Mari N написал(а):
Если элементарная психология, для большинства, тайна за семью печатями <...>.
Да, наблюдается такое. Иногда волосы дыбом встают от выводов типа: "у меня в кармане зазвонил телефон, жеребчик фыркнул, потянулся к карману: обрадовался, умница, что звонит его любимая хозяйка..." :? . Хотя думающим людям наблюдательность и здоровая рефлексия очень помогают в этом смысле. (- офтоп)
Однако, мне кажется, дело не только в комплексах, но и в очеловечивании животных - когда от них ожидают человеческого поведения, что, честно-то говоря, является психологической (пусть и «промежуточной») потребностью, а что это такое и чем вызвано, Вы, вероятно, и сами понимаете (это я к тому, что взывать к разуму бывает бесполезно
, хотя крайности, по-моему, нужно все же оговаривать, иначе начинаются серьезные проблемы и фрустрация, что мы и видим здесь.)
Сложно, только смолчать, когда вместе с любовью к себе, человеку предлагают полюбить свои комплексы
Ну, говорить о чьих-то комплексах заочно - это все равно что зачинать детей по телефону: познакомиться-то можно, но дальше, сами понимаете, трудновато будет
.
Швед-нибенимеда Вам плюс вообще к слову.
Какие-то понятия у животных, безусловно, есть. Но вся проблема в том, что мы склонны очеловечивать животных, то есть приписывать животным НАШИ мотивы поступков и НАШУ логику, видеть в их поведении ТОЛЬКО те знаки и причинно-следственные связи, которые свойственны нашему, человеческому, общению.
Поэтому говоря, к примеру, "партнерство", мы должны еще хорошенько подумать, присуще ли животному чувство долга, которое во многом определяет партнерские отношения. Или есть ли вообще такое ЧУВСТВО у животных, как гордость, или за внешне похожими на хвастовство (гордость) действиями стоит совсем другая МОТИВАЦИЯ. - Ну и так по каждой реакции животного. Да, вне рамок нашего - антропоморфного - мышления человек думать и не может, но надо стараться хотя бы "переводить" язык животных, а не слепо переносить наши понятия на животные (хотя, опять же, язык - инструмент нашего мышления - не дает нам уйти от антропоморфизма).
Еще одна проблема состоит в том, что люди, особенно живущие в городах, практически не имеют возможности наблюдать естественные групповые (или табунные) межлошадиные отношения. И далеко не у всех есть время часами сидеть и наблюдать за поведением (даже проводя на конюшне, скажем, целый день, человек, на самом-то деле, занят "хозяйственными" делами больше, а не собственно наблюдением). Не у всех так, безусловно, но у многих.