Mormyshka, не во всем и не всегда.
Например, Законы Хаммурапи предусматривают множество наказаний членовредительством за самые разные проступки. При этом Второзаконие делает оговорки, например, по количеству ударов и объясняет это тем, что приговоренный не должен быть обезображен. А членовредительство допускается только в одном случае: если двое мужчин дерутся, а жена одного из них вмешается и схватит противника за срамный уд - тогда ей отсечь руку. Звучит странно, но о. Игорь Ковалевский, канцлер курии католической архиепархии в Москве, объяснял это так: речь идет о том, что в наше время называется ударом ниже пояса.
Вот что важно, Втор 22:25-29:
"25 Если же кто в поле встретится с отроковицею обрученною и, схватив ее, ляжет с нею, то
должно предать смерти только мужчину, лежавшего с нею, 26 а отроковице ничего не делай; на отроковице нет преступления смертного: ибо это то же, как если бы кто восстал на ближнего своего и убил его; 27 ибо он встретился с нею в поле, и
хотя отроковица обрученная кричала, но некому было спасти ее.
28 Если кто‐нибудь встретится с девицею необрученною, и схватит ее и ляжет с нею, и застанут их, 29 то
лежавший с нею должен дать отцу отроковицы пятьдесят сиклей серебра, а она пусть будет его женою, потому что он опорочил ее; во всю жизнь свою он не может развестись с нею."
Средневековье, т.н. варварские правды посмотрим.
Саксонская правда, начало IX века:
"26. Кто убил сына своего господина, или обесчестил дочь, или жену, или мать (его), —
да будет убит по воле господина.
40. Желающий взять себе жену
пусть даст ее родителям 300 солидов; <...> а если ни родители, ни девушка не дали согласия, то есть если она похищена насильно, то
пусть уплатит ее родителям 300 солидов, девушке — 240 солидов, и пусть возвратит ее родителям."
Вот, здесь даже девушке полагается отдельная сумма возмещения.
Салическая правда, запись судебных обычаев салических франков, конец V - начало VI века:
"XXV. § 1. Если кто совершит насилие над свободной девушкой, присуждается
к уплате 63 солидов.
§ 3. Если какой-нибудь свободный будет иметь сношения с чужой рабыней, и будет уличен, присуждается
к уплате господину рабыни 15 солидов.
§ 4. Если же кто будет иметь сношения с королевской рабыней, присуждается
к уплате 30 солидов.
§ 7. Если раб причинит насилие чужой рабыне и вследствие этого преступления рабыня умрет, раб должен
или уплатить господину рабыни 6 солидов, или же должен быть кастрирован. Господин же раба должен возместить стоимость рабыни.
§ 8. Если же рабыня после этого останется жива, раб или
должен получить 300 ударов плетью, или уплатить господину (рабыни) 3 солида.
§ 9. Если раб уведет чужую рабыню против ее воли,
должен уплатить господину рабыни 3 солида."
Вообще т.н. варварских правд в раннее Средневековье было много, и санкции могут различаться. Я не стала смотреть и цитировать все, но общий вектор обычаев, думаю, понятен.
Более поздние времена:
Каролина, уголовно-судебное уложение Священной Римской Империи германской нации, XVI век:
"СХIХ. Если кто-либо путем насилия и вопреки ее воле злодейски обесчестит неопороченную замужнюю женщину, вдову или лишит невинности девушку, то
такой злодей подлежит лишению жизни. По жалобе потерпевшей и доказательстве преступления он должен быть, подобно разбойнику, подвергнут
смертной казни мечом. Если же кто-либо злодейски и насильственным образом будет покушаться на вышеупомянутое преступление против неопороченной женщины или девушки, но она вследствие своего сопротивления или иным путем будет спасена от такого посягательства, то по жалобе потерпевшей и доказательстве преступления такой злодей должен быть подвергнут наказанию соответственно обстоятельствам учиненного преступления и положению лиц. Судья и судебные заседатели должны при этом прибегнуть к совету законоведов, как было указано ранее по поводу других случаев".
И близкий по смыслу состав, там же:
"СХХIII. Нередки такие случаи, что неразумные женщины и в особенности невинные девушки, которые иначе были бы неопороченными честными особами, бывают вовлечены некоторыми злыми людьми, мужчинами и женщинами в греховное и плотское деяние с целью лишить их невинности путем злостного обмана или преступно их обесчестить. Таких злостных сводников и сводниц, а также тех, что заведомо преступным и злоумышленным образом предоставляют для этого свои дома или допускают, чтобы подобные действия совершались в их жилищах, надлежит, соответственно обстоятельствам дела и согласно советам законоведов,
подвергнуть изгнанию из страны, выставлению у позорного столба, отрезанию ушей, сечению розгами или иному наказанию".
Древнеирландское право. Был такой
Cáin Lánamna, или
Закон о браках. Он интересен тем, что определяет 10 видов брака на все случаи жизни, в т.ч. lánamnas éicne - союз насилия, т.е. изнасилование.
По правовым последствиям союз насилия приравнивается к союзу увозом: "Союз насилия или увозом: они [т.е. партнеры] не имеют ничего, кроме потомства. Вира (? др.-ирл. éraic) в полном размере уплачивается за девственницу, за молодую послушницу, которая не отказалась от своего обета, и за первую жену (др.-ирл. cétmuinter); половина виры уплачивается за остальных жен, все это делается без согласования с женщиной — вместе с полной ценой чести мужчины самого высокого положения, который имеет над ней власть или которому она принадлежит (п. 35)".
Здесь особый случай, т.к. в раннесредневековой Ирландии сохранялись некоторые специфические обычаи, которые можно трактовать как отголоски матриархата. Поэтому обходится без крови, но остается главный вопрос: что делать с детьми от союза и как регулировать имущественные отношения? "Не имеют ничего, кроме потомства" - как раз об этом.
Что-то мне подсказывает, что подобные наказания имели место, если правосудие искали мужчины. Оскорбленные отцы, которым "товар попортили", злые мужья... Не могу представить, как женщина лишенная права голоса, идёт разбираться со своим обидчиком. А если он её муж? А друг мужа?
Муж не может быть насильником, т.к. брак традиционно рассматривался как союз в т.ч. и ради продолжения рода (а там как Бог даст).
Между прочим, муж в иудейской традиции именно обязан иметь близость с женой (Исх 21:10). Но в Ветхом Завете есть запрет на соитие во время месячных, так что нельзя сказать, что муж может делать это сколько хочет и когда хочет. В остальных традициях нужно либо копать вопрос глубже, либо какие-то обычаи просто не были зафиксированы законодательно, а оставались в области обычного права.
Однако, ни разу не читала в источниках, чтобы друг мужа имел какие-то физические права на женщину.
Все это к вопросу об абсолютном женском бесправии в древности и Средневековье. И к словам "товар испортили", "злой муж"... А что, муж изнасилованной женщины должен быть, как кот Леопольд?