Саш, по поводу хороших и плохих качеств детей. Я с тобой согласна, что каждое качество может быть и хорошим, и плохим. Точнее, у каждого качества есть и отрицательная сторона, вызывающая у других отрицательные эмоции, и положительная, создающая приятную атмосферу. Сначала ты своего ребенка не знаешь, а какие-то решения принимаешь. Ну там... как одеть - ничего если померзнет немного, только закалится, или ой-ой-ой, не дай бог ему в ушки надует и он простудится! Я вот сторонница первого подхода, и в целом он себя оправдывает, но 2 раза не угадала, Димка заболел. А потом накапливается опыт, уже понимаешь: при такой погоде может быть холодно, нужно на всякий случай захватить куртку, здесь пофиг, а здесь может заболеть.
И с отношениями так же. Вот он просит о помощи, я могу кинуться ему помогать, могу закончить свои дела, потом помочь, а могу настоять, что он уже вполне это умеет и может справиться сам. И другие варианты. В каждом случае он что-то для себя вынесет. Вопрос насколько мне потом комфортно будет с тем, что он вынесет. Насколько я сама и мой выбор является причиной его капризов и желания провоцировать на конфликт. Постепенно узнаешь ребенка, он ярче проявляет себя как личность, и уже понятнее, как себя с ним вести, чтобы общение доставляло удовольствие и не было сплошным пробиранием через острые углы. Наблюдаешь за другими - как ведет себя мама и как ведет себя ребенок. Мама выбирает авторитарные решения, попустительские, переключает, проговаривает, стоит в стороне, играет вместе, как играет итд. Ребенок веселый, самостоятельный, конфликтный, капризный, может или не может сам себя занять, что делает когда его что-то злит, как общается с другими итд. Допустим, если мама не уважает собственное личное пространство, то и ребенок не будет его замечать. Но где граница между уважением своего пространства и нечуткостью к эмоциям другого, иногда сложно оценить.
И вот взрослые люди и более взрослые дети понятнее, как и животные. Животные уже рождаются взрослыми. А маленький ребенок для меня был сплошной загадкой, и меня очень тяготило, что я его плохо понимаю. Допустим, сейчас много пишется о кормлении по требованию в противовес кормлению по расписанию. Приводятся в пример аборигенные мамы, которые через миг после писка уже участвуют в проблеме малыша. И не пишется (или мне не попадалось) о том, что мама должна не забывать и о своих интересах, ребенок не центр вселенной, а один из равноправных существ итд. Но возможно, совсем малыш и не в состоянии понять, что с другими нужно считаться, а не мгновенный ответ расценит как то, что его все бросили... Ну т.е. хотелось понимать как быть понятной, как он видит нас и наши поступки, и это было очень сложно. Чем Димка старше, тем легче.
Т.е. меня заботит не то, что он вырастет капризным манипулятором, а то, что я могу неосознанными действиями провоцировать его поведение, делающее наше с ним общение неприятным. Где я сама его затупляю на шенкель, короче говоря
)