Еще не читала, банально некогда. Копирую.
Анна Дорофеева
сегодня в 13:30
К вопросу о создании в России новой спортивной породы.
Последнее время активно муссируется инициатива по созданию в нашей стране новой породы, называемой не иначе как «русской спортивной». Подача одна – всех догнать и перегнать!
Наверное, настало время помочь современным последователям графа Орлова или короля Пруссии Фридриха-Вильгельма II разобраться в данной проблеме, может и получится отговорить хотя бы пару человек. Итак, слово суровой статистике.
Часть первая. Практическая.
На декабрь 2016 г. в институт поступили сведения о 100 кобылах, которых нельзя отнести ни к одной породе, но зато формально можно объединить в группе «полукровная спортивная лошадь».
Наиболее многочисленной группой являются кобылы, в чьём происхождении есть вестфальские предки – 21 голова (таблица 1). При этом более всего у нас тракено –вестфальских помесей – 12 голов, из которых 10 продуцируют в Кировском к/з, в том числе 5 дочерей Посандо от Полидора. При этом вестфальских лошадей из Германии у нас насчитывается 5 голов, а вестфальских помесей с другими породами – 4 (таблица 2).
К этому числу могут добавиться до 10 вестфальских кобыл украинского происхождения из КСК «Взлёт» и частников, до сих пор не подавших сведений.
Вторая по численности группа кобыл – производные от ганноверских предков – 17 голов. В таблице 2 мы видим, что ганноверские помеси лидируют, как и тракено-вестфальцы. Имеются помеси с ахалтекинской, будённовской, бельгийской, русской и украинской верховой пор одами, а также с кобылами неизвестного происхождения. Имеется группа ганноверо-латвийских кобыл в составе 5 голов.
В число тракененских помесей вошли сочетания с украинской, русской верховой, будённовской, донской, венгерской породами, а также с рысаками и неизвестными кобылами. Всего – 14 голов. Мы намеренно не стали включать в эту группу тракено-ольденбургских, тракено-французских кобыл, полученных от европейских производителей, чтобы была возможность увидеть в таблице европейские названия у наших помесей.
В группу «чистокровных верховых» кобыл вошли как они сами, так как используются в гибридизации с «немцами», так и их разнообразные помеси – всего 14 голов.
Довольно многочисленной - 10 голов является группа дочерей французского верхового Квазимодо и тракененских кобыл, половина которых используется в Кировском к/з.
Помеси тракенов с ольденбургской породой – это 3 дочери Лексуса и 3 дочери Домбая, рождённые в Кировском к/з.
Есть в разведении также 5 голов вестфальских в разных хозяйствах поступившие из спорта и 3 молодые ольденбургских кобылы, ввезённые в Кировский к/з.
Кроме выше названных метисов, имеются ещё разнообразные сочетания латвийской породы, а также многопородные помеси.
«Золотое время породобразования» пришлось, как известно, на XVIII век, это было время больших конных заводов, королевских возможностей, страстной любви к делу и мыслях о пользе для государства. Хреновской конный завод, завод Герцога Цвайбрюккенского, Тракенен, и т.д.
Количество маток в Тракенене в лучшие годы колебалось на уровне 450 голов, войны периодически понижали численность маточного состава, но с улучшением политической ситуации, поголовье вновь увеличивалось. Лучшим жеребцам можно было назначить до 50 маток в год, корректировать подбор и ужесточать отбор по любому признаку.
Сегодня мы имеем 100 маток, при этом 48 голов имеет отношение к тракененской породе, в основном по материнской линии. Что ж, вроде неплохое подспорье, ведь еще недавно конный мир аплодировал Биотопу и Альмокс Принцу, Подходу и Хеопсу. Но многие именитые спортсмены, сделавшие себе имя на тракенах, теперь говорят, что это не то, нет у них нужной рыси, нужного прыжка и нужного экстерьера. Им вторят некоторые коннозаводчики, зачастую готовые перекрыть тракена кем угодно, ведь идёт создание «ЛОШАДИ ДЛЯ СПОРТА». Слышать это не столько смешно, сколько стыдно. Люди, опомнитесь! Скажите честно, что это ваш бизнес и вы делаете всё для его рекламы и продвижения на рынок, в этом нет ничего плохого, но не надо говорить о создании новой породы в одном частном хозяйстве с числом маток менее десяти и случайным жеребцом, купленном отнюдь не на аукционе у Шокемюле, а доставшимся по случаю хромоты или дороговизны содержания в частном клубе.
В 1979 г. в Старожиловском конном заводе был начат эксперимент по воссозданию русской верховой породы и в случку пошли 70 тракененских маток, которых постепенно перекрывали украинскими верховыми жеребцами. С самого начала «воссоздания» упор делался на отбор по работоспособности, весь молодняк проходил испытания, оценку двигательных и прыжковых качеств. На эту идею работала кафедра коневодства, на покупку жеребцов выделялись средства, завод прекрасно себя чувствовал в эпоху СССР. Возникло много дочерних предприятий. Почти через 20 лет эксперимент был признан успешным и мы получили новую породу. К 2005 г. маточное поголовье достигло 194 голов. Тракено-украинские помеси 1 поколения – Диксон и Барин стали всемирно известными выездковыми лошадьми. Что с воссозданной породой теперь? Вопрос риторический – то же, что и с другими отечественными. А люди отдали этой идее свои жизни.
Наверное, следует отметить ещё, что имеющиеся 100 помесных кобыл распределяются по 40 частным хозяйствам, начиная с самого крупного – Кировского к/з (23 матки) до частников, случающих по одной кобыле в год. При этом от 1 до 3 кобыл имеют 27 владельцев.
Коннозаводчики прошлых лет создавали свои породы для нужд государства, затем государства вкладывали в эти породы деньги, признавая их значимость для страны. Сейчас нет кавалерии. Основное применение лошади – конный спорт. В странах с развитым массовым конным спортом имеется и развитое коннозаводство.
Для справки: «на данный момент в Нидерландах зарегистрировано около 450 000 лошадей KWPN, ежегодно рождается 12 000 жеребят. В Голландии насчитывается 1,4 млн. любителей верховой езды, среди которых, в среднем, 750 000 стартующих и 456 000 нестартующих всадников. Страна может похвастаться более чем 900-и конноспортивными центрами и 120 заводчиками KWPN; 20 хозяйств сертифицированы Евросоюзом. Каждый год в стране проходит 7 200 соревнований и шоу, где на «День лошадей KWPN» в августе съезжается более 18 000 зрителей, а «Шоу жеребцов KWPN» в феврале посещает более 30 000 человек. В целом прибыль от конноспортивного сектора превышает 1,5 млрд евро. Интересно то, что правительство не оказывает никакого финансового содействия хозяйствам, занимающимся разведением KWPN, однако породу поддерживает лично королева Нидерландов Беатрикс». Ю. СЕРКОВА, «Золотой Мустанг» №8 (110) 2011г.
Зачем было Голландии вкладываться в создание собственной верховой лошади? Есть же Германия, захватившая все мировые рынки сбыта своей продукции. Пожалуйста, берите для конкура голштинскую, для выездки – ганноверскую! Неужели голландские всадники не могли показать высокие результаты в спорте на этих породах? А бельгийцы с французами тоже не справлялись с горячей немецкой кровью? Так нет, страна вкладывалась в развитие собственного коннозаводства и теперь может конкурировать с Германией. Зачем? Ничего личного, просто бизнес.
А вот у нас есть своя уникальная порода для конкура – будённовская (таблица 3). И, к слову сказать, важную роль в её специализации сыграли потомки чистокровных лошадей Германии, вывезённые в СССР после войны. Это наследство бесценно, потому что теперь такой чистой крови, ни у нас, ни у них. Ау, люди! Скорей! У нас есть порода для конкура! Совершенствуйте, хорошо выращивайте и главное, найдите для них спортсменов мирового уровня…
Кстати, и отечественные ганновераны, как их не ругают за несовременность, довольно прилично прыгают, особенно из «Георгенбурга». А Воск из КФХ «Тракен» даже на Олимпиаду в Рио попал по выездке. А вот иностранные лошади из Европы в нашу сборную по выездке не попали. Пока.
Тракенам тоже достаётся. Прыгают не так, бегают не модно. А вот всё выступают во всех 3-х видах конного спорта, пусть и не так триумфально и многочисленно как раньше. Хотя вот сын тракена - Мистер Икс пока ещё мозолит глаза недоброжелателям породы. Но на минуточку – это ведь немецкая порода, которую мы «отжали» у Германии в 1945 г., вывезли, сохранили, совершенствовали. Немцы снимали сливки в виде лучших её представителей в спорте, да и сейчас не прочь обновить родословные своих лошадей. Слава Богу, что в России есть люди, верящие в эту породу и разводящие её в чистоте, пытаясь сохранить и передать её ценные качества через этот сложный период дальше.
Часть вторая. Статистическая.
В 2016 г. их Федеральной таможенной службы поступило письмо с просьбой идентифицировать владельцев лошадей, ввозивших их на территорию РФ. К слову сказать, из 96 лошадей ни одна не была зарегистрирована в базе института, но многие из них были на слуху как спортивные, например, Амарок, Амантус, Шамони Би, Карвин и другие. Зато у нас появилась возможность проанализировать породную принадлежность лошадей, проходивших через границу. Из графика 1 видно, что лидерами являются ганноверская и польская верховая – 17 голов, за ними 15 голштинских и 14 латвийских лошад ей. По полу почти половина лошадей – мерины – 43 головы, кобыл 31 голова и 22 жеребца. В виду небольшого количество кобыл, они вряд ли существенно могут повлиять на создание новой породы.
Данные лошади не только были куплены за границей, но некоторые пересекали границу, отправляясь на соревнования, поэтому более точно проанализировать ввоз-вывоз может, пожалуй, ФКСР, основываясь на регистрации в своей базе данных. Интерес к данной группе лошадей вызван скорее желанием разобраться, можно ли из спорта и иных источников восполнить нехватку племенного материала для создания в России новой породы. Ввиду небольшого количество кобыл и большого количества меринов - они вряд ли существенно могут повлиять на создание новой породы.
Часть третья. Официальная.
В 2009 г. в Институте коневодства было разработано положение о Государственном регистре племенных животных, для которых было выбрано название «Российская полукровная лошадь» (РПЛ), Russian Warmblut Pferde (RWP), в основном, с целью регистрации в рейтинге студбуков WBFSH. Ведь в числе документов для регистрации должны были быть официальные письма из Минсельхоза о том, что такая племенная книга (регистр) ведётся. Тогда положение не было одобрено, кроме того данное название рекомендовалось заменить. В принципе, верное решение, сначала надо создать, а потом назвать, как в случае с украинской или русской верховыми породами. В результате возникло более общее («полукровная спортивная лошадь») под маркой которой стали накапливаться помеси, не имеющие породной принадлежности, для записи в регистр.
Но интересно было бы разобрать данное «Положение» с точки зрения 2017 г., когда речь заходит о том, чтобы не только догнать, но и перегнать…
Итак, жеребцы должны были быть ганноверо-голштинского, англо-нормандского корня и т.п. комплексов спортивного направления, рождённых в России или выведенных из Европы. Для лицензии надо было бы набрать минимум 54 балла (max-70) за экстерьер, за тип- не ниже «8», работоспособность - не ниже «9» баллов. Работоспособность оценивалась бы на испытаниях и по спортивным результатам. В качестве улучшателей допускались жеребцы чистокровной английской, арабской, тракененской, будённовской и др.пород спортивного назначения.
Кобылы по ценности разделялись на три группы. Первая – самая ценная шла в 1-й раздел и включала бы кобыл тракененской, украинской и русской верховых, ганноверской, голштинской и других полукровных спортивных пород и их помесей, рождённых в России и имеющих не более 1/32 крови пород не спортивного направления. Их предки до 5 поколения должны были быть занесены в соответствующие племенные книги и регистры. Сюда входили бы также кобылы ганноверо-голштинского корня, рождённые в России или выведенные из-за рубежа, с происхождением, подтверждённым паспортом страны - экспортера. Минимальные промеры кобыл 3-х лет-163 см (в старшем возрасте - 165), суммарная минимальная оценка экстерьера 47 баллов, при оценке типа не ниже «6», работоспособности не ниже «7» баллов.
Было ещё 2 раздела для кобыл с происхождением похуже или вовсе неизвестным. Не суть.
Лично мне минимальные оценки для лицензирования кобыл кажутся заниженными, ведь речь идёт о рослой, хорошо развитой лошади, правильно заезженной и вдумчиво напрыганной, правильно сформированными ещё в отъёме копытами, получавшей в течение жизни сбалансированный рацион, групповой и индивидуальный тренинг, а также длительный пастбищный сезон, с нужными травами, растущими на правильной почве. Ой, забылась. Это ведь обычные требования обычных советских технологий выращивания ценных племенных лошадей в конных заводах.
Так вот для современной лошади, соперничающей с Европой, планку желательно поднять и по типу, и по экстерьеру, и по работоспособности, зачем нам «7» бальная элита? К тому же всему «производящему составу» желательно сделать рентгены, так как импортные лошади в РФ попадают часто уже оперированными.
К слову сказать, были разработаны ещё и разные цвета – для выходцев из разных разделов «регистра». Стоит ли говорить, что коневоды, не ринулись гурьбой испытывать спортивные качества своих жеребцов, маток и молодняка, проводить бонитировку, выбраковку и отбор. Нет, они стали скандалить, почему их помесям не дают паспорта синего цвета. Ведь по происхождению они соответствуют. А ведь как круто показывать ничего не понимающему покупателю «синий» паспорт и говорить о новой спортивной породе. Теперь привыкли, можно ведь показывать и «белый», делая акцент на импортных кличках. Ничего личного. Просто бизнес. Но тогда давайте называть вещи своими именами и не притворяться «ура-патриотами», создающими для спортсменов страны новую породу, способную вывести их на олимпийские рубежи. Это напоминает мошенничество.
Остаётся с досадой признать, что не надо было ломать копья и придумывать звонкое название новой «полукровной спортивной» лошади, достаточно было тогда принять волевое решение и назвать помесь своим именем, будь то тракено-ольденбург или голштино-тракен. Может страсти бы поутихли, хотя накал скандальности был бы выше.
Создаётся впечатление, что некоторые люди, ставшие обладателями помесных лошадей, не хотят быть в стороне от племенного коневодческого бизнеса, хотя бы потому, что на получение своей помесной лошади, они затрачивают ровно столько же усилий, сколько бы затрачивали на получение чистопородной лошади.
Может это не так. Но тогда есть вариант зарегистрировать свою лошадь в уже раскрученном немецком племенном союзе, рождена-то она будет в России и выступать-то наверняка будет под российским всадником на международной арене. Украина регистрирует своих вестфальцев в Германии, это логично.
Никто же сейчас не построит завод на 100-400 маток, не закупит этих маток в Германии или Голландии, не прикупит к ним супер-жеребцов из спорта. А если такой сюжет действительно представить, то сразу напрашивается второй вопрос – кому он будет продавать свой товар – любителям, в прокат? Ведь молодые лошади вряд ли заинтересуют титулованных спортсменов. Гораздо выгоднее купить выезженную немцем лошадь старшего возраста. Да и наши спортсмены пока не показали приличных результатов на импортных лошадях. Прогорит ведь наш выдуманный коннозаводчик.
Никто не может запретить человеку за свой собственный счёт или счёт своего работодателя проводить селекционные эксперименты. Помеси тоже могут быть талантливыми лошадьми. Пожалуйста - сколько средств и жизни хватит! Только не нужно называть метизацию - выведением новой породы, особенно, если в наличии небольшое количество лошадей, часто сомнительного или неизвестного качества, если нет рынка сбыта, способного окупить затраты, если нет условий для выращивания качественного молодняка и высококвалифицированных спортсменов для его подготовки. Совершенствуйте имеющиеся породы, продвигайте их на рынок, рекламируйте. И тогда не надо будет на каждый новый вариант помеси, придумывать название или породу, будь-то орлово-фриз или вестфало-тракено-будённовец.
Дорофеева А.В.