Re: Будь верен тому, кто верен тебе. Много фото.
Знаешь, посадка - вещь очень творческая. По правилам и по логике чтобы подвести лошади зад нужно отклониться назад и досылать шенкелем на повод. Но это только тогда, когда лошадь может поднять спину. Иначе получится подведенный зад, скрюченная шея и толкание вверх, а не вперед. Вот посмотри, на фотках у Фивоны шея в хорошем положении, иногда может быть чуть больше согнута, чем хотелось бы, но это рабочие моменты, не возможно же весь час ездить в идеальном положении
А вот спинка на всех фотках прогнута вниз. Когда лошадь скругляет шею, ее ход всегда ощущается приятнее, это может давать ощущение пружинки, но все-таки настоящий сбор - это много спины, ты прям чувствуешь мощные волны по спине, и чувствуешь, как из-за подведения зада поднимается перед, холка будто бы поднимается и увеличивается перед тобой
Как мне кажется, вам сейчас самое главное - укреплять спинку. Прежде всего на корде, но и под всадником тоже. Фенёчек и на корде-то как потеряет равновесие, сразу вскидывается, что уж говорить под всадником, конечно ей тяжело все время бегать внизу! Так что по этому поводу не расстраивайся ;-)
Я бы знаешь как... на корде учила ее опускаться через опускание головы - эту команду мы с ней отработали на месте, со следующего раза будем на шагу пробовать, а если хорошо пойдет, то и на рыси. Потом делала бы всякие разные переходы - шаг-стой-шаг, шаг-рысь-шаг, галоп потихоньку подключала - чтобы она просто уравновесилась и на самих аллюрах, и на переходах. Иногда это нелегко, но Фивона и сама молодец, она все-таки предлагает это движение по собственной инициативе.
Потом я бы занялась с ней сгибаниями в боку. Ты уже это делаешь, но хорошо это совмещать с беганьем башкой вниз. Они учатся гнуться и подставлять внутреннюю заднюю ногу под корпус уже с правильным положением шеи и спины. Тут тоже надо дать какое-то время уравновеситься. Почему мне нравится это все командовать жестами, а не доп.приспособлениями? Когда лошадь максимально свободна, она в любой момент может сказать: я устала, больше не могу. Им правда сложно поначалу столько бежать башкой вниз. А когда башка притянута вниз веревками, есть большой риск перенапрячь и научить сопротивляться.
А под седлом я бы тоже старалась работать на трензеле или даже сайд-пулле, не на жестком железе. На жестком железе проще механически поставить нос в такое положение, как хочется, только что даст нос без спины? Самое-самое главное тут спина, а трензелем ты на нее не повлияешь
И под верхом я бы пока посоветовала ездить именно наклоняясь вперед, облегчая спинку (только на строевой или на полевой, не на учебке), и работать над тем, чтобы кобыль тянулась носом как можно ниже и как можно дальше от себя. Тогда спинка поднимается, гасит колебания при движении и укрепляется. А вот уж когда это будет даваться Фивоне легко, когда она сможет нести тебя на своей спине, тогда можно чуть переносить вес назад и подводить задние ноги. Укрепленная спина уже сможет засчет подведенного зада поднять перед.
А голова - это последнее, о чем надо думать. Когда спина работает и зад подведен, лошадь сама берет повод и расслабленной шеей следует за движениями руки.
PS Вот, чтоб понятнее
Обрати внимание - нос вертикальный, шея в нормальном положении, но спина прогнута вниз. Конь на переду, холка с попой на одном уровне, лапами машет по-рысачьи.
Вот тут спинка у коня покрепче, он очень старается, но ему приходится вон как скукоживать и напрягать шею, чтобы сделать то, что я прошу - поднять спинку и подвести зад. Здесь моя ошибка в том, что я прошу слишком многого для его реального состояния. Мне приходится на пределе сил командовать, а ему на пределе сил что-то эдакое, не сильно красивое выполнять. Конь двигается словно впряженный в тяжелую повозку
Вот тут ситуация уже лучше, но конь все равно в большей степени работает шеей, чем спиной. Когда шея согнута явно ближе к ушам, значит лошадь взяла повод засчет сгибания шеи. Если она взяла повод засчет того, что работает спинкой, а шея расслаблена, то шея будет изогнута равномерно, скорее ближе к холке.
Вот тут я сижу расслабленно, ровно, даже капельку назад плечами. Спинка поднята, зад подведен (маклок явно ниже холки), шея раскрепощена, конь сам доходит до повода, я только в самом начале слегка показываю ему шевелением повода туда-сюда, что нос надо опустить, а дальше все делает он сам. Спина уже готова, обмускулена (хотя нам еще расти и расти в этом направлении!), поэтому я могу загрузить ему зад своей посадкой и дослать шенкелем - от этого поднимается перед.
PPS Еще одно подтверждение тому, что посадка - вещь творческая. Если я на Оззике сделаю так, как приводит цитату Eli -
Наездник должен смотреть в сторону поворта(в центр вольта) и перенести вес во внутрь поворта, внутреняя нога и импульс не позволяют лошади закрыть поворот. Руки наездник выносит чуть вперёд и во внутрь - не дотрагиваясь до гривы.
Если заднии ноги " теряются " и не на одной линии, внутреней ногой наездник должен перенести чуть назад что бы лошадь "выровнялась ".
то мы просто сложимся в повороте, реально упадем
Всегда надо смотреть по лошади и по тому, куда она переносит центр тяжести и как двигает какой частью тела. Если лошадь старается пройти поворот плечом вперед, опуская его вниз, а шею выворачивая наружу (Ален, это есть на вашей галопной фотке), то нужно посадкой загрузить диагональную ногу - внешнюю заднюю, чтобы как раз освободить внутреннее плечо. Когда внутреннее плечо свободно, лошади будет легче проходить поворот с внутренним постановлением, глядя в центр круга. И внутренний шенкель логичнее оставить на подпруге и гнуть им лошадь в боку, чтобы сгибалась в корпусе внутрь, а не наружу. Внутренним поводом мы при этом отзываем немного вверх, чтобы выровнять нос, а за ним и плечо.
А вот если лошадь чрезмерно выгибается наружу, везет плечом из круга, то логично делать как раз как в цитате.
Т.е. всегда надо смотреть по лошади, а не по книжке
В книжке невозможно предусмотреть все особенности хода всех лошадей.