Re: Дневник бывалого чайника. Шкала тренинга: выездка и конк
РИТМ
выездка
Как и в музыке, ритмом называется последовательность ударов, совершаемая через определенное время - 4-хтактный ритм на шагу, 2-хтактный на рыси и 3-хтактный на галопе. Ритм аллюров должен быть постоянен и равномерен. Ритм плотно соотносится с расслаблением. Потеря постоянности ритма - это явный признак потери расслабления. Темп - это скорость, с которой повторяется ритм на каждом аллюре. Всадник должен найти и определить темп, наиболее соответсвующий данному аллюру и данной лошади. Если ритм убыстрен, лошадь теряет расслабление и баланс. Уже на самых ранних стадиях работы с лошадью, мы должны обращать внимание на четкий (чистый) ритм и сохранять регулярность (постоянство) ритма на протяжении всей работы с лошадью.
конкур
Наш немецкий термин для обозначения ритма,
такт, происходит от латинского tactus - удар, биение. Он определяется как регулярные удары или регулярные изменения между ударениями или их отсутствием. Применимо к движению лошади, это означает естественное изменение от поднятия ноги к ее постановке на землю. Рисунок ритма вытекает из типа аллюра (4-, 2-,3-хтактный). На протяжении тренинга всадник должен найти, стабилизировать и возможно даже оптимизировать ритм лошади.
Ритм на базовых аллюрах.
Шаг - это 4-хтактный аллюр. Его очень сложно улучшить в течение выездки, но очень легко испортить
Лошади с очень широким шагом имеют тенденцию к бочению, даже когда их ведут в поводу. Многие всадники считают, что для конкурной лошади шаг не важен, однако множество потенциальных проблем с управлением (ведущим к проблемам во время прохождения маршрута), можно заметить как раз на шагу. Только спокойный (ментально уравновешенный) широкий ритмичный шаг с амплитудным движением, проходящим через весь корпус лошади, способствует развитию толкающей и несущей сил, делая шаг важным элементом в развитии гибкости и концентрации лошади.
Нарушение 2-хтактного ритма на
рыси - это результат ошибок выездки лошади (как правило это говорит о недостаточной гибкости или нестабильности контакта). Изменение ритма шагов при изменении скорости (расширение сокращение) свидетельствует о недостаточности толкающей и несущей силы (зада). Для конкурных лошадей рысь обычно используется для разминки и работы на боковых движениях. Это помогает улучшить ритм и создать основу для дальнейшего развития импульса. Также рысь - это хорошее подготовительное упражнение для развития пружинящего, атлетичного галопа.
Обычный
галоп 3-хтактный (карьер - 4-хтактный). Обычный 4-хтактный галоп свидетельствует о недостаточной работе зада. И является ошибкой всадника, который не уделяет достаточно внимания активности зада. Галоп является (для конкура) наиболее важным аллюром, т.к. именно с него совергшаются прыжки во время прохождения маршрута. Активный, ритмичный, легкий, "в горку" галоп облегчает всаднику прохождение маршрута и подведение лошади к препятствию. Конечно же, есть прекрасные прыгуны с плохим галопом. И когда всадники пытаются на них прибавить, создается ощущение, что у лошади ноги сейчас завяжутся в узел (причем, это не обязательно признак недостаточной гибкости, это может быть просто лошадь с плохим галопом от природы). Если у подобной лошади хорошие прыжковые задатки, то всадник просто пытается скомпенсировать качество галопа за счет усиления посыла и толчка лошади непосредственно перед самим прыжком.
В 70-х, 80-х годах некоторые топ всадники США и Канады разрешали идти своим лошадям на медленном 4-хтактном галопе для сохранения ментального спокойствия лошади. Причина была в том, что многие всадники америки, в отличие от европейцев, ехали на ч/к, которых было очень сложно расслабить психологически. Это наиболее сложный тип лошадей, для успешной езды на которых от всадника требуется умение успокаивать лошадь.
В ретроспективе можно отметить то, что Американский способ пренебрежения ритмом, оказался неудачным. Это подчеркивается тем фактом, что все больше и больше всадников за океаном предпочитают для прыжков европейских теплокровных лошадей, обладающих большей уравновешенностью и добросовестностью.
Тем более, что курс-дизайнеры развивают тенденцию к таким изменениям расстояний, которые требуют от лошадей высокой управляемости. А какая может быть управляемость без ритма?