Re: Чудо-юдо-рыба-кит Матрица: перезагрузка)))
Поделюсь радостью - у меня неожиданно появились деньги на очередной курс уколов Шапочке... На который я не надеялась уже, т.к. не проходило совсем по деньгам. Блин, мы повесимся столько колоться. Вообще как интересно складывается жизнь - как будто она хочет, чтобы у Чапы появились те ветеринарные мероприятия, которые ему нужны. Потому как у меня хронически просто как-то так выходит, что денег НЕТ. Ну то есть они есть на постой\берейтора\бензин с морковками.... Но вот уже допустим семь ампул того же Бонхарена - и сразу упс, в бюджете какая-то подозрительная дырка, которая ну никак не предусматривает Чапе бонхарена.... Или там ррррраз, и надо еще сколько-то там неожиданно на что-то очень важное и нужное, но на что их НЕТ. Так вот, они почему-то мистическим образом каждый раз откуда-то появляются - мне вдруг платят люди, которые я думала уже не собираются это делать, вдруг подворачивается какая-то удачная халтурка... И Чапа колет свой бонхарен, и у меня снова денег НЕТ :mrgreen: А дальше ты выясняешь, что надо еще что-то, снова сокрушаешься, что не получается по деньгам, бедная бедная моя Чапочка, и... Правильно, подворачивается следующая халтурка)))) Я уже года полтора наверное поражаюсь этому явлению - как будто и правда кто-то сверху хочет, чтобы эта лошадь не скопытилась совсем... Именно под эти расходы - суммы как-то странным образом появляются... Причем что обидно, обычно ровно столько, сколько Чапе не хватает для полного щастья :mrgreen: Вот бы сразу раз в десять больше, а)))) Ну или хотя бы в два)))) Чтобы не только на Чапин бонхарен, но и мне на что-нибудь приятное :lol: Надо как-то примазаться к его ауре, раз ему оттуда явно через меня платють денюх, пусть за меня попросит :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen:
Неожиданное обучение верховой езде (вот кто бы предполагал, что придется таки, имя лошадь, верхом ездить???? :mrgreen: ) таки напомнили моему желанию поделиться описанием следующего литературного произведения, что оно родилось, и росло, и выросло, а дальше придется проснуться
Итак, еще одна весьма понравившаяся мне книга - Ани Беран по выездке. Сложно сказать, как правильно перевести название, что-то вроде Классическое обучение, думая о лошади.
Соответственно, отзыв о книге Клауса Балкенхоля - книга, посвященная тому, как сохранить благополучие лошади даже на самых высокий ступенях выездки. Как раз та, откуда много фото утащено в Хойшмана. Если кто не знает, то Беран - немецкая всадница, с 1985 работала в Португалии, сначала с Луи Валенса, а потом с Мануэлем Жоржем д'Оливейра. Имя Mark de Broissia мне ни о чем к сожалению не говорит, но это еще один ее тренер, из Германии. Сейчас у нее своя конюшня, где она тренирует лошадей и людей. И насколько я поняла, из вопросов людей и родилась книга. Работала она с самыми разными породами лошадей. И ее видео оставляет такое приятное впечатление, что да, таки хочется разориться и на книгу (что я сделала), и на все диски (что я еще только собираюсь сделать).
Что она сама пишет про книгу.
Она не претендует на теорию классической работы с лошадью. Не заменяет инструктора - потому что работа с лошадью, как и любое созидательное искусство (!!!), не может быть выучена по книге в принципе. Зато предлагает коневладельцу принять ответственность за свое животное, причем не в форме притащенных ему вкусняшек, а обеспечив грамотное содержание и работу. Причем лошадь по ее мнению должна как физически, так и психически получать все необходимое.
Общий принцип - быть жестким с собой и мягким с лошадью.
Конное искусство в своей высшей форме - это не то, что можно спланировать или изобрести, это масса тяжелой работы и развивающаяся отсюда техника + ощущения. Успехи измеряются только мерой, в которой получается достичь гармонии с лошадью на всех движениях, и ничем иным (вроде соревнований). Хихи, вот тут обязательно надо спросить, а ГДЕ же ее результаааааааааты????? ))))
Выездка - древнее искусство, которое не терпит никакого насилия над лошадью, лошадь должна быть довольна и уверена в себе, тренируема в собственном темпе.
Работают лошади любого телосложения (фото пиаффе на хафлингере - очень милый колобок).
Главный критерий - физическое и психическое состояние лошади, как оно изменилось от работы. Лошадь должна стать более красивой, с более гордой осанкой, более чуткой, внимательной. Если удовольствия лошади от собсвенных возможностей не видно по ушам и глазам, то она была не тренирована в классическом смысле, а... как бы точно сказать. В общем, не важно. Ей давали физическую нагрузку, наверное это будет точней всего.
Цитата Генерала Декапентри (если так читается, ну и конечно очень вольное изложение) - немецкие всадники изменили принципы классической школы на практике. Они не были напрямую грубы, но слишком часто настаивали на конфронтации сопротивлению лошади напрямую. Вместо того, чтобы просто потребовать от лошади подчинения, они требовали полной капитуляции лошади, не искали ее сотрудничества в стремлении к совершенству совместной работы. Больше внимания они уделяли точности выполнения, чем одухотворенной легкости. Классическая выездка в Германии, по ее мнению, была потеряна, была потеряна легкость. Которая может быть достигнута с любой лошадью, любой породы и сложения.
Вот кстати сколько раз смотрела разные виды работы лошадей... Корридную лошадь я почему-то легко могу представить себе едущей по схеме спортивной выездки - наверное даже без долгой подготовки. Конечно, там будет другой стиль движения, но технически мне кажется корридный всадник покажет большое число элементов и переходов, не знаю правда насчет пассажа и пиаффе, не факт что им учат корридную лошадь, но вот все боковые и пируэты и осаживания и любые переходы она исполняет перед быком. Но вот представить себе современную выездковую лошадь, которая выползла на арену к быку... Что-то я подозреваю что это плохо закончится. Хотя по идее то и не должно бы - лошадь ведь выезжена же, так что ничего вроде не должно мешать ей рулиться и крутить пируэты под его рогами, а всаднику всаживать свои... В общем как там эти палки называются.
Я не могу сказать, что мне импонирует сама идея корриды. Но выезженность корридной лошади - наверное для меня идеал выездки. Это как раз легкость управления, безусловность подчинения, сложные движения в рискованных и неожиданных условиях для пары. Лошадь, едущая по безопасному манежу по заранее известной всаднику схеме - это конечно тоже выездка, но ... какая-то менее требовательная что ли. Где, как показывает практика, вполне можно ехать в стиле накачали бицепсы, накачали шенкеля, взяли лошадь В КОНТАКТ и едем. Не знаю, мне кажется, в таком стиле невозможно ездить в сложных условиях, ну т.е. действительно выполнять сложные вещи (а в моем понимании корридная пара выполняет более сложную работу, чем гран-при-выезковая пара). Может я конечно ошибаюсь, но на первый взгляд в сложных условиях - либо управление легкое, либо вы труп.
Начинается книга с главы про всадника.
Итак, хороший всадник. Спортивный в смысле общей формы. Хотя конечно в роли до-конного спорта подходят танцы например, и очень плохо подходит большой теннис.
Прямая спина, плечи опущены назад, длинная шея, взгляд вперед - дабы стабилизировать корпус. По Беран, это вовсе не способ ездить на лошади. Это способ ходить и сидеть вообще, желательно всегда. Т.е. эта поза должна быть естественной, в природе человека, а не зажато-вымученной в седле потому что надо.
Координация отдельных частей тела - вместе и по одной. Что тренируется, например йога.
В иделе средний рост\вес при длинных ногах. Высокому всаднику сложней с балансом. И сложней правильно сидеть на невысокой лошади, т.к. ноги висят слишком низко и их приходится поджать, дабы оказать нужное воздействие. Невысокому с балансом проще (и потому он лучше для молодой лошади), зато сложно воздействовать на бока высокой толстой тушки.
Вес лучше поменьше, особенно если человек едит плохо - он медленней убьет спину. А вот если человек владеет своим телом хорошо, то его тяжелый вес может и не мешать. Более того, если человек умеет работать весом - то он может добиться большего, чем более легкий всадник (кстати это точно, можно на многих лошадях увидеть, когда лошадь активно плюет на вес более легкого всадника там, где под тяжелым это же смещение веса просто заставит ее сделать попрошенное, т.к. силенок не хватит сопротивляться).
Параллельно с верховой ездой хорошо бы заниматься плаванием или гимнастикой, ходить на массаж и прочую физиотерапию (и завести себе десяток негров, чтобы пока ты это все будешь делать, они за тебя работали))))))
Помимо физики идет также отношение всадника ко всему этому безобразию.
Хороший всадник эмоционально уравновешен. Может долго концентрироваться, его сложно отвлечь, не страдает перепадами настроения. В общем, чтобы быть хорошим всадником, надо бы иметь внутреннее равновесие, и стать счастливым человеком. В плохом настроении она считает к лошадям подходить не надо.
(Хотяяяяяяяяя.... Если очень долго мысленно бить себя по рукам за попытки проявить свое плохое настроение, то буквально через годик организм - ну по крайней мере мой - привык и теперь у меня есть отличный улучшитель настроения - пришел к лошади, настроение резко хорошее, потому что уже на уровне рефлексов выучено, что нельзя, чтобы оно было плохое))). Очень удобно).
Кстати вопрос к читателям - если конечно эти мои опусы кто-то читает))))))) А влияет ли на вас настроение других людей? Я вот по себе замечала, не часто, но регулярно, что когда попадаешь с кем-то зло-нервно-громко-ругающимся, то иногда от всего этого психоза хорошо удается отгородиться и не испортить безмятежного настроения себе (ну и коню), а иногда смотришь на все это вопли \ хлыст \ замкнулся \ психует... И сам начинаешь ловить себя на том, что тоже начинаешь раздражаться. Вот интересно, как бы сделать так, чтобы этого не делать. Типа идет мимо тебя человек, кааааааааак хлыстанет свою лошадь рядом с тобой, та с выпученными глазами скочет, твой конь нервничает, а тебе - все равно, все хорошо?... Уже много времени пытаюсь как-то освоить это искусство, но пока не выходит.
В общем, хороший всадник всегда излучает спокойствие и уверенность.
И не боится ездить - по ее мнению, есть люди, которые лезут в седло, хотя в глубине души опасаются лошадей и езды - так лучше себя и не мучать. Если же человек боится конкретной лошади или конкретных вещей - лучше не подходить к этой лошади и не делать эти вещи. Тренируйтесь на кошках, как говорится, не чувствуешь себя уверенно - даже не пытайся делать. (Хотя что-то я подозреваю, что с таким подходом я бы сначала год шагала на лошади, которую ведут в руках, а дальше год рысила на я-старый-еле-двигающийся-ветеран-проката на корде - ну и т.п.). В общем, не только лошадь не надо форсировать, но и себя.
В общем-то, хороший всадник любит лошадей. И это должен быть единственный мотив для работы с ними. Конечно одни лошади могут нравиться больше других, но хороший всадник любит в целом лошадей. Потому как только это чувство мотивирует действительно заботиться о том, чтобы лошадь чувствовала себя хорошо.
По лошади, как она считает, всегда видно, любят ли ее или просто работают. И то, поднимает ли лошадь голову и дружелюбно ползет к человеку, либо отворачивается - о многом говорит.
Кстати, я вот тут стала вспоминать. А вот ооооооочень мало лошадей не бегут к человеку с дружелюбной мордой. Сколько я общалась - почти все тебя встречают, некоторые правда делают это хамским образом (Чапа начинает например ходить туда-сюда по леваде как дельфин-шизофреник, махать шеей и копать). Но вот чтобы лошадь тебя проигнорировала или отвернулась - ну не знаю, это как-то прям вот.... Ну очень редко. (Конечно не беру случаи "лошадь увидела в твоей руке шприц с глистогкой и занимается игрой - фиг ты меня поймаешь", или "что-то страшный у тебя в руках бенгальский огонь, я пожалуй в сторонке постою").
Так вот, возвращаясь с Беран. Она бы даже сказала, что лошади, которых любят, живут дольше и щастливей.
Именно из любви и уважения к лошади и появляется терпение, частая похвала, без которых ничего не достигнуть.
Один всплеск нетерпимого поведения может надолго закрыть лошадь для общения, а иногда даже совсем разрушить отношения с лошадью, лошадь перестает доверять человеку (хы, вот я ж говорю у меня идеальная лошадь - он мне и это тоже прощает).
Когда хороший всадник едет на лошади, зрители смотрят на лошадь, т.к. он показывает лошадь, а не себя.
Лошадь как хобби - это очень серьезнь. А работать с лошадьми надо только страстному идеалисту, потому что это работа без выходных, праздников, свободного времени и т.п.
Хороший всадник имеет... прилежание? Если есть оно + самодисциплина на 99%, то чудесно, ну и 1% таланта сверху тоже неплохо. Усердием можно компенсировать некоторый недостаток таланта, а вот талант без работы хорошего всадника не сделает.
Считать, что ты все знаешь - очень опасная точка, за которой опять же заканчивается хороший всадник.
Концентрация, полная и совершенная, на лошади. Она предпочитает работать с совсем сложными для нее животными в 6 утра, дабы никто не отвлекал разговорами. А в момент высшего сосредоточения отвлечь может и "здравствуйте!".
Она считает, что нельзя разговаривать с тренером, будучи в седле. Только после тренировки.
Нельзя управлять лошадью, не научившись управлять собой.
Люди с нестабильным, неуверенным, слабым характером не смогут нормально общаться с лошадью.
Вполне естественно, она считает недопустимым курение в конюшне.
Ну и еще момент - желание учиться. Тренер - книги - диски - своя страна - соседняя страна. Ничего не должно делаться просто "потому что так делают". Только если есть ответ на вопрос - зачем.
И смотреть - на хороших всадников, чем больше тем лучше, смотреть - смотреть... Но - при этом она лично ограждает себя от неприятных зрелищ. Вроде того, что можно увидеть на сельских шоу - такие впечатления не нужны совсем.
Про одежду. По ее мнению, шлем обязателен. Силуэт спины и плеч должен быть четко виден под одеждой.
Одежда должна быть элегантна - это часть уважения к лошади (вот интересно, удастся ли когда-то лично мне реализовать это на практике? Потому как... Это только если переодеваться специально под езду - лошадь почисти, денник доотбей, копыта почисти (а Чапины часто надо еще и на ногу себе положить, иначе ему тяжело), сено закинь, в растирках измажься - ну и.... вроде уже ни о какой элегантности речи идти не может в принципе...
Выбор тренера. Надо выбирать лучшего, кого можно найти. Внимательно посмотреть на конюшню и в манеж - там тихая атмосфера спокойной концетрации или крики и вопли? Характер должен подойти всаднику - тренер должен быть приятен как человек. Посмотреть занятия - работает ли он с учениками? Выносят ли они что-то, улучшается ли что-то? Конструктивна ли тренировка по форме, вежлив ли он, не остается ли после него (Катя хыхы) желания отправить лошадь в пампасы и больше никогда к ней не подходить? Квалификация - тренер как минимум должен сам отучиться под руководством грамотного человека минимум 6-8 лет, и должен уже подготовить некоторое количество лошадей (не одну лошадь) с нуля. Проехать на подготовленной другим лошади недостаточно. Тренер должен любить и уважать лошадь. Как он говорит про тех лошадей, с которыми работает? Как эти лошади обмускулены? Они довольны? Умеет ли он объяснять?
Нашли? Ну и работайте с ним, прыгание от тренера к тренеру каждый месяц никому особо толку не приносило. Не смешивайте системы езды, мнения и тренеров, лучше попытаться освоить одну систему правильно.
Ну и - нельзя научиться ездить самому, всаднику нужен тренер.
Посадка - язык тела.
Голова - прямо, смотреть в направлении движения, не наклоняя к одному из плечей, что многие делают неосознанно.
Подбородок надо держать внутри, не тянуть вперед, это сковывает плечи и шею. Не смотреть на шею лошади.
Лицо должно быть расслабленным, т.к. напряжение этих мышц влияет на всю позу. Губы не сжимать, не хмуриться, и т.п. По возможности - улыбаться.
Сидеть, "утонув" в лошадь. Ехать пряжкой ремня вперед. Плечи ровные и расслабленные опущены. Напряжение в плечах дает напряженные руки.
Обычно сидеть прямо достаточно для того, чтобы лошадь шла... э... в общем, сидеть за лошадью, не перед ней. Правильный корпус экономит работу ног. Но не надо путать это с накачиванием корпусом - что недопустимо.
Повод в свободно сжатом кулаке. Ни в коем случае не в сильно сжатом.
Не рука к животу, ехать животом к руке.
Повод держится как птица - ее нельзя упустить, но и нельзя раздавить.
Когда вы думаете про работу рукой, всегда надо думать про уступающую руку, это основа езды. Ну и всегда уступать рукой при любом правильном ответе.
Ноги лежат на лошади, но не вцепляются в нее. На стремя наступать сильно нельзя, т.к. закрепостит лодыжку.
Вцепиться ногами = зажать лошади мышцы живота. Постоянное давление всегда дает контр-давление.
Не отвечает на посыл? Лучше двинуть единожны энергично, чем постоянно монотонно пинать ногой.
Дышать. Спокойно, ритмично, постоянно. Задержка дыхания - знак напряжения, лошадь это поймет. Над ровным дыханием надо работать.
Лошадь тоже должна дышать - регулярно, ритмично, не задерживая дыхание, довольно пофыркивая периодически. (Кстати я вот не чувствую как дышит лошадь в движении - только в остановке, там чувствую и дыхание, и как бьется сердце, но если он даже шагает, то только вижу по ноздрям и все. Интересно, а на шагу оно может ощущаться? Или на рыси? На галопе вроде смысла ощущать нет - там вдох выдох же будет рефлекторно под темп галопа кажется?).