнившихся в их праве на мировое господство. И первая мишень в их прицеле – Россия. Поэтому в украинскую власть будет вложено неограниченное множество средств, оружия и обещаний; для создания нужного градуса ненависти в каждой украинской семье должны появиться погибшие, а выживших их потомков заставят платить кредиты с процентами за нынешнюю «солидарную помощь цивилизованного мира»; а если не захотят – их будет ждать привычная удавка экономической блокады.
Наступает момент, когда все больше жителей мира могут воочию убедиться, что Чак-Мооль – существо не мифическое, а совершенно реальное и что следующая порция крови на его чашу может стать их собственной, поскольку реальные монстры нашей истории куда страшнее вчерашних пропагандистских карикатур.
И в этот момент, по законам жанра, должен появиться герой. Но главная проблема оказывется в том, что их возникает сразу несколько. Это и бывший работник Чак-Мооля, разочарованный в бывшем хозяине после увольнения, только что подавший резюме на квоту должности официального борца с Чак-Моолями. И восторженный мистик-экологист, убежденный в том, что мир может быть путем изменения сознания, и исписавший этим все социальные сети, но при этом не способный слезть с дивана. Есть еще неопределенного пола активный борец с системой, патриархатом и всеми видами дискриминации и -измов, благодаря полному отсутствию знаний и общей культуры полностью лишенный сомнений и собственных идей. И самых страшный из всех – гуманист, который как настоящий шизофреник, всегда убедительнее и рациональнее других и красиво говорит о борьбе из воспитанной в нас Западом парадигмы ценностей, где право, демократия и гражданское общество должны стать надежной опорой в общечеловеческой борьбе с Чак-Моолем. Еще, разумеется, ненасилие и уважение к частной собственности. Этот прекрасный человек хорош во всём, но живя на планете власти Чак-Мооля, он искренне не понимает, что эта система его верований и сам он были созданы исключительно для более удобного подношения жертв к святилищу Чак-Мооля.
Противостоящее нашему миру чудовище настолько велико и настолько презирает все правила игры, у него столько агентов и столько масок, что наш единственный шанс на победу – путем полного выхода из его игры. Без ЕС, без ООН, без неправительственных организаций, без десятков бессмысленных бюрократических и логистических ловушек, опутанных подконтрольными системе социальными и журналистскими сетями, новости которых – где наши жизни и наши смерти – запрограммированы на месяцы трагедий вперед. Нам срочно нужен живой социальный проект, радикально отличный от чак-моолевского, где главным будет не эгоистичная доисторическая борьба держав за право диктовать другим свою волю, а защита нашей исторической памяти. Еще – наше стремление изучать историю, причем не с Древней Греции или мальчика из пещеры Тешик-Таш, и даже не с трилобитов и инфузорий, а из непостижимости звездного пространства, принесшего сюда когда-то космическим ветром первую пылинку жизни. Наша способность помнить слова великого кубинца Хосе Марти о том, что наша родина – человечество.