Н.Е. Сверчков.
Лебедь 4-й. Музей коневодства РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева.
Источник: Кабмегов Б.Д. Коневодство и коннозаводство России. - М.: Росагропромиздат, 1988. - С. 111.
"
Лебедь 4-й, серый жеребец, рысак парадного типа, рост 2 арш. 3 1/2 верш., род. в 1831 г. в Хреновском конном заводе от Добрыни 1-го и Ехиды.
По красоте, утверждал А.А. Стахович, он никогда не видел лошади лучше Лебедя 4-го. Стахович видел Лебедя 4-го уже стариком, в заводе воронежского коннозаводчика Плотникова. У этой лошади был, по словам Стаховича, такой сильнейший запал, что, даже будучи стариком, Лебедь 4-й необыкновенно “парадно” выступал и на шагу отделял хвост. Эти две особенности Лебедя 4-го подметил Сверчков и хорошо их изобразил на портрете. Этот портрет принадлежал Стаховичу, и он им чрезвычайно дорожил. Особенностью экстерьера Лебедя 4-го были замечательная сухость при слегка фризистой ноге, необыкновенной красоты круто поставленная шея, замечательная голова с маленьким ухом, короткая и ровная спина, большая глубина туловища и ложного ребра. Прежние охотники говорили, что лучше Лебедя 4-го лошади не было и не будет. Словом, красота и правильность форм Лебедя 4-го настолько общеизвестный и общепризнанный факт, что о нём нет необходимости долго распространяться. Стахович сообщил мне, что в Лебеде 4-м было три с половиной вершка росту и что даже в старости у него на крупе и вокруг скакательных суставов сохранились, правда, в незначительном количестве, серые яблоки, тогда как в остальной части тела он был совершенно белый. В описи Хреновского завода от 1845 года, то есть тогда, когда Лебедю 4-му исполнилось четырнадцать лет, он всё ещё писался серым, а не белым. Я обращаю внимание на эти факты, потому что в спортивной литературе о Лебеде 4-м пишут всегда как о лошади белой масти, тогда как он побелел лишь с годами, да и то не вполне. В Хреновском заводе были белые лошади, например, Непобедимый 2-й или Полкан 6-й, и среди их потомства встречалось немало, в особенности в породе последнего, чисто белых лошадей уже в самом молодом возрасте. Лебедя же 4-го и его потомков надо причислять к серым и светло-серым лошадям, белые среди них попадались значительно реже. Интересно отметить, что эти оттенки масти очень стойко передавались в линии Лебедя 4-го, и я это наблюдал у себя в заводе, на детях Недотрога и его сына Кронпринца. Из их сыновей и дочерей белыми были только Кронпринц, Фурия и Ловчий. Если я скажу здесь, что один из самых ярких и убеждённых метизаторов, Н.П. Шубинский, был поклонником Лебедя 4-го, то это, несомненно, вызовет немалое удивление у многих лиц, знавших этого чёрствого и сухого человека, столь далёкого от всяких увлечений прошлым нашей коннозаводской старины. А вместе с тем Шубинский считал Лебедя 4-го лучшей орловской лошадью по формам, красоте и даже заводской деятельности. Он увлекался Лебедем 4-м и купил, как он мне сам это говорил, Крылатую только потому, что в ней по матери сильна была кровь этого жеребца. Крылатая его не обманула: она была не только рекордисткой, но и лучшей маткой во всём заводе Шубинского. Коноплин, который долгое время был дружен с Шубинским, нередко трунил над Николаем Петровичем и вышучивал его пристрастие к Лебедю 4-му. Прав, однако, оказался не Коноплин, а Шубинский и все те, кто вместе с ним верил в этого великого жеребца.
М.П. Плотников от него не получил жеребят, так как Лебедь 4-й к случке был непригоден. Эти последние слова Стаховича поясняют весьма многое. Известно, что Лебедь был продан с аукциона М.П. Плотникову в 1848 году, когда лошади было 17 лет – года, небольшие для производителя. До того как Стахович сообщил о запале и бесплодии Лебедя 4-го, меня не только возмущало, но и удивляло, как могли его продать вообще из Хреновского завода, да ещё тогда, когда этим заводом управлял знаменитый коннозаводчик и знаток лошади В.П. Воейков. Желая пролить больше ясности на этот тёмный вопрос, я в один из моих приездов в Хреновской завод разыскал в архиве дело о продаже хреновских лошадей на аукционе в 1848 году и из него узнал, что знаменитый Лебедь 4-й был продан за 155 рублей! Сопоставляя эти данные со словами Стаховича, я понял, почему Воейков выпустил из Хреновского завода Лебедя 4-го. Конечно, было бы благороднее такую великую лошадь не продавать за гроши, а перевести на пенсию или же совсем уничтожить, но это, по-видимому, было не во власти Воейкова, так как завод был казённым и следовало строго соблюдать установленные правила, по которым непригодных выбракованных лошадей надлежало продавать с аукциона. После всего сказанного становится понятно, почему Лебедя 4-го не купил никто из знаменитых коннозаводчиков и он попал в малоизвестный завод Плотникова".
Источник: Бутович Я.И. Мои Полканы и Лебеди. - Пермь. - Издательство "Тридцать три", 2003. - С. 161 – 164.
"В период 1812 – 1830 гг. В.И. Шишкин в Хреновском заводе создал 80 рысистых производителей, в том числе 22 жеребца высокого заводского класса, которые длительное время продуцировали в рысистом отделении.
В 1830 г. В.И. Шишкин в последнем подборе рысистых маток к жеребцам получил знаменитого родоначальника линии
Лебедя 4-го, рождённого в 1831 г. в Хреновском заводе от серого Добрыни 1-го, сына Лебедя 2-го и серой Ехиды, дочери Кролика 1-го. Лебедь инбридирован на
Кролика 1-го. (р. 1801 г.). По меткому выражению В.О. Витта (1952 г.) “это была лебединая песня В.И. Шишкина в Хреновском заводе”, поскольку в 1831 г. он был уволен из Хреновского завода за организацию в 1829 и 1830 гг. тайной случки своих кобыл с лучшими хреновскими жеребцами. Лебедь 4-й (рост 158 см) обладал упряжным типом, очень нарядным и правильным экстерьером.
Линия Лебедя 4-го через его сыновей
Ловкого 3-го (р. 1836 г.),
Лебедя 5-го (р. 1841 г.),
Людмила (р. 1844 г.),
Лютого (р. 1844 г.) широко распространилась в частном рысистом коннозаводстве. Линия Лебедя 4-го трансформировалась в линии:
Крутого 2-го 5.07 (р. 1868 г. зав. Н.И. Ершова)
(см. выше на странице - Nudnaya+Zabava),
Чародея (р. 1862 г. зав. А.Б. Козакова) и
Леска 5.09 (р. 1883 г. зав. Н.Н. Коротнева). Из ветви линии Лебедь 4-й – Ловкий 3-й вышел знаменитый рысак и производитель
Любезный 5.12 (3 версты); 7.44,6 (4,5 версты); 10.28 (6 вёрст) рождённый в 1872 г. у В.И. Ознобишина. Отметим, что 1 верста равна 1067 м. Резвейшим сыном Любезного 5.12,3 стал
Лобанчик 5.04,4 (р. 1888 г.)."
Источник: Горин В.А. Знаменитые производители в орловской рысистой породе, рождённые у В.И. Шишкина от жеребцов Хреновского завода. Часть 1. // Коневодство и конный спорт. – 2009. – № 5. – С. 27 – 31.
"Будет вполне естественно привести отзыв о формах
Лебедя 2-го, который дошёл до нас благодаря историческим заботам Коптева. “
Лебедь 2-й был корпусом тонок (цибат) и с тем вместе имел длинный фриз на ногах, начиная от колен, копыто имел узкое, продолговатое. На выводке, а равно и на езде, тотчас отделял хвост и высоко держал фонтаном; словом, был очень хорош собою и наряден, более всего приближаясь к арабским жеребцам, имел 2 аршина 4 вершка росту”.
Формы
Лебедя 4-го чрезвычайно характерны, и крайне важно иметь в виду, что именно он из всех хреновских родоначальников более других “приближался к арабским жеребцам”. Удержали ли эти типичные и столь характерные формы прямые представители
Лебедя 2-го? По-видимому, нет. Во всяком случае, это верно для третьего поколения, в частности, для Лебедя 4-го. Мы имеем превосходный портрет Лебедя 4-го, и он представляется нам лошадью глубокой, отнюдь не цыбатой, а скорее низкой на ноге. От Лебедя 2-го этот жеребец, по-видимому, унаследовал лёгкий фриз (у Лебедя 2-го фриз был очень значительный). У Лебедя 4-го были красивые движения, которые Стахович метко прозвал “парадными”. Как видим, Лебедь 4-й уже отклонился от форм своего деда. То же произошло и на других разветвлениях этого рода. Мы имеем точное описание шишкинского
Горностая и многих его детей – здесь различие с родоначальником ещё значительнее. Наконец, мы имеем точные данные о формах внука Лебедя 2-го, знаменитого
Летуна 3-го, бывшего производителем у графа К.К. Толя. Это была идеальная лошадь и тоже очень глубокая. Лебедь 2-й был далёк от этого идеала.
Лебедь 2-й лучше сохранялся и более точно передавал себя, несомненно, в дочерях. Рост Лебедя 2-го – четыре вершка – стойко передавался во всей линии.
В Лебеде 4-м было три с половиной вершка, в Летуне почти столько же. Словом, Лебеди имели пределом четырёхвершковый рост, оставшийся крайне типичным для всей линии. Даже в наше время лучшие представители Лебедя 4-го –
Лесок,
Недотрог,
Кронпринц – были лошадьми некрупными и в массе дали такой же приплод. После всего сказанного мне кажется разумным и для форм в прямой мужской линии иметь в виду родоначальником Лебедя 4-го. Потомство последнего (а только с ним теперь приходится считаться) уже вполне константно передавало своим представителям формы родоначальника. Отсюда такая слава за породой Лебедя 4-го и утверждение охотников, что это красивейшие лошади своего времени. В моём распоряжении имеется весьма большая иконография потомков Лебедя 4-го, и я должен здесь подтвердить, что эти лошади недаром заслужили название красавцев. Я сужу как по хреновским жеребцам этой породы –
Лондону (см. ниже - Nudnaya+Zabava),
Ловкому 3-му,
Любезному,
Лютому,
Волне и многим другим, так и по тем, которые родились от них в частных заводах. Иногда встречались отклонения от масти, и довольно часто к вороной (
Лебедь 5-й) – здесь почти всегда сказывалось влияние полкановской породы с материнской стороны, – но формы, основной тип и красота передавались от Лебедей.
Подводя итог сказанному, я нахожу, что потомки Лебедя 4-го не только высокопородны, очень красивы, но и очень правильны. Они глубоки и дельны, имеют свой характерный рост – до четырёх вершков – и до наших дней сохранили удивительно эффектные движения. Общий уровень резвости и процент бегущих лошадей в этой линии очень высок, но появление рекордистов – скорее исключение."
Источник: Бутович Я.И. Мои Полканы и Лебеди. - Пермь. - Издательство “Тридцать три”, 2003. - С. 176 – 177.
Н.Е. Сверчков.
Лебедь (Лебедь 4-й - Славная). 1854.
Источник:
http://www.liveinternet.ru/community/24 ... t82103163/
По этой ссылке находится дневник фотографа
Натальи Яченко. Вот там фотографий и информации про рысаков (не только орловских) видимо-невидимо!
"Сын Лебедя 4-го серый
Лебедь, рождённый в 1844 г. р. у А.Б. Козакова от серой Славной Хреновского завода, в 1852 г. на Московском ипподроме победил в очень престижном Большом Императорском призе с резвостью бега 9.54 (5 вёрст) и перебежки 4.09 (2 версты). В этом призе Лебедь и выиграл 873 рубля серебром.
Мать Лебедя 9.54,5 серая
Славная (р. 1834 г. от Чистяка 3-го и Ловкой, дочери Любезного 2-го) в 1842 г. поступила из Хреновского завода к А.Б. Козакову вместе с серым жеребчиком от Ловкого 3-го. Это был подарок А.А. Орловой-Чесменской своему племяннику А.Б. Козакову. В 1843 г. А.Б. Козаков приводил Славную в Хреновской завод на случку с Лебедем 4-м, а в 1844 г. она принесла серого Лебедя, победителя в Большом Императорском призе."
Источник: Горин В.А. Знаменитые производители в орловской рысистой породе, рождённые у В.И. Шишкина от жеребцов Хреновского завода. Часть 1. // Коневодство и конный спорт. – 2009. – 5. – С. 27 – 31.
"Крупный, замечательный по экстерьеру и силе Лебедь бежал от имени своего владельца А.С. Кампиони. В то время по резвости на 8 вёрст Лебедь 15.47 был вторым за феноменальным рекордистом Быстрым 2-м 15.34."
Источник: Горин В.А. Орловские рысаки в творчестве художника Н.Е. Сверчкова. // Коневодство и конный спорт. – 2005. – № 1. – С. 31 – 32.
Клавер, копия с картины Н.Е. Сверчкова.
Лондон (Ловкий 3-й - Семирамида).
Источник: Горин В.А. Исторические уроки зоотехнической школы А.Г. Орлова и В.И. Шишкина. // Коневодство и конный спорт. – 2004. – № 1. – С. 9
"Типичным представителем линии
Лебедя 4-го является его внук, светло-серый
Лондон, 1844 г. р. (Ловкий 3-й – Семирамида, внучка Полкана 3-го). Лондон получен в результате кросса линии Лебедя 4-го и Полкана 3-го, жеребец инбридирован на Ловкого 1-го в IV – III рядах предков. Лондон стоял производителем в Хреновском заводе; он пал в 1860 г. в 16 лет. Лондон оставил восьмерых заводских жеребцов, которых в разное время перевели в ГЗК. Из них только серый
Лопарь (1850 г. р. от Щекотухи, дочери Чистяка 3-го) и серый
Ловкий 7-й (1856 г. р. от Варкой, дочери орлово-фризского Визапура 3-го) были запасными производителями, затем их перевели соответственно в Московскую (1856 г.) и Пермскую (1861 г.) ГЗК.
В списке из 18 хреновских жеребцов (Добродей, Велизарий, Вероник, Бедуин, Любезный, Нагиб и другие), оставивших яркий след в частном орловском коннозаводстве, есть сын Лондона серый
Любезный (1860 г. р. от Вертухи, дочери Варвара 1-го, 7/8 орл. и 1/8 фризской крови) – производитель в заводе В.И. Ознобишина (В.А. Щекин, 1955 г.). Любезный в заводе И.Д. Ознобишина в 1872 г. от Пеструхи дал знаменитого серого
Любезного 5.12; 7.44,6, победителя в Интернациональном призе в Париже (1878 г., 6 вёрст – 10.01,5). Любезный 5.12 в заводе П.Г. Миндовского через своего сына
Литого 2.29,4 стал прадедом по матери
Кронпринца 4.42,2 (1907 г. р. у Я.И. Бутовича), отца родоначальника линии
Ловчего, 1921 г. р. К Ловчему восходят современные орловские линии
Болтика,
Отбоя,
Пиона и
Исполнительного. Отметим, что перечисленные родоначальники линий через Крутого 2-го по прямой мужской линии восходят к
Лебедю 4-му. В 1889 г. П.Г. Миндовский подарил Любезного Хреновскому конному заводу.
Дочь Лондона серая
Лихва стала матерью рыжего
Вероника(1859 г. р.), производителя в заводе Д.А. Янькова. Другая дочь Лондона –
Лестная является матерью
Похвального (1870 г. р., у М.И. Кожина), отца знаменитого
Паши 5.13, 1877 г. р. Напомним, что Паша – отец родоначальника линии
Зенита. Портрет Лондона написал художник Н.Е. Сверчков, но в Музее коневодства МСХА хранится копия, выполненная художником Клавером."
Источник: Горин В.А. Исторические уроки зоотехнической школы А.Г. Орлова и В.И. Шишкина. // Коневодство и конный спорт. – 2004. – № 1. – С. 6 – 10.
Н.Е. Сверчков.
Крутой (удар - Саржа). 130 х 105 см. Музей коневодства РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева.
Источник:
http://raiter.flyboard.ru/topic448-15.html
Жеребец в правильной зоотехнической стойке стоит на лугу, головой направо. На высокоподнятой его голове - уздечка с красной кистью, без поводьев. Грива не видна, так как спускается на левую сторону. Длинный хвост (темный в верхней части и белый - в нижней) высоко поднят и отставлен.
Портрет написан в реалистической манере. Подчеркнуты нарядные формы и мощное телосложение породистого жеребца.
Жеребец
Крутой, орловской рысистой породы, родился в 1874 году в заводе Н.Л. Соллогуба от
Удара и
Саржи. По прямой мужской линии относится к хреновскому Лебедю IV, являющемуся ему прапрадедом.
• сер. жер.
Лебедь 4-й, (род. В 1831 г. в Хреновском конном заводе от Добрыни 1-го и Ехиды);
• сер. жер.
Лютый (род. в 1844 г. в Хреновском конном заводе; в 1849 г. поставлен в Московскую Госконюшню, пал в 1862 г.);
• жер.
Бархатный (род. в 1857 г. у Поццо-ди-Борто, (5,42); был продан в завод Соллогуба);
• жер.
Удар (род. в 1868 г. у Н.Л. Соллогуба).
Жеребец
Крутой в пятилетнем возрасте, зимой 1879 г. в Санкт-Петербурге, выиграл трехверстный Приз памяти А.Г. Орлова-Чесменского. Он бежал от имени купца Ивана Федоровича Ванюкова, под управлением наездника Петра Силкина. Он показал резвость 5.34,6 и оставил всех соперников “за флагом”. Летом этого же года бежал в Москве и выиграл Летний приз Московского общества поощрения рысистого коннозаводства для жеребцов 5 лет с резвостью 5.14 (три версты). Были еще две перебежки, которые он обе выиграл: первую в резвость - 5.22, вторую - 5.24. Общей сложностью Крутой пробежал в этом призе 9 км и получил приз 1200 рублей.
Крутой стоял производителем в заводе И.Ф. Ванюкова, где дал серого жер. Мельника, р. 1890 г. (5.01,6 - 3 версты).
Кличка Крутой в ту пору была довольно распространенной, в частности на ипподромах бежало 36 жеребцов под таким именем.
12 июля 2007 года в Министерстве культуры России состоялась торжественная передача Музею коневодства РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева уникальной картины художника Н.Е. Сверчкова "Крутой", похищенной из фондов музея в 1993 году. Со стороны университета в торжественной церемонии приняли участие ректор, член-корреспондент РАСХН В.М. Баутин и директор музея коневодства И.И. Бондаренко.
Передали картину руководитель Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Росохранкультура) Б.А.Боярсков и заместитель руководителя А.И. Вилков.
Церемония передачи картины широко освещалась представителями СМИ: телеканалами "Культура", "Россия. Вести Москва", "ТВЦ. Крестьянские велемости", журналистами газет "Известия", "Труд" и "Крестьянские ведомости".
Источник:
http://www.timacad.ru/news/detail.php?ID=3656
"Жеребец Крутой" - произведение крупное, причем не только в художественном смысле, но и в буквальном: размер картины - 105 на 130 сантиметров. Картина не помещалась в помещении Музея коневодства, поэтому висела в большой лекционной аудитории МСХА им.Тимирязева.
- Понимаете, тогда время было такое - в академии и вообще в обществе царила атмосфера доверия, - рассказала "Труду" заведующая отделом Музея коневодства Юлия Кузнецова. - Еще с 1940 годов, когда музей вернулся из эвакуации, "Жеребец Крутой" сразу разместился в аудитории. И несколько десятилетий этим произведением любовались и студенты, и посетители музея. Охрана, конечно, была, но как и в любом другом учебном заведении, - просто вахтер. Это сейчас у нас повсюду решетки на окнах, а тогда было принято доверять друг другу. В 1993 году "Жеребца Крутого" и еще две картины из этой же аудитории похитили. Это случилось в выходные, когда никого из сотрудников музея в здании не было...
Сегодня эксперты оценивают стоимость картины Николая Сверчкова в десятки миллионов рублей. До революции "Крутой" принадлежал известному собирателю ценностей, связанных с лошадьми, Якову Бутовичу. Впоследствии его коллекция стала основой Музея коневодства.
- "Жеребец Крутой" не самое ценное произведение в нашем музее: у нас есть полотна и XVIII века, - говорит Юлия Кузнецова. - Однако все мы испытываем чувства глубокого удовлетворения и глубокой радости, что картина вернулась домой...
"Крутого" удалось найти при содействии Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Как сообщили "Труду" в этом ведомстве, полотно было обнаружено на территории России в частной коллекции благодаря изданию "Каталог предметов искусства и антиквариата, находящихся в розыске". После переговоров с Росохранкультуры коллекционер согласился вернуть произведение искусства в Музей коневодства.
Источник:
http://www.trud.ru/article/13-07-2007/1 ... tojlo.html
По мере розыска информации о картинах Сверчкова и о лошадях, на них изображённых, буду дополнять посты, чтобы всё в одном месте было.
Ещё
заманиловка - нашла немного информации и фотографий
Громадного, о котором уже писала ранее. Так что, интересующиеся Громадным, тоже поглядывайте иногда в предыдущие посты.