lizun
Pro
Переменим тему. Поскольку этого человека на проконях нет, хочу, чтобы все увидели его взгляд на судейство. В меня ничем кидаться не надо , я тупо копирую то, что он выложил, сюда.
Немного об авторе статьи. Кульчицкий К.К. МС СССР по выездке. Ученик Кизимова и Анастасьева. Член сборной СССР по выездке. Призер чемпионатов СССР (вот года, к сожалению, не знаю). Взято отсюда: http://vk.com/id4057105
ВЫЕЗДКА ГЛАЗАМИ СУДЕЙ
Судьи, рассуждающие о тренинге…? Создавшие некую шкалу, которой руководствуются в своей непосредственной работе…
Мне всю жизнь казалось, что тренировать должны тренера, а вот оценивать плоды их работы должны судьи! А тогда должно быть так:
Судьи должны ОПРЕДЕЛИТЬ, СФОРМИРОВАТЬ, СФОРМУЛИРОВАТЬ и ДОВЕСТИ до каждого потенциального спортсмена КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ (!!!!!!!). А уже в этих оценках должны быть конкретно ОПРЕДЕЛЕНЫ показатели ФИЗИЧЕСКОГО развития, УМЕНИЙ и НАВЫКОВ лошади и всадника (от «не соответствует – 0» до «великолепно – 10»(!!!), в которые входят совершенно конкретные признаки правильности выполнения того или иного аллюра, элемента и езды в целом (!!!!!!) – НЕОСПОРИМЫЕ, СОВЕРШЕННЫЕ, ИДЕАЛЬНЫЕ), соответствующие тому или иному ЭТАПУ ТРЕНИНГА.
Конечно, у судей могут несколько отличаться оценки в зависимости от того, как всадник пытается скорректировать лошадь, получается у него это или неполучается, и отличать СИСТЕМНЫЕ ошибки!!! (Пример: «Миндерхунд великолепно скорректировал баланс лошади в начале прибавленной рыси, потратил (потерял) 3,5-4 темпа и весь аллюр выполнил превосходно» – оценка повышается на 0,5 балла; «Шарлотта Дюжарден шесть темпов от точки разгоняла лошадь, пока она не включила толчок и не начала двигаться «прибавленной» рысью, потеряв форму, отставив зад, нарушив главное требование езды - СБОР» - оценка должна быть снижена на три балла, а может и больше, поскольку движение до начала этого активного аллюра было технически неверным – произошла СМЕНА БАЛАНСОВ, лошадь подвисала, а не двигалась вперед, а во время исполнения основного аллюра не в полной мере (или в полной мере) не выполнила основного требования к аллюру). Правила судейства и выставления оценок должны быть жесткими, как буква Закона!!! Должны учитываться смягчающие и утяжеляющие обстоятельства!!! А значит, судьи НЕ ИМЕЮТ права руководствоваться общими фразами типа «ритм», «выровненность» и т.п. И это подразумевает, что любое состояние лошади должно быть ЖЕСТКО регламентировано (например: «Сбор – это …; средняя рамка – это…; укороченная рамка – это… и соответственно рабочий аллюр – это…; собранный аллюр – это…; и так в отношении каждого элемента в выездке!!!) Вот тогда раз и навсегда исчезнут комментарии неких Донов Педро в шарфиках: «…Вам может понравиться или не понравиться… и Вы можете изменить оценку…». Судьям не должны нравиться ВСАДНИКИ!!! Судьям НЕ ДОЛЖНЫ НРАВИТЬСЯ ЛОШАДИ!!! Судьям должна нравиться ТЕХНИКА (оцененная с максимальной объективностью)!!!
А уж если судьи хотят руководствоваться некой шкалой, то она должна выглядеть так:
Шкала (ЭПАПОВ) тренинга:
1. Первичный баланс, управление – сокращенные аллюры.
2. Средняя рамка, динамическое равновесие – рабочие и средние аллюры. Элементы на этих аллюрах.
3. Переходное состояние – готовность лошади к сбору – рабочие и средние аллюры. Кратковременная демонстрация лошади в сборе. Исполнение элементов в обоих состояниях.
4. Максимально короткая рамка, высокий динамический потенциал – сбор. Демонстрация аллюров и элементов в этом состоянии (собранных, прибавленных аллюров и элементов, требующих сбора).
А вот тогда на каждом этапе должны быть и соответствующие критерии оценок!!!
Феномен нынешнего судейства заключается в том, что судьи (даже на самом высоком уровне) не могут отличить один аллюр от другого (например рабочую рысь от собранной, среднюю от прибавленной, и.т.д) и в результате всадники «едущие» (я не случайно забрал это слово в кавычки) Малый Приз на рабочих аллюрах получают такие же оценки, как и те, которые выполняют эту езду в соответствии с ОСНОВНЫМ требованием – на собранных!!! СУДЬИ ОЦЕНИВАЮТ ФИГУРЫ (????) И ЭЛЕМЕНТЫ (например вольт, пируэт, менку ног на галопе… независимо от ого, в каком состоянии лошади (СБОР или СРЕДНЯЯ РАМКА) эти упражнения были выполнены) А ведь на самом деле вторые должны иметь оценку «0» - элемент не выполнен!!! Задумайтесь, почему «Малый Приз» относится к категории езд ВЫСШЕЙ СЛОЖНОСТИ? Да потому, что это первая езда, которая должна от начала и до конца выполняться на лошади, находящейся в СБОРЕ!!! Разве сложно выполнить полупируэт на шагу? Нет не сложно!!! Обратите внимание, я не сказал на каком шагу, но уверен, что тысячи спортсменов скажут точно так же!!! А менки ног (осбенно разовые, в три и четыре темпа)? Да их и дети восьми лет делают (если лошади это умеют). А на лошади в СБОРЕ? И тогда такие менки говорят о готовности спортивной пары, в том числе и к менкам в один темп – к действиельно элементу высшей сложности, требующего сбора.
Давайте посмотрим на аллюры так, как их должны были бы видеть судьи.
Итак, мы знаем основные три типа аллюров: сокращенные; рабочие; собранные. И их логическое продолжение: средние и прибавленные. (в чем логичность, надеюсь, будет понятно позже…)
Сокращенные аллюры… рабочие… в чем разница?
Я мог бы дать краткую, подробную характеристику каждой группы, но мне хочется, чтобы всадники сами поняли, в чем разница. Обещаю, что в конце своих рассуждений я так и сделаю – дам определения каждой из этих аллюрных групп.
А теперь давайте порассуждаем.
Сокращенные…
Само название говорит о том, что всадник использует сокращение лошади в аллюрах для того, чтобы успеть управиться (управлять) ей (лошадью) и наиболее комфортно у него получается, когда лошадь движется неспешно, равномерно (РИТМИЧНО), успевает скоординироваться во время движения (шаг, рысь, галоп) и оставаться таковой при воздействии на неё средств управления. Находится ли лошадь в балансе? Да! Раскрывает животное весь свой двигательный потенциал? НЕТ!!! Может раскрыть? Нет! И тут все дело в том, что у лошади нет необходимости применять какие либо усилия для поддержания такого типа равновесия (баланса).
Так о каком типе равновесия мы говорим?
Речь идет о так называемом «СТАТИЧЕСКОМ» равновесии. Статика – состояние покоя… состояние малой энергетики, где движущееся тело стремится скорее остановиться, чем двигаться вперед. Пример из механики – два ведра на коромысле, которые несет очаровательная барышня. Если она пойдет быстро, ведра начнут раскачиваться (причем каждое в своей собственной траектории) и вода начнет выплескиваться из ведер. А потому она движется РИТМИЧНО, плавно, давая в определенные промежутки времени воде «успокоится» в ведрах. То же происходит и с лошадью, с её телом… но это уже биомеханика!!!
И снова механика – если взять ведро с водой, постепенно его раскачать до высокой амплитуды, то далее его можно свободно раскрутить так, что пролетая над вашей головой, из него не прольется ни одной капельки. Т.е. вода окажется зафиксированной в своем состоянии, в той форме, в которой она была изначально в ведре. Можно ли говорить в данной ситуации о балансе? В механике говорят, что нестабильный субстрат фиксирует свою форму за счет влияния внешних сил (центробежной, центростремительной, ускорения, инерции и .д.). А вот в биомеханике такое состояние называют «ДИНАМИЧЕСКИМ» равновесием! Точнее равновесием (чаще всего) поддерживаемым за счет силы инерции, поддерживаемой стабильным, равномерным, РИТМИЧНЫМ толчком.
Вот ведь как интересно и в первом случае (в отношении групп аллюров) и во втором присутствует слово «РИТМ».
Оказывается «ритм» «ритму» рознь?!!! Один ритм обеспечивает одно состояние лошади а другой совершенно иное… Но в «шкале тренинга» (судейский вариант) присутствует только одно слово… и уже именно в этом (в недопонимании природы ритмичности аллюров) кроется множество судейских ошибок!!! Давайте посмотрим два видео:
1. Сокращенная рысь (сокращенные аллюры)
http://vk.com/video4057105_171533192
2. Ярко выраженная рабочая рысь (рабочие аллюры)
http://vk.com/video4057105_171533217
Второе видео с Чемпионата Европы среди пятилетних лошадей. Эта езда знакома очень многим – она популярна в нашей стране. А теперь давайте поищем общее и различное в обеих ездах.
Начнем с формы лошадей (в конном спорте принято это называть рамкой). В первом, как и во-втором, рамку лошади никак нельзя назвать короткой. Рамки у обеих лошадей средние!!! (Запомним это слово) В первом случае рамка даже несколько более растянута, нежели чем во втором видео. Такую рамку можно назвать «ниже средней». Давайте попробуем сформулировать признаки такой рамки. Лошадь имеет признаки группировки? – да – согнута в затылке, задние ноги стремятся под корпус, но фиксируются поясницей лошади там нестабильно. А вот шея приопущена (или как говорят в конном спорте – повешена). И это заметно удлиняет рамку!!! Второй случай – лещадь имеет признаки группировки – да (рамка сокращена и за счет сгибания в затылке и за счет подведения зада), но (!!!!) , рамка сокращена и ещё за счет некоего разворота тела в вертикали – перед приподнят, зад уверенно поддерживает такую конструкцию, лошадь движется легко и стабильно. Шаг за шагом. Будто бы бежит по взлетной полосе, и стремиться оторваться от земли… «Лошадь идет на взлет…» - знакомый судейский комментарий?
продолжение, наверно, следует...
Немного об авторе статьи. Кульчицкий К.К. МС СССР по выездке. Ученик Кизимова и Анастасьева. Член сборной СССР по выездке. Призер чемпионатов СССР (вот года, к сожалению, не знаю). Взято отсюда: http://vk.com/id4057105
ВЫЕЗДКА ГЛАЗАМИ СУДЕЙ
Судьи, рассуждающие о тренинге…? Создавшие некую шкалу, которой руководствуются в своей непосредственной работе…
Мне всю жизнь казалось, что тренировать должны тренера, а вот оценивать плоды их работы должны судьи! А тогда должно быть так:
Судьи должны ОПРЕДЕЛИТЬ, СФОРМИРОВАТЬ, СФОРМУЛИРОВАТЬ и ДОВЕСТИ до каждого потенциального спортсмена КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ (!!!!!!!). А уже в этих оценках должны быть конкретно ОПРЕДЕЛЕНЫ показатели ФИЗИЧЕСКОГО развития, УМЕНИЙ и НАВЫКОВ лошади и всадника (от «не соответствует – 0» до «великолепно – 10»(!!!), в которые входят совершенно конкретные признаки правильности выполнения того или иного аллюра, элемента и езды в целом (!!!!!!) – НЕОСПОРИМЫЕ, СОВЕРШЕННЫЕ, ИДЕАЛЬНЫЕ), соответствующие тому или иному ЭТАПУ ТРЕНИНГА.
Конечно, у судей могут несколько отличаться оценки в зависимости от того, как всадник пытается скорректировать лошадь, получается у него это или неполучается, и отличать СИСТЕМНЫЕ ошибки!!! (Пример: «Миндерхунд великолепно скорректировал баланс лошади в начале прибавленной рыси, потратил (потерял) 3,5-4 темпа и весь аллюр выполнил превосходно» – оценка повышается на 0,5 балла; «Шарлотта Дюжарден шесть темпов от точки разгоняла лошадь, пока она не включила толчок и не начала двигаться «прибавленной» рысью, потеряв форму, отставив зад, нарушив главное требование езды - СБОР» - оценка должна быть снижена на три балла, а может и больше, поскольку движение до начала этого активного аллюра было технически неверным – произошла СМЕНА БАЛАНСОВ, лошадь подвисала, а не двигалась вперед, а во время исполнения основного аллюра не в полной мере (или в полной мере) не выполнила основного требования к аллюру). Правила судейства и выставления оценок должны быть жесткими, как буква Закона!!! Должны учитываться смягчающие и утяжеляющие обстоятельства!!! А значит, судьи НЕ ИМЕЮТ права руководствоваться общими фразами типа «ритм», «выровненность» и т.п. И это подразумевает, что любое состояние лошади должно быть ЖЕСТКО регламентировано (например: «Сбор – это …; средняя рамка – это…; укороченная рамка – это… и соответственно рабочий аллюр – это…; собранный аллюр – это…; и так в отношении каждого элемента в выездке!!!) Вот тогда раз и навсегда исчезнут комментарии неких Донов Педро в шарфиках: «…Вам может понравиться или не понравиться… и Вы можете изменить оценку…». Судьям не должны нравиться ВСАДНИКИ!!! Судьям НЕ ДОЛЖНЫ НРАВИТЬСЯ ЛОШАДИ!!! Судьям должна нравиться ТЕХНИКА (оцененная с максимальной объективностью)!!!
А уж если судьи хотят руководствоваться некой шкалой, то она должна выглядеть так:
Шкала (ЭПАПОВ) тренинга:
1. Первичный баланс, управление – сокращенные аллюры.
2. Средняя рамка, динамическое равновесие – рабочие и средние аллюры. Элементы на этих аллюрах.
3. Переходное состояние – готовность лошади к сбору – рабочие и средние аллюры. Кратковременная демонстрация лошади в сборе. Исполнение элементов в обоих состояниях.
4. Максимально короткая рамка, высокий динамический потенциал – сбор. Демонстрация аллюров и элементов в этом состоянии (собранных, прибавленных аллюров и элементов, требующих сбора).
А вот тогда на каждом этапе должны быть и соответствующие критерии оценок!!!
Феномен нынешнего судейства заключается в том, что судьи (даже на самом высоком уровне) не могут отличить один аллюр от другого (например рабочую рысь от собранной, среднюю от прибавленной, и.т.д) и в результате всадники «едущие» (я не случайно забрал это слово в кавычки) Малый Приз на рабочих аллюрах получают такие же оценки, как и те, которые выполняют эту езду в соответствии с ОСНОВНЫМ требованием – на собранных!!! СУДЬИ ОЦЕНИВАЮТ ФИГУРЫ (????) И ЭЛЕМЕНТЫ (например вольт, пируэт, менку ног на галопе… независимо от ого, в каком состоянии лошади (СБОР или СРЕДНЯЯ РАМКА) эти упражнения были выполнены) А ведь на самом деле вторые должны иметь оценку «0» - элемент не выполнен!!! Задумайтесь, почему «Малый Приз» относится к категории езд ВЫСШЕЙ СЛОЖНОСТИ? Да потому, что это первая езда, которая должна от начала и до конца выполняться на лошади, находящейся в СБОРЕ!!! Разве сложно выполнить полупируэт на шагу? Нет не сложно!!! Обратите внимание, я не сказал на каком шагу, но уверен, что тысячи спортсменов скажут точно так же!!! А менки ног (осбенно разовые, в три и четыре темпа)? Да их и дети восьми лет делают (если лошади это умеют). А на лошади в СБОРЕ? И тогда такие менки говорят о готовности спортивной пары, в том числе и к менкам в один темп – к действиельно элементу высшей сложности, требующего сбора.
Давайте посмотрим на аллюры так, как их должны были бы видеть судьи.
Итак, мы знаем основные три типа аллюров: сокращенные; рабочие; собранные. И их логическое продолжение: средние и прибавленные. (в чем логичность, надеюсь, будет понятно позже…)
Сокращенные аллюры… рабочие… в чем разница?
Я мог бы дать краткую, подробную характеристику каждой группы, но мне хочется, чтобы всадники сами поняли, в чем разница. Обещаю, что в конце своих рассуждений я так и сделаю – дам определения каждой из этих аллюрных групп.
А теперь давайте порассуждаем.
Сокращенные…
Само название говорит о том, что всадник использует сокращение лошади в аллюрах для того, чтобы успеть управиться (управлять) ей (лошадью) и наиболее комфортно у него получается, когда лошадь движется неспешно, равномерно (РИТМИЧНО), успевает скоординироваться во время движения (шаг, рысь, галоп) и оставаться таковой при воздействии на неё средств управления. Находится ли лошадь в балансе? Да! Раскрывает животное весь свой двигательный потенциал? НЕТ!!! Может раскрыть? Нет! И тут все дело в том, что у лошади нет необходимости применять какие либо усилия для поддержания такого типа равновесия (баланса).
Так о каком типе равновесия мы говорим?
Речь идет о так называемом «СТАТИЧЕСКОМ» равновесии. Статика – состояние покоя… состояние малой энергетики, где движущееся тело стремится скорее остановиться, чем двигаться вперед. Пример из механики – два ведра на коромысле, которые несет очаровательная барышня. Если она пойдет быстро, ведра начнут раскачиваться (причем каждое в своей собственной траектории) и вода начнет выплескиваться из ведер. А потому она движется РИТМИЧНО, плавно, давая в определенные промежутки времени воде «успокоится» в ведрах. То же происходит и с лошадью, с её телом… но это уже биомеханика!!!
И снова механика – если взять ведро с водой, постепенно его раскачать до высокой амплитуды, то далее его можно свободно раскрутить так, что пролетая над вашей головой, из него не прольется ни одной капельки. Т.е. вода окажется зафиксированной в своем состоянии, в той форме, в которой она была изначально в ведре. Можно ли говорить в данной ситуации о балансе? В механике говорят, что нестабильный субстрат фиксирует свою форму за счет влияния внешних сил (центробежной, центростремительной, ускорения, инерции и .д.). А вот в биомеханике такое состояние называют «ДИНАМИЧЕСКИМ» равновесием! Точнее равновесием (чаще всего) поддерживаемым за счет силы инерции, поддерживаемой стабильным, равномерным, РИТМИЧНЫМ толчком.
Вот ведь как интересно и в первом случае (в отношении групп аллюров) и во втором присутствует слово «РИТМ».
Оказывается «ритм» «ритму» рознь?!!! Один ритм обеспечивает одно состояние лошади а другой совершенно иное… Но в «шкале тренинга» (судейский вариант) присутствует только одно слово… и уже именно в этом (в недопонимании природы ритмичности аллюров) кроется множество судейских ошибок!!! Давайте посмотрим два видео:
1. Сокращенная рысь (сокращенные аллюры)
http://vk.com/video4057105_171533192
2. Ярко выраженная рабочая рысь (рабочие аллюры)
http://vk.com/video4057105_171533217
Второе видео с Чемпионата Европы среди пятилетних лошадей. Эта езда знакома очень многим – она популярна в нашей стране. А теперь давайте поищем общее и различное в обеих ездах.
Начнем с формы лошадей (в конном спорте принято это называть рамкой). В первом, как и во-втором, рамку лошади никак нельзя назвать короткой. Рамки у обеих лошадей средние!!! (Запомним это слово) В первом случае рамка даже несколько более растянута, нежели чем во втором видео. Такую рамку можно назвать «ниже средней». Давайте попробуем сформулировать признаки такой рамки. Лошадь имеет признаки группировки? – да – согнута в затылке, задние ноги стремятся под корпус, но фиксируются поясницей лошади там нестабильно. А вот шея приопущена (или как говорят в конном спорте – повешена). И это заметно удлиняет рамку!!! Второй случай – лещадь имеет признаки группировки – да (рамка сокращена и за счет сгибания в затылке и за счет подведения зада), но (!!!!) , рамка сокращена и ещё за счет некоего разворота тела в вертикали – перед приподнят, зад уверенно поддерживает такую конструкцию, лошадь движется легко и стабильно. Шаг за шагом. Будто бы бежит по взлетной полосе, и стремиться оторваться от земли… «Лошадь идет на взлет…» - знакомый судейский комментарий?
продолжение, наверно, следует...