РОССИЯ В ЛИЦАХ - УЛЬЯНА ЯКОВЛЕВА, ГЛАВНЫЙ ТРЕНЕР КСК "ЖДАНОВСКОЕ ПОДВОРЬЕ", Г. МОСКВА.
Совсем не просто поймать и отвлечь рядового тренера для разговоров, и совсем сложно - организатора зарубежных семинаров в столице, ведущего тренера в одном из самых крупных конных клубов страны.
Тем не менее, у Ульяны нашлось несколько минут для интересной беседы.
Маргарита: Ульяна, скажите, вы, как один из продвинутых всадников и тренеров, не побоюсь этого слова, в России, как оцениваете тенденции в выездке зарубежом и здесь? Что-то серьезно поменялось за последние годы? Какие, вообще, основные положительные и отрицательные моменты можно отметить в выездке настоящего?
Ульяна: Думаю, стоит начать с того, что я сейчас достаточно далека от выездки как конного спорта (не считая проведения мастер-классов с зарубежными специалистами). Мне повезло, с детства у меня были отличные тренера по выездке, одни из самых лучших в России. Однако, я всегда искала более глубоких познаний в области именно работы с лошадью, нежели подготовки ее к стартам. Сейчас разводят великолепных лошадей, и спортивная выездка, конечно же, должна во всей красе показывать этих прекрасных животных. Однако, основные тенденции таковы, что мы потеряли школу подготовки молодняка. Ориентируясь на заграничных лошадей с естественными шикарными движениями, наши берейторы зачастую двигаются в направлении «картинки», минуя так необходимую базу тренинга лошади. К счастью, сейчас не только мы,
horse-sense.ru, но и многие другие клубы проводят множество семинаров и мастер-классов, направленных как раз на обучение всадников не только тому, как выполнить тот или иной элемент, чтобы получить более высокий балл на стартах, но и как подвести лошадь к элементу, чтобы она смогла выполнить его максимально хорошо.
Думаю, тут дело даже не столько в каком-то определенном виде спорта, а в целом, в нашей культуре отношения к лошади. Начиная с разведения - мы теряем свои ведущие конезаводы, многие породы держаться только на плечах энтузиастов. Образование так же большая проблема: у конников два пути - ветеринария или физкультурный институт, ни то, ни другое не является профильным образованием, которое может помочь всаднику развиваться как профессионалу. Нет образования = нет кадров - тренером может быть кто угодно, и нет никаких шансов у стороннего человека понять, насколько этот тренер подходит для его задач. С подготовкой лошадей тоже проблемы - берейторам у нас негде учиться, каждый даже пресловутую шкалу тренинга понимает исключительно по своему.
Недавно, мне на глаза попалась фраза: «помимо конного спорта другой ниши в России для коневладельца нет». Во всем мире люди занимаются тысячами всевозможных видов деятельности с лошадьми, и только в России мы все еще в каком-то каменном веке. Мне кажется, в наше время достаточно много конников, заинтересованных в глубоком изучении лошади, ее биомеханики, психологии, разнообразном тренинге. Поэтому, пора признать, что можно быть хорошим всадником и профессионалом в своем направлении, даже если не участвуешь в соревнованиях.
Маргарита: Есть ли у Вас кумиры в выездке, на кого Вам бы хотелось равняться?
Ульяна: Как я уже сказала, меня мало интересуют проценты, которые всадники получают на соревнованиях. Меня больше интересует, сколько именно выездки в их лошадях, а не природных данных, экстерьера и райдабилити. Из современных мастеров, тех кто на слуху, это, конечно же, Карл Хестер. Он берет абсолютно обычных лошадей и доводит их до больших езд самого высокого эшелона. Это, конечно, мастерство, надеюсь, у меня получится однажды организовать его клинику в России и поучаствовать со своими лошадьми.
Но основное вдохновение я черпаю в работе мастеров классической выездки - конечно, это, уже покинвший нас, но так и не превзойденный мэтр Нуно Оливейро, его ученица Элен Арианофф, с которой мне посчастливилось тренироваться с 2016 года и по сей день, Марк де Броссиа, Педро Торреш, да и большинство всадников Португальской школы выездки достойны самого пристального внимания.
Маргарита: Мы затронули вопрос о подготовке молодняка. Как Вы видите этот процесс?
Ульяна: Для меня основополагающим в этом вопросе будет сохранение здоровья лошади, как физического, так психического. Я начинаю работать с лошадью под седлом не раньше трех лет, исходя из физиологических особенностей роста лошадей. В среднем, на заездку лошади до уровня «три аллюра в полях и на плацу» у меня уходит 3-4 месяца. За это время лошадь учиться базовой работе в руках, на корде и знакомиться со всей амуницией, которая ей будет необходима в ближайшее время. По возможности, я начинаю работу с лошадью без железа, и только после стабильной работы на трех аллюрах постепенно перевожу на трензель. Это помогает избежать многих проблем, от дисциплины, до контакта с поводом.
Немаловажный фактором является содержание молодой лошади в момент заездки. А именно - сбалансированное кормление с большим количеством фуража, основанное на естественных потребностях само вида животных, регулярный моцион, грамотная расчистка, и много, много дополнительного движения - длительные шаговые прогулки в полях, для некоторых лошадей, например упряжных и тяжеловозных пород - легкая работа в упряжи, и конечно же, максимально возможный выгул.
Если говорить непосредственно о системе заездки, я стараюсь придерживаться принципов классической португальской школы выездки.
Первое, чему учится молодая лошадь - это работа в руках, направленная на дисциплину и гимнастирование. Ко мне часто попадают испорченные/разбалованные лошади, или лошади из табуна. На этом этапе мы разбираем правила игры, узнаем друг друга и договариваемся о вежливом нейтралитете на первое время. Немаловажно, что находясь рядом с лошадью, мы можем использовать ее родной язык - язык тела, объясняя ей правила поведения с человеком. В дальнейшем ( а работа в руках нужна не только на этапе заездки, она идет красной нитью на протяжении всего тренинга лошади, до таких элементов как пассаж, пиаффе и т.д.) это сыграет нам очень хорошую роль - любой вопрос/недопонимание лошади, можно будет решить на земле, давая лошади возможность разобраться со своим телом без веса всадника.
Параллельно молодая лошадь осваивает корду, учится отвечать на голос человека. Я минимально использую дополнительные средства на корде, так как считаю, что лучше чутких рук всадника не может быть никакая веревка. Поэтому я практикую с лошадьми работу на длинных вожжах, это хорошее подспорье в заездке. Обучение поворотам и остановкам, бОльший контроль на переходах, в конечном итоге это гораздо более эффективное средство обучения лошади, нежели любые развязки и шлеи. Этому определенно нужно учиться и достаточно долгое время, но оно того стоит.
После такой подготовки у меня обычно не возникает проблем при посадке на лошадь. Естественно, я занимаюсь приучением лошади к нахождению меня в седле столько времени, сколько это необходимо. Максимальное количество времени для этого - неделя. Согласитесь, не так уж много, если ценой этого - отсутствие сопротивления у лошади при наличии человека на ее спине.
Как только лошадь приняла всадника на спину, мы с помощником работаем на корде всеми тремя аллюрами. Это очень важный момент. Многие заезжают на корде лошадей шагом и рысью с остановками, а потом отправляются в свободное плаванье, делать первые галопы. Чаще всего это заканчивается свечками и козлами. Однако, если лошадь правильно подготовлена к заездке, ей гораздо проще уравновесится под всадником на ее естественном аллюре - на галопе.
Дальнейшее обычно не вызывает проблем: лошадь уже умеет поворачивать и останавливаться на воздействие повода, понимает команду шенкеля - можно двигаться дальше, начинать работать уже без корды, по всему манежу.
Две-три недели и лошадь готова к своим первым выходам в поля. Я убеждена, что подготовить хорошо развитую физически и психически лошадь невозможно без полевого тренинга. В условиях города это очень тяжело, но все же у большинства конников такая возможность есть и я настоятельно рекомендую ею пользоваться. Длительные шаговые прогулки по пересеченной местности, работа на выносливость - всё это продлевает жизнь и здоровье Вашей лошади, не пренебрегайте её физиологией постоянно двигающегося животного.
Маргарита: Что бы Вы пожелали читателям данного интервью?
Ульяна: Я желаю всем и каждому не сомневаться в том, чего они хотят достичь. Неважно, насколько Ваша цель будет казаться остальным конникам маленькой и не имеющей значения. Ищите единомышленников, ищите тренера, но опирайтесь не только на мнения окружающих, но особенно на впечатление от тех лошадей, которых готовит тренер. Для меня лошадь - это лакмусовая бумажка тренера-берейтора. Если Вам нравится, как лошадь выглядит, как она двигается, с какими эмоциями она работает с тренером - это Ваш тренер. Слова это просто слова, судить людей нужно по их делам, и эта истина на 100% относится к работе с лошадью.