ТАРАСОВСКИЕ ЗАРИСОВКИ
Левада
(история страданий и мучений всего нашего тарасовского коллектива, долгая, занудная и к тому же еще не оконченная, и интересная разве что ее непосредственным участникам да немногим конникам, мечтающим о собственной конюшне)
Часть первая. ЗЕМЛЯ
Идею левады я подсмотрела у Елены V.
На первый взгляд – ничего сложного. Снимается верхний слой грунта, насыпается щебень, сверху ложится для разделения слоев специальный нетканный материал – спандбонд или геотекстиль. Он пропускает воду, но не дает песку, который ложится сверху, перемешиваться со щебнем. В песок добавляется щепа или другой разрыхлитель грунта – и готово!
Но просто это только на первый взгляд.
А на второй – дорого и очень трудоемко, особенно если нет под рукой пары-тройки таджиков. Но про это я узнала только потом. А вначале, прикупив в Москве спандбонда и полная радужных идей, приехала к себе в Тарасово с целью преобразовать превратившуюся в болото леваду в нечто красивое и для лошадиных ног удобное.
В прочем, поразмыслив, с преобразованием пришлось подождать, так как зарядили дожди, и запускать в плавание по леваде трактор мне казалось нецелесообразным. Потом дожди прекратились, и все долго сохло. И протянув до середины октября, я наконец оказалось с сухой левадой и трактаристом Славой, обещавшим побыстренькому снять с моих 300 квадратных метров верний слой.
И началось.
Слава своим небольшим тракторком заехал в леваду, вгрыз ковш в грунт, попробовал поднять. Трактор натужно загудел и медленно начал … отрываться от земли! Грунт под слоем щепы оказался настолько утоптанным, что всковырнуть его с первого раза не удалось. И колеса трактора то и дело сантиметров на двадцать приподнимались и машина оказывалась подвешенной на собственном ковше.
В результате стали срезать грунт тонкими слоями и провозились три часа вместо планируемых полутора. Учитывая, что на оплату мы договорились почасовую, меня это обстоятельство несколько расстроило. Но куда в больший ужас привело то, что весь грунт трактор так и не выбрал – вдоль ограждения остались наваленные кучи земли, которые тракторист побоявлся забирать – сказал, что он попробовать может, но гарантии, что мы после этого останемся с целым забором, не дает.
Поскольку забором я дорожила, трактор пришлось отпустить. И взять в руки лопату. Но до капания в этот день так и не дошло. Потому что гора земли показалась мне такой огромной, что трусливо полумалось – утро вечера мудренее. И вдруг утром что-нибудь придумается.
Эх, мечты-мечты.
Ночь прошла без приключений и утро ничего нового не принесло. Гора земли, вопреки неясным надеждам, не уменьшилась, легче грунт не стал, и я побротив в тоске туда-сюда полчаса по разрушенной леваде безнадежно махнула рукой и отправилась пить чай.
Не успела заварить, как на конюшне появился Андрей, которому я вчера в красках обрисовала весь ужас ситуации, и который по джентельменски вызывался помочь. И не только вызвался – приехал. В рабочей форме и с новенькой лопатой в руках.
Отставив нетронутый чай, я тоже взялась за лопату. И мысленно обругав тот день, когда я села за баранку этого пылесоса (то есть решила обзавестись конюшней), отправилась копать.
В прочем, оставаться хмурой и расстроенной рядом с Андреем невозможно в принципе. И то ли гора земли не казалась ему такой уж большой, то ли совесть не позволяла покрутить пальцем у виска и уехать восвояси, но уже вскоре мы бодро и весело загружали землю в тачку, умудряясь при этом еще и подшучивать друг над другом.
Работали как ненормальные. Быстро, без передышки. И куча, которая мне изначально казалась просто необъятной, начала сдаваться – хирела и уменьшалась прямо на глазах. Потом приехала еще Оля, арендатор Беллы, и тоже взялась за лопату, и через пять часов мы загрузили последнюю тачку и гордо оглянулись на дело рук своих.
А посмотреть было на что. Ровненькая, выровненная, освобожденная от верхнего слоя грунта левада радовала глаз. И куча, которую навозили тачкой мы, была немногим меньше того, что собрал за три часа трактор.
Потом мы сидели все в доме, ели голубцы и мечтали, какая у нас будет левада и как все будет хорошо.
А на следующее утро я проснулась со странным ощущением, что меня где-то здорово избили. После пятичасового махания лопатой болело все – особенно запястья рук. Причем так, что поднять пустую тарелку я еще смогла. А когда наложила на нее завтрак, уже не удержала и вывернула на себя.
И именно в тот момент, когда я рассматривала яичные разводы на свитере, мне позвонил Андрей. Я искренне поплакалась ему на ломоту во всем теле, а он заверил, что ничего, пройдет, и что ему, например, почти ничего не болит (в это я не поверила ни на минуту) и пообещал и в дальнейшем помочь.
Радуясь, что есть такие люди на свете, я повесила трубку и стала прикидывать, где бы теперь раздобыть щебня. Потому что по технологии именно щебень следовало заложить в нашу многострадальную леваду. Но все оказалось не так и просто.
Часть вторая. ЩЕБЕНЬ
Щебень я искала по объявлениям в Интернете, в газетах «Из рук в руки» и «Из первых рук», а также в журнале «Стройка».
Потратить на щебень я планировала долларов эдак двести, и исходила из того, что совсем недавно нам привозили машину за 60 у.е., а мне нужно две машины, и в 200 я по любому уложусь.
Но цены меня просто убили. 180 долларов как минимум и 280 как максимум за один рейс! Моему возмущению не было предела. У нас же инфляция официально меньше процента в месяц – откуда такие цены!!!
Но обзвон знакомых и знакомых знакомых ничего утешительного не дал. Дешевый щебень обещали, но неуверенно и неизвестно когда.
Поскольку меня такой подход не устраивал, я подсчитала имеющуюся наличность, зажала в кулак свою жадность и решила заказать по 180.
Но там, где полдня назад называли этот ценник, от своих слов хоть и не отказывались, но прямо вот сейчас привезти щебень не могли. И не прямо сейчас тоже. И когда вообще неизвестно.
Позлившись (и чего было объявление давать и цену называть, если товара нет в наличии!), я еще поработала со своей жадностью и стала обзванивать объявления, где цена указывалась 200 долларов за машину. Потом те, где 220.
Эффект нулевой. И лишь в конце дня мне милая девушка пообещала, что по 220 щебень будет, правда, несколько более крупной фракции, чем мне нужно – но я уже была готова на все. Согласовали заказ. Муж взял на отгул и утром (еще раз созвонившись с подрядчиком и подтвердив, что нужно – сегодня – две машины) мы отправились на Тарасово.
Денек стоял просто чудесный. Пообсуждав с Мишей, какой нынче дорогой щебень, мы решили не мелочиться и положить его не на землю, а на спандбонд, чтобы ни камешка не пропало. И мы этот самый спандбонд весело и с энтузиазмом полдня расстилали. Закончили к обеду и еще раз позвонили в фирму – нам опять сказали, что все в порядке, машина готовиться к погрузке и до пяти обязательно привезут.
К пяти я им позвонила раз двадцать, и после пяти тоже звонила бы, но там перестали поднимать трубку.
Потеряного дня жалко было до безумия, и я заказала на следующий день щебень другой фирме. Уже по 250 долларов за машину. Но и по 250 тоже не привезли.
Так продолжалось еще три дня. Заказа – подтверждение заказа – пустое ожидание – молчание на том проводе. Как мне потом объяснил один из предпринимателей, щебень нынче дефицит, и частникам его не продают. А те, кто предлагает, просто договариваются с водителями, работающими на госпредприятиях и банально воруют. И ворованный перепродают уже частникам. Но так как дело это не такое простое, то срывы – явление более чем обыденное.
Потеряв надежду купить щебень по объявлению, мы в одно прекрасное утро сели с мужем в машину и поехали по окрестным стройкам и карьерам. Да-да, вот так прямо ездили по прорабам и останавливали все проезжающие мазы, и объясняли, что нам срочно нужен щебень в Тарасово. Много. 24 куба.
Самое интересное, что никто на нас как на ненормальных не смотрел и вопросам нашим не удивлялся. Обещали помочь, но не в этот прямо момент, а как получится. Миша записывал прорабам да водителям свой телефон и мы ехали дальше.
Полдня так проездили. И в Заславле побывали, и в Крыжовке, и до Радошкович доехали. Довольные результатом в обед засобирались домой.
Едем, и вдруг вижу, муж просто на глазах грустнею.
-- Миша, -- спрашиваю, -- в чем дело?
-- А какой у меня номер телефона? – отвечает вопросом на вопрос тот.
Я называю. Муж грустнеет:
-- Знаешь, а я последние две цифры не так давал.
-- Как! – ахаю я.
-- А вот так! Ну не помню я свой телефон, я что, сам себе звоню?
Мы посмотрели друг на друга и расхохотались. Как ни странно, в отличии от первого раза, сейчас чувства потерянного дня не возникло. Ну любим мы с Мишкой ездить. Не важно куда, главное – вдвоем.
В прочем, проблему щебня это никак не решало.
И я продолжила обзвон. Опять кто-то пообещал и не привез. И потом совсем точно пообещали, и история повторилась, с той только разницей, что человек отзвонился, что машина загружена, будет в Тарасово через 40 минут, и пропал на два дня.
А через два дня приехал со щебнем.
Зрелище это было феерическре. Впереди ехал джип с двумя предпринимателями, а сзади невесть где взятая машина мингорисполкома и водитель в униформе.
Если бы они не появились так неожиданно, я бы наверное предупредила бы, что соваться в нашу леваду с полуприцепом не стоит. Но мне на это не хватило времени, а может, желания, и не смотря на протесты водителя, что двадцатитонная машина такой маневр не выполнит, я загнала ее в леваду. Щебень высыпали, начали выезжать и, естественно, застряли.
То, что эту машину мы выталкивали с 4 до 7 часов вечера – полбеды. Куда хуже, что около кубометра щебня пришлось закидать под колеса. И у меня от каждой выброшенной лораты щебня просто душа кровью обливалась. Мало того, что камни эти на вес золота. Так еще и достать их надо!
В эти часы откапывания я много нового узнала о богатстве русского языка, о своих идеях и своей леваде. Но машину мы вытолкали, и когда все успокоилось, я осталась те-а-тет со своей кучей щебня. И еще с ощущением, что все только начинается.
Часть третья. ШАШЛЫКИ В ТАРАСОВО
Первый к щебню приобщился Андрей. Приехал перед работой и сделал довольно приличный кусок.
А я приступила к этой работе в среду, 7 ноября.
Вообще-то погода была в тот день не летная, шел снег, а вместе со снегом так же щедро шел прокат, и было не до того. Тем более, что сегодня у нас с нашими всадниками были назначены шашлыки – так мы заменили тортики за падения.
Но смотреть, как у костра стоят и ничего не делают трудоспособные, полные сил и энергии люди, и не просто стоят, а мерзнут, было выше моих сил. И я осторожно так предложила пойти поразбрасывать щебень.
Вот за что люблю своих ребят и девчонок – никто не отказался! Идея была воспринята даже с энтузиазмом. Раскатали спандбонд, взяли ведра и лопаты, и дело пошло. В прочем, мясо сготовилось как то очень быстро. И было восхитетельно вкусным после бегания по морозу с тяжестями.
После шашлыка, наевшись и запив мясо парой стаканчиков вина, работать мне не хотелось. Роялись мысли, а не разжечь ли камин, не вытянуться ли у него с книгой. Хотелось полениться и отдохнуть. Но я опять предложила помахать лопатами. И опять никто не отказался.
Галя, потерявшая в неравной борьбе со щебнем подметку, Вита, потянувшая себе плечо, Оля и Антон, наработавшиеся до полусмерти – спасибо вам большое человеческое!
Все таки лошади удивительные существа, способные за идею сплотить с лопатами столь разных людей – фотомодель и фэшендиректора, двух программистов их конкурирующих организаций, преподавателя корейского языка и директора фирмы.
Сделали мы до темноты примерно треть левады. Две третих у нас впереди. И еще песок, который надо будет положить сверху.
ЗЫ
В субботу и воскресенье у нас продолжение банкета. С нашей стороны – лопаты, перчатки и чай в моменты коротких перерывов. Если кто-то сможет и захочет присоединиться – будем рады!