Буря мглою небо кроет
Конечно, бури не было. Просто было ветрено, а сверху сыпался мокрый снег. Разумеется, лошади были веселы. Разумеется, бедных животных сдувало. Я взяла Сливу, стоявшую всю неделю, кроме пятницы, из-за проблем с ногой. К моему удивлению, именно Слива была самой спокойной на плацу. Веселился Суслик, пугалась Радость, а моя кобыла смотрела на всё это, словно дивясь их глупости.
До галопа всё было спокойно: неторопливая первая рысь, вторая, где у меня начали получаться диагональки, попытки гнуть лошадь на шагу, в очередной раз закончившиеся ничем, новые требования тренера, касавшиеся незаметности работы шенкелем.
- Соберитесь в смену... Подобрали повод... Поехали галопом.
Я уже в точности не помню, как оно всё было. Перед глазами картины, как Суслик, вместо нормального галопа, ускоряется и вылетает с плаца. Один раз, другой. Радость с козликами, поддавшись дурному влиянию, летит в ту же сторону. Слива козлит за компанию, но так, для проформы - её галоп остаётся контролируемым. Пытаемся взять на хвост Радость - не выходит. Падение с Сусла, падение с Радости: одно, второе. Перемена направления. Суслик шагает. И только Слива, как честная карусельная лошадка, катает меня спокойным галопом. Разве она не чудо?
Закончить на хорошем
Когда мы со Сливой закончили галоп, мне было сказано прошагнуть её пару кругов, поменять на Суслика и сделать на нём галоп, чтобы не ставить коня на плохом.
Сажусь: Сусел на взводе, рассказывает про страшный лес, ужасный снег и мокрый грунт. Мне дают право самой решить, когда мы готовы к галопу, поэтому я кое-как привожу животинку в более спокойное состояние, провожу несколько раз мимо самой жуткой стенки в обе стороны - я теперь никогда не забываю, что ездой налево и ездой направо одна и та же стенка плаца - вовсе и не одна, а две совершенно разные стенки. Пробую галоп налево. Вместо галопа ошалевшая рысь. Успокаиваю, пробую. Контргалоп. Махнула на это рукой, и просто поменяла направление, отчего получила приятный и спокойный галоп направо.
- Достаточно.
- А у нас налево не получилось, сделать круг хорошего?
- Нет, он уже набегался. Отшагни. Ты же его на час возьмёшь?
- Ага.
- Вот тогда и закончишь.
Примерно на этом мы бы и закончили, если бы не ветка. Идём мы с Сусликом, шагаем, никого не трогаем. Периодически он меня проверяет, получая ответ, что я - сверху, а опасностей нет. И тут - бац - падает ветка. И мы поскокали. Потеряла стремена, чуть не потяряла и равновесие, завела на вольт.
- Ааа. Страшная стенка - вскричал Суслик и побежал.
Повторила, успокоила, взяла стремена. А дальше мы уже нормально отшагались.
Возвращение в белые и пушистые
Сливе на час повезло - ей попался сильный и интересный всадник. Повезло и мне - хорошо, когда есть такой головной, и есть с кем походить в паре на шагу, стремя к стремени.
Суслик, постояв, обдумал своё поведение, и был уже вполне спокоен. Нет, моё внимание ещё требовалось, но не так, как на первый час. Может, всё дело было как раз в том, что конь был занят, стараясь примириться с идущей рядом Сливой - надо сказать, они крайне друг друга недолюбливают.
На рыси экспериментировала с переходами рысь - шаг - рысь. Получалалось относительно неплохо. Остановки продолжают оставаться под вопросом. Причём если одна остановка получилась, то конь решает, что больше остановок на всей длине плаца быть не может, и тащит шагом к стенке. Это он так приучен?
Галоп был странен, чему немало способствовал вываливающийся во внутренний круг Мишка. К моему удивлению, Сусел этот факт воспринял совершенно спокойно, а вот Слива к концу тренировки завелась. Нам, правда, хватало своих проблем. Первую диагональ с переменой через рысь я провалила, переборщив с рысью. Вторую - не расчитав время, и едва не вписавшись Мишке в хвост.
С галопом налево, как обычно, были проблемы - очень уж не любит Сусел эту сторону, и часто поднимается в контргалоп. Так было и сейчас, причём конь тормозиться отказался.
- Ладно, - подумала я. - Фиг с тобой, - и завернула на вольт, где коню пришлось поменять ногу.
Тренер потом долго это вспоминала, радуясь, что я способна что-то придумать без подсказки.
Что такое "не хочу" и как с ним бороться
Пройтись с Туманом по лесу мы уже не успевали, поэтому пошли шагать на плац. Состояние ноги коня (а у него проблемы с правым задом) позволяло сделать кружок рыси. И тут началось веселье.Нет, мы прекрасно шагаем, куда я хочу. Нет, крысы у коня пресекаются сразу же. Но как поднять в рысь лошадь, которой двигаться неохота? Лошадь, которая опытнее тебя не просто потому, что ты ездишь верхом без году неделя, а потому, что она элементарно старше тебя на треть твоей жизни? За хвостом? Неспортивно. Первый раз мне удалось поехать рысью, когда мы меняли направление через середину, а мимо прорысила Слива. Хватило на несколько темпов. Потом - за хвостом, но смена вильнула на переменку, а моя гордость мне не позволила следовать за ними. И только после этих подъёмов я смогла добиться от коня круга рыси, причём в противоположном по отношению ко всем направлении. Болело потом всё. Чья победа? Похоже, боевая ничья.
Разбудить и размять
Прихожу к 12 на конюшню, а там меня уже ждут:
- Садись, - говорят, - на Тюшу. Хамит и не шевелится, а кобыла жалуется на плечо. Надо размять.
Сажусь. Слышу от подруги:
- Она поняла, что это ты на неё села.
- Да? Какая жалость!
Первая рысь. Бежим. Не вертим. Разминаем.
Змейка на шагу. Стараюсь захватить побольше пространства на поворотах, помня о плече.
Вторая рысь. Бежим. Большие, с запасом вольты. Мысли о плече не дают покоя - как бы промять кобылу, не усугубив.
Надо заметить, что грунт был отвратный - жёстко и местами сколько. Тюша ногу берегла, обрывала движение, вынося плечо где-то до середины обычного, из-за чего больше спотыкалась. Снежный ком. Уже потом мне сказали, что при более быстром движении кобыла будет меньше спотыкаться, а во время езды я всё время пробовала варианты, старалась найти более подходящую дорожку, объезжала ямы. Хорошо ещё, что плац боронили вечером субботы - не было пробитой колеи.
Галоп. Подъём. Кобыла уходит со стенки - ямы. Всё, что было на стенке, сбивается в табун. Пропускаю табун, поднимаю, едем в расстоянии метра от стенки. Собираемся в смену, поднимаем в галоп, отвожу кобылу от стенки, в свободное пространство прорывается счастливый Суслик: обогнал. Забиваю на смену, делаем галоп там, где получше грунт. Смена медленно и неторопливо трюхает галопом по стенке. Где возможно, сворачиваю от неё на вольт, недоумевая, как можно ехать по кочкам. Где невозможно, перевожу на рысь. Отшагиваемся. Кобыла размята. Уфф.
Что такое "хочу" и как с ним бороться
Выпал снег. Грунт в лесу был приятнее, чем на плацу, поэтому наших пенсионеров мы повели шагать именно туда. Едем - четыре снеговика. Кажется, что стоит только остановиться, как нас заметёт. Но нет - количество снега на нас постоянно, и мы можем спокойно пастись. Землетрясение: Туман разрывает снег, добираясь до травы. Ещё, и ещё. Я всё меньше обращаю внимание. Привыкла.
Идём параллельно городу, до нас доносится его шум. Рита приплясывает: хочет бегать. Туман заражается весёлым настроением. Хорошая погода всегда означает толпу, куда бы вы в городе не пошли. Хорошая зимняя погода означает так же и лыжников. Хорошая погода зимы 2007 года означает, что можно встретить и лыжников, и велосипедистов. Все равзлечения в комплекте. Но это не самое страшное.
Как оказалось, самое страшное в лесу, - это коляски. И если Рита, пусть и на нервах, но проходит мимо, то "непробивааемо спокойный тяжеловоз" доходит до коляски, разворачивается, и ломится в конюшню. Позволяю довести меня до перекрёстка: там лучше разворачивать коня обратно. Снова пытаемся пройти мимо коляски, снова меня везут в конюшню. Так бы мы и изображали двух баранов, если бы люди с коляской не отвернули на другую тропинку, за что им большое спасибо.
Находим Риту, нервно нарезающую круги по полянке. В шагании на Тумане есть одно большое преимущество: для того, чтобы его успокоить, его достаточно ткнуть носом в траву:"Когда я ем, я глух и нем". Постепенно успокаивается и кобыла.
Чтобы не усугубить положение, возвращаемся на любимую "галопную" поляну. Правда, другим путём, чтобы не идти на поводу у лошадей. Немного раскопок, и мы готовы идти домой.
Пришли. При виде конюшни животные едва ли не вздыхают с облегчением. Заводимся с Туманом, нарушая ТБ: повод наброшен на шею, конь идёт за мной, руки свободны. Рита спускает пар на корде: есть ещё порох в пороховницах. А у нас - какая-то приятная усталость.
Да. Никогда не думала, что на Тумане придётся применять те же меры по успокоению, что и на Сусле. Однако. И знаете - меня это радует. Пока конь 29 лет веселится так же, как шестилетка, значит, всё у нас хорошо.