Продолжаю раздел интересной информации.
Хотела просто про стремена, но набралось еще интересного и необычного.
Самое необычное в дамском седле это, конечно, рога, их в разное в время и в разных модификациях было от одного до трёх.
Сначала появился верхний рог, позволивший всаднице сесть прямо и управлять лошадью самостоятельно, появился второй верхний рог, поддерживающий "верхнюю" ногу всадницы с другой стороны, затем уже появился нижний рог, ставший впоследствии поворотным, прыжковым. В современной модификации второй верхний рог исчез и дамское седло осталось с двумя рогами.
Сейчас ещё попадаются седла park style, предназначенные для легких верховых прогулок, такие седла не имеют усиление ленчика для прыжков, а нижний рог может быть неповоротным.
Сначала рога были узкими, затем появились широкие, есть совсем немного седел Champiom&Wilton с интересной формой верхнего рога, пока не поняла его смысл.
Также были reversible - двусторонние седла, на которых рога переставлялись (тогда у седла мог иметься комплект из 4-х рогов). Таких сёдел осталось мало и все они довольно маленького размера, так как шились для юных всадниц, с целью одинаковой равномерной гимнастической нагрузки на юный организм.
Для любительниц идти против системы существуют off-side сёдла, с посадкой на правую сторону.
Количество подпруг у дамского седла тоже отличается - их условно три. Первая - основная, шьется из сложенной втрое кожи, большинство зарубежных всадниц используют такие и сейчас, некоторые же предпочитают обычные, без резинок. Вторая - балансировочная, идет от задней луки с одной стороны седла, к первой приструге с противоположной стороны седла и служит для улучшения баланса и лучшего удержания седла на месте. Третья - overgirth\topgirth, несет декоративную функцию и просто держит крылья седла. Способ крепления подпруг тоже бывает разный, приструги для основной подпруги справа могут быть открыты, а могут быть закрыты крылом. Очень необычная система крепления keyhole на сёдлах Mayhew была запатентована в 1901 г., но не имела успеха. Балансировочная подпруга может быть сама по себе, может быть Y-образной, а может быть частью основной подпруги.