Re: Чудо из сарая Перечитывая Хемпфлига
Ну что ж, и продолжу про Эквирос.
Последний день был днем выездки.
Угрюмов.
На этот раз с удовольствием посмотрела на миленького серого конечка - молодую лошадь. Работа рысь галоп и работа над постановкой на движения.
Про движения довольно открыто сказал, что мол ну у нас же вон Тотилас, поэтому теперь, если лошадь не будет махать ногами - не поймут. Ставили думаю очень похоже, как с тем черным тракеном - потому как в движении есть что-то неуловимо общее, что мне не особо нравится (ну да я и выездку в ее современном прочтении не люблю) - зад чуть отстает от переда. Т.е. да, спина не проваливается, зад не отставляется - НО по ощущениям, именно что на активный зад и спину поставили супер-активное плечо. Хотя у Угрюмова это не производит впечатления чего-то сложного для коня - т.е. если я вижу ролл-кюр иногда в таком исполнении, что хочется сразу грохнуться в обморок, то тут все выглядит очень достойно в плане отношения к лошади - со стороны работа смотрится просто спокойной нормальной работой. Ну вот так учат коня бегать, да. Конь не особо высказывает свое недовольство этим фактом, бежит спокойно, его никто никуда не упиливает и не дергает.
В целом же абсолютно потрясающе смотрится его работа. В плане тонкости. Вот казалось бы едет всадник по кругу, тут ему сказали придержать, там - его "полетели" (ох, как мне нравится это полетели - вот и правда команда передает суть движения). Чуть сократить, чуть дослать, чуть то, чуть се - а вот тут ты перестарался, мягче... И.... Через пару буквально минут лошадь из обычной рыси выдает вот эту супер-плече-махательную.... Где и как он настолько чувствует лошадь.... Здорово
Спокойно, мягко, никто никого никуда не тыркает... Лошадь довольно много шагает на отданном поводу - прошагиваний было много, и после каждой части упражнений.
Вообще работы как таковой - немного, может ну минут по пять-семь было три основные части, плюс долгая шаговка в середине между ними. Угрюмов считает, что молодой лошади получаса активной работы более чем достаточно, это уже очень очень очень готовую лошадь можно работать и поболе двух часов (с оговоркой, что работа - это не выехал, и работаешь-работаешь-работаешь, а выехал, попробовал сделать, пошагал, подумал, еще раз попробовал, снова пошагал и подумал). Но это уже касается подготовки к серьезным ездам и лошадь работанная годами. А молодой - не надо больше, чем он работает. (Его, если я правильно понимаю, несколько раз переспросили из зала, точно ли это ВСЯ тренировка, или все ж дома они больше бегают).
Из рассказанного - на остановке подавать корпус чуть вперед, дабы разгрузить спину. Завал назад провоцирует отклячить попу.
Опять рассказывал про доминанту, что условно один энергичный посыл вперед дает возможность "ехать" на нем довольно долго....
На галопе понравилось упражнение, как конь сокращал вольт буквально до может 3-4 метров и снова расширял до нормального круга.
Менка как проверка того, в поводу ли лошадь. Не в поводу - не будет смены от зада.
Менки в темп - лошадь ставится на команду, грубо говоря, есть команда начать менки в темп и прекратить, а менять каждый раз за лошадь ногу это слишком быстро, он так не делает...
Контргалоп - полезно делать с обратным постановлением.
Но вообще конечно его надо не слушать, его надо смотреть. Как он общается с лошадью, как она реагирует на его голос, насколько внимательна, что он от нее хочет...
Дорофеева и Ушакова (? если не перепутала)
Тоже прям в восторге. Очередное то, что надо видеть.
Вот просто КАК бежит лошадь, как двигается.
Очень тоже мягкая работа. Много шаговки. Лошадь хвалится, в т.ч. сахаром, если я правильно понимаю.
Несмотря на то, что показывали работу на переход к большим ездам от малых (кстати ога, ЭТО лошадь НЕ большепризная??????? Он бежит МАЛЫЙ приз???????? Ну вот да, это наверное то, что можно назвать настоящей малопризной лошадью).
Во-первых аллюры. Очень активный зад, очень хорошо работающий. На рыси вымах плечами есть, но он какой-то сглаженный и наложенный на оооооооочень активную работу попы и спины коня, т.е. вот этого ощущения какого-то дисбаланса и пере-работки одними частями тела относительно других - нет совершенно.
Ритм - идеальный, движение... Всадница показала плечо. На рыси. С офигенным импульсом, захватом пространства, по стеночке - и довольно легко в плане управления, то есть этого "натужно уцепились за внутренний повод" естессно - нет.
А потом... Они вышли... И сделали такое же идеальное плечо по середине манежа... Некоей виртуальной прямой как стрела линии.... Вот ЭТО я понимаю баланс и чувство лошади... Идеальная точность, для меня за гранью реальности.
В начале он у них чего-то шуганулся в углу - вот реакция была как у любителя для своей лошадки, мол ой, Вилли что-то там увидел, ну посмотри.... Очень контрастировало с жестким пресечением неповиновения лошади в подобной ситуации, которое я наблюдала зачастую у наших спортсменов. Наоборот, дали познакомиться, чуть ли не отдав веревки.
Тезис - любовь с лошадью должна быть взаимна. Любите своих лошадей, берегите их, не форсируйте. Но и - нельзя быть уверенным в лошади, если лошадь не любит вас и не рада для вас стараться. Так что надо, чтобы и лошадь была рада стараться и выполнить упражнение хорошо.
Хотя езды и большие, показывали много базовых упражнений - много работают над аллюрами, переходами. С этой лошадью разминка начинается на галопе. И уже потом рысь. Обычно иначе, но это его персональная особенность такая.
Упражнение качать зад - подъемы.
На остановках, наоборот, сесть назад и загрузить зад лошади, на средней и прибавке - чуть подвстать с поясницы, дабы дать спине проработать тот импульс, который возникает.
Несмотря на то, что лошадь уже умеет крутить пируэты, все равно работают пируэты по маленькому вольту вокруг тренера с ее поддержкой с земли.
Менки. Галоп. Вообще надо сказать, что аллюры у их Вилли просто обалденные - вот я реально первый раз вижу красивый и энергичный пируэт на галопе, который для меня - эстетически приятен (а не есть жалкое перетаптывание со вспрыгом и движением вбок). Галоп конечно и сокращают, и прибавляют, сокращают до почти на месте.
По поводу нагрузки на лошадь - занимаются со здоровой лошадью профилактикой, колят "хионат и все остальное, что надо" дабы поддержать и не дать возникнуть проблеме. Потому как если проблема возникнет, то лошадь можно считать потерянной. Надо не лечить хромоту, а не допустить ее возникновения.
Как подбирали коню седло? Очень сложный индивидуальный вопрос. У них есть лошади, которые ходят под хорошими белорусскими седлами, которые крайне дешевы. А вот Вилли благополучно послал их лесом со сшитым на заказ под его спину Каунти. Отказался под ним бегать. Так что цена и качество материалов и репутация - еще не гарантия, что конской спине понравится.
Седло подбирают с ветеринаром.
В общем, еще одна пара, я даже вопросы почти не помню, потому как смысл - просто увидеть эту лошадь. И понять для себя, что вот ТАК и должна выглядеть ВЫЕЗДКА.
Даже не буду сравнивать впечатление от... скажем так, наблюдения за тренировками многих наших других выездковых "звездных" и титулованных. Потому как вот там реально хочется плеваться. А у этих двоих - не хочется. Даже если лошади делают то, что на первый взгляд вроде б лучше бы и не (ну типа гиперсгибаний или допустим тезиса Угрюмова о том, что плотный контакт лучше мягкого, но не стабильного).
Насчет последнего - вот какой бы плотный контакт у него ни был - а лошадь не выглядит ни разу затянутой поводом. ВООБЩЕ. Хотя да, иногда становится понятно, что контакт довольно плотный.
Ну эту его фразу я еще по другой причине не люблю - мне кажется, что многие у нас могут подумать, что плотный контакт в версии Угрюмова - это повисшая на руках лошадь. А это совершенно разные вещи - по ощущениям со стороны, конечно же. И очень надеюсь, что народ, который ездит, зажав лошадь руками, не будет потом считать, что он ездит по-Угрюмову и в плотном контакте.
Кстати кажется на обоих семинарах прозвучало, что нет никакого смысла искусственно поднимать перед лошади руками.
Еще интересно как Татьяны ставили Вилли на пассаж и пиаффе. Первые темпы по стеночке, при поддержке сзади бичиком. Сказали, что за несколько лет доведут количество до более-менее приемлемого. ОЧЕНЬ интересно, потому как поясница лошади... Ну думаю тут все ж читали, что идеальное пиаффе - это зад присаживается в суставах, через поясницу принимает часть веса переда лошади. А неправильное - это подпрыг задом с весом на передах, не осаживаясь и не включая спину. И вот я смотрела, у них были прям идеальные темпы - и поясничка все на себя взяла, и зад ушел вниз. Буквально несколько. Были ну... скажем так, балансе на переду, подкид зада в темп. Довольно много. И несколько меньше - серединка на половинку, вроде что-то проскакивает, но не оно еще.
Мне это - смешно конечно, но вот такая ассоциация глупая. Очень напомнило нашу с Чапой работу на рыси на корде. Т.е. вот ты его пытаешься чуть двинуть, чтоб через спину... И вот ну может один раз из десяти мелькает что-то такое, что хочется видеть... Получается у него включить спину... И вот ты делаешь-делаешь-делаешь как дурак эти подъемы в надежде, что может когда-то выйдет и два раза из десяти, а глядишь через годик и все пять.... И вот ну оооооооочень похоже по стилистике работы что ли, только уровнем на пару порядков сложности выше. Что вот она, лошадь разбирается, как ей надо сделать, ей помогают, и ждут, пока она таки разберется.
Опять же вот вспомнила, звучало, как долго надо растить мышцы спины, чтобы они несли такую огромную нагрузку.
В общем, самые позитивные впечатления. Хотя конечно есть и вопросы, куда ж без этого.
На Татьянах очередной перл - а зачем вы используете шпоры. Ну как зачем, проткнуть лошадь до ребер, конечно же, зачем еще могут быть нужны шпоры-то, а...
А вот потом был голландец... Скажу сразу, тут мое мнение не есть полное, потому как я честно говоря не выдержала и ушла после первого ну может минут 20 или получаса.
Потому как... Видела я лошадь... СОВЕРШЕННО неправильно обмускуленную. Ну а если быть более точной, то наши любительские лошади имеют во сто крат более раскачанные шеи, чем эта. Ну... Может конечно у нее травмы или там атрофия, не знаю, но вот как-то я ожидала, что лошадь, которая работает переходы пассаж-пиаффе и пируэты будет иметь некоторую линию верха. Голландец - на мой вкус - давал какие-то совершенно невразумительные комментарии в духе хорошо, вот тут хорошо, а сделайте это, хорошо.... Я эти хорошо послушала и свалила, потому как - это мое сугубо чайническое, но тем не менее сложившееся мнение - ну какие пируэты и какие пассажи, когда просто на движении при подвыпускании повода лошадь выдает такой изгиб кадыка на шее, которым не всякий ахалтекинец-то неработанный может похвастаться... Ну в смысле по ощущениям - надо начинать работу с нуля над аллюрами, над просто нормальной рамкой на рыси, не?.... Ну и вот этот стиль езды - на руке - мне чисто эстетически неприятен. Так что. Посмотрела я на лошадь, которая мне в реальности показала фразу из какой-то книги... Где писали, что набирать повод на себя - это только укорачивать шею лошади.... Я раньше думала это такое образное выражение, укорачивать, ан нет, выраженно укорачивается шея лошади при такой работе. Это прям видно было - вытянула чайник - взяли на руку... В общем, ну его, голландца этого, больше писать желания нету.
(В смысле про него нету).
Кстати, говорила ли я, что Угрюмов не любит развязки и предпочитает вожжи, т.к. развязки нельзя своевременно отдать и изменять рамку, т.к. физически не перестегнешь так быстро, как хочется.