А вот очень правильные слова Гарри Болдта, тренера замечательной всадницы выступавшей на Рембранде.
Но альфой и омегой хорошей работы в выездке является способность к концентрации. Уже перед выступлением нельзя позволять себе отвлекаться на что бы то ни было. Я, например, совершенно не выношу, если тогда, когда я размял лошадь и мысленно еще раз повторяю программу езды, кто-нибудь заговаривает со мной.
Примером для меня служил всегда Йозеф Никкерман. Сила его была в том, что он умел во время выступления так сосредоточиться, что его лошадь проделывала всю езду в идеально правильной позе, а у зрителей возникало впечатление, что ему совершенно не приходится ее перестраивать.
Лишь тот, кто овладел искусством внутренней концентрации, обретает необходимое в дрессуре внутреннее самообладание. Особенно должны развивать в себе это качество те люди, которые не обладают душевным равновесием.
Для того чтобы молодой всадник поднялся на новую ступень к дрессуре трудного класса, ему, кроме перечисленных физических и моральных качеств, необходима еще опытная лошадь-учитель.
Я, например, ездил в свое время на Брокате, подготовленном моим отцом. Ренер Климке обучался на Сципио XX – лошади Шультхайсе. А сам Шультхайсе в свое время – на Кроносе, обученном Отто Лерке.
Собственно говоря, этот этап прошли все всадники в выездке. Молодого всадника и молодую лошадь еще можно обучать вместе где-нибудь до уровня менки ног на галопе. Но пиаффе, пассаж, пируэты, менку ног в один темп нужно сначала прочувствовать на опытной, абсолютно подготовленной лошади. Если вы можете на такой лошади поездить 3-4 года и не выступая в соревнованиях, это уже большое для вас преимущество.
И вспомним советы чемпиона от известного конкуриста - во главу угла он также ставит работу над собой (йога, концентрация, самопознание).
Т.е. база, плюс мотивация и умение владеть собой, плюс выезженная грамотно лошадь.
Ну и тот, кто будет со стороны следить, чтобы вы не напортачили.
Ну и вот это про ритм:
Под ритмичностью мы подразумеваем равномерность движений на всех трех аллюрах. Человек, наблюдающий лошадей в естественном движении на пастбище, лишь в редких случаях сможет обнаружить у здоровой лошади нарушение ритма. Отклонение в ритме возникает большей частью лишь после неправильного воздействия всадника. Отсутствие четкой ритмичности составляет один из самых основных недостатков в выездке.
Получается, что мы сами лошадь кривим и сами же исправляем. Только дергая лошадь за повод и выполняя "связки" на боковых, мы фактически выезжаем себя, свое тело, пытаемся побороть свою же кривизну.
Все это сильно удручает. Ибо всадник "от бога" который относительно прямой сможет добиться впечатляющего результата. Тогда как часто наша работа напоминает вечный двигатель - "выездка лошади" - я уже писала как-то, что мы не настолько идеальны, чтобы претендовать на то, чтобы научить великолепного прирожденного спортсмена лошадь чему-то новому.
Лошадь конечно от рождения может быть левшой или правшой, как и люди, но то, что потом делают люди в процессе "тренинга" удручает. Я имела возможность убедиться, что не "выезженная" лошадь имеет большую прямолинейность, чем "выезженная". Конечно понимаю, что сейчас меня опять не так поймут, ну ладно.
Другой вопрос, что мы обязаны объяснить лошади - что мы от нее хотим. Какую работу она должна исполнять. И поддерживать ее тело гимнастикой, чтобы у нее хватило бы сил эту работу выполнить.
Бесконечное выдаивание лошади поводом, становление на темп, на ритм, боковые - это самоутешение и саморазвлечение. ИМХО.